Глиэр Рейнгольд Морицевич
Глиэр
Рейнгольд Морицевич
(1874/75—1956)
Cоветский
композитор, дирижёр, педагог. Народный артист СССР - (1938). Ученик М. М.
Ипполитова-Иванова, А. С. Аренского, Г. Э. Конюса, С. И. Танеева. С 1908
выступал как дирижёр. В 1920—22 заведующий музыкальной секцией Московского
отдела народного образования, сотрудник Музыкального отдела Нарком-проса РСФСР.
В 1938 председатель Московского союза композиторов , в 1939—48 — Оргкомитета
союза композиторов СССР. В 1900—07, 1909—13 преподавал теоретические дисциплины
в музыкальной школе Гнесиных . В 1902—03 давал частные уроки Н. Я. Мясковскому
и С. С. Прокофьеву. С 1913 профессор по классу композиции (с 1914 директор)
Киевской, в 1920—41 — Московской консерваторий . В 1924—30 председатель
Всеросийского общества драматургов и композиторов. Среди учеников: Б. Н.
Лятошинский, Л. Н. Ревуцкий, Б. А. Александров, А. Г. Новиков, Н. П. Раков.
Глиэр —
продолжатель традиций русской музыкальной классики. Автор первого совецкого
репертуарного балета на современную революционную тему «Красный мак» (позднее
«Красный цветок»), поставленного во многих театрах балета «Медный всадник». В
симфонических произведениях Глиэр продолжил линию эпического симфонизма.
Наиболее популярны его концерты для арфы с оркестром (1938) и колоратурного
сопрано с оркестром (1943). Автор произведений для различных инструментов.
Оперы Глиэра сыграли большую роль в развитии музыкальных культур Азербайджана и
Узбекистана. Глиэру принадлежат статьи, некоторые из которых изданы в книге :
«Р.М.Глиэр. Статьи и воспоминания» (М., 1975).
Сочинения:
оперы-
опера-оратория
Земля и небо (по Дж. Байрону, 1900), Шахсенем (1923-25, поставлена 1927 на
русском языке, Баку; 2-я редакция 1934, на азербайджанском языке,
Азербайджанский театр оперы и балета, Баку), Лейли и Меднжун (по поэме А.
Навои, соавтор Т. Садыков, 1940, Узбекский театр оперы и балета, Ташкент),
Гюльсара (соавтор Т. Садыков, поставлена 1949, там же), Рашель (по Г.
Мопассану, концертное исполнение 1947, артистами Оперно-драматического театра
им. К. Станиславского, Москва);
музыкальная
драма-
Гюльсара (текст
К. Яшена и М. Мухамедова, музыка собрана Т. Джалиловым, записана Т. Садыковым,
обработана и оркестрована Глиэром, поставлена 1936, Ташкент);
балеты-
Хризис (1912,
Интернац. театр, Москва), Клеопатра (Египетские ночи, по А. С. Пушкину, 1926,
Музыкальная студия Художественного театра, Москва), Красный мак (с 1957 -
Красный цветок, поставлен 1927, Большой театр, Москва; 2-я редакция, поставлен
1949, Ленинградский театр оперы и балета), Комедианты (Дочь народа, по пьесе
"Фуэнте Овехуна" Лопе де Вега, 1931, Большой театр, Москва; 2-я
редакция под названием Дочь Кастилии, 1955, Музыкальный театр им.
Станиславского и Немировича-Данченко, Москва), Медный всадник (по поэме А. С.
Пушкина, 1949, Ленинградский театр оперы и балета; Государственная премия СССР,
1950), Тарас Бульба (по повести Н. В. Гоголя, соч. 1951-52); кантата Слава
Советской Армии (1953);
для оркестра-
3 симфонии
(1899-1900; 2-я - 1907; 3-я-Илья Муромец, 1909-11), симфонические поэмы- Сирены
(1908; Глинкинская пр., 1908), Заповит (памяти Т. Г. Шевченко, 1939-41),
увертюры-Торжественная увертюра (К 20-летию Октября, 1937), Ферганский праздник
(1940), Увертюра на славянские народные темы (1941), Дружба народов (1941),
Победа (1944-45), симфоническая картина Запорожцы (1921);
концерты с
оркестром-
для арфы
(1938), для голоса (1943; Государственная премия СССР, 1946), для виолончели
(1947), для валторны (1951);
для духового
оркестра-
На праздник
Коминтерна (фантазия, 1924), Марш Красной Армии (1924), 25 лет Красной Армии
(увертюра, 1943);
для оркестра
народных инструментов-
Симфония-фантазия
(1943);
камерно-инструментальные
произведения-
3 секстета
(1898, 1904, 1905 - Глинкинская премия, 1905), 4 квартета (1899, 1905, 1928,
1946 - № 4, Государственная премия СССР, 1948) ;
для фортепиано-
150 пьес, в том
числе 12 детских пьес средней трудности (1907), 24 характерные пьесы для
юношества (4 тетради, 1908), 8 лёгких пьес (1909) и др.;
для скрипки-
в том числе 12
дуэтов для 2 скрипки (1909);
для виолончели-
свыше 70 пьес,
в том числе 12 листков из альбома (1910);
романсы и
песни-
около 150;
музыка к
драматическим спектаклям и фильмам.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://cl.mmv.ru/
|