Продюсирование как форма управления персоналом в музыкальной индустрии
Продюсирование как форма управления персоналом в
музыкальной индустрии
Реферат по курсу: «Управление персоналом»
Выполнила студентка группы ФЗ-2102 Мухина К.А.
Институт профессиональной оценки, кафедра
фундаментальных и общепрофессиональных дисциплин
Москва 2004
Введение.
Процесс
перехода страны к рыночной экономике затронул все сферы хозяйственной и
культурной деятельности, в том числе и музыкальную индустрию. В этой области
культуры произошли коренные изменения. Самым главным изменением является
выделение экономического блока отношений в музыкальной индустрии. Таким
образом, экономика музыкального проекта, наряду с творчеством, стала
неотъемлемой частью музыкального проекта. Взаимодействие этих двух составляющих
обеспечивает конкурентоспособность и оригинальность того или иного музыкального
проекта.
Деятельность
в сфере шоу-бизнеса имеет свои особенности но, несмотря на это, она также
подчиняется законам характерным и для других видом общественной деятельности.
Эта деятельность включает в себя множество процессов, таких как, финансовые,
кадровые, социальные и многие другие (рис. 1).
Рисунок
1 Основные
компоненты общественной деятельности.
Музыкальная
индустрия состоит из следующих элементов:
Экономика;
Творчество;
Право;
Менеджмент;
Рассмотрим
более подробно взаимодействие этих компонентов в музыкальной индустрии.
Необходимость творческой и экономической составляющей очевидна и так.
Организацию любого проекта обеспечивают управленческие отношения, которые
опираются на личностной фактор. Но музыкальный проект не может существовать без
артистов и других участников, ответственных за различные процессы. Таким
образом становиться, необходим профессиональный менеджмент. Все отношения с
участниками проекта регулируются правовыми принципами, отраженными в
законодательстве и договорном регулирование отношений.
Музыкальный
бизнес включает в себя организацию большого числа разноуровневых событий, людей
и процессов. Все процессы, так или иначе, связаны с генерированием идей,
созданием проектов, продвижением его на рынок, удержанием творческого и
коммерческого потенциала на определенном уровне. Для финансовой стабильности
продюсеру необходимо учитывать ее творческую, экономическую, управленческую и
правовую специфику.
Понятие
продюсера как человека, ответственного за финансирование, производство и
распространение продуктов культуры, в частности культуры на практике возникло
уже давно, но получает свое признание на официальном уровне постепенно.
Музыкальное
Продюсирование – это сложный и многоуровневый процесс, который требует от
продюсера как творческо-управленческой фигуры большой отдачи сил, времени и
нервов.
Роль продюсера в музыкальной индустрии.
На
сегодняшний день всем известны основные функции менеджмента, их всего семь:
Организация;
Контроль;
Координация;
Регулирование;
Предвидение;
Активизация;
Исследование;
Исторически
сложилось, что менеджмент – это управление в условиях рыночной экономики, то
есть понятие главным образом связанное с изменением форм собственности и
увеличением роли человеческого фактора.
Основными
признаками менеджмента как своеобразного типа управления являются:
Организационные
формы управления (гибкие и адаптированные к процессам рыночного поведения
компании)
Профессионализм
персонала
Организационные
приоритеты (человеческий фактор)
Мотивирование
эффективной деятельности
Личностной
фактор (творчество и искусство менеджера, выделение креативного компонента)
Роль
продюсера тесно связана с понятием менеджмента, но, так же как и в любой сфере
деятельности имеет определенную специфику. Само по себе понятие продюсер в
России радикально отличается от понятия этой профессии на Западе. На Западе
продюсер – это человек, который делает музыку. Но в России дела обстоят
по-другому, продюсер – это человек, который находит спонсорские, инвестиционные
средства для продвижения проекта, также является организатором разноуровневых
творческих, управленческих, правовых и экономических событий, процессов и
явлений.
Многогранность
продюсерской деятельности в музыкальной индустрии связана с мощной раскруткой
проекта, которая включает в себя не только традиционные методы продвижения,
такие как концертная, гастрольная деятельность, но и специфические –
мерчандайзинг, участие в престижных музыкальных фестивалях, PR, создание
промо-компаний в Интернете. Таким образом, появляются проекты, основанные на
одном из нескольких шаблонов продвижения проекта:
Оригинальная
идея проекта;
Вокальные
данные исполнителей;
Мастерство
композиторов;
Задача
продюсера сводиться к созданию продукта, который будет иметь коммерческий
потенциал. Помимо организационной деятельности. Решения текущих вопросов и
координации, перед продюсером стоит еще такая важная задача, как вдохновение
всего коллектива на максимально эффективное выполнение всей работы по проекту.
Продюсер
– это, прежде всего, организатор за которым стоит целая команда, которая и
делает проект.
Продюсерская команда.
В
зависимости от продюсерской команды, объема выполняемых задач и системы
управления продюсеры могут быть квалифицированны как генеральный, исполнительный,
линейный, проектный, креативный и другие. Вне зависимости работает ли продюсер
над конкретным участком проекта или координирует весь проект, он должен быть
профессионалом и обладать достаточным количеством знаний и информации. Но к
какой бы категории не относился продюсер, он должен понимать утверждение:
«Артиста делает хит». Когда известность приходит к артисту, то сразу же она
приходит и к продюсеру проекта. Поэтому вся деятельность продюсерской команды
направлена на запись хитовых песен.
Продюсеру,
как управленцу приходиться координировать очень большое количество людей,
направлять их, отвечать за их действия и судьбу проекта. Далее будут
рассмотрены участники и партнеры продюсерского проекта (рис.3), их роль и
взаимодействие с продюсером (руководителем проекта). (рис.2)
Все
участники и партнеры продюсерского проекта разделены на блоки, которые отвечают
за выполнение тех или иных обязанностей:
Финансовый;
Организационно-правовой;
Творческо-управленческий;
PR;
Финансовый
блок.
Инвесторы
и спонсоры. К ним относятся партнеры продюсера. Это могут быть разные люди,
обычный предприниматель, генеральный директор издания или продюсер
радиостанции. В зависимости от условий контракта, они могут вмешиваться в
творческую часть проекта, или оставить все на усмотрение продюсера.
Финансовый
директор. Это эксперт, который не помогает зарабатывать деньги, но помогает их
сохранить и если потребуется правильно потратить.
Финансовый
менеджер. В его обязанности входит оптимизация условий по вопросу продюсерской
ставки. Он может серьезно сократить затраты продюсера.
Организационно правовой блок.
Исполнительный
продюсер. Является правой рукой генерального продюсера. Он решает вопросы
управленческого, творческого и финансового характера, но окончательное решение
принимает генеральный продюсер.
Директор
группы. Принимает участие во всех делах группы, выезжает вместе с ними на
гастроли, решает организационные вопросы, урегулирует все отношения с
представителями партнерских компаний. Данное административное звено играет
важную роль, а также является связующим между творческим составом и продюсером.
Менеджер.
Ведет переговоры, связанные с работой группы, координирует процессы. выбирая
наиболее эффективное решение проблемы.
Юрист.
Принимает непосредственное участие в решение правовых вопросов, возникающих при
создании и продвижении проекта.
Концертный
директор. Составляет гастрольный и концертный график выступлений группы.
Творческо-управленческий блок.
Авторы
и артисты-исполнители. В понятие артисты-исполнители, помимо самих артистов
входят еще люди причастные к созданию их образа, т.е. хореографы, постановщики
шоу, сессионные музыканты, имиджмейкеры и др.
Музыкальные
издательства. Это организации управляющие правами авторов музыкального
материала – композиторов и поэтов-песенников. С ними продюсер ведет переговоры
об использовании того или иного музыкального материала. Продюсер вступает с
музыкальным издательством в финансово-правовые отношения.
Саундпродюсер.
Контролирует все этапы записи песен в студии, проводит мастеринг песен, отвечает
за качество звучание конечного продукта.
Рекорд-лейбл.
Компании, занимающиеся записью и выпуском альбома исполнителя. рекорд-лейбл
берет на себя права издания и продвижения на рынок музыкального материала.
Название лейбла, обычно находится на обложке любого фирменного носителя. С
другой стороны это выпускающая компания, которая занимается тиражированием
готового музыкального носителя и его дистрибуцией.
Арт-менеджер.
Является экспертом деятельности всех творческих участников проекта, включая и
артистов-исполнителей. Он тесно сотрудничает с продюсером проекта, тщательно
прорабатывая все детали.
Программные
директора TV,FM. Это люди, которые решают, какие записи будут поставлены для
прослушивания в эфире.
PR-блок.
PR-директор.
Отвечает за формирование общественного мнения и создание репутации артиста. PR
– призван обеспечить эффективный диалог с обществом, формируя и поддерживая
выбранный продюсером сценический образ исполнителя, а так же репутацию
продюсера.
Промоутер.
Они работают на звукозаписывающие компании. Их работа заключается в том, чтобы
получить наибольшее количество времени в эфире для демонстрации новый записи.
Пресс-атташе.
Пресса имеет огромное влияние на формирование имиджа артиста и его
популярность. Пресс-атташе предоставляет прессе всю самую новую и интересную
информацию об исполнителе.
Продюсер
и коллектив находятся в сложном взаимодействии, итогами их совместной работы
является популяризация проекта и получение прибыли от его реализации.
Рисунок
2 Результаты
взаимодействия участников продюсерского проекта
Рисунок
3 Участники и
партнеры продюсерского проекта
Управленческие
качества продюсера.
Как
уже было сказано продюсерская деятельность, является неким синтезом многих
профессий, но, прежде всего работа продюсера опирается на работу с людьми
разных уровней и профессий. Ведь в подчинении у продюсера находятся десятки
сотрудников, для правильного управления которыми ему необходимо иметь
определенные личностные качества и профессиональные навыки. Продюсеру в проекте
необходимо и попеременно играть различные роли, быть музыкальным критиком,
бизнесменом, дипломатом и идейным руководителем. В зависимости насколько гибко
продюсер сможет перестраиваться, и будет зависеть успех проекта. В идеальной
модели продюсера можно выделить четыре составляющих:
Личностные
качества;
Цели
и задачи;
Тактика
(поведение продюсера);
Стратегия
(философия продюсера);
В
зависимости от них складываются функции продюсера, как руководителя проекта. Из
четырех составляющих функций современного продюсера, можно выделить базовые
составляющие – личностные качества и комплекс ролей продюсера. Именно в
соответствии с этими составляющими продюсер выбирает и использует наиболее
подходящий стиль руководства, осуществляет свою деятельность, ставит перед
собой цели и задачи, вырабатывает, и применят стратегию и тактику (технологии),
которые позволяют повысить популярность проекта, а также мотивировать
подчиненных на достижение поставленных задач.
При
совпадение реальных характеристик продюсера с требуемыми управленческими
качествами, и при их рациональном использование, модель продюсера приобретает
идеальную форму.
Рисунок
4 Модель
продюсера
Личностные
качества продюсера.
Успех
управленческой работы в шоу-бизнесе во многом определяется именно личностными
качествами характера продюсера. Именно они помогают продюсеру добиваться своих
целей при этом, поддерживая в коллективе жесткую дисциплину, сохраняю
творческую атмосферу. Такая форма управления возможна благодаря наличию у
руководителя гибкости в отношениях с людьми, ответственности и
предприимчивости.
К
личностным качествам можно отнести следующие:
благожелательное
отношение к людям и работе;
высокие
моральные стандарты; самообладание;
креативное
мышление;
оптимизм;
уверенность
в себе;
требовательность.
Однако
это не единственные качества, которые делают человека продюсером, еще очень
большую роль играют профессиональные и деловые качества. К профессиональным
качествам отняться те качества, которые характеризуют любого грамотного
человека и являются общим фоном для выполнения обязанностей руководителя, его
компетентность. Руководитель так же должен обладать креативностью, широтой
взглядов базирующихся как на общей эрудиции, так и на хорошем знании не только
собственной сферы деятельности, но и смежных с ней профессий. К деловым
качествам можно отнести, прежде всего, организаторские способности, предполагающие
не только создание организации, коллектива, но и их контроль. Руководитель не
сможет выполнять эти задачи, если он не сможет добиться лидерства в коллективе.
Лидером может быть человек, который честолюбив, властен, целеустремлен,
стремиться к личной независимости. Так же к качествам руководителя относится
коммуникабельность – это умение находить общий язык, идти на контакт с
подчиненными, вовремя улаживать конфликты. Тактика и стратегия продюсера
определяются личностными качествами.
Функции продюсера.
Продюсер,
по сути, является лицом персонифицирующем функции управления. В зависимости от
статуса продюсера, в его обязанности входит огромное число функциональных
задач, но обычно их всего пять:
Стратегическая
– заключается в проведении анализа ситуации и разработке прогнозов, на основе
которых ставятся цели, и организовывается координация процесса.
Административная
– это контроль подчиненных, оценка результатов, осуществление коррекционной
деятельности.
Экпертно-инновационная
– постоянное ознакомление продюсера с новинками рынка, их квалифицированная
оценка и их внедрение в практику.
Социално-психологическая
– отвечает за создание в коллективе благоприятного морально-психологического
климата, создание и поддержание традиций, предотвращение или разрешение конфликтов,
формирование стандартов поведения.
Лидирующая
– продюсер следит за тем, чтобы действия конкретных членов его команды не
противоречили общим интересам и не подрывали внутренние единство команды. Так
же продюсер в определенных ситуациях должен являться организатором защиты
членов своей команды или всей группы сотрудников.
Продюсеру
как руководителю будет трудно добиться успеха в делах, если он не обладает
пятой функцией в полной мере.
Этика
продюсера-управленца.
Эффективное
управление музыкальным проектом определяется различными аспектами личности
продюсера. Очень большое значение имеют не только склад ума, характер, навыки и
знания, но и умение соблюдать этические нормы, которые играют немаловажную роль
в деловой практике.
Участвуя
в процессе создания и организации музыкального проекта, продюсер контактирует с
большим количеством людей. Поэтому очень важно, чтобы продюсер – управленец
каждый факт своего общения с людьми рассматривал как реализованную или
нереализованную возможность завоевания их доверия. В связи с этим особое
внимание уделяется технологии общения и выполнению требований управленческого
этикета. Управленческий этикет заключается в следующем:
продюсер
должен выражать свои мысли четко и недвусмысленно;
придерживаться
только фактов;
сочетать
экономические интересы с нравственными принципами общества;
Работая
над созданием проекта деловые отношения, приобретают вид
«руководитель-подчиненный» или «продюсер-исполнитель». Отношения такого типа
предполагают использование трех форм управленческого общения:
субординационной;
служебно-товарищеской;
дружеской;
С
этой точки зрения продюсер должен стараться понимать своих подчиненных, видеть
в них в первую очередь личность достойную уважения. По роду своей деятельности
управленцу приходиться сталкиваться с ошибками и недочетами своих подчиненных,
указывать на них, помогать их исправлять. То есть манера общения управленца с
подчиненными не должна отторгать от него людей, а способствовать установлению в
команде естественных профессионально-равноправных отношений.
Участвуя
в процессе управления, продюсер исполняет предписанные ему функции и использует
соответствующие полномочия. Эти функции и полномочия предполагают наличие к
подчиненным требований различного рода. Продюсер имеет право и должен
требовать, но высокая требовательность должна гармонично сочетаться с уважением
к подчиненным.
У
продюсера есть серьезные преимущества как у управленца – это владение жизненно
важной информацией для проекта (творческой, финансовой и др.). Позиция
продюсера в организации проекта предполагает единство слов и действий, что
значительно повышает ставки ответственности и обязательности управленца.
Заключение.
Понятие
продюсера как творческо-управленческой фигуры достаточно новое в нашей стране и
на данный момент не получила полного признания официальных структур. Еще очень
мал процент учебных заведений, которые готовят высококлассных специалистов в
данной области.
Продюсер
несет очень большую моральную ответственность перед обществом, потому что
именно он создает новых «звезд», кумиров миллионов людей. От того какую музыку
и образы исполнителей будет пропагандировать продюсер, зависит, каким вырастет
новое поколение. На данный момент большинство проектов ориентированно на
Западную эстраду, и несут минимальную культурную ценность, или просто наносят
вред несформировавшейся психики подростков.
Список литературы
«Как
зажигают звезды» Корнеева С. – Питер, 2004
«Public
Relations» Игнатьев Д., Бекетова А., Сарокваша Ф. – Альпина Паблишер 2003
«Основы
продюсерства» аудиовизуальная сфера Иванова. Г., Огурчикова П., Сидоренко В. –
unity 2003
Сайты
всемирной информационной сети
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ref.com.ua/
|