Музыка в школе
Музыка в школе
Алексеева Л. Н.
Введение
Предполагаемая
программа курса обобщает лучшие достижения предшествующих программ по музыке
для общеобразовательных школ, созданных под руководством Д.Кабалевского,
А.Апрак- синой, Ю.Алиева, Н.Терентьевой и др. и развивает их связи с
особенностями социокультурной ситуации сегодняшнего дня. В вязи с этим
предлагаемый курс может служить естественным дополнением к существующим
программам, ориентируя их на животрепещущие проблемы современности, обновляя
духовно-нравственными акцентами и музыкально-экологическим содержанием.
Предлагаемая программа и учебно-методические комплекты могут использоваться в
каждом из регионов России и насыщаться местным и национальным материалом. Программа
создана в соответствии с законом «Об образовании РФ»: она призвана создать
условия для духовной «самореализации личности» и средствами искусства в
школьнике «Сформировать человека и гражданина», обеспечить «адекватный мировому
уровень» музыкального образования, интегрировать» личность школьника в
национальную и мировую культуру (закон РФ «Об образовании»).
Программа
построена по принципу «минимакса», сформулированному академиком А.А.Леонтьевым
в статье «Педагогика здравого смысла» (сборник «Школа 2000…, М.1997). Максимум
содержания Программы для тех, кто хочет научиться (в том числе и для
музыкально-одаренных детей, не имеющих возможности учиться музыкальных школах)
и минимум – ля всех с учетом природных способностей.
Главная
новизна программы кроется в самом подходе к музыкальному воспитания и
образованию, которое рассматривается в ситуации глобального
духовно-нравственного и экологического кризиса земной и духовной жизни
человека. Понятие музыкального воспитания связано с внешней музыкальной средой
окружающей жизни и в личностном плане – с той внутренней музыкой, которую
каждый человек с рождения и до могилы носит в своей душе. Уроки музыки
трактуются как уроки духовно-нравственного и физического оздоровления детей
средствами искусства. В связи с чем содержание программы предусматривает
душевное состояние первоклассников: трудности адаптации к школе и стрессовой
характер первого года обучения, а также общие социальные причины (70% населения
России живет в состоянии хронического стресса) предлагаемые творческие и
музыкально-игровые формы обучения направлены на снятие стресса у детей.
Обязательной рубрикой урока музыки введено музыкальное движение, многообразные
формы которого призваны восполнить существующий дефицит подвижности школьников,
пагубно сказывающейся на здоровье детей.
Программа
учитывает состояние здоровья сегодняшнего школьника: по статистическим данным
сегодня рождается здоровыми не более 5% детей, а у школьников старших классов
(по данным 1996 года) наблюдается 85% нарушения здоровья и прежде всего –
«высокая заболеваемость нервно-психической системы (каждый третий школьник
имеет отклонение от нормы)» (из доклада министра общего и среднего образования
В.Г.Кинелева «Вестник образования», 2/9, с.106). музыка, как известно, самое
сильное среди искусств по своему прямому и непосредственному воздействию на
психику человека. Не случайно музыкальная терапия уже во многих странах уже
давно и успешно используется в лечении нервных и психических заболеваний. В
связи с этим в программе обязательной рубрикой введено музыкальное движение и
музыкальные игры, благотворно действующее на психику школьников. Впервые для
первоклассников предложены музыкальные пальчиковые игры, способствующие
развитию речи, мышления, снятию писчих спазмов рук у первоклассников и нервных
«зажимов».
Задача
учителя музыки – не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к
информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать,
чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа Учитель (как детоводитель
в первичном значении этого слова) должен ориентировать школьников в мире
музыки, привить им вкус и приобщить средствами искусства к высшим духовным
ценностям, частое повторение которых должно восприниматься как истина ,
указывающая путь через чувства прекрасного в искусстве к любви, состраданию,
милосердию, чувства долга в жизни. … Научить познавать Мир и формировать образ
Мира средствами искусства. В общении с искусством музыки понять себя и свое
место в Мире. Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство,
должны прорасти в житейские и стать личным для каждого школьника. Учить
учащихся применять знания в конкретной жизненной ситуации, погружая их в
трудности реальной жизни. Учить оценивать явления в жизни и в искусстве на
основе духовно-нравственных критериев. Педагог призван формировать у учеников
нравственные ориентиры, без которых знания могут быть направлены во зло
человечества.
Программа
реализует преемственности связи с дошкольным музыкальным воспитанием, и между
начальной и средней школой, выстраивая содержание обучения в единый непрерывный
курс.
Предлагаемая
программа научно обоснована – опирается на логик развития музыкальных
способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, на результаты
экспериментальных исследований академика, доктора психологических наук
К.В.Тарасовой (см. монографию Онтогенез музыкальных способностей» М., 1988). В
программе учтены психофизиологические особенности младших школьников - широко
представлено игровое обучение музыке и синкретические виды художественной
деятельности, характерные для данного возраста.
Курс
предполагает комплексность преподавания: естественную для данного возраста
взаимосвязь музыке, речи, движения, изобразительного искусства.
В
методических рекомендациях описана система работа по программе целостного и
гармонического музыкально-эстетического воспитания младших школьников, даются
практические рекомендации по организации урока, включающего все необходимые
компоненты музыкальной деятельности (слушание, исполнение, сочинение), советы
по работе с учебником-тетрадью для первоклассников «Музыкальная азбука».
Какая концепция музыкального образования нужна сегодня
массовой школе?
Сегодняшняя
жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным образованием массовой школы. Они
порождены новой социально-культурной ситуацией: с 1993 года ученые констатируют
обесценивание знаний как духовного богатства человека. – над умами властвует
примитивное материальное (денежное) богатство. Фундаментальные сдвиги в системе
ценностных ориентаций связанные с экономическими кризисами. Экологическими
катастрофы, в том числе чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья
детей шумами , которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое –
все это сказывается на духовном состоянии школьников и на их психическом
здоровье (детские страхи и ощущение, что мир рушиться). В этом кроются причины
духовной деградации – рост детской наркомании и самоубийств (ежегодно – две
тысячи!).
Музыка
как самый любимый вид искусства детей и подростков способна предлагать путь
духовно-нравственной активности и гармонизации душевных сил и противовес
страстям и мерзостям жизни, вопрос лишь в том, какая музыка? Все чаще говорят о
музыкальной наркомании. А все великие достижения европейской музыкальной
культуры были тесно связано с верой и религией. Без этого духовного аспекта
нельзя понять суть музыки. И Баха, В.Моцарта, Л.Бетховина, М.Глинки,
П.Чайковского, С Рахманинова и других отечественных и зарубежных композиторов.
Где же, если не в школе на уроках музыки в теме «Музыка и Жизнь» говорить об
этом! Концепция современного массового музыкального образования школьников
должна включать раздел «Музыкально-экологическое просвещение».
Сегодняшний
школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он
опережает своих предшественников в физическом развитии, но увы! Отстает в
духовно-нравственном плане. К тому же новые условия современной жизни не
способствуют духовному здоровью детей. Необходимы духовно-нравственные акценты
в массовом музыкальном образовании.
Новые
проблемы «Музыка и Жизнь» ставит перед массовым музыкальным воспитанием в вязи
с явлением шизофонии (разорванное звучание, возникающее при помощи технических
средств передачи музыки0. человек в наушниках, пытающийся заглушить музыкой рев
машин, подвергает себя опасности. Выключая ухо из органов естественной
ориентации. И не только в физическом смысле – столкнуться с кем-либо или с
чем-либо…, но и в психологическом плане – «распад природных связей органов
чувств», «деградация связанных с музыкой психофизиологических и нравственных
черт личности», «пространственный диссонанс». «физиологический дискомфорт»
(см.статью Е.Назайкинского «Шизофония» - «Салон Audio video» 3(7) 1996,
с.32-33). Не случайно шизофония имеет общий корень с шизофренией. То есть раздвоенным
сознанием. На повестке дня массовой школы – вопрос воспитания культуры
обращения с музыкой в условиях ее искусственного воспроизведения, формирование
музыкально-экологического взгляда на жизнь. Что означает согласно концепции
А.А.Леонтьева (см. «Школа 2000…». Концепция и программы непрерывных курсов для
общеобразовательной школы. Вып.1,2) необходимость выходить за рамки учебника в
жизнь, учиться оценивать себя окружающих. Вот здесь и проверяются жизненные
ориентиры на прочность…
Другая
кричащая проблема современности связана с ранней компьютеризацией: зарубежные
ученые констатируют. Что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают
образное мышление и творческие способности, с чем и связан на западе
гуманитарный бум – искусство и художественное творчество внедряются во все
сферы обучения. Возникла острая потребность сделать массовое образование
творческим. Акцентировать в нем духовно-нравственное начало и ориентировать на
современные проблемы выживания человечества. Как помочь детям избежать этих и
других сетей самоистребления и так называемых «черных дыр», которые засасывает
человека физически и духовно? Во все времена об этом проповедовало высокое
искусство, в котором самым сильным среди его видов по прямому эмоциональному
воздействию была и остается музыка. Музицирование всегда являлось важным
показателем культуры общества, также как чтение, рисование, участие в
любительском театре, рукоделие.
Современной
массовой школе нужна концепция музыкального образования с духовно-нравственными
акцентами, с ориентацией на творческое развитие в процессе формирования общей
музыкальной культуры: не только слушать музыку. Но и создать условия для
музыкально-творческого самораскрытия природного дара каждого ребенка, - только
в этом случае музыкальное воспитание и образование может стать целостным и
гармоничным.
Предлагаемая
программа концептуально и методически соотнесена с работами автора для
дошкольников, некоторые из которых вошли Федеральный комплект учебников для
дошкольников Министерства образования РФ (Учебный альбом для детей «Музыка –
6-7 лет» М. Аст. 1997, с методическим пособием для педагогов и родителей. М
1998, «Игровое сольфеджио для малышей» (от трех до шести лет) и «Музыкальная
грамота в нотных прописях» с творчески развивающими играми. (М.1997 – М.2000).
Автор опирается на новейшие отечественные и зарубежные достижения в области
массового музыкального воспитания и образования, по результатам научных
исследований в области отечественного музыкального воспитания, проведенных
академиком. Доктором психологических наук К.В.Тарасовой, на программы,
разработанные на основе этих исследований, которые апробированы в дошкольных
учреждениях. Программа основывается на том запасе знаний и навыков, которые
предписаны стандартом по дошкольному музыкальному образованию.
Цели курса «Музыка для всех и для каждого»
Музыкально-эстетическое
образование в школе нацелено на гармоничное развитие личности в
духовно-нравственном плане, на создание условий для раскрытия всех его
дарований и на формирование системы дальнейшего за пределами школы духовного
самораскрытия, что невозможно без творческого потенциала. Поэтому создание
условий для максимальной оптимизации творческих способностей школьников – одна
из важнейших задач музыкально-эстетического воспитания. На повестке дня
современной школы – разработка и внедрение творческой системы массового
музыкально-эстетического воспитания. Чувство прекрасного целесообразно
развивать не только в пассивных формах объяснения и слушания музыки, но и более
активных доступных для детей формах музицирования и собственного музыкального
творчества. Большие перспективы в этом направлении открывает интеграция
различных видов искусства и учебных предметов, способствующая единому процессу
постижения окружающего мира (отражается в мире искусства) в его целостности. В
этом – стык предметов эстетического цикла с другими учебными предметами
(чтение, изо, природоведение, экология, математика и др…). Учащиеся должны
постигать учебные предметы в их взаимосвязи, понимать специфику процесса
художественного отображения мира (внешнего и внутреннего). Такой комплексный
подход к образованию создает условия для формирования универсальных
способностей, важных для любых сфер деятельности, и является мощным стимулом
развития ассоциативного мышления. В итоге школьный урок музыки может стать
искусством постижения жизни во всем ее многообразии.
Настоящая
программа базируется на принципах целостности и комплексности
музыкально-эстетического образования. Достоинством программы является связь
теории с практикой музицирования, нацеленность на духовно-нравственные аспекты
воспитания, а также – единство знания, ассоциативного мышления, творческой
деятельности. Идеи и материалы могут быть использованы для учебного процесса,
для внеклассных и домашних занятий.
Задачи
курса:
1.
Гармоничное развитие средствами музыки творческого потенциала каждого
школьника, его эвристического мышления, познавательной деятельности.
2.
Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на нравственные и эстетические
идеалы, формирование жизненной позиции.
3.
Овладение языком музыкального искусства на основе музыкально-теоретических
знаний и навыков, постижение сути музыки во взаимосвязи со смежными видами
искусства.
4.
Постижение сущности музыкальной интонации, ее драматургии через различные формы
музицирования: сольного и ансамблевого (вокального, хорового, инструментально).
Специфика уроков музыки в начальной школе
1.
Музыкальное искусство обращено ко всем и каждому в отдельности. Чтобы музыка
стала для каждого школьника глубоко личным явлениям – исповедью души,
необходимо сочетание принципов коллективного обучения с индивидуальными, в
частности использовать те формы, которые предложены в учебнике-тетради
«Музыкальная азбука».
2.
В отличие от других видов искусства, музыка боле непосредственно связана с
психологическими движениями и прямо адресована душе каждого школьника, тотчас
же вызывая ее резонанс. Следует использовать эту особенность искусства в
воспитательных целях.
3.
Постижение музыкального содержания школьниками кроется в единстве слуховых, зрительных,
словесных, двигательных впечатлений на основе жизненных прообразов музыкального
искусства и, прежде всего, его собственной речи и движения и в целом носит
синкретичный характер.
4.
Специфика уроков музыки у младших школьников связана также с их возрастной
особенностью – особой художественной одаренностью, в уникальным творческим
потенциалом, эмоциональной отзывчивостью на прекрасное: детям изначально
присуща талантливость. И важно не упустить уникальной возможности детского
возраста для развития художественно-творческих способностей, так как позднее
компенсировать их невозможно.
Музыка
пробуждает и стимулирует творческий потенциал детей, ибо эмоциональная сфера и
воображении тесно взаимосвязаны с творческими способностями.
Музыкально-творческая деятельность – это деятельность школьника в области
искусства, направленная на создание новых духовных ценностей, материализованных
в художественных произведениях. Творческий потенциал – это чувство нового
художественного ценного, связанное с высокой степенью развития мышления и
способностью быстро действовать в новой ситуации.
Структура
курса для 1-4 классов
Тематика
учебных четвертей исходит из специфики музыки как звучащего вида искусства и
тесно сопряжена с жизненными прообразами. На первом году обучения дети вводятся
в многообразный мир средств музыкальной выразительности, представленных в
учебнике-тетради «Музыкальная азбука» (М. 1998, М.2000). Темы раскрываются в
связи с другими видами искусства на основе общих эквивалентов (звук и цвет в
живописи, мелодия и рисунок, интонация речи и музыки, музыкальная форма,
музыкальная драматургия и музыкальный сюжет в сравнении литературными
произведениями. С театральным искусством, музыкальные жанры и жанры смежных
видов искусства.
За
основу взят принцип группировки материала от простого к сложному: от азбуки
средств музыкальной выразительности (в учебнике-тетради «Музыкальная азбука»
через постижения смыслов мелодической речи (в учебнике «Душа музыки») к
музыкальным жанрам и формам и далее к всеобщей истории музыкальной культуры. В
музыкальном творчестве: от подражательной звукоизобретательности, от
синкретических (связи музыки со словом и движением) к специфически музыкальным
закономерностям музыки.
Программу
первого класса объединяет тема связи музыкального языка с жизнью. «Музыка
начинается со звука». – так говорят сами музыканты. Именно поэтому в первой
четверти большое внимание уделено теме «Звук и смысл»: тембру голоса и
музыкальных инструментов, громкости, высоте, нюансам и пр. Изучая «Азбуку»
музыкальных средств школьники осваивают тему в практическом музицировании –
сами ищут музыкальные средства для изображения звуков природы и изображения
настроения (тембры, динамику, ритмы, интонации, темпы, исполнительные приемы),
которые подробно описаны в музыкальной азбуке». При этом темы начальных
разделов в дальнейшем становятся как бы сквозными, соединяясь с другими темами
(вначале тембр, затем тембр и громкость, потом добавляются исполнительные
штрихи, ритм и др.). Представления об азбуке средств музыкальной выразительности
закрепляются в музыкально-осмысленном пении и в слуховом анализе музыкальных
произведений.
Во
втором классе. После повторения музыкальной азбуки, школьники осваивают
мелодическую речь музыки по аналогии с родной словесной речью (интонация в музыке
и речи, музыкальная фраза и предложение, музыкальная мысль, музыкальная
риторика, мелодия и гармония, аккомпанемент к мелодии). Дети учатся сочинять
простейшие мелодии (распевая стихи, выражая то или иное настроение, свой мир
чувств в простейшем напеве). Через личное музыкальное творчество лучше
постигается мелодическое богатство отечественной музыки – народной, духовной
классической, современной.
В
третьем классе школьники знакомятся с музыкальными жанрами. Приобретают навыки
музицирования в жанре и стиле, - в этом им поможет учебник – тетрадь
«Музыкальные жанры».
В
четвертом классе – школьники осваивают музыкальны формы на основе синтеза
искусств (вокальная музыка, оперный театр, балет) и в сравнении с другими
видами искусства.
В
средней школе углубляются представления о жанрах и стилях музыки на примере
творчества великим музыкантов – композиторов и исполнителей отечественной и
зарубежной музыки, дается представление о мировой музыкальной культуре.
Принципы
построения уроков музыки:
1.
Урок строится на основе принципа целостного представления об искусстве с
привлечением его различных видов (темы соотнесены по другим предметам -
природоведение, литература, живопись, окружающий мир, математика и др.)
2.
Принцип минимакса (согласно концепции образования А.Леонтьева): давать знания
по максимуму, а требовать по минимум.
3.
Ведущий принцип – целостность теоретической и практической деятельности с целью
приблизить школьника к созиданию в разных формах музыкального творчества.
4.
принцип ассоциативного сравнения «все познается в сравнении», сопоставления и
противопоставления, поиск идентичных состояний в разных произведениях облегчает
восприятия искусства.
5.
Претворение принципа меж предметных связей.
6.
Проблемное развивающее обучение.
7.
Ведущее значение двух видов эвристической деятельности: игровой и
импровизированной (продемонстрировано в Музыкальной азбуке» автора) . игра
используется с целью побуждения к творчеству. Нельзя превращать игру в
развлечение в ущерб творчески познавательным установкам, а также превращать их
в технические упражнении, ибо без радости нет музицирования! В
учебно-методическом комплекте подробно описана система художественных игр и
система творческих заданий.
8.
Мотивирующее отношение к обучению.
Структура
уроков музыки
Уроки
музыки предполагают слушание и адекватное замыслу композитора понимание
музыкальных произведений, элементарное музицирование (пение и игру на детских
музыкальных инструментах) музыкальное творчество 9звукоподражательную
импровизацию на музыкальных инструментах, сочинение песенок0. музыкальное
движение (театрализацию). Перечисленные компоненты составляют основу программы
по дошкольному музыкальному образованию.
Формы
работы на уроке
Урок
музыки это единый учебно-творческий процесс, все формы которого слиты в органичном
единстве. Однако при подготовке к уроку следует продумать, каким образом
развивать у детей музыкальные способности и навыки. Музыкальное воспитание в
школе предполагает развитие не только интеллектуальных (в беседах о музыке) но
собственно музыкальных способностей школьников: вокально-хоровых, чувство
ритма, темпа, тембрового, мелодического и гармонического слуха, способностей
двигаться под музыку, а также музыкально-исполнительских навыков. Этим задачам
соответствуют определенные формы работы. Развитие музыкального восприятия
осуществляется в традиционной форме слушания музыки с привлечением смежных
видов искусства. Эта форма способствует расширению музыкально-слухового запаса,
формированию определенного музыкально-слухового сознания, музыкального мировоззрения,
вкуса, оценочных установок. Большое значение здесь имеют словесные объяснения
учителя, его беседы с учениками. Учитель призван помочь детям выявить
нравственную направленность произведения, его положительное влияние на
человека, научить детей высказывать свое отношение к прослушанной музыке.
Активизировать восприятие музыки могут такие формы как выражение впечатлений по
поводу прослушанной музыки в рисунках или передать ее настроение в музыкальном
движении (свободная пластическая импровизация под музыку, дети привыкли делать
в дошкольных учреждениях). Детям легче будет импровизировать, если учитель сам
покажет первые простейшие движения, которые подходят под данную музыку.
Помните: дети любят двигаться под музыку и быстрее запоминают именно ту музыку,
которая связана с движением.
Музыкальная
грамотность. Как работать с «Музыкальной азбукой»
Музыкальная
культура и образованность предполагает музыкальную грамотность, знакомство с
азами музыкальной грамоты, на основе которых возможно любительское музицирование
- грамотное пение и игра на музыкальных инструментах в быту.
Учебник-тетрадь
«Музыкальная азбука» написан по принципу минимакса для первоклассников массовой
школы с разным уровнем музыкальной подготовки. Он призван дать максимум знаний
о средствах музыкальной выразительности и навыков. А школьник должен освоить
его содержание по минимуму (в силу своих природных способностей и
заинтересованности).
Цель
учебника – познакомить с музыкальными средствами в связи с жизненными
прообразами искусства музыки, в связи с личным жизненным опытом каждого
школьника и тем самым обогатить представления о выразительных возможностях
языка музыки.
Учебник-тетрадь
«Музыкальная азбука», в отличие от других музыкальных пособий для
общеобразовательных школ, с самых первых шагов ориентируют школьников на
серьезное отношение к искусству музыки в противовес существующему
«потребительскому» отношении к музыке-развлекалочке!
Работу
в учебнике-тетради «музыкальная азбука» желательно начинать со второй четверти,
после ТОО, как первоклассники немного адаптируются к школьному учебному
процессу. Учебник составлен по принципу «минимакса», поэтому объем материала и
скорость его прохождения зависит от способностей конкретной группы детей
данного класса. Педагог сам определяет количество занятий на ту или иную тему.
Рубрики
и учебники отражают структуру каждого занятия: знакомство с темой в доступной
детям форме, в жизненных ассоциациях, в связи с разными видами искусства, затем
закрепление знаний в выразительном чтении стихов (динамические оттенки громко и
тихо, стаккато т легато могут использоваться и на уроках чтения) и в
элементарном музицировании - звукоизобразительной импровизации на детских
музыкальных инструментах (продолжение традиции, заложенной в дошкольных детских
учреждениях).
Писать
и рисовать в учебник- тетради школьники могут дома. Обязательно ставьте отметки
за старание чистоту ведения тетради – так вы с первых шагов приучите школьников
к аккуратности. Дети любят загадки, - сформируйте правильное отношение к
экзамену путем родостного отгадывания музыкальных загадок в рубрике Экзамен.
Нотные картинки – загадки призваны не только закрепить знание музыкальных
знаков в игровой форме, но и развить у школьников ассоциативное мышление,
изобретательность, наблюдательность к окружающему миру. Рубрика «Угадай
мелодию» поможет учителю музыки увязать программу по слушанию музыки с
практическим музицированием. Повысить интерес детей к музыкальным занятиям.
Искусство слышать и адекватно воспринимать
Почему
дети, часто слушая не слышат? Для человека музыка является «средой обитания».
От звука нельзя отвернуться как от света – он настигает нас помимо нашей воли
сильно воздействуя на нашу нервную систему. Современный человек в
катастрофической искусственно-звуковой ситуации города поневоле развил в себе
способность сопротивляться звучащей среде. воспринимая ее как звуковой фон (не
придавая ей значения), в нашем лексиконе появился даже термин «фоновая музыка»
подобно «музыкальным обоям». Если призадуматься серьезно, то это явление идет
вразрез с человеческой природой: испокон веков едва уловимые нюансы звуков
окружающего мира нужны были человеку, чтобы выжить физически, - звуки
предупреждали человека об опасности, помогали распознать язык природы, а
сколько оттенков в звуке человеческого голоса! В голосах птиц и животных! И все
это отразили музыкальные звуки. Немудрено, что с давних времен музыка выявила
удивительную способность овладевать вниманием человека, магически отключать его
от реальности окружающей ситуации, обеспечивала особую концентрацию энергии.
Помогите детям почувствовать это! Понимать музыку – это значит чувствовать ее
всем своим существом: « и душой и телом».
Как
добиться у детей осознанного слушания музыки понимания ее содержания.
Восприятие музыки у младших школьников синкретично: в органичном единстве
переплетены явления жизни и искусства, зрительные, слуховые, вербальные,
моторно-пластические впечатления. Столь многообразны и задатки школьников.
Проявляющиеся в синтаксических видах деятельности. Психологические особенности
данного возраста: высокая чувствительность сенсорных зон нервной системы
эмоциональная отзывчивость обуславливает преобладание в этом возрасте
художественного типа сознания. Поэтому детям от природы присуще талантливость.
И важно не упустить эту благоприятную возможность для эстетического развития,
так как компенсировать пробел в этой и в позднем возрасте не всегда возможно.
Специально подобранный для первоклассников музыкальный репертуар программы
отвечает двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности.
Представлены произведения музыкального фольклора народов мира, доклассической,
классической и современной русской и зарубежной музыки. Учитывая особенности
младших школьников предпочтение отдано произведениям небольшим с яркой
запоминающийся интонацией, близких детским интересам, которые носят
наглядно-действенный и наглядно-образный характер, заключает в себе конкретные
явления, понятные детям по их жизненному опыту. Возрастные особенности
музыкальной памяти и несформированность мотивации музыкально-слушательской
деятельности затрудняет восприятие развернутого во времени произведения.
Целесообразно привлекать при слушании музыки произведения художественной
литературы (стихи), живопись. .Это создает необходимое настроение слушательской
установки на адекватное замыслу восприятие, способствует более глубокому
пониманию на уровне ассоциативных связей, включать элементы музыкального
движения (пластики), поскольку это один из наиболее адекватных данному возрасту
видов музыкальной деятельности. Использование также тактирования,
дирижирования, подыгрывания на детских музыкальных инструментах в ритм музыки
способствует активному осмысленному слушанию музыки, способствует выражению
впечатлений от музыки в детских рисунках – здесь кроется прямой стык уроков музыки
и изобразительного искусства.
Музицирование: пение и игра на музыкальных
инструментах
Одна
из задач музыкального образования – привить элементарные вокально-хоровые и
навыки игры на музыкальных инструментах (в первом классе – на детских
музыкальных инструментах как продолжение традиции дошкольного музыкального
воспитания). Программа ориентирована на активную музыкальную деятельность
школьников – на музицирование в доступной детям форме: если нет голоса – можно
играть на колокольчике, барабане…, - в школьном оркестре всем найдется место.
Дети очень любят петь и подыгрывать себе на инструментах. А здесь широкое поле
для творчества: выдумки и сочетания тембров разных инструментов, импровизации и
подыгрывании пению. Вспомним на каком высоком уровне поставлен шумовой оркестр
в детских садах. А как незаслуженно (в силу материальной бедности школ) эта
прекрасная традиция коллективного музицирования прерывается, нанося неоценимый
вред для психики детей. Ведь трудно что сравнить с радостью, которую дети
получают при совместной игре в ансамбле. Эмоционально-положительный контакт
делает их добрее и отзывчивее, ибо музыка передается «от сердца к сердцу».
Развитие певческих навыков и охрана детского голоса
Учите
детей пению без крика и форсирования звука. Начинайте кантилены на коротких
фразах, вырабатывая певческое дыхание и , добиваясь одновременного всеми детьми
начала и окончания фраз. Объясните детям, что, значит петь хором – петь дружно.
Следите за правильным формированием гласных-основы певческого звука и дикцией.
Особое внимание обратите на спокойное дыхание (через нос рот) и на смену
дыхания между фразами. Певческий диапазон голоса в 1 классе от до первой октавы
до ре второй октавы у вокальных детей. К каждому ребенку необходимо походить
индивидуально и предлагать петь лишь в той тесситуре, которая доступна его
голосу. Помните: учитель музыки несет ответственность за здоровье голоса
каждого ребенка. Работу над выразительным пением следует связывать с темами
«музыкальной азбуки» (приемы исполнения – в теме «звуки отрывистые и плавные»,
ритм и темп также в соответствующих разделах) – это способствует грамотному и
музыкально-осмысленному интонированию. Исполнение песен тренирует музыкальную
память. Целесообразно учить много коротких песен-прибауток, каждый урок – новую
песенку. Но не следует переутомлять детей долгим разучиванием трудной песни,
умейте быть снисходительными к малым достижениям, не увлекаясь тщательностью
исполнительской отделки. Выбирайте песенный материал по силах детского хора.
Песни, которые вы предлагаете детям, должны быть непременно красивыми и
интересными – дети должны желать их петь – это одно из условий успеха вашей
работы.
Развитие чувства ритма
Чувство
ритма – одно из важнейших компонентов музыкального восприятия, связанного с
жизнью (вдох-выдох, день-ночь, и др.) Его нарушение – болезнь. Ритмические
упражнения для детей легче, чем певческие и звуковысотные – многие дети плохо
поют, а некоторые дети и вовсе (больны связки голоса, нет координации слуха и
голоса и другие причины). Такие дети настроены к урокам музыки, которые чаще
всего бывают уроками пения, враждебно. Ритмические упражнения для таких детей
крайне необходимы как путь к музицированию, как возможность проявить себя и
найти свое место, если не в школьном хоре, так в школьном оркестре или в
сопровождении хора шумовыми инструментами. Уроки музыки в общеобразовательной
школе должны стать «школой музыки для всех и для каждого»!
Задачи
метроритмической работы в первом классе: сформировать ощущение метрической
пульсации в музыке, умение повторить ритм, ощущение сильной и слабой долей,
навыки определения двух и трехдольных размеров музыки, ощущения темпов и
понимание их смысла, чтение и исполнение простейшей ритмической записи, навыки
элементарной ритмической импровизации (ритмизация стиха и воспроизведение
знакомых ритмических формул марша, танцев – польки и вальса), сочинение ритмов
к стихам, подтекста ритмических рисунков.
Развитием
чувства ритма необходимо заниматься на каждом уроке. Привлекая
словесно-ритмические игры, произнесение коротких стишков в ритме (прибауток,
потешек, загадок). развивать чувство поэтического ритма, который отражается в
музыке песен. Ритмическое воспитание таким образом осуществляется ясной связи с
другими предметами школьного цикла – чтением и русским языком, где дети также
выделяют ударные и неударные слоги. Логические ударения во фразе, учатся
произносить выразительно.
Ритмические
занятия побуждают детей к творчеству: придумать ритмический аккомпанемент
стишкам или песенке, на данный ритм слов.
О детском музыкальном творчестве
Младшие
школьники обладают уникальным творческим потенциалом, который особенно ярко и
активно проявляется в форме эмоциональной отзывчивости на яркие впечатления
жизни и искусства. Школьники начальных классов обладают уникальными психофизическими
возможностями творческих способностей средствами искусства. Их особая
одаренность иссякает без целенаправленного развития! Творчество предполагает
накопление музыкально-слухового опыта и его развитие, поэтому на занятия
следует сочетать два вида деятельности: познавательную и эвристическую.
Детское
музыкальное творчество является показателем музыкальности детей. Поэтому на
основ предполагаемой методики – творческие формы воспитания, в процессе которых
учащиеся практически осваивают язык музыки и составляющие его элементы: тембр,
ритм, интонацию, гармонию… Музицирование по слуху ( в начальном донотном
периоде обучения) с последующим теоретическим осмыслением, «открытием для себя»
элементов музыкального языка, способствует тому, что теоретически осознанный
материал становится жизненно-естественной музыкальной речью ребенка, которую он
с рождения носит как бы в себе (начиная с младенческого гуления – певческая
импровизация у детей предшествует речи!) . В программе поставлено
принципиальная новая цель музыкального развития учащихся по сравнению с
предшествующими программами: развитие активного образно мыслящего слуха в
процессе детского музыкального творчества.
Задачи
уроков музыки как уроков творчества:
1.
Формирование самостоятельной музыкально-созидательной деятельности на основе
эстетического переживания и соотворческого восприятия искусства.
2.
Отражение картины мира в собственном творчестве как путь художественного
познания.
3.
Основой детского музыкального творчества является импровизация, на основе
которой развивается образное мышление, формируется музыкальный язык, через
который ребенок выражает свое отношение к музыкальной действительности.
Импровизация – самая доступная форма музыкального самовыражения детей, в
которой ребенок раскрывает свои творческие способности и проявляет
самостоятельность музыкального мышления. В детском творчестве как в зеркале
отражается культурный рост ребенка.
4.
«При комплексном подходе на основе синтеза искусств активизируется способность
обобщения явлений по общим и существенным свойствам « (Л.Г.Выготский) –
универсальное для всех видов познания и творчества, развиваются интегративные
качества восприятия образное мышление как важнейший фактор художественного
постижения мира. Именно образное мышление развивает у ребенка поиск неординарно
решения жизненных проблем.
5.
Формирование основ художественных знаний необходимых для собственного
творческого опыта.
Игровое обучение музыке
Наиболее
полно свои возможности ребенок раскрывает в игре. Игра позволят сделать
обучение интересным и увлекательным, активизирует творческие наклонности,
поисковые способности. Как известно, игры бывают разными: принижающими и
возвышающими, отупляющими и развивающими. Используйте творчески-развивающие
игры, предложенные на страницах учебно-методического комплекта.
Импровизационность как особый способ воспитания
Уроки
импровизации – это не только уроки музыки, но и уроки жизни. Суть предлагаемой
концепции музыкального воспитания – взрастить творческую личность. Нет более
эффективного и надежного пути к этой цели как через импровизацию 9так считают
ведущие музыкальные педагоги мира К.Орф, И.Карлей и др.) – неподготовленное
сиюминутное спонтанное выражение своих чувств и мыслей речи. В музыкальном
пластической движении, в пении и игре на музыкальных инструментах (как это
детали из покон веков народные музыканты и любители музыки до возникновения
профессиональной музыкальной культуры). Обучая импровизации – «сходу грамотно и
метко» выражать себя на публике, мы тем самым даем не только знания и навыки, но
и ориентиры, установки как основу непредвиденного жизненного поведения. При
этом акцентируется развитие, воображение, изобретательность, смелость и
готовность находить новые неожиданные пути в разрешении возникающих проблем.
Импровизация
как древнейший и генетически первичный вид музыкального творчества стояла у
колыбели всех музыкальных культур и господствовала на протяжении многих веков.
В педагогике XVI – XVIII веков значилось воспитание импровизатора наряду с
композиторством, исполнителем, слушателем. И сегодня она является основой
фольклорного музицирования. Идея общения и импровизации как к методу
творческого обучения не нова. Современное ощущение этой проблемы дополняется
мнением о том, , что даже слушатель должен обладать навыками музицирования, чтобы
глубже проникнуть в замысел исполняемой музыки. При этом важно понимать, что
ценность такого любительского «музыкального сочинительства» в данном случае не
только в результатах, сколько в самом процессе овладения музыкальной речью. В
данном случае музыкальная практика импровизации (вокальной, инструментальной)
благотворно сказывается как на развитии музыкальных способностей, так и
личности в целом.
О музыкальном достижении
Простейшая
и любимая детьми форма музыкального движения музыкальная зарядка. Она развивает
координацию и двигательные навыки, тем самым подготавливая школьников к
музыкальному достижению 9здесь коренится стык предметов музыки и физкультуры,
которую многие школьники не любят. Но стоит только этот предмет связать с
музыкой – он станет самым любимым для учеников). Простые упражнения для головы,
шеи, плеч, рук. Туловища под музыку полезны и развивают чувства ритма, темпа,
координации движений в соответствии с музыкой.
На
«Музыкальной зарядке» детей можно познакомить с большим количеством музыкальных
произведений, в том числе с теми, которые приходятся по программе и связать эту
форму с задачами по слушанию музыки, закрепить в слуховом сознании средств в
музыкальной выразительности (прыжки – музыкальным прием стаккато, плавное
движение руками – легато и пр.) Позже путем определенного подбора произведений.
Можно формировать музыкально-слуховое ощущение стилей композиторов, эпохи
страны национальных особенностей народной музыки и пр.
Музыкальная театрализация
Этой
формой вы осуществите преемственность с дошкольным музыкальным воспитанием. Где
музыкальные спектакли – неотъемлемая часть жизни ребенка в дошкольных
учреждениях. Театральные формы удивительно многообразны: настольный театр,
театр картинок, кукольный, пальчиковый, мимический, театр пластики и жеста и
пр. Наиболее доступным массовым школам и полезным для первоклассников
представляется пальчиковый театр.
Он
развивает мелкую моторику рук и тем самым стимулирует деятельность детского
мозга и психику. Наукой доказана прямая зависимость уровня речевого развития
детей с достижением пальцев рук (см. работы М.М.Кольцова). Систематические
упражнения для пальцев рук способствует хорошей подвижности и гибкости детских
ручонок, исчезновению скованности движений, нервных зажимов, что значительно
облегчит первоклассникам приобретение навыков письма. Добивайтесь того, чтобы
все упражнения, описанные в данной книги, выполнялись без труда, легко, как бы
играючи, с радостью, свойственной играющим детям. Учитель, желающий
дополнительно ознакомиться с музыкальными пальчиковыми играми может обратиться
к работе автора «Игровое сольфеджио для малышей» (М.Московская консерватория,
1997), где музыкальные пальчиковые игры связаны с сочинением песен и
ориентированы на постановку рук при игре на фортепиано.
Межпредметные связи
Музыка
легко и естественно соприкасается со всеми школьными дисциплинами
первоклассников. На уроках чтения дети могут пользоваться выразительными
приемами, которые они почерпнули на уроках музыки, из « Музыкальной азбуки», в
которой примере выразительного чтения стихов даны специальные
музыкально-исполнительские приемы. Общие для музыкальной и актерской речи:
форте и пиано, стаккато и легато. Музыкальная грамота тесно связана с
грамматикой родного языка и математикой (музыкальные длительности, метр,
размер). Учебник-тетрадь дает музыкально-теоретические знания в связи с разными
видами искусства, прежде всего - изобразительным. В методических рекомендациях
(конспекты уроков музыки) предложены формы, связанные с театром (инсценировки,
театрализация), приведены музыкальные сценарии. В разделе музыкальное движение
прочерчены связи с физкультурой. Впервые учителям музыки предложено
музыкально-экологическое просвещение школьников, дополняющий предмет Экологии
важным для современной жизни человека звуковой экологией. Своеобразным стержнем
курса музыки в школе является многоаспектная тема «Музыка и жизнь», тесно
связанная со школьными предметами Окружающий мир и Природоведение (в теме
«Музыка родной природы»). Беседа с детьми на эту тему дополняет их знания о
внешнем окружающим мире – мире видимом, представлениями внутреннего духовно
невидимого мира. Курс, по сути, приближается к музыкальному мироведению,
помогая детям постигать сложную науку жизни в ее неделимой целостности.
Заповеди школьного учителя музыки
1.
Воспитывайте средствами музыки у школьников чувство истиной любви к Миру и
Человеку. Знания без любви к Миру могут обратиться во зло, против человека.
2.
Развивайте в детях все сразу: красоту поведения. Основанную на нравственности и
духовности, которая непременно отражается в детском музыкальном творчестве,
певческий голос и музыкальный слух, пластику движений и артистичность.
3.
В творческих музыкальных играх постарайтесь раскрыть все граи природного
музыкального дара: пусть «искра Божья» разгорится в детях любовью к музыке.
4.
с первых же шагов приобщайте школьников к простейшим формам музыкальной
импровизации и сочинению – важен не результат, а сам творческий процесс.
Активизирующий музыкально-слуховую память, внутренний слух., мышление.
5.
Знания и навыки закрепляйте в игровых формах – игра повышает интерес к
обучению, помогает лучше сосредоточится и благотворно влияет на эмоциональное
состояние ребенка. Выдумывайте вместе с детьми музыкальные игры по образцам
предложенных в конспектах уроков.
6.
Предлагайте детям зарисовать свои музыкальные впечатления. Цвет – сильный
эмоциональный фактор восприятия – используйте его для лучшего усвоения
школьниками теоретического материала.
7.
открывайте у школьников музыкальные таланты и развивайте их.
8.
Берегите детский голос.
Основные
требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся к концу первого года обучения.
Музыкальное
образование школьников предполагает более высокую ступень музыкального развития
по сравнению с дошкольным образованием. Естественно, что требования к
первоклассникам должны отталкиваться от требований, зафиксированных в стандарте
дошкольного образования.
1.
Развитие певческих способностей, а также мелодического слух и чувства ритма на
основе музыкальной деятельности.
2.
Музыкально-исполнительское творчество детей. Овладение игрой на детских
музыкальных инструментах.
3.
Навыки простейшей музыкальной импровизации на детских музыкальных инструментах.
4.
Знакомство со средствами музыкальной выразительности (тембр звука, сила звука,
его высота, интонация, мелодия, лад, ритм).
5.
Узнавание звучания музыкальных инструментов.
6.
Приобщение к национальной музыкальной культуре, к национальному фольклору.
7.
Представление о простейших музыкальных жанрах и видах искусства.
8.
Формирование детского музыкального творчества на основе синтеза искусств.
Все
эти требования включены в Программу предлагаемого курса как повторение, с тем,
чтобы дети, не посещавшие дошкольные учреждения смогли освоить необходимый
минимум знаний и навыков, положенных дошкольнику стандартом образования.
Требования
к первоклассникам:
1.
Знать определять на слух те выразительные средства музыкального языка (тембр
музыкальных инструментов, громкость, высота, темп, ритм простейших жанров –
марша, танцев: вальса, польки). Которыми композитор создает музыкальный образ,
увязывать музыкальные звуки со смыслом.
2.
Осознанно различать на слух простейшие музыкальные жанры: песню, танец и марш
на основе знаний отличительных музыкальных признаков каждого жанра (общий
характер в связи с особенностями темпа, метра (двух или трехдольный),
ритмический рисунок.
3.
Уметь ритмизовать стихи, повторить простейший ритм. Очинить простейший
ритмический аккомпанемент к стихам или мелодии, распеть текст простейшей
мелодией, придумав для него подходящее движение или жест.
4.
Научить внимательно слушать и адекватно композиторскому замыслу (на основе
анализа выразительных средств) понимать музыкальное произведение. Запомнить
название произведения и имя автора.
5.
Определять на слух тембры распространенных музыкальных инструментов (барабан.
фортепиано, скрипка, флейта).
6.
Выразительно петь выученные песни, знать их названия и авторов. Понимать
дирижерские жесты. Уметь петь тихо и громко, легато и стаккато, с различными
эмоционально-смысловыми оттеками в голосе, владеть тембром голоса. Знать
элементарные правила пения: положение корпуса, дыхание, приемы формирования
певческого звука. Уметь воспроизвести метрическую пульсацию песни.
Общая характеристика программы 1-4 классы
Программа
составлена с учетом возрастных особенностей первоклассников, с целью не
упустить уникальную возможность младшего школьного возраста в освоении
музыкального языка как родной речи, что в более позднем возрасте невосполнимо
Интеллектуальное мышление у детей развивается позже, поэтому в программе сделан
акцент на музыкальной деятельности - на ведущем для данного возраста ее игровом
типе. Курс имеет практическую направленность – теоретические сведения включены
лишь в той мере, в какой необходимы для навыков выразительного
музыкально-осмысленного пения и практического музицирования на музыкальных
инструментах. Размышления о музыке предложено в таких доступных детям темах и
формах. Которые способны заинтересовать их лично.
ПРОГРАММА
1-4 КЛАССЫ
32
ЧАСА
(программа
максимум)
1.
Музыкальная грамотность. Музыкальная культура и образованность школьника
предполагает умение постигать духовный опыт искусства на основе понимания
специфики его выразительных средств, подробно описанных в учебнике-тетради
«Музыкальная азбука». Основы музыкальной грамотности, составной частью которой
является знание нотной грамоты, должны формироваться в связи жизненным опытом
школьников и в практической музыкальной деятельности. Основные темы: звуки
окружающего мира как источник музыкальных звуков. Звуки и краски мира в музыке
(тембр, громкость, высота, длительность). Музыка природы. Музыка речи. Тембр
голоса и музыкальных инструментов. Ноты как звуки мира на нотных линейках.
Музыкальная азбука (в объеме учебника-тетради «Музыкальная азбука»): нотный
стан, ключи, ноты, нотные длительности, динамические и исполнительские оттенки,
метр и ритм, приемы исполнения в их сокращенной записи(аббревиатуры: тремоло
глиссандо), в связи с историческими сведениями, жизненными ассоциациями и в
практическом музицировании.
Музыкальная
каллиграфия– красивое нотное письмо. (В объеме учебника-тетради «Музыкальная
азбука»)
Музыкальная
экология. Музыка как шум и как речь. Опасная громкость. Воздействие
музыкального ритма на человека. Культура технического использования музыки:
шизофония и шизофрения. Музыка в наушниках и глухота. Музыкальная наркомания.
2.
Слушание и адекватное понимание музыки. Формирование музыкально-слухового
сознания первоклассников на основе адекватное замыслу композитора восприятия
музыкального произведения предполагает понимание и слуховое освоении специфики
музыкального языка, его смысловыразительных элементов в ассоциативных связях с
жизнью. Прогрмамма по слушанию музыкальных произведений подчинена тематическому
планированию уроков (списки по темам – в Приложении).
Учащийся
должен уметь определять средства музыкальной выразительности. Которыми
композитор создает образ и высказывает суждения о характере музыки, ее образном
содержании, о своем отношении к прослушанному произведению.
3.
Умения. Учащиеся должны уметь двигаться в соответствии с характером музыки,
владеть певческим голосом, петь хором и музицировать на детских инструментах
(подражательская, звукоизобразительная импровизация, ритмизация стихов,
сочинение мелодии на текст) в объеме программы дошкольных учебных заведений.
Качественный уровень этих умений определяется индивидуальными способностями
каждого ученика.
Тематическое
планирование уроков музыки.
1
класс
Азбука
музыки: звуки и краски мира в музыке
Тема
года: «Как рождается музыка?»
1
четверть (8 часов)
1.
Ведение в предмет. Музыкальная азбука – азбука выразительных средств музыки.
Мир музыкального звука в картинках ( в учебнике «Музыкальная азбука»).
Специфика музыкального звука. Звук-интонация в природе (гром..), в речи (крик,
стон…) и в музыке (тембровая интонация в звуке охотничьего рога…). Звуки
окружающего мира как источник музыкальных звуков. Игры со звуками.
1.
Отрывистые и плавные звуки: стаккато и легато в связи с жизненными
ассоциациями. Выразительное чтение стихов с этими приемами, плавное и
отрывистое движение под музыку, театрализация «Дождик». Детское музыкальное
творчество «Дождик грибной и проливной». Песни о дожде. Слушание музыки по
данной теме. Косенко «Дождик» Громкость в музыке связана с жизненными
ассоциациями. Звукоизобразительная импровизация «Тишина и гром». Звук и цвет:
звуки громкие – краски яркие, звуки тихие – краски бледные. Детское музыкальное
творчество: «Рисуем музыкальное пространство «далеко» и «близко» громкими и
тихими звуками». Выразительное пение с динамическими оттенками Музыкальное движение
под громкую и тихую музыку. Слушание по данной теме. (Бетховен. 5 симфония –
начало). Сборник песен «Владимир Щукин – детям». Аудиозапись в авторском
исполнении «Кисуня и Крысуня Экология звука».
Прекрасное
и безобразное в музыкальном звуке. Звук и смысл. Звук и здоровье человека.
2.
Музыка родной природы и природа в музыке. Работа в музыкально-живописном
альбоме (альбом «Музыка родной природы», М,»Просвещение», 2001) Искусство
слышать и понимать звуки природы. Отражение звуков природы в музыке, в музыкальном
движении, в певческом голосе, в тембре музыкальных инструментов. Импровизация
на детских музыкальных инструментах «Музыка рождается из звуков природы». Связь
звуком мира с происхождением музыкальных инструментов. Музыка летней природы в
стихах, рисунках, в произведениях композиторов (слушание музыки по данной
теме). Детское музыкальное творчество «Воспоминание о музыке лета»:
звукоподражание импровизации голосом и на музыкальных инструментах «Лесной
концерт».
Слушание
записей музыки живой природы, птиц…
Музыка
для слушания: .Чайковский «Жаворонок», Э.Григ «Птичка», Л.Дакен «Кукушка»,
Сен-Санс «Куры и петухи» из «Карнавала животных» О.Респиги «Соловей», Р.Леднев
«Лес шумит», «Лесная тропинка», А.Тач «Облака плывут», Э. Китка «Русские
кукушки», «Дятел».
Пение.
Песня Г.Струве на стихи школьницы Ирины Исаевой «Музыка». На выбор учителя: из
сборников «Российские композиторы – детям», В.Агафонников «Драчун», «Обидели».
3.
«Музыкальное московедение». Урок-концерт. Музыкальные произведения о Москве,
стихи, произведения изобразительного искусства о Москве. Детское творчество.
Новая
песня – «Москва моя, красавица» (стихи и музыка Е.Голубевой). песни серии
«детская песня ХХ1 века».
4.
Музыка нашей речи: тембровые краски речи (гласных и согласных букв), речевая интонация.
Музыка стиха. Стихи в сопровождении музыки. Ритмизация стиха. Детское
музыкальное творчество в музыкально-речевых формах.
Слушание
музыка; М.Мусоргский «детская» (Тяпа, бай…)
5.
Музыкальный тембр. В.Агафонников «Сани с колокольчиками» (иллюстрации
«Масленица») В.Гаврилкин «Тройка» . С Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и
волк». Оркестровые картинки: озвучивание стихов детскими музыкальными
инструментами стихов (по программе 1 класса). Песни о музыкальных инструментах.
Пение.
Новая песня. В.Щукин «Маленький кузнечик».
6.
Урок праздник: «К международному дню учителя». Анкета «Если бы я был учителем
музыки» в учебнике-тетради «Музыкальная азбука».
Песни
о школе. Старинная школьная песня «Дети в школу собирайтесь» (в учебнике
«Музыкальная азбука»).
7.
Музыкальная экология. Музыка и шум. Красивое и безобразное в звуках музыке.
инсценировка басни Крылова «Квартет». Мир волшебных звуков – п. Чайковский.
Танец Феи. Драже из балета «Щелкунчик».
Детское
музыкальное творчество «красивые и безобразные» звуки. Чрезмерная громкость –
это опасно!
Пение.
Гретри «Спор» (в сопровождении музыкальных инструментов).
2
четверть (8 часов)
Звуки
мира на нотных линейках
9,10,11.
Откуда произошли ноты? Как музыкальные ключи открывают тайну нотной записи?
История музыкальной культуры о происхождении нотной записи. Ноты в буквах на
детских металлофонах.
12.
Музыкальные регистры на клавишах и нотах. Регистровые игры. Звуковысотная
лесенка нотного стана. Детское творчество: звукоподражательная импровизация
«кто пищит высоко, а кто рычит низко?»
13,14,15.
Нотный алфавит. Нотная читалочка в играх и рисунках. Музыка в нотных рисунках
(в учебнике «музыкальная азбука»)
Пение.
Нотные песенки (в учебнике «Музыкальная азбука»). Островский «Урок музыки»…
16.
Музыкальная экология. Беседа о пении. Охрана детского голоса.
Повторение
пройденного материала. Диагностика усвоения нотой грамоты и развития
музыкальности младшего школьника. Тестирование.
3
четверть (8 часов)
Музыкальное
время: звуки короткие и долгие
17.
Метрический пульс в жизненных ассоциациях. Сильная и слабая доли метрического
пульса музыки. Детское музыкальное творчество – звукоизобразительная
импровизация «Часы и часики», «Колокольный перезвон». Слушание музыки по теме.
С Прокофьев. Балет «Золушка» 9сцена с часами). Колокольные звоны. Глинка Хор
«Славься» из оперы «Жизнь за царя» (колокольные звоны в музыке)…
18,19.
Музыкальное время в нотнх длительностях в связи с жизненными ассоциациями
«Ноты: ноги и ножки». Медленные и быстрые ноты-ножки. Алфавит нотных
длительностей. музыкальная тематика: счет нотных длительностей (на примере
музыки современных русских композиторов).
20.
Дирижирование в двухдольном и трехдольном размере под музыку с выделением
сильной доли, с ритмизацией стихов.
21.
Ритм в музыке. Рит в речи, поэтический ритм. Ритм имен. Детское музыкальное
творчество – ритмизация шуток, прибауток, считалок…ритм в изобразительном
искусстве.
22,
23. Ритм и музыкальный жанр. Детское музыкальное творчество: «Ритмический
аккомпанемент» к маршу, польке в двудольном размере на заданную ритмоформулу и
ритмический аккомпанемент на вальсовую формулу в трехдольном размере.
Слушание.
В ритме вальса: вальсы И.Штрауса, П.И.Чайковского из балетов «щелкунчик»,
«Спящая красавица» и др. Маршевый ритм: марш из балета «Щелкунчик»
П.И.Чайковского, Марш Черномора из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила».
Турецкое рондо В.Моцарта. танцевальные ритмы: «Камаринская» - фантазия для
симфонического оркестра М.глинки (фрагмент) П.Чайковский «Неаполитанская
песенка из детского альбома». М.Равель «Болеро» (начальный фрагмент). Музыка
композиторов-современников.
24.
Музыкальная экология: ритм и его воздействие на человека.
Повторение
пройденного материала. Диагностика усвоения материала и развития чувства ритма.
4
четверть (8 часов)
Музыкальный
темп
26,
27 Темп в музыке и в разных видах искусств. Темп в речи и в музыке.
Выразительное чтение стихов, со сменой темпа в соответствии с поэтическим
содержанием.
28,29.
Простейшие приемы музыкального исполнения (тремоло, глиссандо) и их сокращенная
запись (аббревиатуры) на бумаге. Ассоциативные игры: тремоло и глиссандо в
музыке, речи, живописи. Детское музыкальное творчество «Рисуем и озвучиваем
свои рисунки».
30.
Музыкальная экология. Музыка как духовная «пища». Музыкальные «напутствия в
жизнь»: «Что такое хорошо и что такое плохо» в музыке вокруг нас. Почему вечен
гений Моцарта?
Слушание.
Симфония В.Моцарта соль минор. Фантазия ре минор.
Пение.
Новая песня: «Театр песни «Осень» стихи Сурикова, музыка Е. Голубевой.
31.
Повторение и закрепление пройденного материала. Итоги успеваемости.
32.
Прощальный урок «Праздник музыки».
Минимум
основных знаний, умений и навыков к концу первого года обучения по программе
минимум «для всех»:
1.
Музыкально-экологическая просвещенность (музыка и шум. Опасная громкость,
охрана детского голоса). Музыкально-теоретические знания первоклассников в
объеме учебника-тетради «Музыкальная азбука» (средства музыкальной
выразительности). Умение применять знания.
Музыкальные
грамоты в музыкальном осмысленном пении и элементарном музицировании на детских
музыкальных инструментах. Навыки ритмического аккомпанемента к исполняемой
песенке.
2.
Музыкально-слуховой запас (формирующий музыкально-слуховое сознание) согласно
репертуарному списку «слушание музыки» для первого класса.
-
знать произведения «золотого фонда музыки» первоклассника – дать точное
названии знакомому прослушанному произведению, назвать имя его автора.
-
С.Прокофьев, симфоническая сказка для детей «Петя и волк»..
П.Чайковский
. Утренняя молитва. В церкви, Болезнь куклы, Новая кукла. Песня жаворонка.
(«Детский альбом»). Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро». Марш,
Вальс цветов, танец Феи драже из балета «Щелкунчик», вальс из балета «Спящая
красавица», И.Штраус-сын Полька «Трик-трак», Радецки марш, М.Мусоргский
«Детская», Г.Свиридов «Ласковая просьба», В.Калинников «Грустная песенка»,
В.Моцарт «Турецкое рондо», Симфония соль минор 1 часть, Огинский Полонез
«Прощание с родиной», Р.Щедрин «Кармен-сюита» (танец Кармен). Г.Гендель
Пассакалия, К.Сен-Сенс «Карнавал животных», Р.Шуман «Смелый наездник» из
Альбома для Юношества. М.Мусоргский «Богатырские ворота», «Балет невылупившихся
птенцов», С.Прокофьев «Гадкий утенок».
-
уметь высказать свое мнение о музыке – «что услышал каждый ребенок в
произведении и какими музыкальными средствами композитор создал данный образ,
на основе которого дети должны различать на слух;
-
тембры отдельных музыкальных инструментов (ударных, струнных, духовых,
клавишных),
-
важнейшие средства музыкальной выразительности (в объеме учебника-тетради
«Музыкальная азбука»).
3.
Музицирование:
-
петь соло и хором в своей тесситуре голоса выученные песни.
Патриотическая
песня М.Глинки. Старинная школьная песня «Дети в школу собирайтесь», «Азбука»
В.Щукина, Б.Заходера, латвийская песня «Петушок» , «Маленький кузнечик» В.Щукина-Козлова,
Ф.Флис «Спи моя радость», «Скворушка прощается» Т.Потапенко, театр песни
«Осень» Е.Голубевой, слова И.Сурикова русская песня «Во поле береза стояла»,
«Заинька попляши», «Пусть всегда будет солнце» А.Островского.
-
играть на музыкальных инструментах простейшие звукоподражательные импровизации.
Озвучивать стихи;
-
играть в детском оркестре ритмическое остинато, бурдон. Простейшие мелодии.
4.
Музыкальное движение в танцевальных жанрах, простейшая пластическая
импровизация.
2
класс
Тема
года: «Душа музыки – мелодия»
Музыкальная
речь: «Музыка – речь в точных интервалах» (Б,Астафьев). Интонация в речи и в
музыке. Мелодия в речи и в музыке. Мелодический образ и средства музыкальной
выразительности: звукоряд, гамма. Тональность. Лад в мелодии, мажор и минор.
Мелодический портрет (Дебисю «Девушка с волосами цвета льна»). Вокальная и
инструментальная мелодия. Пессенность, танцевальность и маршевость в мелодии
разных музыкальных эпох и стилей. Многоголосие. Мелодия и гармония звуков
музыки. Аккомпанемент. Времена года в музыке, поэзии, живописи.
Минимум
основных знаний, умений и навыков к концу первого года обучения:
1.
Музыкально-экологическая просвещенность: глухота от музыки в наушниках. Опасный
ритм. Музыкально-теоретические знания в объеме учебника-тетради для второго
класса («Душа музыки») – мелодия и гармония, тональность, лад.
2.
Музыкально слуховой запас (формирующий музыкально-слуховое сознание) согласно
репертуарному списку «Слушание музыки» для 2 второго класса – дать точное
название знакомому прослушанному произведению, назвать его имя, автора
.произведения «Золотого фонда музыки» второклассника:
-
И.Бах прелюдия из мажор, шутка, Глюк мелодия для флейты из оперы «Орфей и
Эвридика», Л.Бетховен «Элизе», Моцарт «Лакримозо из реквиема», Р.Шуман «Первая
утрата из альбома для юношества», П.Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь»,
«Апрель. Подснежник» («Времена года»), мелодия для скрипки, вокализ
Рахманинова, А.Вивальди «Времена года». К.Сен-Санс лебедь из «Карнавала
животных», увертюра к опере «Руслан и Людмила», М.Глинки, Паганини
«Кампанелла». Э.Григ «Утро», танец Анитры, песня Сольвейг из сюиты «Пер Гюнт»,
К.Дебюсси «девушки с волосами цвета льна» А.Хачатурян, Адажио, Г.Свиридов,
романс из музыки к кинофильму «Метель» Вилла Лобос, Бахиана.
-
дети должны различать на слух: важнейшие средства мелодической выразительности
(в объеме учебника для 2 класса)
-
тембры отдельных музыкальных инструментов и оркестровых групп (ударных,
струнных, духовых, клавишных);
-
уметь высказывать свое мнение о музыкальной мелодии и гармонии – «что услышал
каждый ребенок в мелодии и в гармонии, какими музыкальными средствами
композитор создал данный образ».
3.
Музицирование.
-
петь соло и хором в своей тесситуре голоса выученные песни.
Старинная
школьная песня «Слети к нам тихий вечер» А.Тома Л.Бетховен «Сурок», русская
народная песня «Ходила младешенькая» В.Щукин «Храм твой Господи на небесах»,
«Москва», В.Моцарт «Весенняя песня», русская народная песня «Как по улице
молодчик идет», блины «Турист» Ю.Чичкова И.Беляева.
-
играть на музыкальных инструментах простейшие мелодические импровизации,
мелодически и гармонически озвучивать стихи.
-
играть в детском хоре ритмическое остинато, бурдон., простейшие мелодии.
4.
Музыкальное движение: пластическая импровизация «Мелодия и жест».
3
класс
Тема
года: «Как рождались музыкальные жанры?» Музыкальные жанры в народном
творчестве. Музыка Древней Руси. Искусство скоморохов на Руси. Песенные жанры
(обрядовые, трудовые, былины, духовные). Народные музыкальные инструменты
(музыкальные игрушки, свистульки, гусли и др.) Зимние народные праздники.
Масленица, весенние заклички. Русская народная музыка в творчестве русских
композиторов.
«Золотой
фонд» песен мира. От песни до симфонии: краткая история музыкальных жанров.
Музыкально-экологическая просвещенность: музыкальная наркомания (история и
современность).
Минимум
основных знаний, умений и навыков к концу третьего года обучения:
1.
Музыкально-экологическая просвещенность. Музыкальная наркомания. Опасный ритм.
Теоретические знания в объеме учебника для третьего класса «Музыкальные жанры».
2.
Музыкально-слуховой запас (формирующий музыкально-слуховое сознание) согласно
репертуарному списку «слушание музыки» для 3 класса произведения «Золотого
фонда музыки» третьеклассника.
Детские
песни «Заинька попляши», «Как пошли наши подружки», русские народные песни, «Во
поле березка стояла», «Вижу чудное приволье», «Как у наших у ворот», «Как на
тоненькой ледок», «На море утушка», «Степь да степь кругом», «Узник», песня
Садко «ой ты, темная дубравушка» из оперы «Садко» Римского Корсакова,
«Вставайте люди русские!» хор и финал из кантаты «Александр Невский»
С.Прокофьева, былина «Про Добрыню».
Песни
стран мира: «Песня про татарский полон», белорусская песня «Перепелочка»,
украинская «Веснянка», молдавский народный танец – модаванеска, осетинский –
лесгинка, грузинская песня – «Сулико», «Цыплята» - Г.Гусейнли, стихи
Т.Мутталибова.
Мазурка
43 и 47, полонез до минор Ф.Шопена, П.Ноктюрн, Ф.Листа «грезы любви» и рапсодия
2 баркарола П.Чайковского из цикла «Времена года», рондо-каприччио Л.Бетховена
«Ярость по поводу утерянного гроша» Г.Гендель Пассакалия, вариации «Думка»
П.Чайковского Ф.Шопен мазурки № 43 и № 47.
Дети
должны различать на слух:
-
тембры музыкальных инструментов в оркестровом звучании сочетания тембров различных
инструментов (ударных, струнных, духовых, клавишных),
-
важнейшие средства мелодической выразительности (в объеме учебника для 3
класса);
-
уметь высказать свое мнение о музыкальной мелодии и гармонии – «что услышал
каждый ребенок в мелодии и в гармонии, какими музыкальными средствами
композитор создал данный образ»,
-
дать точное название знакомому прослушанному произведению, назвать имя его
автора.
3.
Музицирование:
-
петь соло и хором в своей текстуре голоса выученные песни;
-
играть на музыкальных инструментах простейшие жанровые мотивы играть в детском
оркестре ритмическое остинато, бурдон, простейшие мелодии.
4.
Музыкальное движение: пластическая импровизация «Мелодия и жест».
4
класс
Тема
года: От оперы до симфонии: крупные музыкальные жанры. Опера К.Глюка «Орфей и
Эвридика», М.Глинка балет «Руслан и Людмила», опера «Жизнь за царя»,
произведения «Золотого фонда музыки» для четвертого класса. Балет П.Чайковского
«Щелкунчик», опера Н.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и
деве Февронии», симфония Л.Бетховина №5, П.Чайковского №6. Путешествие в страну
опера: рождение оперы, на оперных меридианах, Шнитке «Фауст» (фрагмент).
Основные
знания, умения и навыки к концу четвертого года обучения:
1.
Музыкально-экологическая просвещенность: «живая и мертвая» музыка (музыка
электронных инструментов). Теоретические знания в объеме учебника для
четвертого класса (крупные музыкальные жанры и формы, оперный спектакль и
симфония).
2.
Музыкально-слуховой запас согласно репертуарному списку «слушание музыки» для 4
класса , произведения «Золотого фонда музыки» для четвертого класса».
М.Глинка
опера «Руслан и Людмила», увертюра, марш Черномора, опера «Жизнь за царя» -
заключительный хор «Славься» П.Чайковский – балет « «Щелкунчик», марш, вальс
цветов, танец Феи драже, Н.Римский-Корсаков «Полет шмеля» из «Сказки и царе
Салтане». Песня Садко и гостей из оперы «Садко», Л.Бетховен 5 симфония
(экспозиция первой части). 6-я «Пастольная симфония» «У ручья» П.Чайковский;
-
дети должны различать на слух:
певческие
голоса, состав хора, тембры музыкальных инструментов в оркестровом звучании,
сочетания тембров различных инструментов (ударных, струнных, духовых,
клавишных);
-
важнейшие средства музыкально-сценической выразительности в оперном спектакле
(в объеме учебника для 4 класса);
-
уметь высказать свое мнение о музыкальном произведении в целом «что услышал
каждый ребенок в мелодии и в гармонии, какими музыкальными средствами
композитор создал данный образ»,
-
дать точное название знакомому прослушанному произведению, назвать имя его
автора;
3.
Музицирование:
-
петь соло и хором в своей тесситуре голоса выученные песни;
-
«Темная ночь», «В землянке», «Дороги» Никитина В.Щукина, произведения «Золотого
фонда музыки» для четвертого класса.
-
играть на музыкальных инструментах простейшие пьески, подбирать знакомую
мелодию, играть в детском оркестре ритмическое остинато, бурдон, простейшие
мелодии.
4.
Музыкальное движение: пластическая импровизация «Мелодия и жест».
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/
|