Эстетика панка
ЭСТЕТИКА
ПАНКА
Автор
уполномочил себя заявить, что времени выхода в свет первой попытки
исследоватьэстетику панка /май 1989/ материал принялся жить самостоятельной
жизнью, и автор снимает с себя всякую за него ответственность. Наверное, что
такое панк, знает один человек Малькольм Макларен. Но он, к сожалению, далеко.
Он в Лондоне.
Мх.
Я отрицаю все,
и в этом суть моя.
Затем, что лишь
та то, чтоб с громом
провалиться
Годна вся эта
дрянь, что на земле
живет...
Гете
1.
О панке я не
знаю ничего. Дело,скорее, в том, что для осознания явления как такового нужно
по меньшей мере наблюдать это явление живьем. А в Совке панка как явления
существовать не может как и во всяком тоталитарном государстве. И тем не менее,
слово "панк" /даже понятие "панк"/ достаточно живо вошло в
современный русский язык и не только применительно к загнивающей буржуазной
культуре. Трудный подросток, эпатируя учительниц и восхищая одноклассниц до
писка, запросто способен объяснить свою прическу на общешкольной линейке тем,
что он "собственно говоря,панк". "Комсомольская правда", не
говоря уже о каком-нибудь "Взгляде", способна выдать словосочетание
"панк-группа" или, того круче , "панк-команда"... А самым
модным, разумеется, стало это словцо в наших рок-журналах различного
толка.Вплоть до того, что =ДВР= позволяет себе публиковать материалы,
заканчивающиеся тирадами вроде:"Панк показатель того, что общество больно.
Это гной, указывающий на обострение процесса." Мало того, УРлайт кроме
того, что припанковывает свою заднюю обложку еще и развлекается типа "Егор
Летов и Sonic Youth".
...Так о чем,
собственно, мы? Ах, о панке? Тогда объясните мне, чем помянутый выше
панк-подросток отличается от панка-Летова мл./коего и поминать-то неприлично
стало в последнее время/ кроме возраста? Чем ворон похож на письменный стол?
Вот несколько
наиболее известных точек зрения по поводу того, что такое панк:
В_а_р_и_а_н_т
1. Панк это явление чисто социальное, один из путей бунта молодежи
капиталистических стран против всякого рода социальных несправедливостей.
Музыка при таком раскладе рассматривается как надстройка, точнее как
пристройка. И не только музыка, а и весь пласт культуры панка, который в лучшем
случае низводится до сатиры. Бунт этот неосознан, даже полусознателен, ему
присущи определенные возрастные и социальные рамки.
В_а_р_и_а_н_т 2
Панк явление идеологическое: система неких порядком вывернутых наизнанку
ценностей, неприемлемых для нормального человека, просто нежизнеспособное
хулиганство. Те, кто сумел-таки купить в советских магазинах венгерское издание
французской книжки комиксов "Histore du Rock", могут наблюдать между
страничкой про симфрок и страничкой про нью-уэйв именно такого стилизованного
панка, ковыряющегося в носу и параллельно громящего английский парламент.
В_а_р_и_а_н_т
3. Панк явление культурное, точнее околокультурное, поскольку вряд ли
полноценное. По-простому: не умел делать музыку пошел в панки. В реальной
бытовой действительности панка не существует. Есть лишь весьма ресурсоемкая
атрибутика, с которой в лом связываться.
Думаю, можно
привести еще немало примеров подобного расчленения и обессмысливания по
частям... Вот еще, например: панк как определенная музыкальная подкраска. Нынче
не актуально говорить: грязно звучит. Нынче скажут: звучит по-панковски. Панк,
безусловно, несет в себе некие музыкальные идеи, но не на обиходном уровне,
который нам наиболее удобен. Да сейчас и не о музыке речь. Не только о музыке .
Ибо если уж говорить о панке так говорить о явлении культурной,
интеллектуальной и еще черт знает какой жизни, но именно как о явлении, пытаясь
определить особенности его эстетики, истоки возникновения и принципы
существования.В заголовке упомянуто лишь слово "эстетика" значит, так
оно и будет. Без претензии на истину в последней инстанции, но и без
пресловутого запрограммированного желания найти именно то золото, которое
блестит.
2.
Первым
человеком, который на моей практике пытался определить панк как явление
духовного движения человечества /а движение это, как известно, идет отнюдь не
по военно-коммунистической прямой/, обладающее собственной эстетикой, т.е.
собственными законами красоты и гармонии, т.е. собственными представлениями о
том, что есть красота и гармония /правда, это еще об одном аспекте рока и
панка, психическом, но в данном случае важен подход/...Так вот, этим человеком
стал Егор Летов /чур меня, чур!!!/, и чтобы не отсылать читателя к
малодоступному даже при типографском тираже московскому журналу УРлайт /N5-23/,
приведу кое-какие выдержки из летовского интервью:
-Если исходить
из Достоевского, то с роком все получается так: На каком-то этапе у Гессе
появилась статья "Братья Карамазовы и закат Европы". В ней был
высказан тезис: Достоевский первый пророк некоего движения, четкого движения,
согласно которому человечество делится на два типа: потенциальные самоубийцы
/люди, у которых во главе угла своеволие, которые не боятся смерти
"нелюди"/ и все остальные. Рок в настоящем виде массовое движение
"нелюдей", в нем человек человек только внешне, а по сути сумасшедший...
В моем понимании рок это движение античеловеческое, антигуманистическое, некая
форма изживания из себя человека как психологически жизнеспособной системы.
Егор,
безусловно, говорит о себе и о той музыке, которую делает сам. И этот
"внутренний" подход, "от ощущения", позволяет избежать той
расчлененности понятия, которой страдает большинство исследований. Мой взгляд
"снаружи", но это сознательно, без желания проникнуть внутрь, при
стремлении "попасть в струю", в интонацию, естественном для постороннего
человека, который хочет понять. Не определить, но понять. К тому же, это
попытка разобраться в эстетике панка как в одном из упражнений духовной
практики человечества в /чтоб круче звучало/ разрезе социума. НЕ общества, а
с_о_ц_и_у_м_а как такового: любого, произвольного, возможно весьма абстрактного
скопища человеческих особей, а не какой-либо общественно-экономической
формации, при относительно небольшом их выборе.Если хотите отчасти в пику
приведенному выше мнению о том, что панк результат всякого рода капи соц-заморочек,
коих до фига и больше.
И вот еще что.
Говоря о панке, мне удобнее оперировать отечественными командами. Во-первых,
оттого, что они более знакомы во многих своих проявлениях от пленок и живых
концертов до интервью и нормального общения. А во-вторых, оттого, что считаю
важным вынести панк за скобки конкретной страны скажем Англии 70-х годов. Я
склоняюсь к тому, чтобы рассматривать панк как ветку или сук на едином дереве
саморазвивающейся культуры того, что называется человечеством. Но как жанр
искусства /и не только музыкального/, не как, опять-таки, метод изображения или
отражения действительности...
Думаю, уместно
принципиальное сравнение по месту в едином культурном пространстве, скажем, с
таким понятием как романтизм /только без рассуждений о приоритете, масштабности
и социальных корнях/: романтическая музыка... романтическая литература...
романтический взгляд на мир... панк-музыка... панк-литература... панк-взгляд на
мир... В данном случае, моей эрудиции, увы, не хватает на то, чтобы вспомнить
тот умный термин, которым эти явления можно обозвать /а может, если термин не
идет, когда его зовут, его и нет вовсе? хотя должен быть.../.Но мудрый язык все
расставляет на свои места. Как известно, подобные параллели сочетаемости не
могут быть случайными. Они исходят из того, что в сознании народа стихийного
творца языка, эти понятия расположены на одном уровне, семантически
параллельны: эта вот параллельность и порождает параллельную сочетаемость. И
пусть кто-то попробует сказать, что аппеляция к языковым реалиям не аргумент в
данном споре. Пусть он только попробует!Ух, как он будет не прав! Для тех, что
не сталкивался с языком как структурой, самостоятельно, вне желания
индивидуального носителя существующей и функционирующей, еще один пример,
поясняющий.Можно сказать: полное ведро, полное корыто, полный таз, но нельзя
сказать: полный унитаз поскольку тут же возникает вопрос:"А заткнули ли в
унитазе сливное отверстие, не забыли ли?"
И еще одна
языковая параллель: панк-музыка, панк-литература, панк-взгляд на мир /см.выше/,
и советская музыка, советская литература, советский взгляд на мир... Абсолютно
очевидна неувязанность таких сочетаний с языковым контекстом, что
свидетельствует и о неувязанности, нелогичности самих понятий. Понятий,
построенных по принципу чуть ли не территориальному. Политическому, какому
угодно но только не эстетическому. Абсурдных и, слава Богу, вызывающих сейчас
смех не только у среднестатистического англичанина. И речь здесь не только о
скрещивании общественно-политических терминов с собственно эстетическими. Для
наглядности позволю себе последнюю языковую игрушку, в данном случае по
принципу "от противного": если обязаны срабатывать сочетания типа
"советская музыка", то должен работать и вот этот ряд: единая
многонациональная общность советский народ... единая многонациональная общность
романтический народ... единая многонациональная общность панковский народ...
Так вот, речь
не только о вышеупомянутом скрещивании, которое, при достаточном к нему
внимании, превращает, скажем, такое издание, как "Литературный
энциклопедический словарь" в краткое пособие для абсурдиста-заочника...
Речь, скорее, о желании разобраться в том, что стоит ЗА словами, ЗА
терминами.Возможно, от одного терминологического бардака мы придем к другому,
но тогда хоть будет из чего выбирать!
Итак, если
рассматривать панк вне привязки к одной отдельно взятой стране и к одной
конкретно взятой эпохе, если рассматривать его как один из закономерных шагов
человеческого духовного опыта, тогда становится очевидным, что корни панка есть
в любой национальной культуре. Впрочем, здесь у меня, кажется, причина уже
пошла поперек следствия...
3.
Очередную часть
я , пожалуй, начну с четверного отрицания, поскольку пора бы, наконец,
добраться до сути настоящей попытки исследования. Это отрицание, если хотите,
наиболее четко выражает мой взгляд на то, что есть панк как искусство, а значит
как часть жизненного проявления.
Итак: панк НЕ
СОЦИАЛЕН, НЕ САТИРИЧЕН и это НЕ ПРОТЕСТ. К тому же панк НЕ СЕКСУАЛЕН.
И все попытки
подойти к панку с позиций "а что вы хотите сказать своим
творчеством?" в самых разных вариантах этого, так любимого нами,
словосочетания не только бессмысленны, но и откровенно глупы "по
рождению". Но, наверное, это въелось в нас намертво в любом, вылившемся в
искусство проявлении человеческого духа искать идею, замысел,
"замечательную и чудесную суть..." Что ж, нас т_а_к учили. Нас
э_т_о_м_у учили. Но вы оглянитесь на пару сотен лет назад, если мы все еще не
можем дойти своей головой. Давайте возопим к авторитетам, при всей их относительности:
"Они
вообще удивительные люди. Они делают себе жизнь тяжелее, чем это нужно, своими
глубокими мыслями и идеями, которые они всюду разыскивают и всюду вкладывают.
Имейте же наконец мужество отдаться впечатлениям!...Вот они подступают ко мне и
спрашивают:какую идею хотел я воплотить в "Фаусте"? Как будто я сам
это знаю и хочу выразить... В самом деле, хорошая бы это была штука, если бы я
попытался такую богатую, пеструю и в высшей степени разнообразную жизнь,
которую я вложил в "Фауста", нанизать на тощий шнурочек
одной-единственной для всего произведения идеи! примерно вот так и говаривал в
те давние, но мудрые времена И.В.Гете своему Эккерману. И ведь был прав! Да вся
практика развития мутного железного потока того, что называется "советской
литературой", демонстрирует обнищание и упрощение любого жизненного
материала при нанизывании на "принцип идейности" /как, впрочем, и на
принципы "партийности", "народности" и пр./.
И посмотрите,
во что выродилось ДК, когда Жариков окончательно оформил свои "памяцкие"
идеи. Где свежесть восприятия, где ни с чем не сравнимая атмосфера столь
своеобразно преломленной действительности? Заменена тщательно обсосанной,
кастрированной идеей, под которую с завидной настойчивостью подгоняется все
остальное."Сыграни мне, братан, блюзец..."
Панк /а
объемность, пожалуй, является отличительной особенностью проявления искусства/
невозможно нанизать на пресловутый шнурок. Подобное нанизывание, простите за
дурной каламбур, затянет на нем петлю. И не столь важно, будет этот шнурок
"идеей сатирического изображения действительности" или
"отрицанием развитого социалистического общества как
общественно-экономической формации". Панк не идеологичен, точнее не идеен.
Он есть отражение тех эмоций, которые "текут в промежность судьбы". И
даже не эмоций, а ощущений, сиюминутно возникающих у человека у
"нечеловека" при столкновении со все той же реальной
действительностью, данной нам черт знает в чем. И действительность эта имеет
какой-либо смысл лишь в подобной, опосредованной своей разновидности. Панк одна
из критических точек "опосредования", когда социальное как форма
проявления уничтожается, и остается импульсивное. А количественные как и
качественные характеристики импульсивности практически безграничны, и всего
лишь какую-то их разновидность принято называть "панком".
И стоит ли
возводить истоки панка к вьетнамской войне у них или эпохе /!/ застоя у нас или
к иным каким пертурбациям политической жизни отдельно взятой страны? Панк и не
только он один принадлежит к несколько иному порядку категорий. Он скорее
восходит к народной традиции, к смеховой культуре с ее жестким игровым началом
и очищением через имитацию страдания, к камланию. Вспомните быковского бердю в
фильме Тарковского "Андрей Рублев" и его путь от смеха ернического и
социально направленного через страдание, в данном случае через реальное
физическое страдание к злому смеху, постороннему смеху, к отрицанию. Отрицанию
чего?Общества, инициировавшего высвобождение этих "смеховых энергий"
в конкретной исторической ситуации?
Да, в данном
контексте это неправомерная постановка вопроса. Панк предполагает тотальное
отрицание. Егор хорошо охарактеризовал Ника:"сегодня он правый, завтра
левый"... Он действительно способен во время концерта бить бутылки чуть не
о твою голову, а потом извиняться со слезами на глазах.В качестве аргумента при
неприятии ГО мне пришлось слышать тезис о продемонических настроениях Летова:
как6 мол, он может даже петь такое "Иуда будет в раю, Иуда будет со
мной!" Мне кажется, что это ханжеское повторение все того же до боли
знакомого "а-какова-ваша-идейная-позиция?". Загвоздка же в данной
конкретной ситуации в том, что обвинить Егора в непоследовательности может и
член общества "Память", и воинствующий анархист, причем оба будут
считать его "оступившимся своим".
Стоит ли
подходить к панку и не только к нему с подобными мерками, традиционными только
для данной разновидности социкма, въевшимися намертво, как грязь под ногтями
/ну самый распоследний совковый пример: любимец прикинутой московской
интеллигенции Молчанов в "ДО и после" "А что вы хотели сказать
вот этой своей картиной?" Да все идет по плану!!!/. Очевидно, что здесь
необходим иной уровень оценки точнее, не оценки, а понимания, которое вынуждено
становиться чем-то вроде оценки, будучи облеченным в слова. Уровень "естественности-неестественности".
Естества-неестества. Людей-нелюдей.
Не в
приемлемости дело. Естественно, что такой критерий выламывается из нашей с вами
повседневности, где каждый из нас лишь собирается повернуться лицом к естеству
причем, регулярно собирается. Тотальное отрицание панка подразумевает
отсутствие законов того, что сверху. Но первобытная мораль, естественные законы
сосуществования и существования остается и сохраняется. На полуподсознательном
уровне, ибо панк несовместим с сознательными ограничениями и просто
границами.Все это где-то на уровне, скажем, волков-христиан.
От первобытного
уровня и взгляда на жизнь панк отличает крутой европейский культурный замес. И
это еще раз подтверждает мысль об отсутствии национальных барьеров для
тенденций в развитии искусства. Медленнее или быстрее, завтра или послезавтра
но и реализм, и сюрреализм, и панк шагают по планете. Что уж говорить о роке
вообще, который принес свои плоды на ниве черных ритмов в конечном счете,
удобренной европейской культурой. А родство панка европейской культуре
настолько безусловно, что обыденно признается самими "заблудшими
детьми": американский предтеча панка Том Милль /ТЕЛЕВИЖН/ сменил фамилию
на "Верлен" /"В трактирах пьяный гул, на тротуарах грязь..."
французский символизм ХIХ века/, а Ник Рок-Н-Ролл своим любимым поэтом называет
"американского европейца-романтика" Эдгара Аллана По.
Я сейчас введу
еще одно сочетание, представляющееся вполне уместным. Панк это не только
отрицание тотальное, но и отрицание тоталитарное обусловленное агрессивностью
социума и, в свою очередь, ведущее к ней. Неизвестно еще, что доминирует в этой
связке.Тоталитаризм отрицания вот что отталкивает очень многих от панка.
Эстетика панка достаточно однопланова и бескомпромиссна, но законы социума постоянно
вынуждают идти на компромисс. И чем консервативнее общество, тем больше
компромиссов. Естественно, в обществе тоталитарном при столкновении двух
минусов должно произойти короткое замыкание, и мы с вами его наблюдаем:
общественный уклад много бы дал за то, чтобы разжевать панк и проблеваться им
хорошенько.И естественно поэтому, что панка как явления в Совке существовать не
может. Это подтверждается простеньким примерцем: панк-ортодокс при сильной
зубной боли все ж таки вынужден брать талончик в поликлинике и только после
этого отправляться к врачу. Общество стремится найти для панка подходящую нишу,
и этим добивается лишь центробежного эффекта, неизбежно взаимного отталкивания.
С
агрессивностью панка, на мой взгляд, связывается и еще одна его черта панк не
сексуален. /Нет, не как митьки, которые просто не сексуальны,тут, чтобы панк
какой не обиделся, речь о панке как о проявлении все ж таки искусства/.
Тоталитарное отрицание панка не включает в себя прямое или косвенное отрицание
секса в этом нет необходимости, это не тема, это если хотите по линии волков и
"естественности", это упоминается лишь если попадается на глаза. Сам
панковский имидж отрицает всякий секс и уж тем более всякую эротику: сравните,
скажем, с гиперсексуальной волной. Он ближе к элементарной физиологии.
Соблазнительно, конечно, взглянуть на панк-концерт как на одну затянувшуюся
сублимацию, но где-то это уже было /правда, шире, применительно ко всему року
вообще, поэтому нет смысла повторяться/. А то, что половые органы пускаются в
дело на сцене в качестве реквизита, и на мой взгляд, не более, чем эпатирующее
нарушение табу, важное само по себе, не по следующим за ним скандалам или
реакции зала. Панк физиологичен как физиологично мочеиспускание в неудобной
позе не более того.
Те же полуфизиологичные
природные законы, к которым стремится панк, можно определить через математику:
есть там такое понятие "число стремится к + бесконечности". Так и
здесь: эти законы, стремление к ним, приводят панк к неизбывному гуманизму
здесь и сейчас! Теплое "за сараем в грязной луже пьяный спал, пустив
слюну" это с одной стороны, а с другой агрессивность в музыке и подаче.
Утверждение первородных законов, естественности, происходит на всех уровнях
начиная с физиологического, через истерику творца, отрицательно соотнесенную с
социумом и в конце концов возведенную в абсолют.
И
"винтовкаэто праздник, все летит и п..." это не социальный протест, а
чрезвычайно гипертрофированное стремление к свободе, равенству, братству, густо
замешанное на первобытном страхе /отрицательное соотнесение с социумом/ и в
области политической порождающее анархизм.
Где-то было
емко замечено, что у панка в жилах не кровь, а грязь. Образ несколько
выспернен, но точен. Единение через всеобщее опускание вниз возможно. А вот
вверх кто-то всегда будет карабкаться быстрее. От собственной ли умелости или
за чей-то счет какая разница? Главное быстрее. Поэтому панку грязь
действительно ближе, недели любые другие состояния взвешенных частиц.
Панк это не
вызов обществу и уж конечно не спектакль, как очень выгодно представлять
немногие по-настоящему панковские концерты "квадратной" публике. Эти
концерты акция, иными словами разрешенное 40-минутное существование по иным
законам, 40 минут голой экзистенции, отыскавшей-таки свою нишу в структуре социкма.
Рассчитанный шок это не панк, это ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК. Тому же Нику часто не
хватает слов и жестов при достаточном их арсенале.Ему как-то плевать, что вы
заметите по поводу его толстого живота. В эти 40 минут плевать. Правда, после
концерта он обязательно подойдет и спросит:"Ну как?" ласково
заглядывая в глаза. Кто-то в зале крутит пальцем у виска, кому-то откровенно
скучно...
Панк принято
сравнивать с гноем как символом разложения общества. Но уместно ли это, тем
более, что сами панки чаще оперируют словом "грязь". А гной и грязь
разные вещи, не правда ли? Обопритесь на школьный курс, вспомните наверняка
ненавистного Чернышевского и его теорию о грязи реальной и фантастической.
первая это "чистая" грязь:
"Запах
сырой, неприятный, но не затхлый...Элементы фантастической грязи находятся в
нездоровом состоянии, натурально, что как бы они не перемещались и какие бы
другие вещи, не похожие на грязь, не выходили бы из этих элементов, все эти
вещи будут нездоровые, дрянные".
Итак, есть
грязь гнилая, а есть здоровая. А вот в вопросе истоков такового различия ни я,
ни, судя по всему, панк-ортодокс с Чернышевским не согласятся. Признак здоровой
грязи у него дренаж, отток, а значит движение. "Движение есть реальность,
а реальность это жизнь"/по его социал-демократической терминологии,
движение-реальность =труд/. Подчеркну, движение направленное, даже
целеустремленное. Если же накладывать эту "грязевую" схему на панк,
то он в любом случае грязь реальная, т.е. здоровая, хотя и весьма неприятная
для чистых ног. Реальная, потому как находится в движении, НО в движении
х_а_о_т_и_ч_е_с_к_о_м /"сегодня правый, завтра левый"/. Не в
действии-противодействии, вперед-назад, вниз-вверх, а в движении тех
броуновских частиц, молекул или что там еще у него двигалось...
Вот оно,
отличие: панк не имеет направления и цели /кроме попутного расталкивания
соседних частиц/.Его законы и принципы существования агрессивно-первородные
всеобщи. "Каждый из нас немножечко панк..." А как иначе? Можно ли
надеяться, что дождь сейчас закапает вот именно из этого квадратного кусочка
неба, за периметром которого сушь да гладь?
И еще один
момент. Если волна, металл, эстрада и проч., как ни крути, паразитируют и
процветают на инстинктах человеческих сексуальных ли, социальных, то панк лезет
глубже в физиологию, в естество, в такие изначально корневые вещи, как жизнь,
смерть, свобода.
Панк ничего не
стремится изменить, и поэтому он ближе не к прямоходящему нигилизму, а к этносу
юродивых, которые тоже были "сегодня правыми, завтра левыми" с той
лишь разницей, что панку наплевать и на правых, и на левых, и на корневую
мораль юродивых. Речь не о продажности хлеб все равно важнее, он укладывается в
сетку законов, нанесенную на нас природой. Политика же нет, во всех ее
проявлениях. И социум в современных формах вряд ли был ею задуман, поскольку
ведет к вырождению человечества с параллельным самоистреблением. Но в природе
всегда существовало нечто, обо что в случае необходимости можно вытереть ноги,
естественное и привычное до безобразия, напоминающее, что все мы, собственно, оттуда,
снизу, и неплохо бы иногда оглядываться на собственный хвост.
4.
Давеча один мой
знакомый музыкант заявил:"Ведь что делается: либо "коммерция" на
всем буквально, либо водка + отрицание всех и вся". И продолжил:"И
то, и другое скучно". Ответ на потенциальный вопрос: да, он живет в городе
Новосибирске. И его взгляд закономерен, и его точка зрения более чем логична.
Вот только подходят из того же Н-ска вести о том, что ряд потенциально
интересных команд решили объединиться, чтобы играть ради игры, работать ради
работы, не требуя иных денег, кроме как за проезд. А ГО нынче стоит не менее
500 за концерт... Все смешалось, и оттого еще больше чешутся пальцы
потеоретизировать на ту или иную тему. А если отвлечься от определения критики
как "процесса соотнесения истерики творца с потребностями общества",
то становится понятным, почему Андрей Белый в десятых годах носился с
"теорией поэтики в тысячу страниц", а Михаил Эпштейн умудряется и в
наше сложное время выпускать проэстетские книжки с названиями типа "Парадоксы
новизны".
Иными словами,
это не паразитизм на искусстве и не попытка найти шестой смысл там, где его
нет, а своеобразная форма осознания и "прожития" того, что видишь и
слышишь. И именно поэтому подобные сочинения очень трудно заканчивать, но автор
никогда, вопреки злым языкам и тайным подначкам доброжелателей, не возьмется за
попытку составления эстетики постпанка. Дайте мне для этого постпанк!
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.refcentr.ru/
|