Людвиг ван Бетховен
Людвиг ван
Бетховен
(1770—1827)
Немецкий
композитор, пианист, дирижёр. Первоначальное музыкальное образование получил у
отца, певчего Боннской придворной капеллы, и его сослуживцев. С 1780 ученик К.
Г. Нефе, воспитавшего Бетховена в духе немецкого просветительства. С 13-летнего
возраста органист Боннской придворной капеллы. В 1787 Бетховен посетил в Вене
В. А. Моцарта, который высоко оценил его искусство фортепьянной импровизации.
После окончательного переезда в Вену (1792) Бетховен как композитор
совершенствовался у И. Гайдна, И. Г. Альбрехтсбергера, пользовался советами И.
Шенка, А. Сальери, Э. Фёрстера. Концертные выступления Бетховена в Вене, Праге,
Берлине, Дрездене, Буде проходили с огромным успехом. К началу 1800-х гг.
Бетховен — автор многих произведений, поражавших современников бурным
драматизмом и новизной музыкального языка. В их числе: фортепьянные сонаты № 8
(«Патетическая») и 14 (т. н. Лунная), первые 6 струнных квартетов. В 1800 была
исполнена 1-я симфония Бетховена. Прогрессирующая глухота, первые признаки
которой появились в 1797, заставила Бетховена впоследствии постепенно сократить
концертную деятельность, а после 1815 от неё отказаться. В произведениях
1802—12 полностью выявились характерные признаки зрелого стиля Бетховена. В
последний период творчества появились его величайшие создание — 9-я симфония с
заключительным хором на слова оды «К радости» Шиллера и Торжественная месса, а
также шедевры его камерной музыки — сонаты для фортепьяно № 28—32 и квартеты №
12—16.
На формирование
мировоззрения Бетховена сильнейшее воздействие оказали события Великой
французской революции; его творчество тесно связано с современным ему
искусством, литературой, философией, с художественным наследием прошлого
(Гомер, Плутарх, У. Шекспир, Ж. Ж. Руссо, И. В. Гёте, И. Кант, Ф. Шиллер).
Основной идейный мотив творчества Бетховена — тема героической борьбы за
свободу, воплощённая с особенной силой в 3-й, 5-й, 7-й и 9-й симфониях, в опере
«Фиделио», в увертюре «Эгмонт», в фортепьянной сонате № 23 (т. н. Appassionata)
и др. Вместе с тем Бетховен создал множество сочинений, выражающих тончайшие
личные переживания. Бесконечно широк лирический диапазон его adagio и largo.
Представитель
венской классической школы, Бетховен вслед за И. Гайдном и В. А. Моцартом
разрабатывал формы классической музыки, позволяющие отразить разнообразные
явления действительности в их развитии. Сонатно-симфонический цикл был
Бетховеным расширен, наполнен новым драматическим содержанием. В трактовке
главной и побочной партий и их соотношения Бетховен выдвинул принцип контраста
как выражения единства противоположностей. Этим в значительной мере обусловлены
расширение круга тональностей побочных партий, повышение роли связующих и
заключительных партий, увеличение масштаба разработок и введение в них новых
лирических тем, динамизация реприз, перенесение общей кульминации в развёрнутую
коду. С этим же связано и более широкое понимание границ тональности и сферы
действия тонального центра, чем у его предшественников. Бетховен расширил
оркестровые диапазоны ведущих голосов, интенсифицировал выразительность всех
оркестровых партий. Важную роль в формировании стиля композитора сыграла его
работа над техникой варьирования и вариационной формой. Совершенствуя найденную
им форму свободных вариаций (финал фортепьянной сонаты № 30, вариации на тему
Диабелли, 3-я и 4-я части 9-й симфонии и др.), Бетховен существенно обогатил и
традиционные типы варьирования (Andante из 5-й симф., 32 вариации для фортепьяно
c-moll, медленные части фортепьянных сонат № 23 и 32). С новым принципом
сочинения вариаций связан и новый подход к полифонической технике. В
произведениях последнего периода имитационная полифония фигурирует как
составной элемент разработок (фортепьянная соната № 28), как начальная или
заключительная часть цикла (фортепьянные сонаты № 29, 31, квартет № 14).
Большое значение приобретает контрастная (неимитационная) полифония. Так, в
Allegretto из 7-й симфонии тема и контрапункт образуют мелодическое «двуединство»,
обладающее совершенно особой, глубоко проникновенной экспрессией.
Богатый
материал для изучения творческого метода Бетховена дают наброски и эскизы,
которые сохранились в его музейном архиве (св. 7500 листов). Большой
биографический интерес представляют т. н. разговорные тетради, которыми
Бетховен пользовался для ведения бесед с момента наступления полной глухоты
(1818). Наследие Бетховена изучали русские музыканты; упоминания о его
произведениях часто встречаются в русской классической литературе и
литературной критике.
Сочинения:
в списке соч.,
кроме ссылок на опусы (ор.), даны ссылки WoO (Werke ohne Opuszahlen) - соч. Б.,
не имеющие опуса (согласно каталогу Г. Кинского - Г. Хальма).
оперы-
Огонь Весты
(Vestas Feuer, либретто Э. Шиканедера, 1-я сцена, 1803), Фиделио (либретто И.
Зонлейтнера и Г. Ф. Трейчке по сюжету пьесы "Леонора, или Супружеская
любовь" Буйи, 1-я редакция под названием Леонора, ор. 72, 1803-05,
поставлена под названием Фиделио, или Супружеская любовь, Fidelio, oder die
eheliche Liebe, 1805, театр "Ан дер Вин", Вена; 2-я редакция, с
добавлением увертюры Леонора № 3, ор. 72, 1806, поставлена 1806, там же; 3-я
редакция ор. 72, 1814, поставлена 1814, Придворный национальный оперный театр,
Вена); балеты- музыка к Рыцарскому балету (Musik zum Ritterballett,8 номеров,
WoO 1, 1790-91), Творения Прометея (Die Geschopfe des Prometheus, по сценарию
С. Вигано, ор. 43, 1800-01, поставлен 1801, Придворный национальный оперный
театрр, Вена);
для хора и
солистов с оркестром-
оратория
Христос на Масличной горе (Christus am Olberge, cлова Ф. К. Хубера, ор. 85,
1802-03), Месса C-dur (ор. 86, 1807), Торжественная месса (Missa Solemnis,
D-dur, ор.123, 1819-23); кантаты - На смерть Иосифа II (Kantate auf den Tod
Kaiser Josephs II., cлова С. А. Авердонка, WoO 87, 1790), На вступление в
царствование Леопольда II (Auf die Erhebung Leopolds II zur Kaiserwurde, cлова
С. А. Авердонка, WoO 88, 1790), Славное мгновение (Der glorreiche Augenblick,
cлова А. Вейсенбаха, ор. 136, 1814), Морская тишь и счастливое плавание
(Meeresstille und gluckliche Fahrt, слова И. В. Гете, ор. 112, 1814-1815);
арии-
Соблазн поцелуя
(Prufung des Kussens, WoO 89, около 1790), С девчонками смеяться (Mit MadeIn
sich vertragen, cлова И. В. Гётe.WoO 90, около 1790), две арии к зингшпилю-Прекрасная
башмачница (Die schone Schueterin, WoO 91, 1796);
сцены и арии-
Первая любовь
(Prirno amore, WoO 92, 1795-1802), О, изменник (Ah, perfido, ор. 65, 1796),
Нет, не тревожься (No, non turbati, cлова П. Метастазио, WoO 92а, 1801-1802);
терцет -
Трепещи,
нечестивость (Tremate, empitremate, cлова Беттони, ор. 116, 1801-1802);
дуэт-
В дни твоего
счастья вспоминай обо мне (Nei giorni tuoi felici ricordati di me, cлова П.
Метастазио, WoO 93, 1802); песни для хора с оркестром-
В честь
светлейших союзников (Chor auf die verbundeten Fursten, слова К. Бернарда,WoO
95, 1814), Союзная песня (Bundeslied, cлова И. В. Гёте, ор. 122, 1797;
переработана 1822-1824), хор из праздничного представления-Освящение дома (Die
Weihe des Hauses, cлова К. Майсля, WoO 98, 1822), Жертвенная песня (Opferlied,
cлова Ф. Маттиссона, ор. 121, 1824) и др.;
для
симфонического оркестра-
9 симфоний: № 1
(C-dur, ор. 21, 1799-1800), № 2 (D-dur, ор. 36, 1800-1802), № 3 (Es-dur,
Героическая, ор. 55, 1802-1804), № 4 (B-dur, ор. 60, 1806), № 5 (c-moll, ор.
67, 1804-1808), № 6 (F-dur, Пасторальная, ор. 68, 1807-1808), № 7 (A-dur, ор.
92, 1811-1812), № 8 (F-dur, ор. 93, 1811-1812), № 9 (d-moll, ор. 125, с
заключительным хором на cлова оды "К радости" Шиллера, 1817 и
1822-1823); Победа Веллингтона, или Битва при Виттории (Wellingtons Sieg oder
die Schlacht bei Vittoria, первоначально написана для механического
музыкального инструмента пангарманикона И. Н. Мельцеля, ор. 91, 1813);
увертюры-
к
балету-Творения Прометея (ор. 43, 1800- 1801), к трагедии "Кориолан"
Коллина (c-moll, ор. 62, 1807), Леонора № 1 (C-dur, ор. 138, 1805), Леонора № 2
(C-dur, ор. 72, 1805), Леонора № 3 (C-dur, ор. 72, 1806), к опере
"Фиделио" (E-dur, ор. 72, 1814), к трагедии "Эгмонт" Гёте (f-moll,
ор. 84, 1809-1810), к пьесе "Афинские развалины" Коцебу (G-dur, ор.
113, 1811), к пьесе "Король Стефан" Коцебу (Es-dur, ор. 117, 1811),
Именинная (Zur Namensfeier, C-dur, ор. 115, 1814), Освящение дома (Die Weihe
des Hauses, C-dur, cлова К. Майсля, ор.124, 1822); танцы- 12 менуэтов (WoO 7,
1795), 12 немецких танцев (WoO 8, 1795), 6 менуэтов (WoO 10, 1795), 12 менуэтов
(WoO 12, 1799), 12 немецких танцев (WoO 13, около 1800), 12 контрдансов (WoO
14, 1800-1801), 12 экосезов (WoO 16, около 1806 ?), Поздравительный менуэт
(Gratulations-Menuett, Es-dur, WoO 3, 1822);
для одного
инструмента с оркестром-
концерт для
скрипки (C-dur, отрывок, WoO 5, 1790-1792), рондо для фортепиано (B-dur, WoO 6,
около 1795);5 концертов для фортепиано: № 1 (C-dur, ор. 15, 1795-1796;
переработан 1798), № 2 (B-dur, ор. 19, 1-я редакция 1794-1795; 2-я редакция
1798), № 3 (c-moll, ор. 37, 1800), № 4 (G-dur, ор. 58, 1805-1806), № 5 (Es-dur,
ор. 73, 1808-1809), концерт для скрипки(D-dur, ор. 61, 1806);
для ансамбля
инструментов с оркестром-
Тройнoй концерт
для фортепиано, скрипки и виолончели (C-dur, ор. 56, 1803-1804);
для духового
оркестра-
4 марша (F-dur,
C-dur, F-dur, D-dur, WoO 18, WoO 19, WoO 20 и WoO 24, 1809, 1809-1810,
1810-1816), полонез (D-dur, WoO 21, 1810), 2 экосеза (D-dur, G-dur, WoO 22, WoO
23, 1810) и др.;
для ансамбля
инструментов-
октет для 2
гобоев, 2 кларнетов, 2 валторн и 2 фаготов (Еs-dur, ор. 103, 1792), рондо
(Es-dur для такого же состава, WoO 25, 1792), 11 мёдлингских танцев (для 7
духовых и струнных инструментов, WoO 17, 1819), септет для скрипки, альта,
виолончели, контрабаса, кларнета, валторны и фагота (Es-dur, ор. 20,
1799-1800), секстет для 2 кларнетов, 2 валторн и 2 фаготов (Es-dur, ор. 71,
1796), секстет для струнного квартета и 2 валторн (Es-dur, ор. 81б, 1794 или
начало 1795), 3 струнных квинтета (Es-dur, ор. 4, переработан из октета для
духувых инструментов ор. 103, 1795-1796; C-dur, ор. 29, 1800-1801; c-moll, ор.
104, переработан из фортепиано трио ор. 1 № 3, 1817), квинтет для фортепиано,
гобоя, кларнета, фагота и валторны (Es-dur, ор. 16, 1794-1796); 16 струнных
квартетов: № 1-6 (F-dur, G-dur, D-dur, c-moll, A-dur, B-dur, op. 18,
1798-1800), № 7-9 (F-dur, e-moll, C-dur, посвящены А. К. Разумовскому, ор. 59,
1805- 1806), № 10 (Es-dur, ор.74, 1809), № 11 (f-moll, ор. 95, 1810), № 12
(Es-dur, ор. 127, 1822-1825), № 13 (B-dur, ор. 130, 1825- 1826), № 14
(cis-moll, ор. 131, 1825-1826), № 15 (a-moll, ор. 132, 1825), № 16 (F-dur, ор.
135, 1826); Большая фуга для струн. квартета (B-dur, ор. 133, первоначально
предполагалась, как заключительная часть квартета ор. 130, 1825), 3 квартета
для фортепиано, скрипки, альта и виолончели (Es-dur, D-dur, C-dur, WoO 36,
1785), трио для фортепиано, скрипки и виолончели (Es-dur, WoO 38, около
1790-1791; Ев-dur, G-dur, c-moll, op. 1, 1793-1794; D-dur, Es-dur, op. 70,
1808; B-dur, op. 97, 1811; B-dur, WoO 39, 1812); 14 вариаций для фортепиано
трио (Es-dur, ор. 44, 1803?), трио для фортепиано, кларнета и виолончели
(B-dur, ор. 11, 1798), трио для фортепиано, флейты и фагота (G-dur, WoO 37,
между 1786-87 и 1790), трио для скрипки, альта и виолончели (Es-dur, ор, 3,
1792; G-dur, D-dur, c-moll, op. 9, 1796-1798), cеренада для того же состава
(D-dur, ор. 8, 1796-1797), серенада для флейты, скрипки и альта (D-dur, ор. 25,
1795-1796), трио для 2 гобоев и английского рожка (C-dur, ор, 87, 1794),
вариации для 2 гобоев и английского рожка на тему песни "Дай мне руку,
жизнь моя" из оперы "Дон Жуан" Моцарта (C-dur, WoO 28,
1796-1797), и др.;
ансамбли для
двух инструментов-
для фортепиано
и скрипки: 10 сонат -№ 1, 2, 3 (D-dur, A-dur, Es-dur, ор. 12, 1797-1798), № 4
(a-moll, op. 23, 1800-1801), № 5 (F-dur, op. 24, 1800-1801), № 6, 7, 8 (A-dur,
c-moll, G-dur, op. 30, 1801-1802), № 9 (A-dur, Крейцерова, op. 47, 1802-1803),
№ 10 (G-dur, op. 96, 1812); 12 вариаций на тему из оперы "Свадьба
Фигаро" Моцарта (F-dur, WoO 40, 1792-1793), рондо (G-dur, WoO 41, 1792), 6
немецких танцев (WoO 42, 1795 или 1796);для фортепиано и виолончели- 5 сонат: №
1, 2 (F-dur, g-moll, op. 5, 1796), № 3 (A-dur, op. 69, 1807-1808), № 4 и 5
(C-dur, D-dur, op. 102, 1815); 12 вариаций на тему из оперы "Волшебная
флейта" Моцарта (F-dur, ор. 66, около 1798), 12 вариаций на тему из
оратории "Иуда Маккавей" Генделя (G-dur, WoO 45, 1796), 7 вариаций
(Es-dur, на тему из оперы "Волшебная флейта" Моцарта (Es-dur, WoO 46,
1801) и др.; для фортепиано и валторны- соната (F-dur, ор. 17, 1800); дуэт для
2 флейт (G-dur, WoO 26, 1792), дуэт для альта и виолончели (Es-dur, WoO 32,
около 1795-1798), 3 дуэта для кларнета и фагота (C-dur, F-dur, B-dur, WoO 27,
до 1792) и др.;
для фортепиано
в2 руки-
сонаты:
3 сонаты для
фортепиано (Es-dur, f-moll, D-dur, так называемые Kurfurstensonaten, WoO 47,
1782-1783), Лёгкая соната (отрывок, C-dur, WoO 51, 1791-1792), 2 частные
сонатины (F-dur, WoO 50, 1788-1790);
32 сонаты для
фортепиано-
№ 1, 2, 3 (f-moll, A-dur, C-dur, op. 2, 1795), № 4
(Es-dur, op. 7, 1796-1797), № 5, 6, 7 (c-moll, F-dur, D-dur, op. 10,
1796-1798), № 8 (c-moll. Патетическая, ор. 13, 1798-1799),
№ 9 и 10 (E-dur, G-dur,
ор. 14, 1798- 1799),
№ 11 (B-dur, op. 22, 1799-1800), № 12 (As-dur, op. 26, 1800-1801), № 13
(Es-dur, "Sonata quasi una Fantasia", op. 27 № 1, 1800-1801), № 14
(cis-moll, "Sonata quasi una Fantasia", так называемая "Лунная", op. 27 № 2, 1801), № 15 (D-dur, т. н. "Пасторальная", ор. 28, 1801), № 16, 17 и 18 (G-dur, d-moll, Es-dur, op. 31,
1801-1803), № 19 и 20
(g-moll, G-dur, op. 49, 1795- 1796, закончены в 1798),
№ 21 (C-dur, так называемая "Аврора", ор. 53, 1803-1804),
№ 22 (F-dur, ор. 54,
1804), № 23 (f-moll, "Appassionata", op. 57, 1804-1805), № 24
(Fis-dur, ор. 78,
1809), № 25 (G-dur, op. 79, 1809), № 26 (Es-dur, op. 81-a, 1809-1810), № 27
(e-moll, op. 90, 1814), № 28 (A-dur, op. 101, 1816), № 29 (B-dur, op. 106,
1817-1818), № 30 (E-dur, op. 109, 1820), № 31 (As-dur, ор. 110, 1821), № 32
(c-moll, op. 111, 1821-1822);
вариации для
фортепиано:
9 вариаций на
тему марша Э. К. Дреслера (c-moll, WoO 63, 1782), 6 лёгких вариаций на тему
швейцарской песни (F-dur, WoO 64, около 1790), 24 вариации на тему ариетты
"Venni Amore" Ригини (D-dur, WoO 65, 1790), 12 вариаций на тему
менуэта из балета "La Nozze disturbato" Гейбеля (C-dur, WoO 68,
1795), 13 вариаций на тему ариетты "Es war einmal ein alter Mann" из
зингшпиля "Красная шапочка" ("Das rote Кaррchen"
Диттерсдорфа, A-dur, As-dur, WoO 66, 1792), 9 вариаций на тему из оперы
"Мельничиха" ("La Molinara", Дж. Паизиелло, A-dur, WoO 69,
1795), 6 вариаций на тему дуэта из той же оперы (G-dur, WoO 70, 1795), 12
вариаций на тему русского танца из балета "Лесная девушка" ("Das
Waldmadchen" П. Враницкого, A-dur, WoO 71, 1796), 8 вариаций на тему из
оперы "Ричард Львиное Сердце" Гретри (C-dur, WoO 72, 1796-1797), 10
вариаций на тему из оперы "Фальстаф" А. Сальери (B-dur, WoO 73,
1799), 6 вариаций на собственную тему (G-dur, WoO 77, 1800), 6 вариаций (F-dur,
ор. 34, 1802), 15 вариаций с фугой на тему из балета "Творения
Прометея" (Es-dur, ор. 35, 1802), 7 вариаций на тему английской песни
"God save the King" (C-dur.WoO 78, 1803), 5 вариаций на тему
английской песни "Rule Britannia" (D-dur, WoO 79, 1803), 32 вариации
на собственную тему (c-moll, WoO 80, 1806), 33 вариации на тему вальса А.
Диабелли (C-dur, ор. 120, 1819-1823), 6 вариаций для фортепиано или с
сопровождением флейты или скрипки на темы 5 шотландских и одной австрийской
народных песен (ор. 105, 1817-1818), 10 вариаций на темы 2 тирольских, 6
шотландских, украинской и русской народных песен (ор. 107,1817-1818) и др.;
багатели для
фортепиано:
7 багателей
(ор. 33, 1782-1802), 11 багателей (ор. 119, 1800-1804 и 1820- 1822), 6
багателей (ор. 126, 1823-1824);
рондо для
фортепиано:
C-dur (WoO 48,
1783), A-dur (WoO 49,1783), C-dur (op. 51, № 1, 1796-1797), G-dur (op. 51 № 2,
1798-1800), рондо-каприччио- Ярость из-за потерянного гроша (Die Wut uber den
verlorenen Groschen, G-dur, op. 129, между 1795 и 1798), Andante (F-dur, WoO
57, 1803-1804), и др.пьесы для фортепиано;
для фортепиано
в 4 руки-
соната (D-dur,
ор. 6, 1796-1797), 3 марша (ор. 45, 1802, 1803), 8 вариаций на тему Ф.
Вальдштейна (WoO 67, 1791-1792), песня с 6 вариациями на стихотворение
"Всё в мыслях ты" Гёте ("Ich denke dein", D-dur, WoO 74,
1799 и 1803-1804), и др.;
для органа-
фуга (D-dur,
WoO 31, 1783), 2 прелюдии (ор. 39, 1789);
для голоса с
фортепиано-
песни, в том
числе: Дни мои влекутся (Que le temps me dure, cл. Ж. Ж. Руссо, WoO 116,
1792-1793), 8 песен (op. 52, до 1796, среди них: Майская песня - Mailied, cл.
И. В. Гёте; Прощание Молли - Mollys Аb-schied, cл. Г. А. Бюргера; Любовь - Die
Liebe, cл. Г. Э. Лессинга; Сурок-Marmotte, cл, И. В. Гёте; Чудоцвет-Das
Blumchen Wunderhold, cл. Г. А. Бюргера), 4 ариетты и дуэт (№№ 2-5, cл. П.
Метастазио, ор. 82, 1790-1809), Аделаида (cл. Ф. Маттиссона, ор. 46,
1795-1796), 6 песен на cл. X. Ф. Геллерта (ор. 48, 1803), Жажда свидания
(Sehnsucht, cл. И. В. Гёте, WoO 134, 1807-1808), 6 песен (ор. 75, № 3-4-до 1800,
№№ 1, 2, 5, 6 - 1809, среди них: на cл. И. В. Гёте - Песня Миньоны- Mignon,
Новая любовь, новая жизнь-Neue Liebe, neues Leben, Песня о блохе-из
Гёте - ), К далёкой возлюбленной (An die ferne Geliebte, цикл из
6 песен на cл. А. Ейтелеса, ор. 98, 1816), Честный человек (Der Mann von Wort,
ел. Ф. А. Клейншмида, op. 99, 1816), и др.; для голоса и голосов с хором и
фортепиано- Свободный человек (Der freie Mann, cл. Г. Пфеффеля, WoO 117, 1-й
вариант 1791-1792, перераб. 1795), Пуншевая песня (Punsch-lied, WoO 111, около
1790), О, дорогие рощи, о, бесценная свобода (О care salve, о сага felice
liberta, cл. П. Метастазио, WoO 119, 1795), и др.; для хора и голосов без
сопровождения-в том числе 24 дуэта, терцета и квартета на итал. тексты, преим.
П. Метастазио (WoO 99, 1793-1802), песня монахов из драмы Шиллера (WoO 104, 1817), свыше 40 канонов(WoO 159-198); обр. нар.
песен-26 уэльских нар. песен (WoO 155, № 15-1812, № 25-1814, остальные-1810),
12 ирландских нар. песен (WoO 154, 1810-1813), 25 ирландских нар. песен (WoO
152, 1810-1813), 20 ирландских нар. песен (WoO 153, № 6-13 в 1814-1815,
остальные в 1810- 1813), 25 шотл. нар. песен (ор. 108, 1817-1818), 12 шотл.
нар. песен (WoO 156, 1817-1818), 12 песен разных народов (WoO 157, 1814-1815), 24
песни разных народов, в том числе 3 рус.- , , , (WoO 158, сб. составлен в
1815-1816); музыка к драматич. спектаклям- Гёте (увертюра и 9
номеров, ор. 84, 1809-1810, исп. 1810, Придворный нац. оперный театр, Вена),
Коцебу (увертюра и 8 номеров, ор. 113, 1811, исп.
1812 на открытии Нем. театра в Пеште), Коцебу (увертюра и
9 номеров, ор. 117, 1811, исп. 1812, Йозефштадттеатр, Вена),
Куфнера (WoO 2а, 1813, WoO 2в, 1813) и др.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://cl.mmv.ru/
|