Автоаранжировщики
Автоаранжировщики
Павел Живайкин
Многие
люди, работая экономистами, программистами, поварами или летчиками, в душе
чуть-чуть чувствуют себя артистами, художниками или музыкантами. Но что делать,
если, например, путь к профессиональному музыкальному творчеству лежит через
многочасовые занятия на инструменте, а еще сольфеджио, гармония, аранжировка...
Однако,
если у вас за плечами два-три года музыкальной школы и вы знаете, как написать
символами до-мажор и соль-септ, вам стоит обратить внимание на небольшую группу
компьютерных программ, которые называются автоаранжировщиками. Кроме того, эти
программы окажутся очень полезными для разработчиков мультимедийных продуктов и
для тех, кто пожелает вставить в свои WWW-страницы оригинальные, а не заимствованные
MIDI-файлы.
Программа-автоаранжировщик
работает почти так же, как и обычный профессиональный аранжировщик. Вы задаете
гармоническую схему пьесы с указанием основных элементов музыкальной формы. Для
несложной песни этими элементами будут: вступление, куплет, припев и кода,
причем надо указать, в какой последовательности и сколько раз чередуется куплет
и припев.
Гармоническая
схема задается в виде тактов с расположенными внутри них аккордовыми символами.
Для удобства элементы формы (куплеты, припевы или части) обозначаются
латинскими буквами. В качестве примера на рис. 1 изображена гармоническая схема
итальянской песни «О Sole Mio» в тональности до мажор (она же - «It's Now Or
Never» в исполнении Элвиса Пресли).
Для
некоторых программ-аранжировщиков не надо несколько раз расписывать одинаковые
части (куплеты, припевы), достаточно указать их количество. После этого
необходимо выбрать стиль, в котором должна звучать пьеса: классика, джаз, рок
или даже конкретнее (например, медленный фокстрот в духе тридцатых годов). В
одних автоаранжировщиках представлено большое количество стилей (больше ста),
другие специализируются на определенной тематике (скажем, популярная музыка
90-х годов).
После
того, как закончены ввод аккордов и настройка стиля, программа генерирует
аккомпанирующие партии сразу для всей пьесы и для всех инструментов. Существует
два основных алгоритма.
В
первом программа использует записанные заранее готовые куски, транспонируя их в
нужную тональность и развертывая на заданное число тактов или долей такта.
Чтобы аккомпанемент не был очень однообразным, обычно записывается несколько
вариантов, и программа случайным образом выбирает один из них. Приблизительно
так работает программа Band-ln-A-Box.
В
другом случае для каждого стиля и каждого инструмента задается сложный (или не
очень) алгоритм. Вы включаете режим Compose (сочинить) и прослушиваете все, что
выдает программа, подчиняясь этому алгоритму. Когда вновь созданный вариант
аранжировки вам нравится, вы его фиксируете. Простым примером такого алгоритма
может служить партия большого барабана в стиле «Марш для духового оркестра»:
бей на счет «раз» и «три» или на счет «раз» - «два» - «три» -«четыре»!
Программа на основе этого алгоритма случайным образом генерирует партию
большого барабана, и вы отбираете понравившийся вариант.
В
таблице 1 приведены основные функции, на которые следует обратить внимание при
выборе программы-автоаранжировщика.
Таблица
1. Основные функции программ-автоаранжировщиков
Функция
|
|
Пояснение
|
Количество различных аккордов
|
|
Обычно применяются аккордовые символы, принятые в джазовой
и популярной музыке. Но так как единых стандартов нет, то их написание может
отличаться. Важно также умение программы различать аккорд и басовую ноту,
когда она не совпадает с тоникой аккорда
|
Количество музыкальных стилей
|
|
Чем больше и разнообразней - тем лучше. Кроме того, важно
для каждого стиля иметь две и даже больше модификации. Модификации (или
вариации стиля) применяются, когда вся пьеса звучит в одном духе, но хочется,
чтобы куплет и припев немного отличались или второй куплет чуть-чуть
отличался от первого
|
Возможность пометки перехода между частями
|
|
В популярной музыке при переходе к другой части
применяются так называемые брейки (break) или филлины (fill-in). Чаще всего
это выражается коротким соло ударника с акцентом на тарелке на сильную долю
первого такта следующей части
|
Возможность редактировать готовые стили
|
|
Допустим, вы захотите внести в существующий стиль
некоторые изменения: добавить еще один инструмент или изменить рисунок партии
уже существующего инструмента
|
Возможность самому составлять новые стили
|
|
Пользуясь технологией программы-автоаранжировщика, вы
можете создать свой стиль и использовать его в своем творчестве. Это важно,
когда музыка, с которой вы работаете, является свежей и оригинальной
|
Импорт MIDI-файла
|
|
Вы можете импортировать MIDI-файл, чтобы записанные в нем
MIDI-треки звучали совместно с партиями вашей аранжировки
|
Экспорт в MIDI-файл
|
|
Можно сохранить сделанную готовую аранжировку в виде
стандартного MIDI-файла для дальнейшего использования другими программами или
для WWW-страниц
|
Возможность управлять звучанием аранжированного рисунка
|
|
Вы можете увеличивать/уменьшать громкость отдельных
партий, менять для них инструменты (например, вместо саксофона кларнет)
панораму и т. д.
|
Возможность дописать мелодические партии к созданному
аккомпанементу
|
|
Допустим, аккомпанемент, созданный программой, вас
полностью удовлетворяет, но необходимо дописать мелодию и даже бэкграунд
|
Возможность делать стоп-таймы
|
|
В некоторых тактах песни в аккомпанементе должна быть
пауза
|
Разрешающая аккордовая способность
|
|
Означает, сколько раз внутри одного такта программа
позволяет менять аккорды
|
Специальные аранжировочные приемы для вступления и коды
|
|
Во многих музыкальных стилях существуют специальные
шаблоны для вступления или окончания пьесы
|
Возможность генерировать сольные партии
|
|
Программа создает, например, соло саксофона на припев
песни, используя закономерности и особенности выбранного стиля (скажем, создается
сольный стиль в духе Армстронга для трубы или в духе Клэптона для гитары)
|
Возможность распечатывать мелодические и аккомпанирующие
партии для «живых» музыкантов
|
|
Если вам понравилась аранжировка, созданная программой, вы
можете распечатать отдельные партии и раздать их музыкантам для концертных
выступлений
|
Возможность ввести стихотворную строчку для мелодии
|
|
Здесь имеется в виду то, что вы подписываете стихи, как в
обычных нотах, под мелодией
|
Возможность распечатать набранную в программе гармоническую
схему песни
|
|
Впоследствии вы можете все распечатать на принтере
|
Возможность представить структуру песни в наглядном виде
|
|
Удобно, когда вы можете изобразить структуру песни в виде
квадратиков, соответствующих вступлению, первому куплету, второму, переходу и
так далее
|
В
отличие, например, от графических редакторов, которые становятся все более
похожими друг на друга, программы-автоаранжировщики радуют глаз своей
непохожестью. Кроме того, следует учитывать, что их версии меняются не с такой
скоростью, как MS Office, поэтому некоторые из представленных здесь программ не
являются новинками. Но каждая из них рассчитана на определенный круг
пользователей (в зависимости от вкуса, уровня подготовки) и имеет некоторые
свои оригинальные идеи.
В
статье не раскрыты возможности автоаранжировки многочисленных программ фирмы
Steinberg (Music Station, Cubase). Встроенную функцию автоаранжировки имеет
программа Evolution Studio Gold. Кроме того, существует множество программ, не
требующих даже и минимального знания музыкальной грамоты. В этих программах вы
задаете такие общие параметры, как темп, стиль, настроение, и получаете готовый
MIDI-файл. Конечно, это вполне приемлемо для иллюстративной или медитативной
музыки. Преимущество автоаран-жировщиков же состоит в том, что они полезны и
интересны как профессионалам, так и любителям.
Название
|
Время создания и авторы
|
Электронная почта или WWW-адрес
|
Band-ln-A-Box 7.0
|
1997 PG Music Inc.
|
Email: info@pgmusic.com
|
Cubase (от 2.0), CubaseVST (MIDl-секвенсор)
|
1998Steinberg
|
http://www.steinberg.net
|
EasyKeys
|
Blue Ribbon
|
:-(
|
Jammer Professional 3.0
|
1997SoundTrek
|
Email:
support@soundtrek.com http://www.soundtrek.com
|
Evolution
Studio Gold (MIDI-секвенсор)
|
1996 Evolution Electronics Ltd,
|
http://www.evolution.co.uk
Email: support@evolution.co.uk
|
Music Station :
|
1997Steinberg
|
http://www.steinberg.net
|
VisualAranger
|
1995Yamaha
|
http://www.yamaha.com
|
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.7not.ru
|