Особенности образной драматургии виолончельной сонаты С. Рахманинова
Особенности образной драматургии виолончельной сонаты
С. Рахманинова
Боева Н.
IV курс, музыковедение, кафедра истории и теории
музыки ТГМПИ
Соната
для виолончели и фортепиано ор. 19, g-moll является шедевром
камерно-инстументального творчества С.Рахманинова. Это первая русская
концертная соната для данного состава.
Произведение
в общих чертах повторяет образное развитие Второго фортепианного концерта, где
передаются сложные сюжетные переплетения – от элегических восклицаний
(вступление к I части) и тревожно-волевых интонаций (I и II части) к радостному
воспеванию природы и жизни (III и IV части).
В
Сонате проявляются характерные черты стиля Рахманинова: драматическая
напряженность, страстная патетика, певучий лиризм, монументальность образов.
Данные стилевые особенности играют существенную роль в образной драматургии
произведения, которая представляет собой один из вариантов героико-лирической
концепции.
Взаимоотношения
главных образно-тематических линий – драматической и лирической – составляют
«сюжетную» основу Сонаты. Она заключается в развитии событий I части, далее, в
определенных стадиях ее развертывания во II, III,IV частях и затем – в
торжественных тонах коды финала.
Музыкальные
образы драматической сферы, начиная свое развитие с устремленно-волевых
интонаций I части, широко представлены во II части (Allegro scherzando), где
осуществляется прямой конфликт между лирическими настроениями и мрачным,
демоническим началом. Сумрачные образы проникают и в разработку финала.
Быстрый, стремительный темп, преобладание низкого регистра, ладогармоническая
неустойчивость являются характерными качествами рахманиновского «злого» скерцо
во II части Сонаты.
Лирические
образы представлены многогранно. «Утешительные» интонации, напоминающие мотивы
колыбельной, звучат в лирических темах I части. Образ умиротворенности с
оттенком внутренней тревоги встречается во II и IV частях. Лирической
сердцевиной, жемчужиной произведения становится ее III часть (Andante),
посвященная раскрытию психологического состояния «героя». Для данной сферы
характерна свобода в изложении, богатство фактуры, гармоническая красочность,
жанровая определенность.
В
процессе развития каждая линия достигает своей кульминации – драматическая во
II части, лирическая в III части. В IV части (Allegro mosso) они объединяются в
героико-лирический пласт сочинения. Результат их слияния выражен в коде финала,
смысл которой заключается в воспевании жизнеутверждающего начала.
Оптимистическое завершение в формах всеобщего празднества сближает Сонату с
эпическими произведениями «кучкистов», А. Глазунова, отчасти П. Чайковского.
При явственной преемственности традиционных качеств в раскрытии концепции
произведения намечаются сложные образные отношения, несущие в себе приметы
сложной и неоднозначной эпохи начала ХХ века.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru
***
|