Фридерик Шопен
Фридерик
Шопен
Шопен –
основоположник польской музыкальной классики. Это композитор-романтик, но
особый романтик. Всё его творчество связано с Польшей, её фольклором, историей.
Жизнь его сложилась трагически. Она (жизнь) как бы разделена на 2 части. Первые
20 лет он прожил в Польше (до 1831 г.), а потом вынужден был уехать из Польши
навсегда. Всю оставшуюся жизнь Шопен жил в Париже, тоскуя по Родине. Есть 2
особенности его творчества: 1) Родина приобрела для него значение недостижимого
романтического идеала, мечты, по которой он томился всю жизнь. Шопен -
композитор-лирик. 2) Романтические порывы, томления в его музыке всегда
сочетаются с ясной логикой, отточенностью формы. Шопен всегда отвергал необузданность,
нарочитость и преувеличение. Он не выносил ошеломляющих эффектов. Лист сказал:
“Шопен не выносит излишеств и необузданности”. Шопен любил Баха, Моцарта.
Музыка Шопена отличается артистизмом, одухотворённостью, тонкостью. Он не любил
Бетховена.
Произведения
для фортепиано соло
Мазурки – около
60
Полонезы –
около 20
Этюды – 27
Экспромты – 4
Вальсы – около
15
Ноктюрны – 16
Прелюдии – 25
Скерцо – 4
Баллады – 4
Фантазия – 1
Баркарола – 1
Колыбельная – 1
3 сонаты
Произведения
для фортепиано с оркестром
2 концерта
Рондо аля
Краковяк
Рондо аля Мазур
Фантазия на
польские темы
Анданте спинато
Большой
блестящий полонез
Вариации на
темы оперы Моцарта “Дон Жуан”
А так же:
Фортепианное
трио
Соната для
виолончели с фортепиано
20 песен
Шопен создал
свой фортепианный стиль, в котором сочетается и виртуозность, и тонкий,
глубокий лиризм. Он создал новые типы звучания фортепиано, новый колорит
звучания фортепиано, новая техника в педали.
Шопен
переосмыслил разные жанры фортепианной миниатюры. Прелюдия стала самостоятельной,
а не вступительной пьесой. По глубине прелюдия или экспромт приближаются к
драме. Он сделал много нового в жанре этюда. Каждый этюд – романтическая
миниатюра, и вместе с тем каждый этюд – путь к овладению новыми техническими
приёмами.
Ноктюрн и
вальс. Есть ноктюрны трагические по звучанию (c-moll) со сложным непрерывным
развитием. Вальсы и блестящие, концертные, виртуозные, и есть глубоко
лирические.
Шопен создал
новые жанры романтической миниатюры на основе польских танцев – мазурка,
полонез, краковяк.
Создал новые
жанры крупной формы. Это: скерцо, которое до того входило в состав
симфонического цикла (у Бетховена со 2-й симфонии); баллада, которая до этого
была в немецкой поэзии. Это – сложные жанры, в которых присутствует синтез
разных форм, и, в том числе, даже циклических. Шопен – величайший мастер
мелодии. Мелодические истоки у него разные. Его мелодии сочетают черты
национальной польской песенности и классику итальянского Бельсанта. В мелодиях
есть и певучесть, и декламационность, и сложное инструментальное развитие.
Особое своеобразие мелодиям Шопена придаёт орнаментика. Эти украшения
тематически важны. Истоками своеобразия служит скрипичное народное варьирование
и виртуозное итальянское пение. Гармонический язык усложняется, но гармонии
очень певучие, они как бы сложены из певучих голосов. Особенности гармонии:
Отдалённые тональности, альтерации, энгармонические модуляции, модуляции в
далёкие тональности. Это подготовило Листа, Скрябина и других более поздних
композиторов.
Жизненный
путь
Шопен родился
под Варшавой в Желязовой Воле в очень культурной семье. Отец – бывший офицер
армии Костюшко. Отец работал в варшавском лицее. Мать была очень музыкальная. У
Шопена очень рано проявилось тяготение к фортепиано. 1-й концерт он дал в 8
лет. 1-й учитель по фортепиано – Войтех Живный. Он привил любовь мальчика к
классике. В 13 лет он поступил в лицей отца. Изучал польскую литературу,
эстетику, историю. В лицейские годы Шопен писал стихи, пьесы, хорошо рисовал
(особенно карикатуры). У него был врождённый туберкулёз.
Музыкальная
жизнь в Варшаве была довольно интенсивной, оживлённой. Ставились оперы польских
композиторов, а так же Россини, Моцарта и др. Шопен слышал Паганини, Гуммеля
(пианист). Гуммель оказал влияние на ранний фортепианный стиль. В Варшаве были разные
музыкальные кружки. Шопен в них выступал.
1826-1829гг.
Учёба в Главной
Школе Музыки (Консерватория). Занимался по классу композиции у Эльснера.
Сочинять Шопен начал рано (ещё до консерватории). Писал полонезы, вальсы.
Раннее
творчество
1-я группа произведений:
Основные произведения концертные, виртуозные и несколько сложные, пышные, для
фортепиано с оркестром.
2-я группа:
миниатюры – вальсы, мазурки, полонезы.
Высшее
достижение этого периода – 2 фортепианных концерта. В 1828 г. Шопен первый раз
выехал в концертную поездку за границу. Был в Берлине, Вене, Праге и Дрездене.
В 1830 г. он наметил с друзьями новую концертную поездку. Осенью он поехал в
Вену, а потом в Париж. В это время в Праге назревало восстание, которое Шопен
горячо поддерживал. По дороге в Париж – в городе Штутгарде он узнал о разгроме
восстания. Это его потрясло. Он рвался на родину, но его удержали друзья.
После этого
творчество Шопена изменилось. Появился невиданный до этого драматизм. Написал
бурный этюд – c-moll, который он назвал Революционным (этот этюд был написан
там же – в Штутгарде). Впечатление о разгроме восстания выразилось затем и в
других произведениях (1-я баллада, прелюдии a-moll и d-moll).
30-40 гг.
Главный период
творчества. Париж в 30-40 годы стал культурным центром Европы. Туда стекались
все знаменитости: Бальзак, Стендаль, Гюго, Мериме, Мюссе, Делакруа (художник,
который написал единственный портрет Шопена), Гейне, Мицкевич, Лист, Россини,
Доницетти, Беллини и др. Там были знаменитые оперные певцы: Паста, Малибран, Виардо,
а так же там были: Берлиоз, Обер, Галеви. В Париже выступали пианисты-виртуозы:
Калькбреннер, Тальберг, а так же Паганини. В Париже Шопен сблизился с поляками.
Вступил в польское литературное общество. Прежде всего Шопен завоевал Париж как
пианист. У него был тончайший звук. Шопен был очень слаб, поэтому его F
воспринималось как i . Он очень хорошо передавал тонкость колорита. У него было
удивительное rubato. В дальнейшем Шопен мало выступал в концертах. Он играл в
основном для своих друзей- поляков.
1836-1837гг.
Годы романа с
полькой Марией Водзиньской. Её родители не дали им пожениться. После смерти
Шопена нашли пачку писем с Марией.
1838-1847гг.
Годы совместной
жизни с писательницей Жорж Санд (псевдоним). Она носила мужские костюмы, курила
трубку, была похожа по характеру и складу ума на мужчину. Они не женились. У
Жорж Санд было 2 ребёнка (не от Шопена).
Годы рассвета
творчества. Жорж Санд познакомила Шопена с лучшими людьми Парижа. Зимой Шопен
давал частные уроки, а летом жил на заработанные деньги и занимался
творчеством.
В 1838 г. Шопен
и Жорж Санд поехали на остров Майорка. Там была романтическая атмосфера,
которая вдохновила его на 2-ю балладу, полонезы и 3-е скерцо.
До 1838 г.
Шопен писал почти исключительно миниатюры: мазурки, этюды, полонезы, вальсы,
ноктюрны. Крупная форма в период до 1838 г. – 1-я баллада, 1-е и 2-е скерцо.
После 38 г. у Шопена обнаруживается стремление к драматическим и крупным
жанрам: 2, 3 и 4 баллады, сонаты b-moll и h-moll, фантазия f-moll,
полонез-фантазия, 3 и 4 скерцо. Даже миниатюры становятся драматическими и
большими (ноктюрн c-moll, полонез As-dur).
В 1847 г. -
разрыв с Жорж Санд. Остальные годы – постепенное угасание творчества. В 1848 г.
Шопен поехал на гастроли в Лондон. Там он давал уроки, немного выступал в салонах.
Последний раз выступал на польском балу. Умер Шопен от туберкулёза на руках
своей сестры. На похоронах исполняли реквием Моцарта. По завещанию Шопена его
сердце перевезли в Варшаву. С середины 40-х гг. в его творчестве появились
новые тенденции: спокойная созерцательность, светлая гармония. Музыкальный язык
более сложный. Появляется больше полифонических приёмов. Многослойность
мелодии. Гармония хроматизирована. Отсюда начинается путь к музыкальному
эмприссионизму (Дебюсси и др.). Это воплощено в его “Колыбельной”.
Мазурки
Для Шопена
мазурки – символ Родины. Последние его произведения – мазурки. Значение этого
жанра сопоставимо по значению с песней у Шуберта. Это- маленькие фортепианные
миниатюры, в которых Шопен наиболее близко соприкоснулся с польским фольклором,
со звучанием народного ансамбля. Он выразил в мазурках характерные черты её
разновидностей: Мазур, Оберек, Куявяк. Его мазурки можно разделить на
деревенские (№ 3, E-dur), бальные или шлиссецкие (№5) и лирические мазурки.
Шопен называл мазурки обрасками.
№3 – E-dur.
Изображается волынка, скрипка и контрабас. Деревенская.
№5 – B-dur.
Эффектная, с большими скачками. Средняя часть в b-moll. Воспроизводит лады и
интонации дважды гармонического лада.
№6 – a-moll.
Лирическая.
№10 – B-dur.
Бальная.
№13 – a-moll.
Яркий пример лирической мазурки. Певучая гармония.
№14 – g-moll.
Лирическая.
№15 – C-dur.
Деревенская. Изображает народный ансамбль. В 3-й теме используется лидийский
F-dur(с си бекаром). Варьирование мелодии (как народная импровизация).
№32 – cis-moll.
С середины 30-х годов мазурки усложняются, драматизируются. Эта мазурка – яркий
пример. Изложение в ней не похоже на мазурку. Оно полифоническое. Нет
танцевальности. 3-х частная форма. В конце- трагическая, скорбная кульминация.
Это – речитатив.
№34 – C-dur.
Деревенская. Лидийский C-dur.
№47 – a-moll.
Лирическая.
Полонезы
По сравнению с
мазурками, это – более масштабный жанр. В полонезах Шопен воссоздаёт
героический дух прошлого Польши. Гораздо больше виртуозности, крупная
аккордовая техника, охват крайних регистров, часто фортепиано звучит как
оркестр. Полонезы насыщены яркими контрастами. В них есть и изобразительные
моменты, напоминающие батальные сцены. Почти все полонезы написаны в сложных
3-х частных формах.
A-dur. Сложная
3-х частная форма. Средняя часть похожа на звучание медных духовых инструментов
в оркестре.
С-mol. Мрачный
трагический характер. Траурная тональность. Сложная 3-х частная форма.
Fis-moll.
Составная форма. В основе сложная 3-х частная форма со вступлением. В этом
полонезе есть батальный эпизод (2-й раздел) со скачками коней – A-dur. В
середине звучит мазурка (У Шопена часто встречается мазурка в середине разных
жанров).
Позднее
полонезы становятся похожи на баллады и на симфонические поэмы.
Прелюдии
У Шопена их 25
– цикл из 24 прелюдий и 1 прелюдия отдельно. Почти все они написаны на острове
Майорка. Шопен почти первый сделал прелюдию самостоятельной пьесой, а не
вступлением к чему-то.
Цикл из 24
прелюдий
Жанр привлёк
Шопена своей импровизационностью, возможностью непосредственного высказывания.
Здесь присутствует логическая мысль. Шопен – романтик с классическим мышлением.
Каждая прелюдия написана в своей тональности. Они расположены по
кварто-квинтовому кругу. Они, так же как и прелюдии и фуги Баха, являются как
бы энциклопедией жанров того времени. В прелюдиях Шопена можно найти не только
признаки разных жанров, но и сочетание разных жанров в 1-й прелюдии (№7 – A-dur
(мазурка)). Многие из прелюдий (11, 12, 5 и др.) схожи с этюдами. 24-я прелюдия
напоминает по своему драматизму революционный этюд.
№17 – жанр
песни без слов, №20 (c-moll) – с чертами траурного марша, №15 (Des-dur) – с
чертами ноктюрна. №9 (E-dur) соединяет в себе признаки разных жанров – марша,
гимна и хорала. Каждая прелюдия очень индивидуальна по характеру и контрастна
предыдущей прелюдии и последующей. Несмотря на непосредственность, прелюдии
маленькие по размерам. Часто прелюдия состоит из 1-го периода. Форма прелюдий
идеально подходит к их содержанию. В тех прелюдиях, где есть распевные широкие
мелодии, форма более широкая (Des-dur – требует большую форму. Форма в ней
двойная 3-х частная, где крайние части - ноктюрн, а средняя часть – хорал).
Почти все прелюдии выдержаны в одном характере, но бывают и исключения в
больших прелюдиях (Des-dur).
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://cl.mmv.ru/
|