Дирижер
Дирижер
Вы пришли в
оперный театр. Скоро начнется спектакль, и в оркестровой яме — так называется
помещение, расположенное внизу перед сценой, — уже собрались музыканты. Они
настраивают свои инструменты, и шум стоит невообразимый. Кажется, что этот хаос
звуков никогда не сольется в стройное, согласное и красивое звучание. А ведь
еще будут певцы — солисты и хор... Для того чтобы управлять этим большим
музыкальным коллективом, и существует дирижер (от французского — управлять,
направлять, руководить).
Дирижер не
просто следит, чтобы все инструменты звучали согласно. Он тщательно продумывает
замысел композитора — характер звучания музыки. Он разучивает произведение с
исполнителями, указывает, когда нужно вступить тому или иному инструменту,
быстро или медленно, громко или тихо должен он играть.
Дирижер нужен в
опере и в симфоническом оркестре, в хоре и в ансамбле песни и пляски — везде,
где музыку исполняет большой коллектив. Хором руководит дирижер-хоровик — хормейстер.
Дирижеров военных оркестров называют капельмейстерами.
Когда-то, очень
давно ансамблем исполнителей руководил музыкант, игравший на клавесине или
органе. Он исполнял свою партию и одновременно определял темп, подчеркивал
ритм. Потом клавишный инструмент перестал принимать участие в исполнении
оркестровых произведений и руководство перешло к первому скрипачу. И сейчас
кое-где можно увидеть, что небольшим инструментальным ансамблем руководит
скрипач.
Но состав
оркестра со временем все увеличивался и скоро скрипачу стало не под силу, играя
самому, управлять таким большим коллективом. В начале 19-го в. сложилось
понятие дирижера оркестра, близкое нашему. Правда, в то время дирижер еще стоял
лицом к публике, так как считалось неприличным поворачиваться к ней спиной.
Поэтому приходилось стоять спиной к оркестру и дирижировать, не видя
оркестрантов. Но постепенно от этого неудобного и для оркестра и для дирижера
положения отказались.
Став настоящим
генералом своего музыкального «войска» — оркестра, дирижер стоит лицом к нему.
Ведь он должен видеть и слышать всех музыкантов. В правой руке у него тонкая
небольшая деревянная или костяная палочка. Взмахи дирижерской палочки,
дирижерский жест — главное средство, при помощи которого дирижер передает свои
намерения, свой приказ оркестру. Это своеобразный язык, с помощью которого
дирижеры всего мира «разговаривают» с музыкантами оркестров и своей страны, и
всех континентов.
Дирижерский
жест должен выразить все. В первую очередь тактирование — указание такта и его
долей при помощи жестов рук, то есть непрерывное указание темпа и тактового
размера — двухдольного, трехдольного и т. д. Дирижерский жест показывает также
вступление инструментов и прекращение игры. Руки дирижера указывают и силу
звука различным инструментам или оркестровым группам. Одним взмахом палочки он
может поднять в оркестре бурю и моментально успокоить ее. На помощь рукам
дирижера приходят его глаза и выражение лица, его поза. Одного взгляда дирижера
порой достаточно, чтобы выразить страдание или радость, напряжение или покой,
царящие в музыке.
Неумелый
дирижер может совершенно погубить музыкальное сочинение в глазах публики,
особенно когда дело идет о новом, незнакомом произведении. Поэтому дирижер
должен быть широко образованным музыкантом: знать историю музыки, историю
других искусств, безукоризненно разбираться в стиле произведения, свободно
ориентироваться в эпохе, в которую оно было создано. Дирижер должен обладать
великолепным слухом, владеть каким-то (а лучше — какими-то) музыкальным инструментом.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl
|