Церковная музыка
Церковная музыка
Митрополит Питирим (Нечаев)
Особое
место в духовной жизни Русской Православной церкви занимает церковное пение,
возбуждающее молитвенный дух, назидающее и укрепляющее в вере. Церковная песнь
и молитва — неотделимы. Русская Церковь, следуя греческой богослужебной
традиции, никогда не использовала в храме инструментальной музыки. Поэтому
когда говорят о русской церковной музыке, имеют в виду исключительно вокальное
искусство.
Русские
певцы появились в наших храмах одновременно с русским духовенством.
Сохранившиеся от XI – XII столетий певческие рукописи свидетельствуют, что
процесс становления русского церковного пения был сложным. Первые русские
напевы, записанные греческими знаками, назывались знаменными. Их отличительная
черта — связь с русской национальной музыкой, с русским фольклором, особенно с
былинами. Изменение ритма мелодий в связи с переводом греческих текстов на
славянский язык, сообщало и пению славянский характер. Отличительная особенность
древнерусского пения—спокойствие, самоуглубленность и преобладание акцентов на
тексте.
До
сих пор не вполне разрешены вопросы, связанные с расшифровкой древней крюковой
нотации. Она указывала направление голосоведения, а формой его был речитатив с
протяжным произнесением гласных звуков, в которых передавалось внутреннее
состояние переживаний человека от высокого вдохновения и духовного веселия, до
скорбных мотивов покаяния, но никогда не отчаяния. Даже плач о грехах, который
выступает как одна из высоких степеней внутреннего духовного совершенства это
всегда печаль светлая, печаль, исполненная надежды. Одно наименование знаков —
"стрела", "голубчик борзый", "голубчик с
заковыкой" — говорит не столько о высоте звука, сколько о его характере.
В
XVI и первой половине XVII в. был распространен демественный распев (в основе
которого лежали мотивы, родственные русской народной лирической песне, и
подвижный ритм) и путевой распев (усложненный знаменный). Во второй половине
XVII в. распространяются новые распевы: болгарский, киевский, греческий,
характерные выраженной тонической устойчивостью, лаконичностью мотивов и
простотой ритма. Многоголосное пение создавалось на основе практики народного
многоголосия. В народном хоре нет партий по диапазону и тембру голоса. Мелодия
между участниками хора распределяется в соответствии с опытностью певцов и
звучностью их голосов. Традиция древнецерковного русского пения сохраняется в
русском старообрядчестве.
На
рубеже XV – XVI вв. украинские, а в середине XVII столетия и московские мастера
пения познакомились с западной нотацией и так называемым партесным
многоголосием, основанном на использовании в хоре четырех голосов: сопрано,
альта, тенора и баса. В истории русского партесного пения польское партесное
подготовило почву для партесного итальянского, выдающимся представителем
которого стал Д.С. Бортнянский (1752 – 1825). Большое влияние на гармонизацию
древних церковных напевов и церковного пения оказало творчество протоиерея
Петра Турчанинова (1799 – 1870), Г.Ф. Львовского (1830 – 1894), П.И.
Чайковского (1840 – 1893), С.В. Рахманинова (1873 – 1943), А.Д. Кастальского
(1856 – 1926). В области переложения достижения А.Д. Кастальского и С.В.
Рахманинова остаются непревзойденными. В области сочинения видное место заняли
А.А. Архангельский (1846 - 1941), творчество которого характерно особенной
эмоциональностью и глубокой выразительностью, А.Т. Гречанинов (1864 – 1956) и
М.И. Ипполитов-Иванов (1859 – 1935), широко использовавшие мелодии ярко
выраженного народного характера. В их многоголосии — черты народной полифонии.
Сочинения П.Г. Чеснокова (1877 – 1944) отличаются богатством красок хоровой
партитуры, высокой техникой письма. Таким образом, если в начале XVIII в. наши
композиторы начали с подражания западному искусству, то в XIX в. они сумели
переплавить западную традицию в русскую, строя свои произведения на основе
русских народных песен.
Интерес
к древнерусской музыке пробудился в конце XIX в. Первым исследователем ее был
протоиерей В. Металлов, написавший работу по исследованию знаков нотации.
В
настоящее время в наших храмах преобладает полифония. От древнерусского напева
мы уже отвыкли, хотя сейчас интерес к нему возрождается. Лучшие образцы
современной церковной музыки продолжают традиции старинных распевов и
творчества композиторов XIX в. Возрождение древнерусских традиций церковной
музыки является одним из путей к облегчению понимания церковной службы
верующими. Ведь музыка, как в свое время говорили — это родная сестра религии.
Она создает внутреннюю гармонию души, и поэтому там, где она построена на
авторских эмоциональных всплесках — на молитвенный лад настроиться очень
трудно, но если музыка находится в согласии со смыслом, она не отвлекает, а
помогает сосредоточиться на молитве.
Самобытнейшая
форма русского национального музыкального искусства — колокольный звон.
Колокола, возвещающие о начале богослужения и призывающие к нему, — необходимая
принадлежность православного храма. Русские летописцы упоминают о колоколах под
988 г. В начале XI в. колокола были при храмах святой Софии в Новгороде, при
Десятинной церкви в Киеве, в храмах Владимира, Полоцка, Новгорода-Северского.
Русский народ полюбил звон церковных колоколов, в котором слышен призыв
отвлечься от земной суеты и заботы. При этом следует отметить, что колокола —
признак западной традиции; в Византии для этих целей употреблялось било.
Впервые русские отлили колокол в Киеве в середине XII в., в XIV в. достигло
расцвета литейное искусство в Москве. В церквах города было не менее пяти тысяч
колоколов. Они звучали на десятки верст, в время торжеств гул колоколов
соседних церквей сливался в мощный хор, звучание колоколов волнами
прокатывалось от одного храма к другому — это была музыка для всех.
Обычно
в храме несколько колоколов, различных по величине и силе звука: праздничный,
воскресный, полиелейный, простодневный (или будничный), пятый (или малый).
Каждый звон имеет свое назначение — печальный, похоронный или возвещающий
радость, праздник, победу, избавление от опасности. На Руси издревле известны
два рода звонов: благовест (возвещающий благую весть), когда ударяют в один
колокол или в несколько колоколов, но не вовсе одновременно, и собственно звон.
Поочередный гармоничный перебор колоколов называют перезвоном. Звон нескольких
колоколов в три приема — называют три-звоном или трезвоном. Всей Руси известны
знаменитые ростовские колокола. В середине прошлого века протоиерей Аристарх
Израилев сделал нотную запись колоколов, звучащих в до-мажорном ряду. Церковные
колокола — свидетели истории Руси. В настоящее время искусство колокольного
звона возрождается.
Список литературы
1.Металлов
В. Очерк истории церковного пения в России. Троице-Сергиева лавра, 1995.
2.
Ольга (Володина), мон. Музыкальная культура Византии. М., 1998
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/
|