Несколько страниц из истории гитарного искусства в Петербурге – Ленинграде
Несколько страниц из истории гитарного искусства в
Петербурге – Ленинграде
Ковалевская Ядвига Ричардовна
Гитарное искусство в Петербурге, до и после революции,
тесно связано с именем Петра Ивановича Исакова.
Мне не хотелось бы ограничиваться сухим перечнем
фактов и событий, и я попытаюсь рассказать более подробно то, что я знаю о
жизни этого музыканта, исполнителя, педагога, оставившего неизгладимый след у
поклонников его необыкновенного таланта.
Петр Иванович Исаков родился в Крыму в 1885 году. Его
знакомство с гитарой началось с детских лет и, как он говорил, этому
способствовала сама природа Крыма. Учился он в Севастопольском музыкальном
училище на хоровом отделении, а параллельно посещал класс виолончели. Занимаясь
в училище, он продолжал совершенствовать игру на семиструнной гитаре и даже
обучал игре своих друзей и знакомых.
В 1905 году Петр Иванович заканчивает училище и
начинает заниматься исполнительской и педагогической работой. В это время он
делает обработки русских народных песен и занимается переложением классической
музыки для гитары. В эти годы он женится и в 1910 году переезжает в Петербург,
чтобы продолжить образование в консерватории, но, узнав, что класса гитары в
консерватории нет, он пробует поступить на композиторское отделение или по
классу виолончели. На прослушивание он идет к А.К.Лядову, который, услышав его
игру на гитаре, говорит: “Да выкиньте Вы из головы это желание учиться на
другом инструменте. Ваш инструмент – это гитара. Она Вас прославит.” С этого
времени Петр Иванович начинает брать уроки композиции у Лядова и одновременно
продолжает совершенствовать игру на гитаре.
С 1913 года начинают выходить пластинки с записями его
обработок русских народных песен, романсов и переложений музыкальных
произведений русских и зарубежных авторов. Обработки отличаются использованием
оригинальных приемов игры на гитаре, гармонической изобретательностью и блестящим
техническим исполнением. Одна из пластинок сохранилась у нашего петербургского
коллекционера Ю.Б.Перепелкина.
В этот период он ведет интенсивную исполнительскую и
педагогическую деятельность. Петра Ивановича приглашают все известные салоны
Петербурга, где он играет соло и аккомпанирует таким певцам, как Н.Н.Фигнер,
И.В.Тартаков, Л.В.Собинов, Ф.И.Шаляпин и другим. Одновременно его приглашают в
Зимний дворец – обучать игре на гитаре детей императора Николая II. В
определенное время за ним присылалась карета и отвозила его во дворец. За
каждый урок в царской семье Петру Ивановичу платили золотыми рублями столько,
что на эти деньги он мог прожить 2-3 месяца. Жил он в то время на Караванной
улице (в Ленинграде – улица Толмачева) в доме 14, недалеко от Невского
проспекта, на втором этаже и занимал одиннадцать комнат.
В эти годы он часто играет на благотворительных
концертах, а в 1916 году состоялся его сольный концерт в зале бывшего
Петровского училища, где в ту пору устраивались камерные концерты. Выступление
прошло с большим успехом и имело хорошие отзывы в прессе.
После революции в 1920-м году он с семьей уезжает в
Севастополь из-за беспорядков и тяжелого продовольственного положения в городе.
В Севастополе он вместе с Л.В.Собиновым выступает в воинских частях и преподает
в народной консерватории, организованной Собиновым. Афиши и программы
выступлений того времени сохранились и находятся в Публичной библиотеке.
По возвращении в Петроград в 1922 году он находит свою
квартиру занятой другими жильцами и ему удается получить только одну
восемнадцатиметровую комнату в этой же квартире. С этого времени и до конца
своих дней Петр Иванович будет жить в коммунальных квартирах: сначала на
Караванной, а затем, после войны, на улице Писарева, недалеко от Театральной
площади. Несмотря на жизненные невзгоды, Петр Иванович много работает как
педагог в связи с увеличением после революции интереса к гитаре. Он обновляет
гитарный репертуар новыми аранжировками, создает оркестры при заводах и клубах.
После приезда испанского гитариста Андреса Сеговии в
1926 году усилился интерес и стремление молодежи к шестиструнной гитаре, и Петр
Иванович организовывает курсы обучения, которые в 1928 году переименовываются в
Ленинградское общество гитаристов. К нему приходит, в поисках работы, Василий
Иванович Яшнев, окончивший трехгодичный рабфак при консерватории на
теоретическом отделении. Петр Иванович предлагает ему вести занятия с новичками
и знакомит его со своей методикой начального обучения на шестиструнной гитаре.
В эти годы Петру Ивановичу приходится писать много
упражнений, этюдов, небольших пьес, т.к. учебного материала было мало.
Одновременно с педагогической работой он много играет соло на семиструнной
гитаре с четырьмя дополнительными басами, аккомпанирует певцам, исполняет
партии гитары в Мариинском театре в операх “Севильский цирюльник”, “Фальстаф”.
В связи с тем, что Петру Ивановичу предлагают работать в училище, Общество
гитаристов прекращает свою деятельность. Теперь он преподает в только что
открывшихся классах гитары в училище имени Римского-Корсакова при консерватории
(ул.Некрасова, дом 42) и в училище имени Мусоргского на ул. Чайковского. Во
второй приезд А.Сеговии в 1936 году состоялась его встреча с учениками Петра
Ивановича в училище имени Мусоргского, сохранилось несколько фотографий этой
встречи. Кроме того, Петр Иванович консультировался у А.Сеговии по вопросам
применения некоторых приемов игры и интересовался методикой обучения учащихся
на западе.
В.И.Яшнев в этот период начинает преподавать в
Ленинградском Дворце пионеров, где обучение на гитаре начиналось с 8-10 лет.
Так, в дальнейшем, из Дворца пионеров выйдут такие гитаристы, как Лилиана
Седлецкая – лауреат Всероссийского и Всесоюзного конкурсов. После войны она
приходила к Петру Ивановичу заниматься и готовила с ним программу к конкурсу.
Лев Андронов до войны учился у Яшнева, а после войны поступил в вечернюю школу
для взрослых к Петру Ивановичу. Женя Большаков, Женя Успенская, Борис Павлов –
это бывшие ученики Яшнева.
Учебного материала не хватало, и кооперативное издательство
“Тритон” начинает в 1934 году печатать этюды и пьесы Каркасси, Карулли,
Джульяни, Тарреги, а также упражнения в аккордах, этюды и аранжировки,
сделанные П.И.Исаковым.
Когда в 1937-м году я начала учиться у педагога Анны
Лазаревны Петровой (ученицы Петра Ивановича), то мы все пользовались только
рукописными нотами. В училище также много времени тратилось на переписку пьес и
этюдов, которые приносил Петр Иванович.
С поступлением в музыкальное училище при консерватории
в 1938 году для меня началась новая жизнь. Это – интенсивные домашние занятия,
посещение оперных театров, концертов, лекций. Тот недостаток начального
музыкального образования, который наблюдался у всех гитаристов училища, мы
пытались восполнить посещением лекций по музыке И.И.Солретинского в Центральном
лектории на Литейном проспекте.
Судьба подарила мне счастливую возможность учиться у
Петра Ивановича Исакова. Это был необыкновенно добрый, мягкий человек, с теплой
и отеческой любовью относившийся к нам, ученикам. Он был высокого роста,
крепкого спортивного телосложения, всегда был подтянут и опрятно одет. Я видела
его всегда бодрым и приветливым. Он никогда не жаловался на свое здоровье,
жизненные невзгоды и был необычайно снисходителен к недостаткам других. Меня в
нем поражали выдержка и упорство, с какими он добивался нужных результатов,
будь то аранжировка, либо разработка новых моделей гитары или их
усовершенствование. Так было, например, с инструментом работы мастера
Пакальнина, который перестал удовлетворять его своим звучанием. Он долго
работал над ним вместе с мастером А.И.Кузнецовым. Менял верхнюю деку, менял
расположение пружин, но никак не мог добиться нужного звука. И когда однажды я
зашла к нему за нотами, он предложил мне поиграть на этом инструменте, а потом
спросил, нравится ли мне эта гитара после ремонта? И только положив гитару, я
ответила “нет”, как он, размахнувшись, разбивает кулаком верхнюю деку. От
неожиданности я вскрикнула: “Петр Иванович, зачем?!”. А он спокойно отвечает:
“Ничего, детка. Иначе я никогда не решился бы снова ее переделать”.
У Петра Ивановича было редкое сочетание мудрости,
глубоких знаний, высокой культуры и, в то же время, – это была натура широкая и
великодушная, чуждая всякой расчетливости. Поэтому и неудивительно, что он был
всегда желанным гостем в тех домах, где еще сохранилось и как-то поддерживалось
подобие прежних приемов, радушных встреч и задушевных бесед. Почти всегда Петр
Иванович брал меня с собой, видимо для того, чтобы я почувствовала и как-то
восприняла ту атмосферу культуры и нравственности. Это были дома художников,
режиссеров, драматургов, артистов. Во время традиционного чаепития велись
беседы о музыке, новых театральных постановках, концертах выдающихся певцов и
музыкантов, и довольно часто упоминались такие имена, как Ходотов, Ауэр,
Направник, Анна Есипова и другие. Позднее Петр Иванович предлагал послушать
несколько пьес в моем исполнении, а потом брал свою любимую 11-струнную гитару
и начинал импровизировать на темы русских песен и плясок. Его импровизация
всегда была эмоциональной, насыщенной, проникновенной и не оставляла никого
равнодушным. В ней всегда была такая законченность исполнительского замысла и
ясность формы, что появлялось сомнение, а не было ли все это сделано заранее,
но когда просили повторить эту пьесу, он играл совсем другой вариант. Меня
всегда поражало богатство гармоний в его импровизациях, обилие и совершенство
подголосков, безошибочность и чистота исполнения. Неотразимо звучала у него
“Тройка”, “Ноченька”, “Выхожу один я на дорогу…”, “Чем тебя я огорчила?”, “По
улице мостовой”, “Камаринская”, “Барыня”, “Липа вековая”. Любил он играть
“Ночь” Рубинштейна, романс Грига “Люблю”, арию Далилы из оперы “Самсон и
Далила” Сен-Санса. Изумительно играл цыганские песни и много своих пьес, а
когда я просила записать все это на ноты, он отвечал, что уже записывал, но
всегда оставался недоволен записанным вариантом. Магнитофонов в то время еще не
было.
Можно играть хорошо выученные произведения, добиваться
высокого мастерства в их исполнении, но чтобы сразу создать законченное
произведение – это величайшая редкость среди гитаристов. Он одинаково хорошо
владел как семиструнной, так и шестиструнной гитарой.
Нагрузка у Петра Ивановича в то время была огромная.
Помимо педагогической работы он играл в театре имени Пушкина, в театре Комедии,
на Радио, участвовал в концертах. Им был сделан цикл испанских песен с певицей
Соколовой.
Из учеников предвоенного времени выделялись Евгений
Северов-Иванов, Николай Ленц, Константин Сорокин, Лев Шадрин, Александр
Ковалев. Играли тогда преимущественно на металлических струнах, иногда
пользовались жильными струнами от скрипки, а шелковые баски брали от арфы.
Звучали эти струны хорошо, но держались только 2-3 дня. Нейлоновые струны стали
появляться у нас только с 1956 года.
Война и блокада Ленинграда не только затормозили
развитие гитарного искусства в городе, но и отбросили назад на несколько
десятилетий, так как погибли либо на фронте, либо от голода почти все молодые
кадры гитаристов.
В первые месяцы блокады я была мобилизована в МПВО
(Местная противовоздушная оборона) и зачислена в подрывной взвод для
обезвреживания неразорвавшихся бомб и снарядов, а так как бомбардировки, а
потом и артобстрелы, были частыми, то думать о музыке не приходилось. После
снятия блокады меня переводят в ансамбль МПВО под руководством Николая
Николаевича Куклина – прекрасного музыканта, певца и дирижера. После окончания
войны я поступила работать в Областную Филармонию, а позднее с Левой Андроновым
и певцом Н.Н.Ореховым уехала работать в Псковскую Филармонию.
В 1949-м году приступают к работе вернувшиеся из
эвакуации и с фронта педагоги, и начинается прием в училище имени Мусоргского.
В 1950-м году там открывается класс гитары и Петру Ивановичу предлагают
набирать учеников, но кроме меня никто не пришел учиться, и с моим окончанием
училища в 1952 году класс гитары закрывается на десять лет. Все эти десять лет
я работала в оркестре имени Андреева на радио, играла на балалайке альт, а на
гитаре была только эпизодическая работа в ленинградских театрах и в московских,
когда они приезжали в Ленинград на гастроли. В те годы уделялось большое
внимание пропаганде таких народных инструментов, как домра, балалайка, баян и
другие, а гитара считалась отжившим мещанским инструментом. Работы по
специальности не было. В музыкальных школах классы гитары не открывались, а в
комитете по делам искусств мне вообще посоветовали выбросить этот устаревший,
космополитический инструмент и заняться изучением гобоя или флейты.
Петр Иванович также делал попытки найти работу, но
везде был отказ. Надежда на возможность поработать в Ленконцерте не оправдалась
и единственным местом в городе, где нашла приют гитара, была вечерняя
музыкальная школа для взрослых имени Римского-Корсакова.
В этот грустный период в небольшой комнате на улице
Писарева по воскресеньям собираются друзья Петра Ивановича, чтобы послушать его
гитару. Среди них был художник Семен Ефимович Подорожный – бывший узник
Маутхаузена, который видел гибель генерала Карбышева и сделал много зарисовок
заключенных концлагеря. Он написал большой портрет Петра Ивановича. Сейчас это
портрет вместе с шестиструнной гитарой работы А.И.Кузнецова хранится в Музее
Музыкальных инструментов на Исаакиевской площади.
В этот период он иногда играет на радио, исполняет
произведения Баха, Альбениса, Торробы, Турины, Высотского, Рубинштейна,
Калинникова и других. Встречается с Марией Анидо в 1956 году во время ее
первого приезда в Ленинград. Готовит к фестивалю молодежи в Москве 1957 года
дуэт гитаристов – Льва Андронова и Владимира Вавилова. За удачное выступление
они получают диплом второй степени и серебряные медали.
В 1958 году, в возрасте 73-х лет, Петр Иванович ушел
из жизни.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://guitarists.ru
|