Музыка Австралии
Музыка Австралии
Музыка
Австралии содержит элементы различных музыкальных культур: коренных жителей,
англо-австралийцев, эмигрантов небританского происхождения. А. м. коренных
жителей сохранила архаические черты, следы влияния музыки Новой Гвинеи, а также
переселенцев с Малайского архипелага (Сев. Австралия). Разнообразны обрядовые
песни, бытовые, эпические. В северных районах распространено индивидуальное
пение с собственным сопровождением (ударные инструменты), в южной и центральной
— групповое. Характерны миграции песен, что связано с кочевым образом жизни
местных жителей, а также с обычаем обмена или продажи песен соседним племенам.
Распространены действа корробори в мужском исполнении — инсценировки мифов в религиозных
обрядах (включают песенные циклы из 10 — 300 песен с инструментальным
сопровождением, исполняемые в течение нескольких дней или недель), обрядах
инициации и др.; используются шумовые эффекты (шипение, шуршание и т.п.). Среди
музыкальных инструментов, которые считались священными или магическими: чуринги
(деревянные или каменные гуделки), полое бревно убар, по которому ударяли
палками. Среди древних идиофонов — бумеранги, свёртки шкур, напоминающие
барабан (южные районы), погремушки из плодов и раковин, рифлёные дощечки, по
которым водят палкой, папуасские ручные барабаны, обтянутые кожей (полуостров
Кейп-Йорк); среди духовых — диджериду (труба из свёрнутой коры), юлунггул (из
дерева), в Сев. Австралии — носовая флейта (из Новой Гвинеи). С появлением
европейцев и сокращением числа коренных жителей ареал распространения их музыки
резко сузился.
С
кон. 18 в. переселенцы (первоначально ссыльные) из Англии, Шотландии, Ирландии
принесли свои национальные фольклорные (шотландские песни, баллады и др.) и профессиональные
музыкальные традиции (в т. ч. церковные католические). С 1830-х гг.
активизируется концертная жизнь, создаются Сиднейское филармоническое общество
(1833), Австралийское филармоническое общество (1844), позднее — ряд хоровых
обществ; открываются музыкальные школы (первая — в 1836), в кон. 19 в.
возникают театр, монополии, оперные компании. В 1906 был организован
симфонический оркестр под упр. А. Зелмана. С начала 20 в. в Австралии регулярно
гастролировали иностранные исполнители (в т. ч. Ф. И. Шаляпин, труппа А П.
Павловой). При содействии русских танцовщиков создаётся австралийский балет. В
1920-е гг. основана «Оперная лига», среди исполнителей, входивших в неё, певицы
Н. Мелба, М. де Ганст. В 1847 в Сиднее поставлена первая национальная опера —
«Дон Джон Австрийский» А. Натана. Формируется национальная композиторская школа
(австралийские композиторы получали образование преимущественно в Англии),
среди ее основоположников— А. Хилл, Э. Хатчесон, Э. Трумэн. Видную роль в
развитии австралийской музыкальной культуры сыграла деятельность композитора,
пианиста и фольклориста П. Грейнджера.
В
нач. 1940-х гг. расширяются контакты с США (в Австралии в 1944 гастролировал Ю.
Орманди). После 1945, в значит, степени в результате культурно-идеологической экспансии
США, получает распространение т. н. массовая музыкальная культура. Многие
композиторы обращаются к традициям музыки аборигенов — Дж. Антилл (балет
«Корробори», 1946), К. Дуглас, Э. Л. Бейнтон. Развиваются жанры оперы, а также
программной орк. и кам.-инстр. музыки (М. Сазерленд и др.). Многие современные
композиторы экспериментируют в поисках синтеза элементов европейской и
неевропейской музыки (преимущественно, музыки Азии). Среди композиторов — Ф.
Вердер, Л. Сицки, М. Уильямсон, П. Скалторп, Р. Мил, Л. Лаватер, А. Д.
Бенджамин; дирижёров — Б. Хейнце; пианистов — Э. Хатчесон, Р. Вудворд; певцов
Дж. Сазерленд. Среди исполнителей-аборигенов — певец X. Блейер. С 20-х гг. 20
в. начинается исследование музыки коренных жителей Австралии (Э. X. Дейвис, в 50-х
гг. — А. П. Элкин); функционируют Австралийский институт изучения аборигенов в
Канберре, музыковедческое общество в Сиднее, отделения университетов Аделаиды,
Западной Австралии. Комитет искусств аборигенов (1973) проводит фестивали
традиционной музыки. Созданный в 1954 Австралийский елизаветинский театр, трест
способствовал формированию постоянных театров, коллективов — «Австралийская
опера» (с филиалами во всех штатах), а также музыкальных учебных заведений.
Развивается австралийское музыковедение (Р. Коуэлл). С 1960-х гг. регулярно
проводятся фестивали искусств. В Австралии имеется (1986): Театр оперы и балета
в Сиднее, Национальный мемориальный театр в Мельбурне; Симфонический оркестр (в
т. ч. Сиднейский, основанный в 1946 году, в 1956 — 61 дирижёр Н. А. Малько),
камерные оркестры, хоры, инструментальные ансамбли (в т.ч. Мельбурнский
струнный квартет, 1972); СК (осн. в 1935 как Гильдия австралийских
композиторов), Австралийский музыкальный центр (1976); консерватории — Нового
Южного Уэльса в Сиднее (1914), в Брисбене (1957), Канберре и Хобарте (1964),
Мельбурне (1973), Сиднее (1977) и др. городах, музыкальных отделения
университетов (в т. ч. Сиднейского, 1948; Западной Австралии, 1953; Новой
Англии, 1971); Австралийское общество музыкального образования (1965),
музыковедческие общества в Сиднее, Аделаиде, Перте, Мельбурне и др.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.countries.ru/
|