Практический совет начинающим группам
Практический совет начинающим группам
Дима
из Вильнюса.
Хочу
ответить на Вопрос (про организацию материальной части репетиций) и рассказать,
как оно всё было и до сих пор есть у нас.
Музыкальная
аппаратура и инструменты, как правило, очень дорогие, поэтому для того, чтоб
начать играть группой нужен немалый капитал. Если он есть, то нужно просто
пойти в музыкальный магазин вашего города и подобрать то, что доступно по
деньгам. Если начальная сумма невелика, можно искать инструменты и “аппарат” по
комиссионкам, газетам, знакомым и т. п. Так было и в случае с моей группой.
Комлект-минимум для игры (микшерный пульт, усилитель, 2 колонки + инструменты)
был куплен через объявления в газете и знакомых. Естественно всё не новое, и,
безусловно, при покупке не обращалось внимание на коэффициент гармоник,
отношение знаковый/шум и тому подобное... Были бы деньги, конечно бы учитывали
эти параметры. Но для нас вас важнее было просто начать играть. Всё равно
деньги на серьёзный “аппарат” будут нескоро.
Сейчас
в нашем расположении:
а)
12-канальный пульт Электроника 001 (1 канал не работает);
б)
бытовой усилитель Ultrasound (вроде бы немецкого производства) на 100 Ватт, 4
канала;
в)
2 колонки неизвестного происхождения и мощности (при полной мощности усилителя
колонки еще “держат”, хотя и похрипывают);
г)
2-бочечная барабанная установка. Собрана из 2 разных установок довольно
посредственного качества (2 бочки, 3 тома, 2 floor тома), тарелки (2 ride, 2
crash, splash, hi-hat) тоже собраны из разных источников;
д)
бас-гитара - Diamond, довольно потрепанный;
е)
электрогитара - корейская, “под Фендер”, за 250 $;
ж)
синтезатор - Ямаха PSR-340;
з)
микрофон - за 75 $;
и)
провода - микрофонные, 0.5 $ за м.
Все
инструменты включены в микшер, из которого в нужных пропорциях суммарный
знаковый идет в усилитель, потом в колонки. Одна колонка направлена на барабаны
(чтоб барабанщик слышал), другая просто в центр комнаты. Музыканты
располагаются так, чтоб всем было всё равномерно слышно. Насколько я знаю, в
идеале, каждый инструмент должен был бы иметь по “комбику”, чтоб слышать себя,
+ общий знаковый в микшер, барабанщик его может слушать через наушники.
Наша
репточка расположена в подвале административного здания, то есть никому мы шумом
не мешаем. Но стены, потолок, пол - бетонные, что плачевно сказывается на
звуке. Эту проблему мы решили так: купили несколько блоков листов пенопласта
(чем толще - тем лучше; у нас - 2.5 см), и им обклеили все стены. На стенах
поверх пенопласта развешаны флаги и просто ткань. Не заглушенными остались
потолок и пол. Для заглушения барабанов в басовые барабаны (бочки) засунуты
одеяла, к томам изнутри липкой лентой приклеено по кусочку коврового покрытия.
Площадь комнаты - 5м х 7м. Поскольку это подвал, то воздух сыроват. Зимой во
время репетиций включаем обогреватель, он сушит воздух. Играемую музыку
определяю, как авангардный шизо-фолк металл.
Теперь
отдельная тема.
Играем
мы достаточно давно, уже много песен “выкинули”, забыли. Поэтому естественным
было желание и решение записаться. Делать это в специализированной студии для
нас очень накладно, поэтому сразу речь шла только о записи собственными силами.
И вот наконец собрались записаться через мой компьютер.
Вот
его важные для записи параметры:
Sound card - SB Live! Value,
CPU - Pentium III 700 MHz,
RAM - 128 MB,
HDD
- 10 GB (свободно около 6 ГБ),
а
также для мониторинга:
бытовой
усилитель БРИГ неизвестной модели и 2 фирменные колонки AIWA по 110 Ватт.
Софт для
записи - Samplitude
Producer 2496 6.02.
На
данный момент записали только барабанные партии. Я, как барабанщик и
звукорежиссер в одном лице, был категорически против электронных барабанов. По
моему мнению пускай барабаны будет плохо слышно, но зато они будут с душой.
Качество
“не ахти”, но допустимо, потому что всё равно в таких “походно-полевых”
условиях толково барабаны не запишешь и всё равно эта запись не пойдет в
магазины, а будет распространяться среди друзей. Впрочем запись можно будет
использовать и в демо целях. А электронные барабаны мне попросту не по вкусу: в
металле всё же должны быть живые барабаны.
Для
записи по знакомым было собрано 6 работающих микрофонов: 1 наш вокальный, 1
обычный из комплекта караоке, 4 - троллейбусного” типа (слабая
чувствительность, повергающая в ужас АЧХ).
Два
микрофона “троллейбусного” типа были в бочках, 2 в томах (high mid tom, low mid
tom), караоке микрофон “слушал” сольник, хай-хет, high tom i ride (висит около
сольника и хета), немножко один crash, вокальный микрофон (с хорошей
чувствительностью и пропускаемой полосой частот) - сплаш, второй crash, второй
ride (возле floor томов), напольные томы.
Все
эти микрофоны были включены в микшер, отрегулированы их уровни. По сути
основной знаковый несли бочечные микрофоны и караоке с вокальным. У последних
сравнительно неплохая чувствительность, и поэтому они в общем-то “слышали”
больше или меньше все компоненты установки. Суммарный знаковый из микшера шел в
line-in звуковой карты. Безусловно при таком способе не может быть и речи об
обработке конкретного барабана или тарелки, но в общем-то можно потом
обработать эквалайзерами и такими функциями как volume envelope, panning (для
переходов на томах) и тому подобное...
Для
ограничения ненужных звуковых отражений вокруг установки были понаставлены
всевозможные предметы: колонки, ящики, стол, стулья, чехлы от инструментов и
тому подобное... Поскольку стиль “метал” предполагает смены ритмов, то просто
под метроном с одним заданным BPM (beats per minute) записать не удалось бы.
Поэтому записывали по логическим частям композиции, в которых выдерживается
один и тот же темп. В некоторых случаях предварительно для лучшей ориентации
под метроном записывалась гитара, а потом на другую дорожку, слушая метроном +
черновую гитару через радио наушники (в SB Live! 2 выхода - один использовали
для мониторов, другой под наушники), собственно барабаны. Мониторные колонки во
время записи выключались, чтоб не ловился ненужный знаковый. В результате были
записаны серии wav-файлов.
Частота
дискретизации - 48 кГц. Эта цифра была выбрана потому, что, как известно, в SB
Live! все внутренние расчёты при любой дискретизации производятся на 48 кГц (по
крайней мере так написано на сайте производителя), просто перед этим
передискретизируется из имеющейся частоты в 48 кГц. Так зачем же лишний раз
гонять “туда-сюда”? Пусть лучше всё считается на оптимальной частоте, а потом
можно будет один раз перегнать, подобрав соответствующий плагин, в 44.1 кГц для
CD формата. Интересно, что по этому поводу могут сказать добрые люди?
Дальнейшие
действия: обработать имеющиеся барабанные фрагменты (dehisser, в некоторых
местах компрессор, эквалайзеры, панорамирование и так далее). Это будет
делаться в Sound Forge 5.0, Cool Edit Pro 1.2, а также при помощи комплекта
плагинов отWaves; потом всё это будет расставлено в нужные временные позиции в
Samlitude, смикшировано. Таким образом будут получены траки с барабанами.
Поверх всего этого в Samlitude запишем гитары, голос, синтезаторы (через МИДИ
вход, софт - Cakewalk 9.0 Pro). В результате будет получено далеко не студийное
качество. К нему в общем-то глупо стремиться имея посредственные инструменты,
совершенно непредназначенные для записи микрофоны и SB Live! (с её-то шумами).
Главное, чтоб было записано, что мы играем. А если нужно записаться в домашних
условиях с приличным качеством, надо тщательно подходить ко всему, начиная с
проводов, штекеров и т. д...
Надеюсь
мой рассказ (или его фрагменты) будет полезен и интересен читателям сайта.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.7not.ru
|