Aбдулгадир Мараги - ученый, композитор, музыкант
Aбдулгадир Мараги - ученый, композитор, музыкант
Расцвет
музыкально-теоретической мысли в XIII-XV веках на Ближнем и Среднем Востоке
связан с именами великих азербайджанских ученых и музыкантов - Сафиаддина
Урмави и Абдулгадира Мараги.
Абдулгадир
бин Гейби Мараги был высокоодаренным и разносторонне образованным музыкантом,
певцом, исполнителем на многих музыкальных инструментах. Автор музыкальных
сочинений, обладатель аналитического ума, Мараги создал труды, оказавшие
большое влияние на развитие музыкально-теоретической мысли. Английский
ученый-востоковед Генри Д. Фармер назвал Мараги "последним классиком"
средневековой науки о музыке. В середине XIV века империя монгольских правителей
Хулагуидов, избравших Южный Азербайджан центром своих обширных владений,
распалась. На севере Азербайджана (Ширван) восстановила свою самостоятельность
династия Ширваншахов. В остальной части страны укрепилось тюркская династия
Джелаиридов. Развиваются ремесла, расширяются торговые связи Азербайджана.
Возрастает роль азербайджанского языка в поэзии (Гасаноглу, Бурханаддин,
Насими, Анвари).
Крупными
культурными центрами Азербайджана в то время были города Гянджа, Шемаха, Барда,
Тебриз, Ардебиль. Среди них - Марага, где в 1353 году родился Абдулгадир
Мараги. Жизнь Мараги протекала в период правления двух династий - Джелаиридов и
Тимуридов (сначала в Азербайджане, затем в Мавераннахре и Хорасане). Первую
половину своей жизни (на родине) Мараги занимается исполнительской и
музыкально-творческой деятельностью. Исключительный талант и виртуозное
мастерство снискали ему необычайную популярность.
Отец
его - Мовлана Гейби - образованный и уважаемый в городе человек, - заметив
ранние незаурядные способности сына, решил обучить его достойным образом. В
четыре года Мараги читал наизусть Коран, в 8 лет - овладел грамматикой, в
10-летнем возрасте ходил с отцом на меджлисы ученых мужей и шейхов, где покорял
сердца присутствующих своим голосом, искусным исполнением сложных музыкальных
произведений. Кроме музыки Мараги сочинял поэтические произведения, владел
каллиграфией, "а по письму на камне ему не было равного и подобного".
Исфизари (XV век) утверждает, что Мараги обладал тремя талантами - музыканта,
художника-каллиграфа и поэта. Стихи он писал на фарси, азербайджанском и
арабском языках. В азербайджанских стихах Мараги мастерски использовал сложную
тюркоязычную поэтическую форму "туюг", где рифмуются слова, имеющие
одинаковое звучание, но разное значение. Эти стихи (по словам Мараги) следовало
исполнять в мугамах Сегях, Ушшаг, Нава в музыкальной форме "мотадел"
(мотадел Арана). В начале 70-х годов XIV века Абдулгадир Мараги приглашается
для участия в меджлисах правителя - султана Увейса Джелаира. В это время он
побился об заклад, выиграл не только 100.000 золотых динаров, но и получил в
жены дочь Хаджи Ризваншаха ибн Заки ат-Тебризи за сочинение музыкальных
произведений (цикла мугамов). Талантливый музыкант, Абдулгадир Мараги стремился
постигнуть природу музыкального искусства, законы развития и построения
музыкальных произведений.
Труды
Фараби, Ибн Сины, Сафиаддина Урмави становятся предметом его тщательного и
кропотливого исследования. Знание опыта предшественников, мастерское
использование устоявшихся правил позволяют ему выйти за их рамки. Так
появляются произведения, основанные на новых, до него неизвестных ритмических
циклах - усулей (семь из 20 впоследствии будут популярны на протяжении
нескольких веков). Правители высоко ценят мастерство и талант Мараги. Но положение
придворных музыкантов было непрочным. Их судьба зависела и от смены правителей,
и от случайного каприза любого из них. Не избежал превратностей судьбы и
Мараги. Опустошительные войны Тимура принесли неисчислимые бедствия народам.
Богатые города Азербайджана были разграблены, искусные мастера, художники
угнаны в Самарканд. Среди них и Мараги (795 год хиджры - 1393 год). Здесь, в
центре Мавераннахра, азербайджанский музыкант пользовался не меньшей славой,
чем на родине. В "Фирмане" (указе) Тимура (1397 год) Мараги назван
"падишахом всех знатоков музыки".
Однако
почести не могли заглушить тоску по родному краю. Абдулгадиру удается вернуться
в Тебриз. Но вскоре, в связи с тяжелой обстановкой при дворе Мираншаха,
известного своими кровавыми расправами над поэтами того периода, он вынужден
бежать в Багдад, где снова попал в руки Тимура и был (как приближенный
Мираншаха) приговорен к смертной казни. Отмене приговора Мараги обязан своему
прекрасному голосу и мастерскому чтению суры из Корана, чем произвел сильное
впечатление на Тимура. Грозный правитель вновь сделал его своим придворным
музыкантом. К началу XV века относится второй крупный этап в жизни Мараги,
связанный с пребыванием в Мавераннахре и Хорасане (Самарканд, Ходжент, Герат).
Здесь 50-летний ученый работает над теоретическими трудами, в которых подытожен
богатый опыт музыканта и исследователя. Мараги в 1405 году начинает, а в 1413
году завершает работу над большим теоретическим трудом "Джаме
ал-альхан" ("Совокупность мелодий"). В 1415 году, уже в Герате,
Мараги пишет второй вариант "Джаме ал-альхан".
Продолжая
традиции музыкально-теоретической мысли предшествующей эпохи (Фараби, Урмави),
Мараги обогащает науку о музыке новыми открытиями. Впервые в его учении термин
(как и теория) мугам получает столь обстоятельную разработку. Усложняющееся,
находящееся в постоянном развитии, музыкальное искусство обогатилось к XIV
столетию новыми ладовыми образованиями - 24-мя шу'бэ, производными от 12-ти
мугамов. А. Мараги дал детальную разработку всей системы 24 шу'бэ. С большой
тщательностью он осветил тему о способах сопровождения мелодии на плекторных
инструментах, о различных способах удара плектра, а также своеобразного вибрато
- "натирания" (малеш) звука, при котором слышится интервал в 1/4 тона
("ирха"). Трактаты Мараги значительны и широтой географического
ареала привлеченного материала. Он выявляет своеобразные черты искусства того
или иного народа. Фактический материал трактатов Мараги не только позволяет
воссоздать примерную картину музыкальной культуры Азербайджана в ту
историческую эпоху. Этот материал также проливает свет на культурные явления
общеисторического значения. Научные труды Мараги содержат ценные сведения по
истории ашугского искусства - искусства озанов, бахши, бакси, представлявших
культуру тюркоязычных народов. Эта тема раскрывается на материале музыкальных
инструментов и музыкальных жанров. Главный инструмент ашугов (бытовавший иногда
под разными названиями в различных странах) - "гопуз Рума" (Малая
Азия), "гопуз озанов" (Азербайджан), "шидиргу" -
инструмент, распространенный среди тюркских бахш Хята (Восточный Туркестан).
Сличение строев гопуза озанов и шидиргу со строем современного ашугского саза
выявляет общую для них, своеобразную квартово-секундовую основу. Таким образом,
гипотеза, связывающая современный саз с его прототипом - гопузом известного
тюркского эпоса "Книгой Деде Коркута", получает дополнительное
научное обоснование в работах Мараги.
Мараги
выделяет 9 основных ладов музыки, исполняемой тюркскими певцами- сказителями.
Первый из них - "Улуг как" (Великий лад). Возможно, это обозначение
лада Раст (у арабов - Умм-ал-магам - "Мать всех ладов"). Кроме
специфических тюркских ладов, Мараги называет и другие лады (Ушшаг, Нава,
Бусалик, Нехофт, Баяты-Ноуруз). Большой интерес вызывает описание Абдулгадиром
Мараги смычковых инструментов (кеманча, гиджак, най-танбур), щипковых
инструментов (рубаб). Най-танбур - предок сато (Средняя Азия) и яйлы танбура
(Турция). Влияние Мараги на последующее развитие музыкальной науки в странах
Ближнего и Среднего Востока было весьма значительно. Есть основания полагать,
что результаты исследований Мараги приобрели в свое время каноническое значение
и стали неотъемлемой частью музыкальной науки последующих веков. Научные
положения Мараги занимают важное место в трудах Ал-Лазики (XV век), Абдулазиза
Мараги (XV век), Махмуда Челеби (XVI век), Хусейни (XVI век). Особенно долгую
жизнь получила теория 24-х шу'бэ, отраженная в трактатах ученых разных веков.
На Мараги ссылаются среднеазиатские авторы - Ковкаби (XVI век), Дервиш Али
(XVII век), иранский автор Абдулмо'мин-бин Сафиаддин (XVII век). Даже в
трактате о музыке Газневи (XIX век) присутствует теория 24-х шу'бэ. Большое
место в трактатах отведено поведению музыкантов на меджлисах и выбору
репертуара. Если для большинства средневековых ученых (Хорезми, Ибн Сина,
Ширази, Амули) теория музыки составляла один из необходимых разделов
энциклопедий, то каждый из трактатов Мараги представляет собой самостоятельное
исследование о музыке. Главная причина в том, что музыкальному искусству была
посвящена вся жизнь Абдулгадира Мараги - выдающегося музыканта-практика.
Научные труды Мараги - одна из вершин восточной науки о музыке. Абдулгадир бин
Гейби Мараги до конца своих дней сочинял музыку, создавал научные труды. В стихах,
написанных в последние годы жизни, отразились и свежесть чувств и надежда на
признание потомков: Хотя и стар я, но сердце мое молодо, Та же пылкость в
голове и в сердце - огонь. Хотя и в старости веду себя я молодо И рассыпаю (не
жалея) жемчуга своих напевов, Но мои творения, как память (обо мне), Останутся
до конца света.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.azeri.ws
|