Густав Малер
Густав Малер
(1860-1911)
Австрийский
композитор, дирижёр, оперный режиссёр. Родился в чешской деревне Калиште, в том
же году семья переехала в Иглаву (современная Йиглава). С 1875 учился в Венской
консерватории, в том числе у Ю. Эпштейна (фортепьяно), в 1878-80 посещал
философский (я ничего не перепутал?) факультет Венского университета. С 1880
оперный дирижёр в Бад-Халле, Любляне, Оломоу-це.Касселе, с 1885 - в Немецком
театра в Праге, с 1886 - в Городском театре в Лейпциге. С 1888 директор
Королевской оперы в Будапеште, в 1891-97 1-й дирижёр Городского театра в
Гамбурге. Работа на посту директора Венской придворной оперы (1897-1907)
явилась вершиной дирижёрской и режиссёрской деятельности Малера и одновременным
периодом расцвета самого коллектива. Вынужденный покинуть театр, Малер уехал в
Америку.
С 1907 дирижёр
в "Метрополитен-опера" (первая постановка в 1908), с 1909 также
руководитель Нью-Йоркского филармонического оркестра. Гастролировал как дирижёр
(в России 1897, 1902, 1907).
Малер -
крупнейший представитель европейского музыкального искусства конца 19 - начала
20 веков. Творчество Малера, опирающееся на традиции Л. Бетховена, Ф. Шуберта,
Р. Вагнера, А. Брукнера, тесно соприкасается с тенденциями позднего романтизма.
Одновременно в нём зарождаются многие особенности музыкального искусства 20
века, в том числе черты экспрессионизма. В центре творчества - непрерывные
поиски ответа на коренные вопросы человеческого бытия; тема человеческих
страданий связана с трагическим осознанием социальных противоречий эпохи.
Малер
сосредоточил творческие интересы в жанрах симфонии и песни. Создал 9 симфоний
(10-я не окончена), "Песнь о земле" для солистов и оркестра, песенные
циклы. К раннему периоду творчества относятся первые 4 симфонии (1-я, чисто
инструментальная, опирается на музыкальный материал вокального цикла
"Песни странствующего подмастерья"; 2 - 4-я -
вокально-инструментальные симфонии, по музыкальному тематизму и поэтическим
текстам отдельных частей связаны с вокальным циклом "Волшебный рог
мальчика"). Для них характерно соединение эмоциональной непосредственности
и трагической иронии, жанровой зарисовки и символики.
Симфонии
среднего периода творчества (5-7-я) составляют инструментальную трилогию, интонационно
связанную с песенными циклами на слова Г. Рюккерта, и носят трагическую
окраску. Общечеловеческие коллизии решаются в них через тему личности и судьбы.
В 8-й симфонии для воплощения философского содержа-ния используются поэтические
тексты средневекового гимна "Veni creator spiritus" (в 1-й части),
заключительные сцены 2-й части "Фауста" Гёте (во 2-й части). В
сочинениях позднего периода ("Песня о земле", 9-я (чисто
инструментальная) и 10-я симфонии) нашла выражение тема прощания с жизнью.
Сквозное
интонационное развитие, вариантность, влияние песенных форм обусловили
особенности симфонизма Малера: отказ в большинстве симфоний от классического
4-х частного строения преобразования- структуры всего цикла. Усиление
линеарности при сохранении гомофонной основы привело к полифоническому
насыщению фактуры. В оркестре Малера нашли выражение 2 тенденции, характерные
для начала 20-го века: расширение оркестрового аппарата и тяготение к камерному
письму. Последняя особенно проявилась в песенных циклах для голоса с оркестром
и повлияла на музыкальное творчество современных композиторов.
Сочинения:
Симфонии-
№ 1 (1888; 2-я
редакция 1896), № 2 (для солистов, хора и оркестра, 1894; 2-я редакция 1903),
№3 (для контральто, хора и оркестра, 1896; 2-я редакция 1906), №4 (для сопрано
и оркестра, 1900; 2-я редакция 1910), № 5 (1902), № 6 (Трагическая, 1904; 2-я
редакция 1906), № 7 (1905), № 8 (для солистов, хоров и оркестра, 1906), № 9
(1909), № 10 (1910, не окончена), Песня о земле (для солистов и оркестра,
1909);
вокальные циклы
-
14 песен и
напевов юношеских лет (для голоса с фортепьяно, слова Р. Леандера, Тирсо де
Молийны, народные тексты из "Волшебного рога мальчика", 1880-90),
Песни странствующего подмастерья (для голоса с оркестром, 1883-85), 12 песен из
"Волшебного рога мальчика" (для голоса с оркестром, 1892-98), Семь
песен последних лет (для голоса с оркестром, слова Ф. Рюккерта и из
"Волшебного рога мальчика", 1899-1902), Песни об умерших детях (для
голоса с оркестром, слова Рюккерта, 1904) и др.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://cl.mmv.ru/
|