Опера П. И. Чайковского "Пиковая дама"
Опера П. И.
Чайковского "Пиковая дама"
П. Е. Вайдман
Опера в 3-х
действиях, 7-ми картинах. Либретто М.И.Чайковского при участии П.И.Чайковского
по одноименной повести А.С.Пушкина.
Действие
происходит в Петербурге в конце XVIII в.
Созд. янв.
1890, Флоренция - июнь 1890, Фроловское.
Первое
исполнение 7 дек. 1890, Петербург, Мариинский театр. Дирижер Э.Ф.Направник.
Режиссер Г.П.Кондратьев. Танцы и интермедия поставлены М.Петипа. Художники:
В.В.Васильев - д. I, кар. 1, А.С.Янов - д. I, карт. 2, Г.Левот - д. II, карт. 3
и д. III, карт. 7, К.М.Иванов - д. III, карт. 4 и д. III, карт. 6, И.П.Андреев
- д. III, карт. 5. Костюмы по рисункам Е.П.Пономарева.
Сюжет
д. I, 1к.
Солнечный
Летний сад. В обстановке благоденствия и радости прогуливается толпа горожан,
дети в сопровождении нянюшек и гувернанток. Офицеры Сурин и Чекалинский делятся
впечатлениями о странном поведении своего приятеля Германа. Все ночи напролет
он проводит в игорном доме, но даже не пытается испробовать судьбу. Вскоре
появляется и сам Герман в сопровождении графа Томского. Ему открывает Герман
душу: он страстно, пылко влюблен, хотя имени своей избранницы не знает.
Присоединившийся к компании офицеров князь Елецкий рассказывает о предстоящей
скоро женитьбе: "Светлый ангел согласие дал свою судьбу с моею
сочетать!" Герман в ужасе узнает, что невеста князя и есть предмет его
страсти, когда мимо проходит Графиня в сопровождении своей внучки, Лизы.
Обе женщины
охвачены тяжелыми предчувствиями, гипнотизированные горящим взглядом
несчастного Германа. Тем временем Томский рассказывает присутствующим светский
анекдот о графине, которая, будучи юной московской "львицей",
проиграла все состояние и "ценой одного рандеву", узнав роковую тайну
трех всегда выигрывающих карт, одолела судьбу: "Раз мужу те карты она
назвала, в другой раз их юный красавец узнал, но в эту же ночь, лишь осталась
одна, к ней призрак явился и грозно сказал: "Получишь смертельный удар ты
от третьего, кто, пылко, страстно любя, прийдет, чтобы силой узнать у тебя три
карты, три карты, три карты!" Герман внимает рассказу с особым
напряжением. Сурин и Чекалинский подшучивают над ним и предлагают выведать у
старухи тайну карт. Начинается гроза. Сад пустеет. Лишь Герман встречает
разбушевавшуюся стихию "с открытым забралом", у него в душе клокочет
огонь не меньшей силы: "Нет, князь! Пока я жив, тебе я не отдам ее, не
знаю как, но отниму!" - восклицает он.
2 к.
В сумерки
девушки музицируют в комнате Лизы, стараясь развеселить опечаленную, несмотря
на состоявшуюся помолвку с князем, девушку. Оставшись одна, она поверяет ночи
свою тайну: "И вся моя душа во власти его!" - признается она в любви
к таинственному незнакомцу, в глазах которого прочла "огонь палящей
страсти". Неожиданно на балконе возникает Герман, который пришел к ней
перед тем, как уйти из жизни. Его пылкое объяснение увлекает Лизу. Стук
разбуженной Графини его прерывает. Спрятавшийся за портьеру Герман возбужден
самим видом старухи, в лице которой ему чудится страшный призрак смерти. Не в силах
больше скрывать свои чувства, Лиза отдается во власть Германа.
II д., 1 к.
В доме богатого
столичного сановника бал. Елецкий, встревоженный холодностью Лизы, уверяет ее в
безмерности своей любви. Чекалинский и Сурин в масках издеваются над Германом,
нашептывая ему: "Не ты ли тот третий, кто, страстно любя, прийдет чтоб
узнать от нее три карты, три карты, три карты?" Герман взволнован, их
слова возбуждают его воображение. По окончании представления "Искренность
пастушки" он сталкивается с Графиней. И когда Лиза отдает ему ключи от
спальни Графини, которая ведет в ее комнату,Герман воспринимает это как
предзнаменование. Сегодня ночью он узнает тайну трех карт - путь завладеть
рукой Лизы.
2 к.
Герман
пробирается в спальню Графини. С трепетом всматривается он в портрет московской
красавицы, с которой связан "какой-то тайной силой". Вот и она в
сопровождении приживалок. Графиня недовольна, ей не по вкусу нынешние нравы,
обычаи, она с тоской вспоминает прошлое и засыпает в кресле. Неожиданно перед ней
возникает Герман, умоляющий открыть тайну трех карт: "Вы можете составить
счастье целой жизни, и оно вам ничего не будет стоить!" Но Графиня,
онемевшая от испуга, недвижима. Под угрозой пистолета она испускает дух.
"Она мертва, а тайны не узнал я", - сокрушается близкий к
умопомрачению Герман в ответ на упреки вошедшей Лизы.
III д. 1к.
Герман в
казармах. Он читает письмо Лизы, простившей его, где она назначает ему свидание
на набережной. В воображении встают картины похорон старухи, слышится
заупокойное пение. Возникший призрак Графини в белом похоронном саване вещает:
"Спаси Лизу, женись на ней, и три карты выиграют сряду. Запомни! Тройка!
Семерка! Туз!" "Тройка... Семерка... Туз..." - как заклинание
повторяет Герман.
2 к.
Лиза ждет
Германа на набережной у Канавки. Ее разрывают сомнения: "Ах, истомилась,
исстрадалась я", - в отчаяньи восклицает она. В момент, когда часы бьют
полночь, и Лиза окончательно разуверилась в возлюбленном, он появляется. Но
Герман, поначалу повторяющий за Лизой слова любви, одержим уже другой идеей.
Пытаясь увлечь девушку поспешить за ним в игорный дом, он с криком убегает.
Поняв неотвратимость произошедшего, девушка бросается в реку.
3 к. Игроки
веселятся за карточным столом. Их развлекает Томский шутливой песенкой. В
разгаре игры появляется взбудораженный Герман. Дважды подряд, предлагая крупные
ставки, он выигрывает. "Сам черт с тобой играет заодно", - возглашают
присутствующие. Игра продолжается. На сей раз против Германа князь Елецкий. И
вместо беспроигрышного туза в его руках оказывается дама пик. Герману видятся
на карте черты умершей старухи: "Проклятая! Что надобно тебе! Жизнь моя?
Возьми, возьми ее!" Он закалывается. В проясненном сознании возникает
образ Лизы: "Красавица! Богиня! Ангел!" С этими словами Герман
умирает.
Опера была заказана
Чайковскому дирекцией императорских театров. Сюжет предложен И.А.Всеволожским.
Начало переговоров с дирекцией относится к 1887/88 годам. Первоначально Ч.
отказался и лишь в 1889 г. решил писать оперу на этот сюжет. На совещании в
дирекции императорских театров в конце 1889 г. были обсуждены сценарий,
планировка сцен оперы, постановочные моменты, элементы оформления спектакля. В
эскизах опера сочинена с 19/31 янв. по 3/15 марта во Флоренции. В июле - дек.
1890 Ч. внес множество изменений в партитуру, в литературный текст, речитативы,
вокальные партии; по желанию Н.Н.Фигнера было также создано два варианта арии
Германа из 7-й карт. (разные тональности). Все эти изменения зафиксированы в
корректурных оттисках переложения для пения с фортепиано, пометах, различных
вставках 1-го и 2-го изд.
При создании
эскизов Ч. активно перерабатывал либретто. Он существенно изменил текст, ввел
сценические ремарки, сделал сокращения, сочинил собственные тексты для арии
Елецкого, арии Лизы, хора "Ну-ка, светик Машенька".
В либретто
использованы стихи Батюшкова (в романсе Полины), В.А.Жуковского (в дуэте Полины
и Лизы), Г.Р.Державина (в заключительной сцене), П.М.Карабанова (в интермедии).
В сцене в
спальне графини использована старинная французская песня " Vive Henri
IV". В той же сцене с несущественными изменениями заимствовано начало арии
Лоретты из оперы А.Гретри "Ричард Львиное сердце". В заключительной
сцене использована вторая половина песни (полонеза) "Гром победы,
раздавайся" И.А.Козловского.
Перед началом
работы над оперой Чайковский находился в подавленном состоянии, в чем он
признавался в письме к А.К.Глазунову: "Переживаю очень загадочную стадию
на пути к могиле. Что-то такое совершается внутри меня, для меня самого
непонятное. Какая-то усталость от жизни, какое-то разочарование: по временам
безумная тоска, но не та, в глубине которой предвидение нового прилива любви к
жизни, а нечто безнадежное, финальное... А вместе с этим охота писать
страшная... С одной стороны чувствую, что как будто моя песенка уже спета, а с
другой - непреодолимое желание затянуть или все ту же жизнь, или еще лучше
новую песенку"...
Чайковский
очень любил и высоко ценил свою оперу "Пиковая дама", называя ее
шедевром. Она была написана в эскизах в течение 44 дней во Флоренции. Сюжет
заимствован из одноименной повести Пушкина. Либретто написано братом
композитора М.И.Чайковским, хотя некоторые тексты написал сам Чайковский. Опера
сочинялась скоро и с особой страстью. После ее завершения композитор написал
струнный секстет "Воспоминание о Флоренции", посвятив его городу, в
котором он создал своей любимое детище.
Ч. хорошо
осознавал значение "Пиковой дамы" даже в процессе работы. Вот строки
его письма князю Константину Константиновичу: "Я писал ее с небывалой
горячностью и увлечением, живо перестрадал и перечувствовал все происходящее в
ней (даже до того, что одно время боялся появления призрака "Пиковой
дамы") и надеюсь, что все мои авторские восторги, волнения и увлечения
отзовутся в сердцах отзывчивых слушателей" (от 3 авг. 1890 г.). И еще одна
красноречивая самооценка: "... или я ужасно ошибаюсь, или "Пиковая
дама" в самом деле шедевр..." Эта самооценка оказалась пророческой.
Характеристика композитором идеи Четвертой симфонии как нельзя лучше отвечает
основному смыслу его оперного шедевра: "Это - фатум, это та роковая сила,
которая мешает порыву к счастью дойти до цели". "Все новое,
сравнительно с Пушкиным, в сюжете... - отмечает либреттист оперы
М.И.Чайковский, - перенесение времени действия в эпоху Екатерины и введение
любовно-драматического элемента". Добавим, что Герман в опере не
рассчетливый и честолюбивый игрок с "душой Мефистофеля", а бедный
офицер, "теплое, живое отношение" к которому со стороны самого автора
рождает и наш ответный отклик - скорее сочувствие, чем осуждение. Лиза превращена
из бедной воспитанницы во внучку старой графини. К тому же она - невеста и, в
отличии от неимущего Германа, ее жених - знатный и богатый князь Елецкий. Все
это усиливает мотив социального неравенства, разделяющий героев. Толкуя
по-своему пушкинскую повесть, Ч. одновременно укрупнил ее.
Особенностью
оперы является то обстоятельство, что главный герой ее, Герман, присутствует на
сцене и поет во всех семи картинах оперы, что требовало от певца высокого
мастерства и выносливости. Партия Германа писалась в расчете на замечательного
русского тенора Н.Н.Фигнера, который и стал ее первым исполнителем.
Композитор сам
принимал участие в подготовке петербургской премьеры, проходя партии Германа и
Лизы с супругами Фигнер. По отзывам критики, "яркий темперамент Фигнера
придал каждой фразе в соответствующих сильных моментах очень большую
рельефность. В чисто лирических местах... пение Фигнера было проникнуто
очаровательной мягкостью и задушевностью". "Фигнер и петербургский
оркестр... сделали истинные чудеса", - писал впоследствии Чайковский.
Успех "Пиковой дамы", как и предвидел ее автор, был потрясающим. С
таким же невероятным успехом "Пиковую даму" приняли в Киеве 12 дней
спустя после петербургской премьеры в исполнении оперной антрепризы И.П.Прянишникова
под управлением И.В.Прибика с известным артистом М.Е.Медведевым в роли Германа.
4 ноября 1891 "Пиковую даму" давали в Москве в Большом театре. Автор
присутствовал на спектакле, как и на первых представлениях в Петербурге и Киеве
и принимал участие в репетиционной работе. Дирижировал И.К.Альтани. Главные
роли исполняли выдающиеся артисты: М.Е.Медведев (Герман), перешедший из Киева в
Москву, М.А.Дейша-Сионицкая (Лиза), П.А.Хохлов (Елецкий), Б.Б.Корсов (Томский)
и А.П.Крутикова (Графиня). Очень тщательно была подготовлена постановка в
национальном театре Праги под управлением дирижера А.Чеха (12 окт. - 30 сент.
1892 г.) - первое исполнение "Пиковой дамы" за рубежом.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.belcanto.ru/
|