Музыкально-социологические исследования
Музыкально-социологические исследования
Изучение музыкальных вкусов среди населения одна, на мой взгляд, из интереснейших тем. Конец 80-х - 90-е года пик
технического прогресса. На рядового зрителя обрушился поток неведанных ранее музыкальных технических возможностей - магнитофоны, стереомагнитофоны, компакт
диски и прочее. Необходимое техническое оснащение дает возможность даже не имеющим таланта людям блистать на сцене, как звезды, представляя свои песни.
Музыкальные кумиры - кумиры во всем: стиле одежды, стиле прически и даже в стиле жизни. Вот почему важно и необходимо изучать музыкальные вкусы населения.
Потому как эти вкусы формируют личность. Но, на мой взгляд, важно проследить становление музыкальных вкусов в нашей стране в 60-70 года. Это время
зарождения новой культуры - массовой. Именно она заложила основу современной музыкальной культуры.
60 - 70-е годы - время оживления эмпирических исследований в области социологии искусства '. Причины здесь многообразны:
прежде всего усиленное внимание к развитию общественных наук в нашей стране, выразившееся в
ряде партийных постановлений. Далее, характерная для гуманитарных дисциплин тенденция к
использованию методов точных наук. И, наконец, само экстенсивное развитие культуры
(гигантское распространение средств массовой коммуникации приобщило к культурным ценностям невиданную по масштабам аудиторию) породило естественное стремление
реально измерить пульс бытования искусства в народе. Возникло желание выяснить, что же из огромного
потока выпускаемых книг, кинофильмов, спектаклей, музыкальных произведений в действительности предпочитается,- а что
и кем отвергается и почему
это происходит; что и как воспринимается в процессе потребления данного
вида искусства, жанра, произведения; каковы факторы, способствующие этому процессу и тормозящие его.
Очевидна необходимость подобных исследований для конкретизации чересчур расплывчато-обобщенного и потому
сегодня уже никого не удовлетворяющего понятия советский слушатель (читатель, зритель), а ведь речь
идет о понятиях, образующих фундамент социологии искусства. Но этим результаты эмпирических исследований - в идеале - отнюдь не
исчерпываются.
Но и здесь авторы не остаются на чисто статистическом уровне, а осмысливают и обобщают цифровые
данные, ибо видят за ними проис-
ходящие в жизни процессы '.
Эмпирическая музыкальная социология в нашей стра не находится пока еще
в стадии первоначального становления. Она располагает весьма малым количеством надежных фактических
данных, ей предстоит период их накопления; еще меньше рабочих гипотез, частных специализированных теорий, базирующихся на фактах или
нуждающихся в проверке эмпирическим путем. После во многом несовершенных опытов 20-х годов (Р.
И. Грубер и др.) и длительного периода затишья во второй половине 60-х годов начинают проводиться
конкретно-социологические исследования, в той или иной мере затрагивающие вопросы массового - потребления музыки .
Среди них заслуживает особого внимания книга ураль ского социолога В. С. Цукермана
“Музька и слушатель” (М., 1972), в которой предпринята серьезная попытка раскрыть специфику социологического подхода к системе “музыка - слушатель”, теоретически обосновать некоторые вопросы
методологии конкретного исследования
(оценка как инструмент познания эстетических потребностей и ценностных ориентаций) . В основе книги
- изучение музыкальных вкусов, выявление отношения к различным музыкальным жанрам взрослого населения крупных
промышпенных городов - Свердловска и Челябинска ', причем следует особо подчеркнуть широту
охвата
материала: результаты анкетных опросов сопоставлялись анализом статистических и других
объективных данных (от социально-демографической структуры аудитории
' ( Можно указать, например, на поднимаемую в книге малоисследованную проблему “телесмотрения”, связываемую авторами с определенным телевизионно-газетным
типом повседневной культуры,- проблему, в которой сталкиваются сложные, противоречивые тенденции. Об интересе к этой проблеме
свиде тельствуют конкретно-социологические исследования уральских социологов под
руководством Л. Н. Когана (см. кн.: Телеви зионная аудитория:структура,ориентации, культурная активность. Свердловск, 1973).
концертов и оперных спектаклей до цифр продажи грам пластинок, музыкальных
инструментов и радиотоваров) .
Ценность представляют наблюдения автора над динамикой развития музыкальной культуры
населения рассматриваемого региона в 60-е годы, зафиксированные им тревожные факты снижения удельного веса серьезной музыки в общефилармонических концертах,
нарастания
количества продаваемых пластинок с записями эстрадной музыки в сравнении с серьезной и т. д. Автор приходит к важному выводу: само по себе широчайшее
распространение средств воспроизводения музыки (проигрыватель и магнитофон) отнюдь не ведет автоматически к повышению музыкальной культуры народа. Нужны целенаправленные и хорошо
скоординированные воспитательные действия.
Значение исследования снижается из-за недостатков методики опросов (“звучащей анкете” предпочтена вербальная форма опроса, о чем см. дальше), слабости
теоретических основ (неубедительная дифференциация и классификация музыкального материала;
неточное представление о факторах, способствующих полноценному восприятию, и т. д.) . В результате
возникает сомнение
в полной достоверности тех фактических данных, которые получены путем анкетировапия (данные анализа объективных материалов, наоборот, никаких сомнений не вызывают) '.
Одна из фундаментальных и сложных задач, стоящих
перед эмпирической музькальной социологией, - нарисовать реальную картину бытования
музыки в нашей стране, иначе говоря, показать, какая музька какими группами слушателей предпочитается.
Сложность задачи заключается в том, что, видимо, отсутствует единое основание для группировки слушателей, для их типологии,- на
формирование слушательских групп воздействует множество порой конкурирующих факторов: от
социально-демографических (пол, возраст, род деятельности)
и социалъно-культурных (образование, ценностные установки среды, слушатепьский опыт)
до личностно-характерологических
потребность в удовлетворении субъектив
новке, уменьшается значение исследований замкнутых аудиторий -
посетителей концерта, музыкального спектакля и т. д. (такие исследования нужны, но в качестве дополняющих, ибо составить
общую картину по ним не возможно) . Объектом музыкально-социологического исследования становится все
население страны, ибо каждый человек сегодня - фактический слушатель музыки.
Оставляя пока в стороне характер, качество, самый уровень восприятия, нельзя все же
не признать, что более или менее систематический контакт с самой разнообразной музыкой (о
чем дальше) не может не способствовать выработке собственной ориентации в мире звуков, установлению собственной, пусть не всегда
осознанной шкалы симпатий и антипатий, которая и должна быть выявлена.
Во-вторых, происходит колоссальное расширение рамок звукового мира,
в котором живет сегодня человек. Ежедневно работающие радиостанции, значительная часть вещательного
времени которых отведена музыке (вспомним хотя бы о круглосуточной информационно-музыкальной
программе “Маяк”), фирмы грампластинок, в несколько меньшей мере телевидение и кино включают в массовый обиход,
предназначают массовому слушателю (что и как им воспринимается - вопрос особый) поистине безграничный поток
музыки. В этом потоке есть все: от глубокой старины до произведений, созданных буквально вчера,
от признанных вершин человеческого гения до шлягера и непритязательной танцевальной мелодии.
Правда, большая часть музыкальной продукции МК (массовых коммуникаций), как об этом давно говорят и
пишут музыканты, представляет собой развлекательную' музыку.
Но и, остающаяся на долю серьезного искусства меньшая часть - есл учесть масштаб работы средств МК сама по себе достаточно велика.
Учтем еще одно немаловажное обстоятельство. Музыка звучит не только в качестве самостоятельного субъекта восприятия, она
широко и во все увеличивающихся масштабах (причем серьезная классическая музыка также) используется в
качестве компонента других искусств, и не только искусств, но и в спорте, в быту, в разнообразнейших сочетаниях с
изображением и словом: от музы
кальных заставок постоянных радиорубрик до видовых и документальных кинофильмов, от балетных
постановок на
(а ведь эти потоки суммируются), представляет собой причудливое, гевероятно пестрое чередование произведений и фрагментов, принадлежащих
различным стилям и жанрам и выполняющих самые разнообразные функции ".,
Не менее важна другая сторона рассматриваемого явления. При восприятии
музыки через средства МК в какой-то мере размываются и четкие границы многих жанров, основывающиеся - не
в последнюю очередь - на различии мест исполнения, исполнительских средств и составов.-Для слушателя, лишенного непосредственных контактов с исполняемой музыкой и зрительных
впечатлений (радио, механическая запись), отдаленного от нее в про странстве и во времени,
различие, скажем, между оперой, ораторией, симфонией, балетом - особенно если он слушает их
не целиком, а фрагментарно (и тем более если он не знаком с сюжетом, текстом) - будет далеко не столь существенно и
безусловно, как для слушателя, воспринимающего их в концерте или музыкальном театре. Есть
основания полагать, что гораздо большую роль здесь играет разграничение на стилевом и
языково-содержательном уровне: различие между старинной и, условно говоря, классической
музыкой, привычной и непривычной, остроритмичной, моторной и мелодичной, созерцательной и
т. д. Во всяком случае средства МК снимают ту приподнято-благоговейную атмосферу
концертного зала, которая сама возвышает восприятие и в которую столь легко вписывается любая
музыка - от Шютца и Могтеверди вплоть до опусов крайнего авангарда",- и, наоборот,
ярче обнажают различия самого музыкального материала.
Итак, мы приходим к выводу, что в новых условиях, создаваемых МК, границы слушательской аудитории установить а ргiori
невозможно.
" В конце концов и здесь сохраняется возможность выбора - хотя бы в переключении или
выключении репродуктора, приемника, телевизора в ситуации резкого неприятия предлагаемого. Но в этом случае, как
остроумно заметил А. Моль в своей спорной по общим концепциям, но интересной ценными наблюдениями книге “Социодинамика культуры” (М., 1973), как раз пассивность слушателя нередко
оказывается решающим факгором, ведущим к “принудительному потреблению”, ниспровергательские тенденции, на службу которым ставится круг
, определить на основании каких-либо объективных характеристик, кто на какую
музыку ориентирован (что в предыдущую эпоху специализированных помещений и естественного разделения
функций между ними, а следовательно, дифференциации аудитории было вполне достижимо) . Разумеется, в области массовых вкусов
нет недостатка в разнообразных суждениях и умозаключениях, вроде, например, такого: сегодня происходит дифференциация
слушательских
групп на две полярные категории - слушателей серьезной и слушателей развлекательной музыки,
и между этими категориями весьма мало точек соприкосновения. Но решительность, с которой высказываются подобные суждения,- увы!
- не может превратить их в твердо установленные факты, не говоря уже об условности и
порой зыбкости критериев деления всей музыки на серьезную
и развлекательную. Дифференциация слушательской аудитории сегодня - сложная проблема,
которую не решить без эмпирическых работ, без экспериментов и теоретического обсуждения.
Поэтому, с точки зрения Э. Алексеева, приступая к конкрет ным музыкально-социологическим исследованиям массового
музыкального потребления, нужно исходить из приведенных выше положений, которые
можно, очень упрощая, кратко изложить в виде тезисов: 1) каждый сегодня может услышать
все, 2) наслушанность человека в мире музыки шире его осведомленности в этом мире.
В зародившейся музыкальной массовой культур социологи 60-70 годов уже
отмечали резкий упад интереса к классической серьезной музыке, возросшие потребности слушателя (зрителя) к музыкальным исполнениям. Это связано и с
пришедшими с Запада новыми культурами и с техническими возможностями ( телевидение, радио). Изучение музыкальных вкусов населения продолжается.
Литература:
1. Некоторые вопросы теории и практики изучения массовых музыкальных вкусов - Э Алексеев “ Вопросы социологии
искусства”1979
2. Сохор А. Социология и музыкальная культура, М. 1975
|