Музыкальный театр Италии первой половины XVII века: не только опера
Музыкальный театр Италии первой половины XVII века: не
только опера.
Перелистывая
страницы истории итальянского музыкального театра, мы вновь возвращаемся в те замечательные
времена, когда на заре эпохи барокко флорентийцы подарили миру новый
сценический жанр - оперу. Со временем опера как драма, в которой поется все,
станет источником новых традиций, как в области музыкального искусства
(вокального, инструментального), так и в области архитектуры (появление оперных
театров), живописи (оформление сцены, эскизы костюмов), актерского мастерства,
а также балетного искусства, непосредственно связанного с этим жанром. Но наш
рассказ пойдет совсем не об опере, а о многочисленных спектаклях иных жанров,
что существовали в то же время и были неотъемлемой частью придворной жизни
Италии.
Ведь
опера возникла в многоплановой среде ренессансного театра, щедрого на
представления разного характера. В крупных городах широко были распространены
празднества, театральные действа, сопровождавшиеся музыкой и танцами. А
неизменная привязанность итальянцев к праздничным увеселениям объяснима
многовековой традицией карнавалов и маскарадов, и по сей день сохранившейся в
культуре этой страны.
Опираясь
на воспоминания современников, широко представленные в книге А.Солерти
"Музыка, танец и драматическое искусство при дворе Медичи с 1600 по 1637
год" (Флоренция, 1905), приведем названия жанров, бытовавших в то время:
ballo
a corte (придворный балет), balletto (балет, либо музыкально-хореографическое
представление с инструментальным вступлением); comeida/commedia (комедия),
comedia in musica (музыкальное [сюжетное] представление), commedia la favola
(комедия-сказка); festa (праздник), festa da farsi (комедийное празднество),
festa da ballo [a corte] (танцевальное празднество [при дворе], festa a
colazione (праздник с завтраком), festa teatrale (театральное празднество);
intermedio/intermezzo(интермедия); mascherata (маскерата), mascherata della Bufola
(комическая маскерата); torneo (турнир, сражение на лошадях); trionfo (триумф);
veglia (вечернее или ночное карнавальное празднество, буквально –
"бодрствование").
Помимо
перечисленных театрализованных представлений, встречались также различные
шествия, состязания фрегатов, "карусели" (конные ристания), рыцарские
турниры. Именно с этими представлениями было связано возникновение в конце XVI
века нового жанра – конного балета, где всадники заставляли лошадей
перестраиваться по сложным рисункам, образуя фигурные танцы. Турнир всадников
сопровождала музыка (вокальная и инструментальная, аккомпанирующая танцу) и
декламация.
О
постановках этого периода мы узнаем из немногих сохранившихся источников, часть
из них дошла до нас только в виде текста спектакля. А Солерти, опубликовавший
либретто представлений, состоявшихся с начала XVII века до 1637 года при дворе
Медичи, приводит дневниковые записи очевидцев дворцовых празднеств, где
встречаются упоминания о том или ином спектакле. Вот некоторые из них.
Двадцать
четвертого февраля 1615 года, в день Св.Маттиаса, во флорентийском Палаццо
Питти было дано представление "Балет цыганок". "После красивого
музыкального вступления появился из чрева реки по пояс Арно с большой белой
бородой и в большом парике, с сосудом, исторгающим воду, напевая такие строфы и
многие другие (…). Появились восемь нимф, вышедшие из вышеназванной реки по
грудь, хорошо убранные, в париках и разных украшениях и запели (…). И, пропев
много строф, исчезли вместе с Арно; под красивую музыку появилась с левой
стороны сцены огромная лодка, вся золотом и красивыми цветами раскрашенная, в
ней были цыганки, которые плыли вверх по реке Арно, чтобы достичь порта
Флоренции. Их было двенадцать, шесть мужчин и шесть женщин, с другими двадцатью
персонажами, которые, возможно, будут упомянуты ниже; все были прекрасно убраны
золотыми и серебряными тканями, в красивых брюках с поясами и в одеждах
цыганских со множеством украшений, с черными масками на лице. И, поднявшись на
сцену, запели (…). И все вместе с пением спустились со сцены в театр, женщины
начали балет и пели следующие строфы (…). Когда цыганки закончили свой танец,
одна из них запела:
"Среди
всех этих
Видите
ту,
Что
в белых одеждах
Появляется
такая красивая:
Испепелено
сердце, сжигаемое любовью".
Затем
танцевали кавалеры с их дамами и по окончании цыганки спели эту октаву и многое
другое (…). Цыгане удалились, закончился балет, стали танцевать гальярду и
многие другие танцы, пока не настало четыре часа ночи, где Их Светлости
танцевали с большим удовольствием. S.A.S. [так именовался в этом дневнике
герцог Тосканский], чтобы воздать честь жене, приказал подать превосходный
завтрак – конфеты и разные сладости в ивовых посеребренных корзинках (…); затем
танцевали павану и приглашен был каждый". Либретто этого представления
принадлежало Фердинандо Сарачинелли, балет поставил Аньоло Риччи, музыку
сочинила Франческа Каччини, дочь знаменитого композитора Джулио Каччини.
"25
июля, в день Св.Якоба, его Светлость отправился вдоль Арно в экипаже в
сопровождении принца Д,Карло и Паволо Джордано по дороге между мостом Св.Троицы
и Карайей, где устроен и подготовлен был праздник [реки] Арно, как на воде, так
и на земле, изобретенный и выполненный знаменитейшим кавалером, сеньором
Фердинандо Сарачинелли (…), придумавшим сюжет, текст и место проведения
праздника: "Прибытие Амура в Тоскану в честь прекрасных флорентийских
дам". "Пресыщенный амур, чтобы испытать и увидеть страдания
полвластных ему душ, желая жить жизнью приятной и спокойной, не слышать более
плачей и вздохов, решает освободить со своей колесницы, столь превосходно
описанной божественным Петраркой, всех своих узников, а вместо них поместить
Страх, Горе, Печаль и Скорбь, Гнев и Злобу, Зависть и Страдание - все жестокие
чувства. Погрузив колесницу на весельный корабль, (…) он прибыл в порт Арно в
Тоскане. Зная, что здесь находятся самые прекрасные из всех царствующих дам,
пожелал остановиться, дабы доставить им удовольствие. А чтобы преподнести
приятное новшество, отправил Игру, своего посла, прибывшего во Флоренцию. Тот
выступал перед хозяевами, выражая свое поручение к дамам в октавах, тогда как
прекрасный театр на [реке] Арно был полон людей, желающих увидеть соревнование
фрегатов, происходящее каждый год во время празднования дня Св.Якоба.
Игра,
возвестив о своей миссии с величественной колесницы, со Смехом, Радостью,
Удовольствием, Весельем и им подобными обошли вокруг театра несколько раз и все
вместе пели (…) мадригалы. Затем приехали две другие колесницы, одна полная
духовых инструментов, другая – струнных; после того, как прозвучали несколько
синфоний, продолжили петь канцоны в их сопровождении." В конце праздника
проводились гонки фрегатов, после чего герцог обошел вокруг театра со своими
братьями и направился во дворец.
В
феврале 1615 года хозяин дома Медичи, герцог Тосканский, приказал устроить
празднество, чтобы развлечь семью и гостей. Публика собралась в Палаццо Питти,
гости были рассажены по своим местам, упал занавес, закрывавший вид сцены (в
ренессансном театре занавес не поднимался, а падал вниз), и начался спектакль
"Велья Граций" (Veglia delle Gratie). Перед зрителями появилась
Радуга в облаке. Декорации сцены изображали луг посреди леса с рекой и мостом.
Сюжет представления был придуман сеньором Габриелло Кьябрера из Савоны: Амур
охвачен сильной страстью к Грациям на ночном празднестве (veglia). Радуга
собирается пригласить на праздник смертных и бессмертных и бросает клич,
призывая нимф Помоны. Сильваны, узнавшие от Славы, куда отправляются нимфы,
рассуждают, как бы их догнать и с этим направляются на велью. Здесь танцевали
шесть дам и шесть кавалеров в масках. Когда закончился их танец, в зале начался
балет, прерываемый двумя интермедиями. "Танец Граций" длился целый
час. Его придумал и поставил уже упоминаемый Аньоло Риччи, а музыку написал
Лоренцино дель Лиуто. По окончании танца опустился занавес и на сцене началась
первая интермедия под названием "Ревность, изгнанная Амурами" (gli
Amori). Затем снова в зале был балет, танцевали сам S.A.S. и "тишайшая
эрцгерцогиня", а также приглашенные дамы и кавалеры. Вторая интермедия
называлась "Надежда, влекомая Меркурием". Снова перед зрителями
предстала Радуга и пропела свою песнь, музыку которой сочинил Якопо Пери,
прозванный "Космачем" (кстати, один из авторов первой ныне известной
оперы "Дафна", исполненной в 1598 г.). После этого подали завтрак:
сто пятьдесят ивовых посеребренных корзин, полных яств и сладостей.
Итак,
ренессансная традиция придворных празднеств на открытом воздухе,
сопровождавшихся музыкой и танцами, получила новое развитие в XVII веке, в то
время, как ранняя опера продолжала оставаться редкостью, покуда такие спектакли
ставились для узкого элитарного круга ценителей искусства, а не для широкой
публики. Новый жанр оперы имел скорее камерный, "академический",
нежели зрелищный характер. Поэтому у придворной аристократии, оказывавшей ему
меценатскую поддержку, опера не вызывала ожидаемого интереса и вошла в
театральную жизнь как новый вид придворных увеселений, наряду с празднествами
на открытом воздухе. Более того, сами авторы dramma per musica (так в то время
именовалась опера) продолжали создавать спектакли в традициях Ренессанса: в
1611 году во дворце Медичи была поставлена "La mascherata di ninfe di
Senna" ("Маскерата нимф Сены"), музыку к которой написали уже
упоминаемый Якопо Пери, Марко де Гальяно (создавший оперу на сюжет той же
"Дафны", исполненную во флорентийском Палаццо Питти в 1608 г.), а
также Франческа Каччини, о которой говорилось выше, и известная певица Виктория
Аркилеи.
Изобретенный
во Флоренции stile rappresentativo не только способствовал появлению жанра
dramma per musica, но и проник в балетные представления, весьма почитаемые при
дворе Медичи. Композиторы флорентийской камераты, принимавшие деятельное
участие в создании танцевальных празднеств, помимо традиционных хоровых разделов
музыки стали помещать в спектакли вокальные номера в речитативном стиле.
Речитативы исполняли корифеи хора или главные герои балета, одетые в костюмы и
маски. Однако музыка, предназначенная для танца, по-прежнему была представлена
ренессансными инструментальными пьесами, характерными для лютневого репертуара
XVI века.
Дворцовые
танцевальные спектакли этого времени сильно походили друг на друга и имели
общие структурные закономерности. Большинство начиналось музыкальными номерами
в виде восхваления монарха (либо иного мецената, "хозяина"); в центре
празднества было театральное действо, исполнявшееся профессиональными
танцовщиками и певцами. Спектакль завершался большим танцем, в нем участвовала
и аристократия. Многие постановки были сделаны в стиле балетов
"театрально-аллегорического типа" с участием хора, основанных на
традиции придворной интермедии второй половины XVI века. Сюжет, обычно
мифологический, сочетался со сценическим и хореографическим движением. Музыка
разделялась на вокальную (сольную и хоровую) и инструментально-танцевальную.
Структура
и жанровая окраска спектакля могла видоизменяться в зависимости от места
постановки и своего предназначения. Некоторые представления проходили под
открытым небом, в живописных уголках владений знатных вельмож, другие – на
сцене придворных театров, в зависимости от масштабов праздника и щедрости его
устроителя. Театрализованные представления устраивались по случаю
бракосочетания либо других торжественных событий (рождение ребенка, коронация,
выздоровление вице-короля, прием гостей и т.п.). Такие спектакли переплетались
с событиями жизни того или иного двора и их принадлежность к какому-либо жанру
становилась второстепенной. Важен был факт украшения праздника, театральной
роскоши, развлечения гостей, и лишь создатели спектакля могли задумываться о
рождении жанров искусства ради самого искусства.
А.Максимова
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mmv.ru
|