Фортепианное творчество Скрябина
Фортепианное творчество Скрябина
Фортепианные
произведения составляют наибольшую по объему часть наследия Скрябина. Как уже
говорилось, в раннем периоде композитор ограничил себя почти исключительно
областью фортепианной музыки. Фортепиано стало для него с юности основным,
самым близким средством воплощения творческих замыслов.
Сочинения
для этого инструмента отразили его творческие поиски, представляя собой нередко
как бы предварительные наброски музыкальных образов, воплощенных затем в
крупных симфонических композициях.
Фортепианное
наследие Скрябина включает ряд произведений крупной формы - Концерт, 10 сонат и
другие пьесы (си-минорная фантазия, поэмы - "Трагическая",
"Сатаническая", "К пламени", Поэма-ноктюрн). Но наиболее
многочисленную группу составляют миниатюры - главным образом прелюдии, этюды.
В
900-х годах в фортепианном творчестве Скрябина появляется жанр поэмы. Некоторые
пьесы, созданные в этот период, носят своеобразные причудливо-таинственные
названия, в какой-то мере отражающие философские и эстетические взгляды автора
(например, "Загадка", "Ирония" поэмы "Маска",
""Странность" и др.). В тяготении Скрябина к фортепианной
миниатюре сказалась характерная для его индивидуальности глубокая интимность
выражения, которая своеобразно и противоречиво сочеталась у него с тяготением к
грандиозным "общечеловеческим", даже "космическим"
концепциям.
Из
десяти сонат, сочиненных Скрябиным в период с 1893 по 1913 год, первые три
представляют собой традиционные сонатные циклы. В остальных композитор
утверждает принцип одночастности. Третья и четвёртая принадлежат к высшим
достижениям композитора. "По замыслу, характеру образов, стилю они
родственны его симфоническому творчеству начала 900-х годов. Пятая соната
отчасти перекликается с "Поэмой экстаза", последние пять сонат в
целом близки по стилю "Прометею".
Фортепианные
произведения Скрябина дают полное представление об эволюции его стиля.
Произведения раннего периода отличаются певучестью и красотой мелодического
языка. Лирическая мелодия Скрябина гибкая и пластичная, часто имеет
своеобразный извилистый рисунок, чет1<оПЯВре7[атО1дий™тончайшие оттенки
душевных переживаний. Несмотря на напевность, мелодизм Скрябина носит, впрочем,
больше инструментальный, чем вокальный, песенный характер. Это качество
особенно проявляется в драматических эпизодах его музыки. Их мелодике
свойственны острые изломы, скачки, дополнительно подчеркнутые характерными
особенностями скрябинской ритмики. Метрические сдвиги,4 синкопы, пунктирный
ритм, паузы создают типичное для Скрябина сочетание тонкости выражения" с
трепетной-взволнованностью, беспокойной порывистостью и патетической
приподнятостью. Чрезвычайно выразительна уже в ранних произведениях также и
гармония Скрябина (хотя она остается еще в основном в рамках гармонического
стиля XIX века).
Скрябин
почти не обращался к таким формам имитационной полифонии, как фуга, фугато.
Однако он мыслил в большой мере полифонически. Широко пользуясь разнообразными
фигурациями, он сплетал их часто в причудливые узоры, затейливые, кружевные
рисунки, сложное мелодизированное, насыщенное фигурациями изложение очень
характерно для скрябинского фортепианного стиля, отмеченного глубоким
пониманием выразительных средств инструмента.
В
произведениях 900-х годов, начиная с Четвертой сонаты и двух поэм соч. 32, в
стиле Скрябина наблюдаются новые черты, уже отмеченные в характеристике его
творчества.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.muzlit.narod.ru/
|