Иоганнес Брамс
Иоганнес
Брамс
1833 - 1897
Творческий
путь
Брамс –
крупнейший композитор 2-й половины 19-го века, который жил в то же время, что и
Вагнер, Лист, и был их антиподом. Очень своеобразный композитор. Отрицал
крайности романтизма (надрыв, преувеличение). Брамс искал и находил опору в
классических традициях, которые сыграли огромную роль в его творчестве. Это
придаёт объективность его творчеству. Все романтические переживания заключены в
классическую форму. Он воскресил баховские формы и жанры (например,
“Пассакалия”). У Брамса есть органные прелюдия и фуга, фуга, хоральные
прелюдии. Он был величайшим симфонистом – у него 4 симфонии, 2 увертюры.
Симфония у него не программная. Он отрицал программность. В связи с этим Брамс
не любил Листа и Вагнера.
Бюлов назвал
1-ю симфонию Брамса 10-й симфонией Бетховена. Великой ценностью Брамс считал
народный фольклор. Он обрабатывал народные песни. “Народная песня – мой идеал”
(И. Брамс). Обрабатывал немецкие народные песни. Писал бытовые немецкие
народные песни и танцы: “Бытовые пьесы в 4 руки”, “Венгерские танцы”. Традиции
бытового музицирования Брамс воспринял от Шуберта. Интересовался и славянским,
и венгерским фольклором. Шуберт, Шуман и Мендельсон – любимые композиторы
Брамса. Он очень ценил Дворжака, Грига, Бизе. У Брамса есть вокальная лирика.
Она у него мягкая, задушевная, где он развивает традиции Шуберта. Много работал
в фортепианной музыке (здесь он близок Шуману).
Основные
произведения: 2 фортепианных концерта, 1 скрипичный концерт (D-dur), двойной
концерт для скрипки и виолончели, 3 скрипичных сонаты, 2 виолончельных сонаты,
2 сонаты для кларнета; камерные ансамбли разного состава (классическая
традиция): 3 струнных квартета, фортепианные квартеты и фортепианный квинтет,
фортепианные трио, трио с валторной, кларнетовый квинтет (не 5 кларнетов).
Произведения
для фортепиано: 3 сонаты, вариации на темы Генделя, Шумана, Паганини, разные
пьесы, 1 скерцо, этюды по пьесам Баха, Вебера, Шуберта, Шопена.
Вокальные
произведения: около 200 песен и романсов, вокальные ансамбли для бытового
музицирования, хоры “Акапелла” и с сопровождением оркестра.
Жизненный
путь
Родился в
Гамбурге. Отец – городской музыкант. Брамс учился по фортепиано у многих (в том
числе и у Марксена). Марксен привил Брамсу любовь к классике. С детства Брамс
был трудолюбив. Он быстро овладел фортепиано. Играл свои произведения и
классику. Детство прошло в трудных условиях. Приходилось зарабатывать, играя в
театре, в ресторанах. Это было бытовое музицирование.
В 1849 году
Брамс подружился с венгерским скрипачом Эде Ременьи. В 1853 году Брамс
отправился вместе с Ременьи в качестве его концертмейстера по Европе. В
репертуаре Ременьи были венгерские народные песни и танцы. К этому году Брамс
написал Скерцо, камерные ансамбли, сонату, песни. Вместе они поехали в Веймар,
где встретили Листа.
В 1853 году
через своего друга-скрипача – Иоахима - Брамс познакомился с Шуманом в
Дюссельдорфе. Шуман с восторгом воспринял Брамса и написал о нем свою последнюю
статью “Новые пути”, благодаря которой Брамс стал известен.
Брамс
подружился с Кларой Вик. Брамс, Клара Вик, Иоахим и др. организовали группу
поддержки классики, выступали против программности. Брамс написал свою
единственную в жизни статью, где выступал против программности.
Во 2-й половине
50-х годов – концертные поездки Брамса как пианиста. Играл с оркестром
Гевандхауза. Выступал с Кларой Вик и Иоахимом.
1858-1859 гг.
Руководство придворной хоровой капеллой в Детмольде (Германия). Дирижировал
произведения Палестрины, Орландо Лассо, Генделя, Баха. Писал “Мойры”. Хоровая
музыка очень важна в творчестве Брамса. Позже он написал немецкий реквием.
С 60-х годов
Брамс жил в Вене, но не постоянно (выезжал в Гамбург, Баден-Баден, Цюрих и
др.). С конца 60-х годов поселился в Вене. Опять руководит хоровой капеллой
(венской). Крупный дирижер. Исполнял Генделя, “Страсти по Матфею” Баха,
“Реквием” Моцарта.
1872-1875 гг.
Брамс был во главе общества любителей музыки и дирижировал симфонические
концерты. Но потом решил углубиться в творчество. Годы рассвета – 70-80 гг.:
4 симфонии,
скрипичный и 2-й фортепианный концерты, 2 фортепианных трио (2-е и 3-е), 3
струнных квартета, песни и хоры, вокальные ансамбли, много бытовой музыки для
домашнего музицирования – “Песни любви”, венгерские танцы, вальсы, оркестровые
серенады, фортепианные квинтеты, струнные квартеты.
В последние
годы своей жизни Брамс дружил с Дворжаком. Стал членом академии искусств в
Берлине, доктор музыки Кембриджского и Бреславльского университетов. В конце
жизни писал мало: пьесы для фортепиано – “Интермеццо”, квинтет кларнетов,
сборник из 49 немецких народных песен. В 1897 году Брамс умер.
4-я симфония
(e-moll)
Лирико-драматический
симфонический четырехчастный цикл. I ч. начинается мягко, задушевно. 1-я тема
мягкая, песенная. Заканчивается симфония трагическим финалом.
I ч.
e-moll. Сонатное аллегро. В
этой части предопределен весь цикл (кода 1-й части).
Г.П. Звучит
драматически в аккордовой фактуре, с канонической интонацией.
II ч. Типична
для Брамса. Лирика. Серьезная. Есть отголоски пейзажности. E-dur. Сонатное
аллегро.
III ч.
Контрастна 1-й и 2-й части. Праздничная. Похожа на скерцо. C-dur.
IV ч.
e-moll. Трагический финал.
Это – пассакалия. 32 вариации на одну тему. Символизирует смерть. Форма
вариационная.
I часть.
Г.П. В
традициях Шуберта. Песенная. Звучит у скрипок. Мелодия и аккомпанемент. На этой
теме построена С.П.
В конце С.П.
перед П.П. появляется волевой фанфарный мотив. Fis-dur. Он играет большую роль
в развитии. После него сразу идет П.П.
П.П.
Лирическая. У виолончелей. H-moll.
З.П. Несколько
элементов тем. 1-я мягкая в H-dur. 2-я тема связана с фанфарным мотивом.
Героическая. 3-я тема – постепенное растворение.
Разработка
Начинается с
Г.П. в основной тональности. Это придает 1-й части черты повествовательности, балладности.
В разработке 2
раздела.
1-й раздел.
Вычленение. Из темы вычленены мотивы, затрагиваются далекие тональности.
2-й раздел.
Развивается фанфарный мотив и 2-й элемент Г.П.
Реприза
Начинается с
Г.П. в увеличении. Со 2-й фразы Г.П. звучит как в экспозиции. П.П. и фанфарный
мотив звучат уже в e-moll.
Кода
Тема Г.П.
сильно изменяется. Проходит канонически и в аккордах.
II часть
E-dur. Сонатная
форма с вступлением. Вступление – валторны. Мелодический E-dur.
Г.П.
Мелодический E-dur.
П.П. Светлая
лирическая тема у скрипок. H-dur. Пейзажная.
Разработка
Основной метод
развития в разработке вариационный. Есть кода.
III часть
Сонатная форма.
Г.П. C-dur.
Мелькание разных элементов.
П.П. Более
певучая. G-dur.
Разработка
Есть новая тема
в Des-dur (называется “эпизод в разработке”). Далее разрабатываются элементы
тем экспозиции.
Реприза
Основная
тональность.
IV часть
Финал большой,
трагический. Начинается хоральной мелодией. Звучит грозно. Весь вариационный
цикл делится на 3 части (группы вариаций).
1-я группа – до
12 вариации.
2-я группа – 2
вариации. 1-я вариация - В начале соло флейты. Лирическая тема. Что-то типа
арии ламенто. 2-я вариация - E-dur.
3-я группа.
E-moll.
Сочинения:
вокально-симфонические
произведения и произведения для хора с сопровождением оркестра и др.:
Ave Maria (ор.
12, 1858), Похоронная песня (Begrabnisgesang, слова М. Вейсе, ор. 13, 1858), 4
песни (для женского хора с сопровождением 2 валторн и арфы, ор. 17, 1860), 13-й
псалм (для женского хора с сопровождением органа, или фортепиано, или струнного
оркестра, ор. 27, 1859), Немецкий реквием (Ein deutsches Requiem, cлова из
библии в переводе М. Лютера, ор. 45, 1857-1868), 12 песен и романсов (для
женского хора с сопровождением фортепиано ad libitum, ор. 44, 1859-63),
Ринальдо (кантата, cлова И. В. Гёте, ор. 50, 1863-68), Рапсодия (cлова И. В.
Гёте, ор. 53, 1869), Песня судьбы (Schicksalslied, cлова Ф. Гёльдерлина, ор.
54, 1868-71), Триумфальная песня (текст из "Апокалипсиса",
Triumphlied auf den Sieg der deutschen Waffen, ор. 55, 1870-71), Нения (cлова
Ф. Шиллера, ор. 82, 1880-81), Песня парок (Gesang der Parzen, cлова И. В. Гёте,
ор. 89, 1882);
для оркестра-
4 симфонии: № 1
(c-moll, ор. 68, 1874-76), № 2 (D-dur, ор. 73, 1877), № 3 (F-dur, ор. 90,
1883), № 4 (e-moll, ор. 98, 1884-85);
2 серенады: № 1
(D-dur, ор. 11, 1858), № 2 (A-dur, ор. 16, 1858-60);
2 увертюры:
Академическая торжественная (c-mol, ор. 80, 1880), Трагическая увертюра
(d-moll, ор. 81, 1880-81), Вариации на тему Гайдна (В-duг, ор. 56-а, 1873);
для одного
инструмента с оркестром-
4 концерта, в
том числе концерт № 1 для фортепиано с оркестром (d-moll, ор. 15, 1854-59),
концерт № 2 для фортепиано с оркестром (B-dur, ор. 83, 1878-81), концерт для
скрипки с оркестром (D-dur, ор. 77, 1878);
для двух
инструментов с оркестром-
двойной концерт
для скрипки и виолончели (а-moll, ор. 102, 1887);
для ансамбля
инструментов-
2 секстета: № 1
(для 2 скрипки, 2 альтов и 2 виолончели, B-dur, ор. 18, 1858-60), № 2 (тот же
состав, G-dur, ор. 36, 1864-65);
квинтеты-
2 квинтета для
2 скрипок, 2 альтов и виолончели: № 1 (F-dur, ор. 88, 1882), № 2 (G-dur, ор.
111, 1890), квинтет для фортепиано, 2 скрипки, альта и виолончели (f-moll, ор.
34, 1861-64), квинтет для кларнета, 2 скрипок, альта и виолончели (h-moll, ор.
115, 1891);
квартеты-
3 фортепианных
квартета: № 1 (g-moll, ор. 25, 1861), № 2 (A-dur, ор. 26, 1861), № 3 (c-moll,
ор. 60, 1855-74), 3 струнных квартета: № 1 (c-moll, ор. 51, около 1865-73), № 2
(а-moll, ор. 51, № 2, 1873), № 3 (B-dur, ор. 67, 1875);
трио-
3 фортепианных
трио: № 1 (H-dur, ор. 8, 1854; 2-я редакция 1889), № 2 (C-dur, ор. 87,
1880-82), № 3 (c-moll, ор. 101, 1886), трио для фортепиано, скрипки и валторны
(Es-dur, ор. 40, 1856), трио для фортепиано, кларнета и виолончели (а-moll, ор.
114, 1891);
сонаты для
скрипки и фортепиано-
№ 1 (G-dur, ор.
78, 1878-79), № 2 (A-dur, ор. 100, 1886), № 3 (d-moll, ор. 108, 1886-88);
сонаты для
виолончели и фортепиано-
№ 1 (e-moll,
ор. 38, 1862-65), №, 2 (F-dur, ор. 99, 1886);
сонаты для
кларнета и фортепиано-
№ 1 (f-moll,
ор. 120, 1894), № 2 (Es-dur, ор. 120, 1894), Скерцо (c-moll, для сонаты,
сочинено совместно с Р. Шуманом и А. Дитрихом, без ор., 1853);
для фортепиано
в 2 руки -
3 сонаты: № 1
(C-dur, ор. 1, 1852- 1853), № 2 (fis-moll, ор. 2, 1852), № 3 (f-moll, ор. 5,
1853), Скерцо (es-moll, ор, 4, 1851); вариации: 16-на тему Р. Шумана (fis-moll,
ор. 9, 1854), на собственную тему (D-dur, ор. 21, 1857), на тему венгерской
песни (D-dur, ор. 21, около 1855), Вариации и фуга на тему Г. Ф. Генделя
(B-dur, ор. 24, 1861), Вариации на тему Паганини (а-moll, ор. 35, 1862-63); 4
баллады (ор. 10, 1854); 18 фортепианных пьес (8, ор. 76, № 1- 1871, № 2-7 -
1878; 6 - ор. 118, 1892; 4 - ор. 119, 1892), 2 рапсодии (№ 1 - h-moll и № 2-
g-moll, ор. 79, 1879), фантазии (3 каприччио и 4 интермеццо, ор. 116, 1891-92),
3 интермеццо (op. 117, 1892); кроме того, без ор.: 2 жиги (а-moll и h-moll,
1855), 2 сарабанды (a-moll и h-moll, 1855), тема с вариациями (d-moll, из
секстета ор. 18, 1860), 10 венгерских танцев (обр. венгерских танцев для
фортепиано в 4 руки, 1872), 51 упражнение (cобранные в 1890), гавот (A-dur,
гавот X. В. Глюка), 5 этюдов (на соч. Шопена, Вебера и Баха); 8 каденций к
фортепианным концертам: И. С. Баха (d-moll), В. А. Моцарта (G-dur, 2 каденции;
d-moll, c-moll), Бетховена (G-dur, 2 каденции; c-moll);
для фортепиано
в 4 руки-
Вариации на
тему Шумана (Es-dur, ор. 23, 1861), 16 вальсов (ор, 39, 1865), Песни любви
-вальсы (ор. 52-а, обработка ор. 52, 1874), Новые песни любви - вальсы (ор.
65-а, обработка ор. 65, 1877), Венгерские танцы (4 тетради, всего 21 танец,
изданы 1869-1880, есть переложения для одного фортепиано);
для 2
фортепиано -
соната (f-moll,
ор. 34-в, 1864), Вариации на тему И. Гайдна (ор. 56-в, обработка этих же
вариаций для оркестра ор. 56-а, 1873);
для органа-
фуга (as-moll,
1856), 2 прелюдии и фуги (№ 1 a-moll, № 2 g-moll, 1856-57), Хоральная прелюдия
(a-moll, 1856), 11 хоральных прелюдий (ор. 122, 1896, некоторые более раннего
периода);
вокальные
произведения:
60 вокальных
квартетов с сопровождением фортепиано, в том числе Вальсы - песни любви
(Liebesliederwalzer, ор. 52, 1868-69), Вальсы (№№ 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 11
переложены для оркестра, 1870), Новые любовные песни (Neue Liebeslieder, ор.
65, 1874, Вальс № 5 переложен для оркестра), 11 цыганских песен (ор. 103,
1887), 16 квартетов (в том числе 3 - ор. 31, 1859-63; 3 - ор. 64, 1864-74; 4 -
ор. 92, 1877- 1884 и 6-ор. 112, 1888-91); 20 дуэтов с сопровождением
фортепиано, в том числе 3- для сопрано и альта (ор. 20, 1856-60), 4 - для
контральто и баритона (ор. 28, 1860-62), 9 - для сопрано и меццо-сопрано (ор,
61 и ор. 66, 1874, 1875), 4 баллады и романсы на два голоса (ор. 75, 1877-78);
песни и романсы для голоса с сопровождением фортепиано- всего около 200, среди
них: 6 песен (ор. 3, 1852-53, № 1 - Верность в любви, № 5 - На чужбине), 6
песен (ор. 7, 1852-53, № 5 - Скорбящая), 8 песен и романсов (ор. 14, 1858), 5
песен (ор. 19, 1858-59, № 4 - Кузнец, № 5-К эоловой арфе), 9 песен (ор. 32,
1864), 15 романсов (из "Магелоны" Тика, ор. 33, 1861-68), 4 песни
(ор. 43, 1857, № 1-О вечной любви, № 2 - Майская ночь), 5 песен (ор. 47, 1868,
№ 3 - Воскресенье, № 4-О милые щёчки), 7 песен (ор. 48, 1855-68, № 1 - Путь к
любимой), 5 песен (ор. 49, 1868, № 4 - Колыбельная), 8 песен (ор. 59, 1873, № 3
- Дождевая песня), 9 песен (ор, 63, 1873-74, № 5 - Моя любимая, как сирень, №
8-О, если бы я знал обратный путь), 9 песен (ор. 69, 1877, № 4 - Клятва
любимой, № 5 - Песнь барабанщика), 5 песен (ор. 71, 1877, № 3 - Тайна, № 5 -
Любовная песня), 5 романсов и песен (ор. 84, 1881), 6 песен (ор. 86, 1877-78, №
2 - Одиночество в поле), 5 песен (ор. 94, 1884), 7 песен (ор. 95, 1884, № 4 -
Охотник), 4 песни (ор. 96, 1884), 5 песен (ор. 105, 1886), 5 песен (ор. 107,
1886, № 1 - Девичья песня), 4 строгих напева для баса на библейские тексты (ор.
121, 1896, последнее произведение Брамса); кроме того, без ор.: Лунная ночь
(1853), 14 детских народных песен (1857-58) и 49 немецких народных песен (7
тетрадей по 7 песен); хоровые произведения a cappella- около 60 смешаных хоров,
7 песен Марии (ор. 22, 1859), 7 мотетов (2 - ор. 29, 1864; 2 - ор. 74, 1877,
3-ор. 110, 1889), 21 песня и романсы (3 - ор. 42, 1859-61; 7-ор. 62,
1874; 6-op. 93-a, 1883-84; 5-ор. 104, 1886-1888), 24 немецкие народные
песни (без ор., 1854-73), 5 мужских хоров (ор. 41, 1861-62), 16 женских хоров
(ор. 37, 1859-63), 13 канонов (ор. 113, 1860-63).
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://cl.mmv.ru/
|