Александр Даргомыжский
Александр
Даргомыжский
1813-1869
Творческий
путь
Он продолжает
создание русской музыкальной классики (после Глинки), но его творчество
отличается своими особенностями. Его внимание было направлено не на героическую
линию, а на конкретного, простого человека, на его переживания, страдания.
Художники стремились выявить пороки общества и, критиковали его. Социальная
тема была очень важна.
Даргомыжский
отразил в музыке явление жизни не обобщённо, как Глинка, а конкретно раскрывая
характер. Впервые в музыке создается жанр бытовой психологической драмы. Эта
задача требовала новых выразительных средств. Даргомыжский стремился передать
психологию через речь человека. Речевая интонация стала главным выразительным
средством.
Вокальные жанры
у Даргомыжского самые главные: 4 оперы: “Эсмеральда”, “Торжество Вакха”,
“Русалка”, “Каменный гость”. Около 100 романсов и песен. Создает новые жанры:
сатирический романс и т. д. На стихи Курочкина и Вейнберга: “Червяк”,
“Титулярный советник”. Создал комедийные сценки, тип лирического монолога
(самые яркие на стихи Лермонтова.) Написал 3 одночастные увертюры: “Баба яга”,
“Украинский казачок”, “Фантазия на финские темы”.
Жизненный
путь
Родился в
тульской губернии. Отец чиновник, мать поэтесса. В 1834 году встретился с
Глинкой, подружился. Глинка убедил его серьезно изучить теорию и отдал ему
тетради Дена.
1830-начало
40-х.
Стиль ещё не
сложился. Лучшие романсы в этот период на стихи Пушкина: “Ночной зефир”, “В
крови горит огонь желанный…” (совпадают с глинкинскими.) Опера “Эсмиральда”
написана по роману Гюго: “Собор парижской богоматери”. Тут проявился драматизм
свойственный Даргомыжскому. Долго не удавалось поставить оперу. Только в 1847г.
поставили.
1844-45гг.
Первые выезды
заграницу: Вена, Брюссель, Париж, города Германии. В письмах к отцу критиковал
то, что видел и слышал. Исполнял свои произведения и получил известность.
1845-65гг.
Творческая
зрелость. Вернулся на родину и работал над “Русалкой”. Писал романсы на стихи Пушкина.
Но появились и другие жанры: комедийные сценки, романсы лирического монолога.
Обращается к поэзии Лермонтова, Кольцова. Много песен написал о тяжёлой женской
доле. “Русалку” писал лет 16. В 1855 закончил и в 56 поставил. Неудачно.
Отношение к опере было двойственно. Поддержал Даргомыжского Серов. Но неудачная
постановка подействовала: Д. Впал в депрессию. Общался с друзьями- певцами.
Конец 50-х.
Открылся
литературный журнал “Искра”. Курочкин был поэтом и переводчиком, он открыл
журнал и пригласил к себе Даргомыжского.
1864-65гг.
Вторая
заграничная поездка: Варшава, Лейпциг, Брюссель, Париж. Имел всё больший и
больший успех.
1865-69гг.
Последний
период. Возобновил постановку “Русалки”. В 67г. Д. стал председателем русского
муз. Общества петербургского отделения. Подружился с композиторами могучей
кучки. В 60-х появляются новые жанры. 3 симфонические увертюры. Написал
“Каменного гостя”. Не успел закончить. Завершил Кюи. Оркестровал
Римский-Корсаков.
Романсы и
песни
Даргомыжский
обращался к поэтам, многих из которых использовал и Глинка: Дельвиг, Кольцов,
Павлов, Пушкин. Лирика Лермонтова у Даргомыжского важную роль. Это новейшая
поэзия. У Даргомыжского появляются новые вокальные жанры, связанные с его, так
сказать, принципиальной направленностью. Это романсы сатирические, совсем
новые, их не было у Глинки. Это скорее песни. Даргомыжский писал их в момент
сотрудничества с литературным журналом “Искра” на стихи Курочикина и
Вейенберга. “Титулярный Советник” и “Червяк” - это сатирические сценки, в которых
Даргомыжский делает ремарки. Есть и комические сценки. На стихи Пушкина -
Мельник, где есть даже 2 действующих лица. Черты театрализованности. Появляются
и лирические монологи: “Мне скучно и грустно”. Старый капрал - классическая
песня, построенная как театральная сцена, в которой Даргомыжский хотел
использовать хор.
Если Глинка
отражал в музыке общий характер, настроение стиха, то Даргомыжский подходит к
стиху более конкретно, как бы выделяя отдельные детали, поэтому вокальные
партии у него более речитативные, есть речевые интонации, в вокальных партиях
меньше пластичности. Это особенно заметно в сатирических романсах.
Для Глинки
характерны куплетные формы, которые отражают общее настроение, а у
Даргомыжского очень мало куплетной формы, т.к. все постоянно меняется, музыка
меняется вслед за текстом. Романс “Ночной зефир струит эфир” (на Пушкина) есть
и у Глинки, и у Даргомыжского. У Глинки форма АВАВА, а у Даргомыжского – рондо
с контрастными эпизодами.
“Мне минуло 16
лет” на Дельвига. Это бесхитростный романс, который очень точно выражает
настроение юной девушки. C-dur. Пример широкой песенной мелодии.
“Мне грустно”
на Лермонтова. Элегия. D-moll.
“Старый капрал”
на Курочкина. Жанр - драматическая сцена. Монолог старого капрала,
приговоренного к смерти за оскорбление молодого офицера. Состоит из нескольких
разделов, в конце каждого из них рефрен. В вокальной партии много
речитативности: “В ногу, ребята, раз, два” (рефрен). 2-й куплет – “Я оскорбил
офицера”. Каждый куплет более драматический, чем предыдущий. В конце
Даргомыжский вводит хор: “В ногу, ребята, раз, два”. Его обычно исполняет
фортепиано.
“Червяк” на
Курочкина. Сатирическая сцена. Высмеивание чинопочитания. Главное – вокальная
партия. Фортепианная партия очень скромная. Смена интонаций – C-dur-As-dur.
“Какое счастье”.
“Титулярный
советник” на Вейнберга. B-dur. Музыка идет за каждым словом текста. Сквозная
форма. 1-й раздел – B-dur, 2-й раздел – пьяный советник.
“Ночной зефир”
на Пушкина. Один из лучших романсов Даргомыжского. В этом романсе заключено отличие
стиля Даргомыжского от Глинки. У Глинки обобщенное отражение текста,
объективное, форма 3-х-5-ти частная (АВАВА). Даргомыжский подходит к стихам
более конкретно и делает из романса сцену. Получается форма рондо. Есть рефрен
c-moll: “Ночной зефир струит эфир”.
1-й эпизод.
Резкий контраст. C-dur. Сценка. “Вот взошла луна золотая”. Серенада. В
фортепианной партии изображается перебор гитарных струн. Даргомыжский
конкретизирует картину.
2-й эпизод.
Опять контраст. Серенада кавалера перед дамой. “Сбрось мантилью, ангел милый”.
Смена темпа. Тоже есть переборы струн.
Рефрен –
“Ночной зефир струит эфир”.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://cl.mmv.ru/
|