Додекафония
Додекафония
Вадим Руднев
Додекафония
(древнегр. dodecaphonia - двенадцатизвучие), или композиция на основе 12
соотнесенных между собой тонов, или серийная музыка - метод музыкальной
композиции, разработанный представителями так называемой "нововенской
школы" (Арнольд Шенберг, Антон Веберн, Альбан Берг) в начале 1920-х гг.
История
развития музыкального языка конца ХIХ в. - "путь к новой музыке", как
охарактеризовал его сам Веберн, - был драматичен и тернист. Как всегда в
искусстве, какие-то системы устаревают и на их место приходят новые. В данном
случае на протяжении второй половины ХIХ в. постепенно устаревала привычная нам
по музыке Моцарта, Бетховена и Шуберта так называемая диатоническая система, то
есть система противопоставления мажора и минора. Суть этой системы заключается
в том, что из 12 звуков, которые различает европейское ухо (так называемый
темперированный строй), можно брать только 7 и на их основе строить композицию.
Семь звуков образовывали тональность. Например, простейшая тональность до мажор
использует всем известную гамму: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Наглядно - эта
тональность использует только белые клавиши на рояле. Тональность до минор
отличается тем, что вместо ми появляется ми-бемоль. То есть в тональности до
минор уже нельзя употреблять простое ми, за исключением так называемых
модуляций, то есть переходов в родственную тональность, отличающуюся от
исходной понижением или повышением на полтона. Постепенно к концу ХIХ в.
модуляции стали все более смелыми, композиторы, по выражению Веберна,
"стали позволять себе слишком много". И вот контраст между мажором и
минором постепенно стал сходить на нет. Это начинается у Шопена, уже отчетливо
видно у Брамса, на этом построена музыка Густава Малера и композиторов-импрессионистов
- Дебюсси, Равеля, Дюка. К началу ХХ в. композиторы-нововенцы,
экспериментировавшие с музыкальной формой, зашли в тупик. Получилось, что можно
сочинять музыку, используя все двенадцать тонов: это был хаос - мучительный
период атональности.
Из
музыкального хаоса было два противоположных пути. Первым - усложнением системы
диатоники путем политональности - пошли Стравинский, Хиндемит, Шостакович (см.
верлибризация). Вторым, жестким путем, пошли нововенцы, и это была музыкальная
логаэдизация , то есть создание целой системы из фрагмента старой системы.
Дело
в том, что к концу ХIХ в. в упадок пришел не только диатонический принцип, но и
сама классическая венская гармония, то есть принцип, согласно которому есть
ведущий мелодию голос, а есть аккомпанемент. В истории музыки венской гармонии
предшествовал контрапункт, или полифония, где не было иерархии мелодии и
аккомпанемента, а были несколько равных голосов.
Нововенцы
во многом вернулись к системе строгого добаховского контрапункта. Отказюшись от
гармонии как от принципа, они легче смогли организовать музыку по-новому. Не
отказываясь от равенства 12 тонов (атональности), Шенберг ввел правило, в
соответствии с которым при сочинении композиции в данном и любом опусе должна
пройти последовательность их всех неповторяющихся 12 тонов (эту
последовательность стали называть серией ср. серийное мышление), после чего она
могла повторяться и варьировать по законам контрапункта, то есть быть 1)
прямой; 2) ракоходной, то есть идущей от конца к началу; 3) инверсированной, то
есть как бы перевернутой относительно горизонтали, и 4)
ракоходно-инверсированной. В арсенале у композитора появлялось четыре серии.
Этого было, конечно, очень мало. Тогда ввели правило, согласно которому серии
можно было начинать от любой ступени, сохраняя лишь исходную последовательность
тонов и полутонов. Тогда 4 серии, умножившись на 12 тонов темперированного
строя, дали 48 возможностей. В этом и состоит существо 12-тоновой музыки.
Революционная по своей сути, она была во многом возвратом к принципам музыки
добарочной. Ее основа, во-первых, равенство всех звуков (в венской классической
диатонической гармонии, мажорно/минорной системе, звуки не равны между собой,
но строго иерархичны, недаром гармоническая диатоника - дитя классицизма, где
господствовал строгий порядок во всем). Во-вторых, уравнивание звуков в правах
позволило ввести еще одну особенность, также характерную для строгого
контрапункта, - это пронизывающие музыкальный опус связи по горизонтали и
вертикали. Символом такой композиции для нововенцев стал магический квадрат,
который может быть прочитан с равным результатом слева направо, справа налево,
сверху вниз и снизу вверх. Известный латинский вербальный вариант магического
квадрата приводит Веберн в своей книге "Путь к новой музыке".
S A T O R
А R E P O
T E N E T
O P E R A
P O T A S
("Сеятель
Арепо трудиться не покладая рук").
В
дальнейшем ученики Шенберга Веберн и Берг отказались от обязательного 12-звучия
серии (ортодоксальная додекафония), но саму серийность сохранили. Теперь серия
могла содержать сколько угодно звуков. Например, в Скрипичном концерте Берга
серией является мотив настройки скрипки: соль - ре - ля - ми. Серия стала
автологичной, она превратилась в рассказ о самой себе.
Серийная
музыка активно развивалась до 1950-х гг. Ей даже отдал щедрую дань мэтр
противоположного направления Игорь Стравинский. К более радикальным системам в
1960-е гг. пришли французский композитор и дирижер Пьер Булез и немецкий
композитор Карлхейнц Штокгаузен.
Д.,
как и классический модернизм, продержалась активно в период между мировыми
войнами, будучи несомненным аналогом логического позитивизма (см. логаэдизация,
аналититеская философия), так же как и структурной лингвистики .
После
второй мировой войны все культурные системы, зародившиеся период первой мировой
войной, пошли на смягчение и взаимную консолидацию, что и привело в результате
к постмодернизму .
Список литературы
Веберн
А Лекции о музыке. Письма. - М., 1975.
Гершюович
Ф. Тональные основы Шенберговой додекафонии // Гершкович Ф. Статьи. Заметки.
Письма. Воспоминания. - М., 1991.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/
|