Общие сведения об импровизации
Общие сведения об импровизации.
Опыт
- лучший учитель, но он не должен быть единственным источником знаний.
Джо
Пасс.
Мэйнстрим
Профессиональное
композиторское/исполнительское искусство столетиями развивалось и совереншенствовалось
главным образом в Европе. Принципы профессиональной импровизации формировались
в течение нескольких десятилетий преимущественно в Америке, в США, в творчестве
мастеров джаза.
Джаз
- искусство многоликое, неоднородное в своих направлениях. Однако среди его
различных стилей и течений существует центральное направление, которое в
50-годы XX века стало обозначать термином "мейнстрим" (англ.
mainstream - главное, центральное течение). Мейнстрим включает в себя лучшие,
выдержавшие проверку временем творческие достижения различных периодов истории
джаза.
В
мэйнстриме соединилось то, что являлось общим или весьма родственным для этих
стилей: репертуар, форма произведений, инструментарий, состав ансамблей
,мелодико-гармонический язык и специфическая образность.
Мейнстрим
не есть что-то застоявщееся, закостенелое. Он постоянно в той или другой мере
обогащается за счет последующих музыкальных течений.
Изучение
импровизации основывается главным образом на мейнстриме, так как именно здесь в
первую очередь сконцентрировался опыт профессиональных импровизаторов, в том
числе - гитаристов.
Термин "импровизация"
В
Cловаре специальных терминов, прилагаемом к книге Дж. Коллиера
"Становление джаза",/М.: Радуга, 1984 /, В. Озеров дает, возможно
одно из наиболее полных определений термина "импровизация":
Импровизация (Improvisation – от лат. Improvisus - непридвиденный, неожиданный,
внезапный).
Метод
творчества (в музыке и некоторых других видах искусства), предполагающий
создание произведений в процессе свободного фантазирования, экспромтом. В
музыкальной импровизации нет разделения функций композитора (сочинение музыки и
исполнителя, интерпретация); они образуют органическое единство и
осуществляются музыкантом- импровизатором одновременно.
В
джазе (в отличие от академического музыкального искусства) импровизация имеет
основополагающее значение… Сознание музыканта–импровизатора прочно связано со
структурой тема-импровизации, родственной европейской форме тема- вариации.
Поэтому даже в простейших своих проявлениях умение импровизировать не является
только "свободным фантазированием". Оно требует от музыканта знания
определенных тем, их гармонических структур, формы будущего произведения (хотя
бы в общих чертах). Своеобразный мелодико- гармонический язык импровизатора вырабатывается
в процессе кропотливой продолжительной работы. Чем выше личность музыканта, тем
больше средств он имеет в своем распоряжении.
Следует
учесть, что термин "импровизация" многозначен. Импровизацией называют
не только метод, способ творчества, но и сам процесс создания музыки в момент
ее исполнения, также результат процесса (например, звукозапись или нотную
запись импровизации) и частичную имитацию процесса - исполнение (заранее
подготовленного соло или аккомпанемента).
У
профессионалов выученное соло, как правило, имеет импровизационный характер,
стилистически совпадая с теми соло, которые они обычно и импровизируют без
особой подготовки (и это - одна из причин, по которой "подделаться"
под настоящего импровизатора почти невозможно).
К
тому же в ансамблевом исполнении, практически всегда, присутствует
импровизационность в первоначальном смысле этого слова, т.к. взаимодействие
солиста и аккомпанирующих музыкантов, как правило, импровизируется: СОЛИСТ ---}
АККОМПАНЕМЕНТ --- } импровизация.
PS.
Если кого-то эта статья заинтересовала – можно продолжить. C уважением,
Инкогнито. Всем своим миди-композицииям я обязан именно "Мейнстриму"
Безусловно, они не звучат как mp3, но это отдельная тема. Если послушать многих
авторов ("самопальных") в мп3, то приходишь к выводу, что, конечно,
мп3 звучит лучше, но уже невозможно сменить какой-нибудь инструмент. А в миди,
если поставить хорошую карту, можно кое-чего и добиться-:) Но главное, чем меня
привлекает формат миди - его "вес" и "общение"-:) В
качестве примера предлагаю музыкантам послушать отрывок блюза
, сделанный
в реальном времени моей знакомой пианисткой из Новосибирска.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.7not.ru
|