Модест Петрович Мусоргский
Модест
Петрович Мусоргский
1839-1881
Один из
замечательных новаторов. Член “могучей кучки”. Один из величайших музыкальных
психологов, который глубоко проник в психологию, как отдельной личности, так и
народных масс. Передаёт неповторимые характеры. Он был последователем
Даргомыжского, но пошёл гораздо дальше него: это путь раскрытия психологии,
переживания, русской речевой интонации. Даргомыжского он считал своим учителем
музыкальной правды, но пошёл гораздо дальше своего учителя. Мусоргский создавал
музыкальные портреты, в которых не только переживается характер личности, но и
чувствуется социальная обстановка, манера поведения. Поэтому ясно, что музыке
близки жанры, связанные со словом: оперы, романсы. Из симфоний – “Ночь на Лысой
Горе” и “Интермеццо”. Пять опер: “Саламбо” (не закончил), “Сорочинская
ярмарка”. Создал народные, музыкальные драмы: “Борис Годунов” и “Хованщина”.
Перед “Борисом Годуновым” он писал “Женитьбу” по Гоголю, в которой есть речевая
интонация. (Не закончил.)
Мусоргский
написал новаторский фортепианный цикл - “Картинки с выставки”. И огромное
значение имеют романсы и песни. Мусоргский обновил все средства музыкальной
выразительности: мелодию, гармонию, музыкальную форму. В своей мелодике он
опирался на речевую интонацию и крестьянскую песню. Гармония очень необычна:
нет привычных функциональных связей. Это соответствовало новым чувствам,
поворотам. Совершенно новые формы, неожиданные повороты, которые диктуются
развитием настроения, переживания.
Борис
Годунов
Первая редакция
– 1869 год, вторая – 1872, а в 1874 году оперу, наконец, поставили. Народная
музыкальная драма по трагедии Пушкина. В первой редакции было семь картин,
заканчивалась смертью Бориса, а во второй редакции Мусоргский сочинил две
польские картины, появилась Марина Мнишек, сцена народного бунта под Кромами.
Также переработал второе действие.
Опера
новаторская, в которой есть различные драматические планы. Есть и личная и
народная драмы. Соединил разные стилевые концы: и комические и трагические
черты. Такое смешение разных линий напоминает Шекспировские произведения.
Камерно-вокальное
творчество
Он написал 67
романсов и песен. Это очень значительная часть его творчества, поскольку
связана со словом. Раскрываются очень яркие характеры. Глубоко проникает в
психологию разных личностей: крестьянка, юродивый, ребёнок.
Писал песни на
стихи Пушкина, Плещеева. Значительная часть написана на свои стихи. В конце
творчества пишет романсы на Голенищева-Кутузова. Баллада “Забытый” по картине
Верещагина. Вокальный цикл “Без солнца”, вокальный цикл “Песни и пляски
смерти”.
В вокальном
творчестве Мусоргского много новаторства: опора на речевую интонацию, а также
на крестьянскую песню в мелодии, кварто-квинтовое созвучие (“Трепак”). Каждый
раз форма новая: строится в соответствии с текстом. В каждой строфе музыка
обновляется.
Конец 50 –
начало 60-х гг.
Первый ранний
период – первые 17 произведений – сборник “Юные годы”. В ранних песнях
использует стихи Островского, Некрасова, Шевченко. Лирический романс “Ночь” по
Пушкину.
Среди них
выделяется “Калистрат”, жанр колыбельной (по Некрасову). Колыбельная в
трагическом стиле, слова: “Надо мной певала матушка…” fis-moll. Варьированные
куплеты.
“Спи, усни,
крестьянский сын”. (По А. Островскому.) “Баю, баю, мил внучоночек!”. B-dur.
“Колыбельная
Ерёмушки.” Дорийский лад: “Ниже тоненькой былиночки…”.
Песня на
собственные слова – это картинки из собственной жизни. Их много: “Озорник”,
“Козёл”, “Светик Савишна”, “Семинарист”, “Сиротка”, вокальный цикл “Детская”.
Позже написал вокальную сюиту “Раёк”.
“Светик
Савишна”. Речевая интонация. Юродивый умоляет женщину полюбить его,
приголубить: “Свет мой, Савишна, сокол ясненький…”. C-dur.
“Семинарист”.
Речевая интонация. Зубрёжка латыни. Появляется интонация церковной музыки
f-moll: “Ах ты горе моё горе…”.
Баллада
“Забытый”. (По Голенищеву-Кутузову.) es-moll: “Он смерть нашёл в краю чужом…”
“Песни и пляски
смерти”. (Четвёртая песня.) 1.) “Колыбельная”, 2.) “Серенада”, 3.) “Трепак”,
4.) “Полководец”. (В каждой песни действующее лицо – смерть.)
“Трепак”: “Лес
да поляны, безлюдье кругом.”.
“Блоха” из
Гёте: “Жил-был король когда-то…”. h-moll.
У Мусоргског в
вокальном творчестве очень важна фортепианная партия, тогда как у Даргомыжского
фортепианная партия подавляется вокальной, скромна.
“Картинки с
выставки”
1874год.
Мусоргский был превосходным пианистом и создал новаторский фортепианный цикл,
отличающийся яркой конкретностью, характеристичностью. Это сюита из контрастных
пьес написана пол впечатлением посмертной выставки друга-художника Гартмана. У
Гартмана – это были рисунки и акварели прикладного характера. (Не настоящие:
“Избушка на курьих ножках” – часы, “Гном” – щипцы, “Балет невылупившихся
птенцов” - это балетные костюмы, “Богатырские ворота” - макет декорации к
спектаклю. У Мусоргского всё принимает другой образ, характер: “Гном – яркиё
портрет, “Богатырские ворота” – мощная, монументальная пьеса эпического плана.
Цикл вызывает
ассоциацию с “Карнавалом” Шумана. 10 пьес их связывает “Прогулка”, звучит
полностью в начале, после 6 пьесы почти полностью (в b-dur). Часто возникает
между пьесами, варьированно. Это, какбы бы личность автора, отражаются его
впечатления. В “Богатырских воротах” тема “Прогулки” возникает в перезвоне
колоколов в конце. А также изменённо, в h-moll, проходит в пьесе “С мертвыми на
мёртвом языке”. Сама тема “Богатырских ворот” похожа на прогулку в увеличении.
Пьесы
разнохарактерны. Скерцозные, с элементом юмора: “Тюильрийский сад”, “Балет
невылупившихся птенцов”, “Лиможский рынок”. Яркие характеры: “Гном”, “Избушка
на курьих ножках”. Средневековые образы: “Старый замок”. Сценки: “Два еврея:
богатый и бедный”. (Семуэль Гольденберг и Шмуйле.) Музыкальный язык ярко
национальный, претворяются элементы русской песенности. “Прогулка звучит как
русская песня. Мусоргский воспроизводит звучание голосов: в “Прогулке” начинает
запевало, потом подхватывает хор. “Богатырские ворота” - звучание церковного
хорового пение. Воспроизводит речевую интонацию: “Два еврея: богатый и бедный”.
Многие пьесы поражают оркестровостью звучания: есть переложения для оркестра.
(Самое лучшее сделал М. Равель в 1922 году.)
Построение
цикла очень стройно, с чертами симметрии. (“Богатырские ворота” и “Прогулка”,
“Гном” и “Избушка на курьих ножках”.)
“Прогулка”.
(Без номера.)
“Гном” -
“Прогулка”
“Старый замок”
“Прогулка”
“Тюильрийский
сад”
“Прогулка”
“Быдло”
“Прогулка”
“Балет
невылупившихся птенцов”
“Прогулка”
“Два еврея:
богатый и бедный”
“Прогулка”.
“Лиможский
рынок”
“Прогулка”
“Катакомбы”
“С мёртвыми на
мёртвом языке”.
“Избушка на
курьих ножках” (Баба-Яга)
В средней части
речевая интонация Непосредственно переходит в
“Богатырские
ворота“.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://cl.mmv.ru/
|