О сетевых муз-клубах
О сетевых муз-клубах
Евгений Кориневский
Путешествуя
по различным музыкальным сайтам в Рунете, я то и дело сталкиваюсь с идеей
создания некоего национального мультиресурса, который смог бы помочь
многочисленным компьютерным мьюзикмейкерам, а также просто любителям музыки
решить все свои проблемы и тем самым направить творческие усилия звукотворцев в
единое русло, что, в свою очередь, должно поднять нашу музыкальную культуру на
небывалую высоту. Пожелания эти высказываются в сослагательном наклонении и
весьма абстрактно. Часто на очередной призыв типа: "Давайте создадим
крутой музыкальный портал…" мне хочется ответить: "Давайте, но
сначала объясните мне - Где? Как? И самое главное - Зачем?". Внятных объяснений
по поводу этих трех вопросов я пока нигде не нашел. Может быть поэтому такой
музыкальный портал или музыкальный клуб пока еще не создан.
А
действительно - нужен ли подобный проект вообще? Музыкальных сайтов в Рунете
самой разной тематики, разного размера и разного качества - огромное
количество. Чтобы представить масштабы музыкального Рунета стоит всего лишь
зайти на сайт Russian Music
Counter
и посмотреть хотя бы первые страницы его каталогов. Действительно -
чего здесь только нет! Кстати, давайте разберемся - что же предлагает нам
сегодня музыкальный Рунет?
Ну,
популяризацию отечественной и зарубежной попсы оставим за скобками. В этом
Рунет ничем не отличается от других средств массовой информации. Процентов
восемьдесят музыкальных ресурсов занимаются этим. Мне только не понятно -
неужели настолько интересно описывать то, что и так все знают, что лезет из
всех щелей и от чего уже тошнит? Причем многие web-авторы разных
фан-клуб-страничек, неофициальных, полуофициальных, а часто и официальных
сайтов различных известных исполнителей и коллективов, делают это бесплатно, на
голом энтузиазме. В тоже время, если к ним обратится за помощью какой-нибудь
неизвестный или начинающий музыкант, многие из этих сайтмейкеров постараются
содрать с него кругленькую сумму. Парадокс какой-то получается - богатых и
знаменитых - бесплатно, нищих и неизвестных - за деньги! Самое интересное, что
поп-звездам это и не очень-то надо. Я думаю, Земфире или Бритни Спирс хуже не
станет, если кто-то из фанатов не станет делать очередную страничку про них, а
посвятит ее знакомому музыканту из родного города, а ведь для него это может
стать первым шагом к общероссийской известности. А на месте некоторых
поп-идолов я бы вообще перестал смотреть телевизор, слушать радио, читать
газеты и посещать Интернет. Чего там про себя только не увидишь, не услышишь и
не прочитаешь! Между прочим, многие артисты так и делают! Так что не мечите
бисер перед свиньями…
Что
еще может найти музыкант в сети? Более-менее нормально обстоит дело с описанием
музыкального железа и музыкального софта. Тут только вот какие замечания.
Последнее время чуть ли не хорошим тоном у отечественных производителей
музыкальной аппаратуры и музыкального программного обеспечения стало делать
свои фирменные сайты исключительно на английском или других европейских языках,
но не на русском! Для примера - зайдите на сайт производителей известных
микрофонов "Октава"
или новосибирской программерской фирмы NTONYX
(правда, пока писал статью, у NTONYX появилась-таки
русская страничка - молодцы! Вот бы и другим так!). Они что - думают, что нам,
россиянам этого не надо? Или нам это не по карману? (Я уж не говорю, что
повсеместно все цены - в баксах, можно подумать, что рубли - это просто
очередной российский прикол). Обидно, знаете ли, опять мы вроде бы второго
сорта получаемся! И ведь ничего особенного или секретного для нас с вами на
этих сайтах не написано. Скорее наоборот - западный юзер весьма привередлив,
пока ему обстоятельно и подробно не разжуют, что он будет иметь за свои кровные
- фиг чего купит! Это мы привыкли софт и аппарат осваивать методом
"научного тыка", переводить хелпа и юзер-мануалы. Освоим, переведем,
а потом еще в Интернет выставим - пользуйтесь, соотечественники! Поэтому в Сети
при желании можно получить консультацию по любому софту и железу. Пишут многие,
и профи - Роман и Юрий Петелины, Максим Дубровский, Антон Павленко, Евгений Петров,
Рашид Ижаев, Роман Мухачев и др., и многочисленные энтузиасты-любители. Правда,
чтобы все это найти - нужно довольно долго по Сети лазить и грузить поисковые
машины, ведь фирменных русскоязычных сайтов поддержки от производителей типа Sblive.com
у нас нет, (зато
на других языках - есть), поэтому и приходится рыскать. Зато в наших
руководствах иногда напишут такое, о чем на официальных сайтах - ни гу-гу, или
о чем сами производители продукта не подозревают! Так что во всем есть свои
плюсы. Только за державу обидно! По крайней мере, если отношение со стороны
производителей (в том числе и отечественных) к нам, россиянам не изменится -
пиратство в России будет процветать! Как вы к нам, так и мы к вам…
Еще
в Интернете хорошо учат музыке. Существуют прекрасные ресурсы (Guitar.ru
, "Уроки
музыки" и др.), на которых опытные преподаватели и музыканты публикуют
целые школы игры на различных инструментах, курсы по теории гармонии, дают
консультации и полезные советы. Ну а отыскать аккорды и слова понравившейся
песни - вообще элементарно, поисковики кучу ссылок накидают - успевай только
просматривать!
Вообще
музыки в Сети - море разливанное. В разном формате (mp3, RA, it, mid и даже
иногда wav), с разным качеством и скоростью в наши компьютеры вливается
немыслимый музыкальный коктейль. На разных серверах накапливаются сотни
гигабайт музыкальных произведений разных эпох, направлений и жанров. Мне
кажется, что музыкальная составляющая Интернета - наиболее весомая его часть, в
смысле объемов информации. Самое примечательное, что этот процесс пока никем и
ничем не управляется. У мировой звукозаписывающей индустрии в связи с этим
начались серьезные проблемы - сейчас из Сети можно скачать все что угодно и
вполне приемлемого качества, после чего отпадает необходимость покупать эти
произведения на лицензионных и авторских носителях. В результате - объемы
продаж аудионосителей заметно упали. Чем это все закончится - пока неясно.
Скорее всего, звукозаписывающие монополии ринутся в бой за свои барыши, и кто
победит в этой войне, и кто от этого выиграет - остается только гадать, хотя
есть подозрение, что не мы с вами. Естественно, что основным объектом
интернет-тиражирования являются всеми признанные хиты и произведения наиболее
популярных музыкальных исполнителей. Новинки хит-парадов появляются в Сети
одновременно с публикацией этих хит-парадов, а иногда даже - до того. В
принципе уже сейчас можно говорить о том, что с помощью сетевых технологий
возможно создавать новые хиты. Интернет-промоушн в настоящее время создает
серьезную альтернативу обычным видам раскрутки, либо является ее частью. Это
дает определенную надежду тем молодым музыкантам, кто только начинает свой путь
по тернистой тропе шоу-бизнеса. Опубликоваться в Сети сейчас - не проблема,
проблема в том, будут ли это слушать. Конечно, трудно надеяться на то, что
молодые люди и девицы, рыскающие по Сети в поисках последних хитов своих
кумиров, решат скачать mp3-файл какого-нибудь Васи Дыркина из Урюпинска, даже
если и случайно наткнутся на него, хотя само по себе это произведение может
быть в сто раз круче Майкла Джексона. Другое дело, если они прочтут на
каком-нибудь авторитетном сайте что-то типа: "Вася Дыркин - это полный отпад!
Сегодня от его музыки тащится весь Урюпинск, завтра это будут крутить в самых
модных ночных клубах Москвы, а через месяц, скорее всего Вася отправится на
гастроли в Лас-Вегас". Думаете, я шучу? Если такая реклама будет регулярно
в течение месяца появляться на самых посещаемых музпорталах, Вася Дыркин точно
поедет в Лас-Вегас. Вся хитрость в том, что такая реклама сама по себе не
появится. Ей должна предшествовать большая и кропотливая работа, направленная
главным образом на то, чтобы конкретное произведение прослушало максимально
возможное количество человек. Вот здесь мы, наконец, и подходим к главной теме
наших размышлений: "Кому и для чего нужны музыкальные сетевые
клубы?".
При
обсуждении музыкальных тем мы все время как-то забываем о том, что в отличие от
других средств массовой информации Интернет - это еще и уникальное средство
общения. А зачем люди ходят в клубы по интересам? Правильно, чтобы пообщаться с
"братьями по разуму". Поэтому и сетевой музыкальный клуб должен стать
местом общения людей, реально делающих музыку, или причастных к этому процессу.
Основным предметом для обсуждения должна являться собственно музыка членов
клуба. Можно (и нужно), конечно, поговорить и на общемузыкальные темы: о
направлениях и перспективах современной музыки, о ее жанрах и стилях и
конкретных исполнителях, но если только этим и ограничиться, то такой
музыкальный клуб мало чем будет отличаться от сборищ старушек у подъездов.
Музыку надо сначала слушать, а потом уже обсуждать! Поэтому основным разделом
музыкального клуба должно стать собрание музыкальных произведений членов клуба
с системой их оценки, как членами клуба, так и всех его посетителей. Концепцию
и способы создания такого ресурса я уже подробно изложил в своей статье "Top
of the Pops on-line"
, поэтому не буду повторяться. Хочу заметить, что
действующие примеры подобных сайтов (кстати, не только в области музыки) уже
есть и довольно популярны, особенно за рубежом (mp3.com
, acidplanet.com
, allmusic.com
, artistdirect.com
и др.). Появляются похожие проекты и у
нас, но нужно подчеркнуть, что они должны являться основным разделом, а не
играть роль приложения, как, например, на "Уроках музыки", кстати -
очень хорошем сайте, который первоначально был чисто образовательным.
Послушали
музыку, теперь можно и пообсуждать. И не только по принципу "Нравится - не
нравится". Вряд ли вы сможете спросить у знаменитостей или профи:
"Как вы нарулили эту прикольную фишку во втором куплете?", а если вам
и удастся задать им такой вопрос, то это еще не значит, что они вам на него
ответят - профессиональный снобизм весьма развит среди музыкантов. Зато в
формате клуба не ответить на подобный вопрос было бы признаком дурного тона.
Конечно, не стоит надеяться, что кто-либо из крутых профессионалов будет
участвовать в подобном клубе, но и среди продвинутых любителей есть немало
кудесников звука, которые, я думаю, с охотой поделятся своими рецептами с
новичками. Все это можно будет делать и в форуме, и в чате, и по e-mail, и в
отдельных публикациях. Кстати, о публикациях. Статьи, тест-релизы и коротенькие
заметки обо всем, что касается музыки (софт, аппарат, технологии записи и
аранжировки, особенности подбора и сочинения текстов, опыты публичных
выступлений и т.п.) могут (и должны) писать все члены клуба, и очень
желательно, чтобы эти публикации иллюстрировались конкретным музыкальным
материалом, представленным в основном разделе. На основе накопленного материала
можно формировать различные клубные хит-парады, жанровые и стилевые сборники,
устраивать конкурсы текстов, альбомных обложек, персональных web-страниц и
тематических сайтов и т.п. Между прочим, сетевой музыкальный клуб может еще
являться и клубом музыкальных сайтов и домашних страниц музыкантов.
Для
того чтобы контент сайта постоянно обновлялся, необходимо привлечь к этому делу
как можно больше народу. Для этого членство в клубе не должно ограничиваться
всякими ненужными формальностями и условностями. Конечно - до разумных
пределов. Регистрация, логины и пароли нужны, так же, как и деликатная, но
вместе с тем последовательная модерация ресурса, иначе гостевые книги, доски
объявлений, чаты и форумы клуба очень быстро превратятся в место выгула
сексуально озабоченных подростков пубертатного возраста, а также местом
самовыражения националистов всех мастей и прочих интернет-маргиналов. Но если
ты даже не очень хороший музыкант, но интересный поэт, дизайнер, художник,
программист, писатель или просто заинтересованный и благодарный слушатель,
тонкий ценитель и критик (что в наше время не так уж часто встречается) - для
таких людей двери клуба должны быть всегда открыты и для них всегда найдется
работа в клубе.
Совершенно
понятно, что в одиночку создать и администрировать подобный клуб
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.7not.ru
|