Азербайджанская музыка. Фольклор
Азербайджанская музыка. Фольклор.
Культура
и искусство азербайджанского народа имеют многовековую историю. Фольклорная
музыка существует многие тысячелетия. Примерно к V тысячелетию до нашей эры
относятся обрядовые танцы типа "Яллы" (наскальные рисунки Гобыстана,
в 25 километрах от Баку, гора Гемигая близ Нахичевани). О богатой музыкальной
культуре Азербайджана свидетельствуют и литературные источники (народный эпос
"Китаби Деде Коркуд"), произведения корифеев азербайджанской
классической поэзии - Низами, Мехсети, Насими, Физули, Вагифа и других.
О
высокой музыкальной культуре азербайджанского народа также красноречиво говорят
и музыкальные трактаты выдающихся ученых Средневековья - Сафеддина Урмеви,
Абдул Кадыра Мараги, его сына Азиза, Нуреддина Мараги, Мирзы бея и других.
Глубокая древность азербайджанской народной музыки заложена в мугамах, ашугских
дастанах, теснифах. Другие жемчужины устной традиции - ренки, диринге,
гозеллеме, гошма, шикесте, кереми. История сохранила имена многих исполнителей
(ашугов): Сары-ашыг, Туфарганлы Аббас, Гурбанали, Алескер, Шамшир, Наджаф-Кули,
Асад. Среди певцов-ханенде прославились Саттар, Джафар, Харрат-Кули,
Гаджи-Гуси, среди исполнителей-таристов - Садых Асад оглы, Ширин Ахундов и
другие музыканты. Искусство народных певцов и музыкантов неизменно передавалось
из уст в уста, из поколения в поколение и, обогащаясь чертами профессионализма,
со временем становилось всенародным. В XX веке круг ашугского творчества
расширился. Богатое наследие ашугской поэзии публикуется многотиражными
изданиями ("Ашыг сеси", Баку, 1939 год; "Об ашугах в годы
войны", Баку, 1942 и 1947 года, "Чобан Эфган", Баку, 1955 год,
"Ашыглар", Баку, 1957 год и другие). Систематически издаются сборники
современных ашугских песен. Событиями художественной традиции в Азербайджане
стали съезды ашугов. В них участвовали Узеир Гаджибеков, Бюль-Бюль, Ниязи и
другие выдающиеся музыканты. Богатую и развитую область музыкального фольклора
Азербайджана представляют мугамы. Композиционные, структурные,
ладо-интонационные и ритмические особенности мугамов отшлифовались на
протяжение веков.
Самостоятельную
художественную ценность представляют составные части мугамного цикла, в
частности, теснифы. В части текста теснифы были связаны с классической
восточной поэзией, а в XX веке исполнители мугамов - ханенде стали использовать
в теснифах стихи высокого гражданственного и лирического звучания (С. Вургун,
С. Рустам, А.Вахид, Б. Вахабзаде, И. Сафарли и другие). Народным певцам -
ханенде принадлежит также большая заслуга в сохранении и популяризации
многообразных образцов азербайджанского народного песенного творчества:
обрядовых, трудовых, бытовых, лирических, героических, юмористических и
сатирических. Народные певцы создали множество новых песен. В XX веке большую
созидательную активность проявили знаменитые в республике певцы: Д. Карягды,
Г.К. Сарабский, Бюль-Бюль, З. Адигезалов и другие. В азербайджанском фольклоре
значительное место занимает поэтическая форма баяты. Научный интерес к
азербайджанской народной музыке и первые попытки нотной фиксации
азербайджанских народных мелодий относятся еще к XIX веку: "Азиатский
музыкальный журнал" (1816-1818), журнал "Иллюстрация" (1961),
газета "Кавказ" (1864), сборники "Материалы для описания
местностей и племен Кавказа" (1891, 1892, 1894, 1912). Особый интерес
представляет сборник тюркских песен, изданный в 1901 году видным
азербайджанским просветителем Гасан Беком Мелик-заде (Зардаби). О широком
интересе к азербайджанской народной музыки говорят и первые граммофонные записи
образцов азербайджанского фольклора акционерными обществами
"Граммафон" (Тифлис, 1906) и "Спорт реккорд" (Варшава,
1912). Вопрос о необходимости широкого изучения национально - самобытных особенностей
азербайджанской народной музыки поднимался в 20-е годы XX века Уз.
Гаджибековым, М. Магомаевым, З. Гаджибековым. В периодической печати они
доказывали важность значения музыкального фольклора на пути развития
профессионального композиторского творчества.
Сбор
музыкального фольклора Уз.Гаджибеков и М.Магомаев начинают еще в годы учебы в
Горийской семинарии. Позднее в 20-е годы XX века, Уз.Гаджибеков приступает к
изучению основ азербайджанской народной музыки, а М.Магомаев записывает большое
количество мелодий народных песен и танцев. В 1927 году выходит в свет сборник
"Азербайджанские тюркские народные песни". Следующим шагом в записи,
публикации и исследовании музыкального фольклора явилась деятельность
организованного в 1932 году научно-исследовательского кабинета музыки (НИКМУЗ),
руководимого прекрасным знатоком народной музыки Бюль-Бюлем. За 12 лет НИКМУЗ
проделал большую работу по собиранию и изучению народного музыкального
творчества. Активное участие в работе НИКМУЗа принимали композиторы и
музыковеды республики - Уз. Гаджибеков, Ниязи, К. Караев, С. Рустамов, Ф.
Амиров, Д. Гаджиев, З. Багиров, Т. Кулиев, М. Исмайлов и другие. Состоялись
экспедиции по сбору и записи музыкального фольклора в городах и районах
Азербайджана (Шуша, Шеки, Ленкорань, Гянджа, Казах, Куба, Хачмас и другие). В
них было собрано около 1.500 образцов народной музыки -мугамов, теснифов,
песен, ашугских напевов, танцевальных мелодий; 70 печатных листов ашугских
дастанов, текстов. Материалы экспедиций НИКМУЗа стали основой сборников,
"Азербайджанские танцевальные мелодии", "Азербайджанские
ашугские песни", "50 азербайджанских народных песен",
"Азербайджанские народные рянги" (С. Рустамов); "Азербайджанские
народные песни" (С. Рустамов, Т. Кулиев, Ф. Амиров и другие). В 40-е годы
XX века была начата подготовка к изданию ряда музыкально-литературных
сборников: "Фольклор в годы Великой Отечественной войны",
"Музыкальная культура Азербайджана с древнейших времен до наших
дней", "Вокальная культура Азербайджана", "Азербайджанский
музыкальный словарь" и других.
К
этому же времени относится издание музыкальных методических пособий -
"Школа игры на таре" (С. Рустамов), "Школа игры на кеманче"
(Д. Гасанова), начата подготовка к печати "Школы игры на балабане"
(Абдулалимов). В основу этих пособий лег азербайджанский фольклор. В архиве
НИКМУЗа в свое время были собраны ценные рукописи, как, например, запись мугама
"Шур" в исполнении Курбана Примова, которая была осуществлена Кара
Караевым. Были сделаны записи мугамов "Раст", разделов мугамов
"Сегях" и "Шур" (Ф. Амирова), осуществленные с напева
ханенде Билала Яхья. Большая заслуга в записи мугамов принадлежит композиторам
Ниязи, Т. Кулиеву, З. Багирову. Три сборника "Азербайджанские народные
рянги" (1964), "Азербайджанские ритмические мугамы" (1968) и
"Мугам, песня и рэнг" (1975) систематизировал и издал талантливый
тарист-педагог А. Бакиханов. В последующие нотные записи мугамов вошли
"Баяты-Шираз", "Шур", "Чаргях",
"Хумаюн", "Сегях Забул", "Рахаб" (записал
композитор Н. Мамедов с игры А. Бакиханова).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.azeri.ws
|