Карл Мария фон Вебер
Карл Мария
фон Вебер
1786 - 1826
Творческий
путь
Немецкий
композитор, дирижер, превосходный пианист. Он так же был музыкальным критиком.
Написал критические статьи: “Музыкальные и драматические заметки”,
автобиографический роман (незавершенный) “Жизнь музыканта”, рецензии. Значение
творчества Вебера в западноевропейской музыке – основоположник национальной
немецкой оперы (романтической). Несмотря на оперы Моцарта (зингшпили) и
“Фиделио” Бетховена, в Германии, по сути, не было национальной оперной школы,
господствовала итальянская опера. Вебер выступал против нее в рецензиях. Первую
немецкую романтическую оперу написал Гофман – “Ундина”.
Основные
произведения: 10 опер, музыка к спектаклям “Турандот” и “Проциоза”, 2 симфонии,
увертюры, 2 фортепианных концерта, “Концертштюк” для фортепиано с оркестром,
концерты для кларнета, фагота, валторны, камерные ансамбли, 4 сонаты для
фортепиано, “Приглашение к танцу”, вариации, романсы, пьесы, песни, хоровые сочинения.
Жизненный
путь
С детства Вебер
находился в атмосфере театра, т. к. его отец был антерпринтром (устроителем и
капельмейстером) в труппе. Из-за постоянных переездов не было постоянного
образования, но в конце 90-х годов он начинает заниматься с Михаэлем Гайдном
(младший брат Йозефа Гайдна) и пишет первые произведения и оперы: опера “Лесная
девушка”, зингшпиль “Петер Шмоль и его соседи”.
В 14 лет он
выступает как пианист, а в 17 лет как дирижер. В 1803 году занимается с аббатом
Фоглером, который привил Веберу интерес к народной музыке.
1804-1817 гг. –
становление оперного творчества. Вебер работает при различных дворах и театрах
(капельмейстер в оперном театре Бреславля, несколько лет прослужил личным
секретарем герцога Вюртембергского в Штутгарде, руководил оперным театром в
Праге (1813-1816 гг.). В Дармштадте он встречался с другими композиторами, и
образовалось “Гармоническое общество”, в числе композиторов которого был
Мейербер. Вебера интересует немецкая литература и немецкая музыка (песня).
Начал писать критические статьи. Появляются оперы “Рюбецаль”, “Сильвана”, “Абу
Гассан”.
1817-1826 гг. –
зрелый дрезденский период. В это время Вебер работает как дирижер и
руководитель оперного театра. Идет борьба за национальную оперу (немецкую),
против итальянской. Это период творческого расцвета. В этот период Вебер
создает свои лучшие произведения: сонаты, “Приглашение к танцу” (поднимает
бытовой жанр на художественную высоту). Предвосхищает вальсы Шопена, написал
“Концертштюк” для фортепиано с оркестром - программная музыка, виртуозное
концертное произведение.
1821 г. – опера
“Волшебный стрелок”. С огромным успехом она была поставлена в Берлине. Это –
рождение национальной немецкой оперы. Жанр – романтический зингшпиль.
1823 г. – опера
“Эврианта”. Написана для Вены. Новый тип оперы – большая романтическая
рыцарская опера без разговорных диалогов. В основе сюжета – средневековая
легенда (13 века). Эта опера большого признания не получила. Она предвосхищает
оперы Вагнера (“Лоэнгрин”).
1826 г. – опера
“Оберон”. Поставлена в Лондоне. Сказочная опера. По жанру – зингшпиль.
Сочетается фантастика с реальностью.
“Волшебный
стрелок”
Опера прошла в
Берлине с колоссальным успехом. Это – первая немецкая романтическая опера. Жанр
– романтический зингшпиль. Либретто – Кинда. По народному сказанию о черном
охотнике (из книги Апеля “Книга страшных историй”).
Строение оперы:
3 действия: 1-е действие – завязка драмы; 2-е действие – развитие; 3-е действие
– кульминация и развязка. В 1-ом и 3-ем действиях есть массовые сцены. Во 2-м действии
– фантастика. Оно (2-е действие) контрастирует с 1 и 3 действиями. В
драматургии видны 3 плана:
1 план –
народно-бытовые массовые сцены. Для них Вебер использует бытовые жанры, танцы,
марши, подменные Богемские темы, интонации “золотого хода” валторн. Ясная и
простая инструментовка, очень простые гармонии, несложные мелодии, которые
близки народным темам. Он переделал местный богемский колорит и опоэтизировал
его.
1 действие –
хоры и лендлер, марш крестьян, песнь народа.
3 действие –
хор подружек, хор охотников.
2 план – связан
с фантастикой – финал 2-го действия. Музыка резко контрастирует с 1-м и 3-м
действиями. Это – фантастика ужасов. Огромную роль играет оркестр. Вебер
использует совершенно иные выразительные средства, чем в 1-м плане. Финал 2-го
действия – сцена в “Волчьей долине”. Каждую пулю сопровождает новое
фантастическое видение: буря, дикая охота (лай собак), дикий вихрь, битва и др.
Использует минор. Тональный план: c-moll, fis-moll, c-moll. Лай собак – аккорды
у валторн и фаготов. Вихрь – фагот и низкие струнные с неуклюжей темой в басу.
Вебер использует деревянные духовые инструменты в нехарактерных регистрах:
кларнеты – в низком, флейты – либо очень низко, любо очень высоко,
пронзительно. Использует так же тромбоны, валторны и литавры. Оркестровые
находки Вебера повлияли на творчество других композиторов – Берлиоза,
Мусоргского (“Ночь на лысой горе”).
3 план – связан
с отдельными героями:
Характеристика
Макса – типичный романтический герой. Ария (I действие) – слабовольный
характер. Агата – более целеустремленная натура. Ей посвящена большая ария –
портрет во II действии из нескольких разделов: речитативное вступление, 1-й
раздел – возвышенного молитвенного характера. Последний раздел – быстрая,
активная, очень оптимистическая музыка, это – лейтмотив Агаты, который звучит в
увертюре и завершает всю оперу. Есть и другие лейтмотивы. Один из них –
лейтмотив Самьеля – лейтмотив злых сил. Есть так же лейт-тембры. У Агаты –
кларнет, у Самьеля – флейта в низком регистре. Лейтмотивы предвосхищают
творчество Вагнера.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://cl.mmv.ru/
|