Народная музыка башкир
Народная музыка башкир
Башкирский
музыкальный фольклор представлен вокальными и инструментальными произведениями.
К вокальной музыке относятся обрядовые напевы (заклички дождя и солнца,
свадебные напевы), напевы эпических сказаний, песенные вставки в сказках,
кубаиры, баиты, мунажаты, книжные напевы ("Мухамадия", "Юсуф и
Зулейха" и др.), звукоподражательные попевки, сольное двухголосное
гортанное пение (узляу) и лирические песни, отличающиеся разнообразием тематики
и музыкальной стилистики. Среди них выделяются протяжные песни узун-кюй,
короткие быстрые песни кыска-кюй, плясовые песни такмак и др. Кроме того, в
соответствии с возрастными группами различаются детские песни (игровые,
колыбельные, песни-потешки) и молодежные (хороводно-игровые).
К
инструментальной музыке относятся инструментальные версии песенных мелодий
(напр., "Урал", "Буранбай", "Кара юрга"),
собственно инструментальные пьесы и наигрыши - марши ("Наполеон
Бонапарт", "Манеж", "Циолковский"), мелодии обрядовых
танцев ("Килен бейеуе"), танцев программно-изобразительного характера
("Кара таук"), лирич. танцев ("Зарифа",
"Муглифа"), инструм. звукоподражания.
Различные
музыкальные жанры и формы сформировались и развились в результате длительной
исторической эволюции. Изначально народная музыка была связана с древними
тотемистич. воззрениями ("Звенящие журавли"), с праздниками годового
цикла ("Каргатуй"), семейно-бытовыми обрядами (свадебные причитания -
сенгляу, благопожелания - теляк и плясовые песни), охотничьей и трудовой
деятельностью (танцы "Охотник", "Пастух",
"Перовский"), с мифологией и эпосом. Более позднее происхождение
имеют протяжные песни, баиты, мунажаты, деревенские, "рекрутские",
"зимагорские" песни, инструментальные марши и мелодии лирических
танцев.
Характерными
особенностями башкирской народной музыки являются органическая связь народных
песен и наигрышей с преданиями и легендами, преобладающая сольная традиция,
импровизационность, высокая исполнительская культура, формировавшаяся в условиях
состязательности и функционирования школы сэсэнов, создание авторских
произведений народными музыкантами.
Для
башкирской народной музыки свойственны разнообразие мелодий от коротких,
формульных в обрядовых жанрах до широкоразвитых, насыщенных орнаментикой и
редких по красоте и богатству интонаций в протяжных песнях; различные ладовые
системы, среди которых значительное место занимает ангемитонная пентатоника;
свободная, нерегулярная ритмика; различные виды многоголосия - гетерофония и
бурдон (басовый фон в узляу и курайных наигрышах); периодические и строфические
формы напева. Инструментальные мелодии отличаются от песенных более яркими,
контрастными сопоставлениями (октавное проведение мелодич фраз, скачки на
большие интервалы до полутора октав и выше).
Большинство
произведений башкирской вокальной музыки исполняется в сопровождении курая,
думбыры, скрипки, мандолины и др. Возникавшие в прошлом исторические связи
определили в башкирской народной музыке генетическую общность и аналогии с
музыкой других народов (алтайцев, казахов и др.) и различные заимствования
татарских, казахских, русских, украинских мелодий ("Сэрмэн",
"Казачок", "Барыня", "Чижик", "Гопак" и
др.). Носителями народной музыки и исполнительских традиций являются сэсэны,
йырау (певцы) и кураисты.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mp3.yeshlek.ru/
|