Пётр Ильич Чайковский
Пётр Ильич Чайковский
(7.
V. 1840, Воткинск - 6. XI. 1893, Петербург)
Г. Маркези
Сын
горного инженера и одарённой пианистки французского происхождения, второй из
шести братьев (младший, Модест, станет его либреттистом и биографом). Сперва
изучает право и учится игре на фортепиано, затем с 1861 по 1865 год обучается в
Петербурге в музыкальных классах Русского музыкального общества и консерватории
(с 1862 года) под руководством Зарембы, А. Рубинштейна, Чиарди и Штиля. В 1862
году оставляет службу в Министерстве юстиции; в 1866 году Н. Рубинштейн
приглашает его на кафедру гармонии Московской консерватории, где композитор
преподавал в течение одиннадцати лет (среди его учеников - Танеев). В 1877 году
после неудачной женитьбы обретает в лице богатой вдовы Надежды фон Мекк
меценатку, обеспечившую ему годовую пенсию в 6000 рублей (до 1890 года).
Полностью посвятив себя композиции, живёт в Каменке, в доме своей сестры
Александры, в имении фон Мекк или в своём поместье в Майданово, а также в
Петербурге и Москве. Как дирижёр своих собственных сочинений посещает ряд
европейских стран. В 1891 году даёт концерты в Соединённых Штатах, в 1893 году
становится доктором honoris causa Кембриджского университета. В этом же году
дирижирует первым исполнением Шестой симфонии ("Патетической").
Оперы:
Воевода (1868), Ундина (1869), Опричник (1874), Евгений Онегин (1879),
Орлеанская дева (1881), Мазепа (1884), Черевички (1887), Чародейка (1887),
Пиковая дама (1890), Иоланта (1892).
Согласно
Дж. Абрахаму, причина успеха Чайковского у публики заключается в том, что
человеческий опыт композитора, выраженный в его произведениях, близок опыту
многих, если не всех людей, - особенно яркий пример тому - Шестая симфония:
"Исключительное впечатление, производимое "Патетической
симфонией" на музыкально даже не очень одарённых людей объясняется
пронизывающим её напряжением жизни: нет ни одного такта, который не был бы музыкально
живым". В последнее время стиль Чайковского стал оцениваться и с других
точек зрения. Большая заслуга принадлежит исполнителям XX века, снявшим с
партитур Чайковского "накипь" традиции и сделавшим очевидной их
мастерскую отделку. Здесь весьма полезными оказались наблюдения Стравинского
над учёностью, мастерством и юмором его великого земляка (наблюдения,
касающиеся как наиболее известных симфонических произведений и балетов, так и
опер). Стравинский считал Чайковского прежде всего создателем балетов.
Действительно, балеты композитора стали олицетворением всего его творчества, не
столько из-за их зрелищности, сколько из-за естественности, живости
музыкального языка. Мелодии состоят из коротких, сразу же определяющихся
мотивов, рисунок которых характеризуется "скорее скачками, чем
поступенностью и в своём движении напоминает изысканное письмо" (Абрахам).
Это движение не получает разработки в полном смысле слова, но порождает серию
вариантов, не слишком отклоняющихся от тематического центра. Такая
решительность манеры обеспечивает контакт с публикой. Добавим также роль
оркестра, весьма искусного и неблекнущего, часто включающего самые интересные
вокальные темы, полного резких содроганий и неожиданных взлётов, всегда
главного комментатора событий и одного из основных собеседников персонажей,
оркестра, представляющего собой плод большого опыта в области инструментальной
музыки.
Чайковский
очень рано, с четырнадцатилетнего возраста, посвятил себя театру. Ему всегда
наиболее удавались те оперы, в которых он имел возможность не столько
реконструировать историческое прошлое, сколько изображать внутренний мир
человека, воссоздавать атмосферу и использовать прежде всего декламационные
формы в плотном сопровождении оркестра, в которые свободно вписываются
отдельные номера. Вообще он без помех разрабатывал и фольклорные сюжеты
("Черевички"), и сюжеты из западной истории ("Орлеанская
дева"). Нужно заметить следующее. Хотя композитор считался стойким
западником, противником "Могучей кучки", он, когда обращался к
народно-национальному наследию, делал это с большой оригинальностью, фантазией
и огромным тщанием. Многочисленные созданные им народные песни дышат
подлинностью и правдивостью, неизвестными "Могучей кучке".
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.belcanto.ru
|