Гитара от блюза до джаз-рока
Гитара от блюза до джаз-рока
Особое место занимает гитара — и в первую очередь
электрифицированная — в рок-музыке. Однако практически все лучшие рок-гитаристы
выходят за пределы стилистики рок-музыки, отдавая большую дань джазу, а
некоторые музыканты полностью порвали с роком. В этом нет ничего удивительного,
поскольку в джазе сконцентрированы лучшие традиции гитарного исполнительства.
На очень важный момент обращает внимание Джо Пасс, который в своей
широкоизвестной джазовой школе пишет: «У классических гитаристов было несколько
столетий для того, чтобы выработать органичный, последовательный подход к
исполнительству— «правильный» метод. Джазовая же гитара, плектр-гитара,
появилась лишь в нашем веке, а электрогитара — это еще настолько новое явление,
что мы только начинаем понимать ее возможности как полноправного музыкального
инструмента».
В таких условиях особое значение приобретает уже
накопленный опыт, джазовые традиции гитарного мастерства. В развитии стилистики
джаза весьма знанительную роль играет специфическая инструментальная техника,
характерная именно для джазового использования инструмента и его выразительных
возможностей — мелодических, интонационных, ритмических, гармонических и т.
д.Попытаемся проследить с этой точки зрения судьбу гитары в истории джаза,
обращая внимание на самые важные черты и на творчество тех музыкантов, вклад
которых в развитие жанра был наиболее значительным. Огромное значение для формирования
джаза имел блюз. В свою очередь, «одним из решающих факторов кристаллизации
блюзов из более ранних и менее оформленных видов негритянского фольклора было
«открытие» гитары в этой среде». Уже в ранней форме блюза, «архаической», или
«сельской», часто называемой также английским термином «кантри блюз» (country
blues), сформировались главные элементы гитарной техники, определившие ее
дальнейшее развитие, а отдельные, наиболее простые приемы блюзовых гитаристов
(«растягивание» струны, так называемый «пуш энд рилиз» (1), «слайд-техника»,
именуемая иначе «боттл-нек» (2) и др.) позднее стали основой для формирования
последующих стилей. Самые ранние записи кантри блюза относятся к середине 20-х
годов, однако есть все основания предполагать, что, в сущности, он почти ничем
не отличается от того оригинального стиля, который сформировался в среде негров
южных штатов (Техас, Луизиана, Алабама и др.) еще в 70—80-х годах XIX в. Среди
выдающихся певцов-гитаристов этого стиля — Блайнд Лемон Джефферсон (Blind Lemon
Jefferson, 1897—1930), оказавший заметное влияние на многих музыкантов более
позднего периода, и не только блюзовых. Джефферсон первым начал играть в манере
«рэг зэ блюз», то есть подражая звучанию фортепианного рэгтайма. Как и
большинство кантри-блюзовых гитаристов, он играл пальцами, без медиатора, что
позволяло шире использовать полифонические и полиритмические возможности
гитары. Блестящим мастером гитарного рэгтайма и блюза был Блайнд Блэйк (Blind
Blake, 1895—1931), многие записи которого и сегодня поражают превосходной
техникой и изобретательностью импровизаций. Блэйка справедливо считают одним из
инициаторов использования гитары в качестве солирующего инструмента. Хадди
Лидбеттера, широко известного под именем Лидбелли (Huddie Leadbetter,
«Leadbelly», 1888— 1949), в свое время называли «королем двенадцатиструнной
гитары». Он иногда играл в дуэте с Джефферсоном, хотя и уступал ему как
исполнитель. Лидбелли ввел в аккомпанемент характерные басовые фигуры —
«блуждающий бас», который позже будет широко использоваться в джазе. Биг Билл
Брунэи (Big Bill Broonzy, 1893— 1958) —один из самых популярных блюзовых
гитаристов и певцов. Судьба его сложилась счастливее, чем у многих его коллег.
Очень техничный музыкант, он был продолжателем традиций Блайнда Блэйка и записал
несколько чисто гитарных блюзов и рэгтаймов. Выделяется среди кантри-блюзовых
гитаристов Лонни Джонсон (Lonnie Johnson, 1889—1970), виртуозный музыкант,
очень близкий к джазу. Им были записаны превосходные блюзы без вокала, причем
нередко он играл уже медиатором, демонстрируя не только отменную технику, но и
незаурядное импровизационное мастерство. Лонни Джонсон принял участие в
некоторых записях «Горячей пятерки» («Hot Five») Луиса Армстронга. Так, в
записи «Hotter Than That» («Еще погорячее»), сделанной в конце 1927 г., его
великолепное сопровождение звучит единственным фоном для вокальной импровизации
Армстронга в стиле «скэт» (3). Лонни Джонсон играл также в оркестре Дюка
Эллингтона и был участником первого гитарного джазового дуэта с Эдди Лэнгом.
Многие записи этого дуэта (первая пластинка появилась в 1928 году) вошли в
золотой фонд джаза. Из числа приверженцев данного стиля можно назвать также
Блайнда Уилли МакТелла (Blind Willie McTell), Роберта Джонсона (Robert
Johnson), Блайнда Уилли Джонсона (Blind Willie Johnson) и других. В последующих
блюзовых стилях — таких, как «классический» («городской»), «урбанизированный»,
«современный»,— роль гитары несколько ослабевает, поскольку начинают широко
использоваться другие инструменты (фортепиано, духовые); вводится
электрогитара. Среди признанных мастеров блюза 40—50-х годов — Би Би Кинг (В.
В. King, род. в 1925 г.), которого справедливо называют «самым джазовым из всех
блюзовых гитаристов». Его хорошо знают у нас в стране, он выступал с гастролями
в СССР весной 1979 года. Альберт Кинг (Albert King, род. в 1923 г.), в отличие
от Би Би Кинга, наиболее близок к року. Основой рок-гитарной школы стало,
однако, творчество музыкантов с агрессивным, грубоватым стилем игры — таких,
как Мадди Уотерс (Muddy Waters), Сэм Лайтнинг Хопкинс (Sam Lightnin’ Hopkins),
Джон Ли Хукер (John Lee Hooker), Джей Би Ле-нойр (J. В. Lenoir), Стефан
Гроссман (Stefan Grossman) и другие. В традиционном джазе гитара использовалась
преимущественно как ритмический инструмент. Практически все первые джазовые
гитаристы играли и на банджо, причем если изредка и солировали, то чаще именно
на этом инструменте. Характерные короткие аккордовые соло на банджо сохранились
и в современных диксилендах и ансамблях, играющих в традиционном нью-орлеанском
стиле. Классическим примером могут служить многочисленные записи с участием
Джонни Сент Сира (Johnny Saint Syr, 1890—1968), который часто использовал
шестиструнное банджо с обычным гитарным строем. Обладая отличным ритмическим и
гармоническим слухом, Сент Сир нередко прибегал к аккордовым заменам и
обращенным формам аккордов. Другой джазовый гитарист, много записывавшийся с
Кингом Оливером, Джимми Нуном и Кидом Ори,— Бад Скотт (Bud Scott, 1890—1949)
нередко играл составах; без конрабаса и, умело используя обращения аккордов, в
своем ритмическом аккомпанементе создавал весьма подвижную линию баса. Среди
наиболее интересных гитаристов нью-орле-анского стиля следует также назвать
Дэнни Баркера (Danny Qarker) и Тэдди Бонна (Teddy Bunn): наряду с аккордовыми
соло они уже применяли и одноголосные мелодические соло в технике «сингл
стринг» (или «сингл ноут» (4). Одной из особенностей чикагского периода в
развитии традиционного джаза, ставшего переходным к свингу, была замена
инструментов: вместо корнета, тубы и банджо на первый план выдвинулись труба,
контрабас и гитара. Среди причин этого было появление микрофонов и
электромеханического способа звукозаписи: гитара наконец-то полноценно
зазвучала на пластинках. «Отцом чикагского джаза» называли гитариста-левшу Эдди
Кондона (Eddie Condon, 1905—1973), игра которого в 30-е годы считалась образцом
звучания гитары в ритм-секции. Кондон играл на четырехструнной гитаре, которая
настраивалась, как банджо. Хотя, бесспорно, он был вдохновителем и лидером выдающихся
музыкантов чикагского периода, его собственная манера игры мало отличалась от
традиционной. Основные отличия характерны для чикагского периода в целом: в
гармонии меньше используются обращения аккордов, чаще появляются сложные
аккорды и их замены; применяется игра «на четыре» («фор бит»), а не «на два»
(«ту бит»). Важной чертой чикагского джаза была возросшая роль сольной
импровизации. Именно здесь произошел знаменательный поворот в судьбе гитары:
она становится полноправным солирующим инструментом. Это связано с именем Эдди
Лэнга (Eddie Lang, подлинное имя — Сальвадор Массаро, 1904— 1933), который ввел
в игру на гитаре многие джазовые приемы, типичные для других инструментов,— в
частности, характерную для духовых инст-рументов фразировку. Эдди Лэнг создал и
тот джазовый стиль игры медиатором, который в дальней-шем стал преобладающим!
Он впервые использовал плектр-гитару — специальную гитару для игры в джазе,
отличавшуюся от обычной испанской отсутствием круглой розетки/ Вместо нее на
деке появились эфы, подобные скрипичным, и съемная панелька-щиток,
предохраняющая от ударов медиатора. Изобретателем этих новшеств был Ллойд
Лоур/. Игра Эдди Лэнга в ансамбле отличалась сильным звукоизвлечением. Он часто
применял проходящие звуки, хроматические секвенции; иногда изменял угол плектра
по отношению к грифу, добиваясь этим специфического звучания. Характерны для
манеры Лэнга аккорды с приглушенными струнами, жесткие акценты, параллельные
нонаккорды, целотонные гаммы, своеобразное глиссандо, искусственные флажолеты,
последовательности увеличенных аккордов и фразировка, характерная для духовых
инструментов. Можно сказать, что именно под влиянием Эдди Лэнга многие
гитаристы стали уделять больше внимания басовым нотам в аккордах и по
возможности добиваться лучшего голосоведения. Наиболее сильно это влияние
проявилось в игре таких музыкантов, как Карл Кресс (Carl Kress), Кармен Мастрен
(Karmen Mastren), Эл Кейса (Al Casey).В числе лучших записей Эдди Лэнга — его
работы с певцом Бингом Крозби, в которых гитара впервые с успехом заменила
фортепиано, с квартетом скрипача Джо Венутти, оркестром Пола Уайтмана, наконец,
гитарные дуэты с Лонни Джонсоном, о которых упоминалось выше.На рубеже 30-х
годов в музыке, исполняемой биг бэндами Ф. Хендерсона, Д. Эллингтона, Л.
Рассела и других, появляются элементы, ставшие впоследствии характерными для
свинга — нового джазового стиля, безраздельно господствовавшего до конца 40-х
годов. Начало этого периода связывают с выступлением оркестра Бенни Гудмана,
получившего позднее титул «короля свинга».Отличительными особенностями нового
стиля были сольная импровизация на фоне риффа, частое применение унисонов,
отсутствие коллективной импровизации, но главное — непрерывная ритмическая
пульсация, возникающая в результате несовмещения акцентов мелодической и ритмической
линий. Однако использование этих приемов при игре медиатором на акустической
гитаре было малоэффективным. Поэтому уже в то время были предприняты некоторые
попытки усилить звучание гитары. Одним из первых музыкантов, которые начали
применять в джазе электрогитару, был Эдди Дарем (Eddie Durham, род. в 1906 г.)
— гитарист, тромбонист и аранжировщик из оркестра Джимми Ланс-форда. В 1935 г.
этот оркестр был записан на пленку, причем Э. Дарему отвели особую роль: он
демонстрировал возможности усиления звучания гитары с помощью резонатора.
Изобретение электрогитары явилось импульсом к возникновению новых гитарных школ
и направлений. Основоположниками их стали два джазовых гитариста: Чарли
Кристиан (Charlie Christian) в Америке и Джанго Рейнхардт (Django Reinhardt) в
Европе. В своей книге «От рэга к року» известный немецкий критик И. Берендт
пишет: «Для современного джазового музыканта история гитары начинается с Чарли Кристиана.
За два года, проведенных им на джазовой сцене, он совершил переворот в игре на гитаре.
Разумеется, были и до него гитаристы,., создается, однако, впечатление, что
гитара, на которой играли до Кристиана, и та, что звучала после него,— это два
разных инструмента» [27, 327]. Чарли Кристиан родился в 1916 году в Далласе.
12-летним подростком начал учиться игре на тенор-саксофоне и контрабасе, а в 15
лет по рекомендации отца впервые взял в руки гитару. Вскоре он уже играл в
одном из малых составов, среди участников которого резко выделялся своей
необычайной одаренностью и неисчерпаемым вдохновением. Слухи о талантливом
негритянском гитаристе дошли до известного пропагандиста джаза Джона Хаммонда,
который специально поехал в Оклахому, чтобы послушать его. Кристиан играл на
обычной испанской гитаре, которую подключал к примитивному усилителю с одним динамиком.
То, что услышал Дж. Хаммонд, просто ошеломило этого знатока. Таких
захватывающих импровизаций он не встречал ранее в игре не только гитаристов, но
и у других джазовых музыкантов. Хаммонд решил показать Чарли Бенни Гудману,
который после прослушивания пригласил молодого музыканта в свой оркестр. Позже
Кристиан играл со многими выдающимися звездами джаза, в том числе с такими
новаторами, как Чарли Паркер, Телониус Монк, Диззи Гиллеспи, Кении Кларк. Чарли
играл с виртуозностью, казавшейся его современникам просто недосягаемой. С его
приходом гитара стала равноправным участником джазовых ансамблей. Он первым
ввел гитарное соло в качестве третьего голоса в ансамбль с трубой и
тенор-саксофоном, освободив инструмент отзиста ритмических функций в оркестре
Раньше других Ч. Кристиан понял, что техника игры на электрогитаре в
значительной мере отличается от приемов игры на акустической. В гармонии он
экспериментировал с увеличенными и уменьшенными аккордами, придумывал новые
ритмические рисунки к лучшим джазовым мелодиям (эвергринам).
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://guitarists.ru
|