Организация транспортного и складского хозяйства на предприятии - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
Министерство высшего и профессионального образования РФ Волгоградский государственный технический университет Кафедра ММиОП Реферат по организации производства на тему: “Организация транспортного и складского хозяйства” Выполнила: студентка гр. Э-454 Склярова Е. Ю. Проверила: Бутова Ю. Г. Волгоград 2000 Содержание Введение 3 Часть I. Организация транспортного хозяйства. 4
1. Организационно-производственная структура и техническая база транспортного хозяйства. 4 2. Определение грузооборота и грузопотоков 5
3. Выбор и расчет транспортных средств. 7 4. Технология транспортных работ 7 5. Планирование и организация транспортных работ 8
6. Организация работы внутризаводского транспорта на металлургическом предприятии. 9 7. Организация транспортного хозяйства на химических предприятиях 11 8. Организация внутрифабричного транспорта в текстильной промышленности 12 Часть II. Организация складского хозяйства. 13
1. Структура складского хозяйства 13
2. Расчет складских помещений, их размещение и оснащение. 14 3. Организация складских работ 15 4. Организация и планирование складского хозяйства в химической промышленности 16 5. Организация складского хозяйства в машиностроении 19
Заключение 21 Список использованной литературы: 22 Введение
Процесс изготовления продукции на предприятиях различного типа сопровождается перемещением большого количества разнообразных грузов: сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива, готовой продукции, отходов. В течение производственного цикла все эти грузы подвергаются многочисленным перемещениям и погрузочно-разгрузочным операциям, многократно увеличивающим объем транспортных работ. На каждую технологическую операцию приходится несколько транспортных операций. Это обусловливает большие затраты на транспортные работы, которые составляют 10–30% косвенных расходов в себестоимости продукции, а численность транспортников составляет около 12% общего числа рабочих. Внутризаводской транспорт является не только средством перемещения грузов, но и орудием труда, организующим работу подразделений предприятия в заданном ритме или графике. Например, внутрицеховой транспорт является неотъемлемым элементом технологического процесса производства. Им осуществляется перемещение обрабатываемых изделий между рабочими местами, участками и отделениями цеха в последовательности и ритме, заданных технологическим процессом. Транспортно-конвейерные устройства автоматических и поточных линий существенно влияют на ритмичность их работы и длительность производственного цикла. Велико значение транспорта и в своевременном обеспечении предприятия материальными ресурсами, а также в реализации готовой продукции. Таким образом, внутризаводское транспортное хозяйство должно решать следующие задачи: своевременное обеспечение производства всеми видами транспортных средств и услуг; рациональная организация эксплуатации транспортных средств и подъемных механизмов при минимальных затратах на транспортирование; развитие технической базы и механизация всех трудоемких транспортных процессов. Запасы материалов, сырья, топлива, полуфабрикатов, инструмента, оборудования, готовой продукции хранятся на различных складах заводов. Склады представляют собой хранилища различного рода производственных запасов. Помимо хранения на складах выполняется большой комплекс работ по подготовке материалов к производственному потреблению и снабжению ими цехов и других подразделений завода. Хорошо организованное складское хозяйство способствует внедрению передовых методов организации производства, ускорению оборачиваемости оборотных средств, снижению себестоимости продукции. Рациональная организация складского хозяйства предусматривает наличие достаточного количества складских помещений, размещение их по территории заводов, механизацию складских работ, а также активизацию складов по контролю за использованием материалов. Основными задачами складского хозяйства являются приемка и хранение материалов, подготовка материалов к производственному потреблению, снабжение цехов материалами, соблюдение норм запасов и контроль за расходованием материалов. Часть I. Организация транспортного хозяйства. 1. Организационно-производственная структура и техническая база транспортного хозяйства. Структура транспортного хозяйства определяется главным образом объемом грузооборота, особенностями грузов и объемом производства. В состав транспортного хозяйства завода могут входить железнодорожный транспорт с подъездными путями и депо, колесный транспорт с гаражами и ремонтными мастерскими, водный транспорт с причалами, подвесные дороги и т. д. На крупных заводах с большим грузооборотом, требующим применения всех видов транспорта, организуются специализированные цехи железнодорожного, безрельсового (автомобильного) и водного транспорта. Транспортное хозяйство на таких заводах возглавляет транспортно-технический отдел. На средних заводах создается единый транспортный цех, включающий несколько участков по видам транспорта. Для мелких заводов с небольшим грузооборотом, но требующим применения всех видов транспорта, создаются объединенные транспортные хозяйства для нескольких предприятий. Эти хозяйства могут создаваться при головном заводе или выделяться в самостоятельные транспортные хозяйства ведомственного характера. Транспортные цехи имеют в своем составе ряд служб и участков. Так, железнодорожный цех имеет службу движения (эксплуатации), службу тяги (подвижного состава), службу пути, службу погрузочно-разгрузочных работ. Цехи безрельсового транспорта обычно имеют службу эксплуатации (организации перевозок) и техническую службу по поддержанию подвижного состава в исправном состоянии. Транспортный цех (отдел) осуществляет планирование всех перевозок и грузовых работ, организацию производства перевозок, оперативное управление эксплуатацией транспорта и его ремонт, учет работы транспортного хозяйства. На предприятиях используют различные виды транспортных средств: по сфере обслуживания – средства межцехового и внутрицехового транспорта; в зависимости от назначения и места действия – внешний (железнодорожный, автомобильный) и внутренний; в зависимости от места перемещения грузов – напольный (тележки, электрокары, аккумуляторные тягачи и т. п. ) и подвесной (электротали, конвейеры, кран-балки); в зависимости от режима работы – транспортные средства непрерывного (конвейерные системы и т. п. ) и периодического действия (автомашины, самоходные тележки и т. п. ); по направлениям движения – транспортные средства для горизонтального (транспортеры, рольганги), вертикального (лифты, элеваторы и т. п. ) и смешанного перемещения (краны, канатные и монорельсовые дороги); по уровню автоматизации – автоматические, механизированные, ручные; по виду перемещаемых грузов – транспортные средства для перемещения сыпучих, наливных и штучных грузов. Способ транспортировки грузов может быть тарный и бестарный. Тарный способ предусматривает транспортировку грузов в специальной таре (тазы, контейнеры, ящики и т. п. ). он обеспечивает хорошую сохранность груза, позволяет сократить время на погрузку и разгрузку, упрощает учет грузов в случае использования мерной тары. Бестарный способ применяется для навалочных, штучных, жидких грузов и при пневмотранспортировке. Этот способ не трудоемок, не требует затрат на тару и упаковку груза и может использоваться в том случае, когда не возникает опасений за повреждение продукции и снижение ее качества. Бестарный способ требует больших затрат на изготовление и монтаж транспортных устройств, но позволяет достичь высокой степени механизации и автоматизации операций транспортировки. Техническая база транспортного хозяйства определяется видом транспортных средств и их техническим состоянием, приспособленностью к конкретным условиям грузопереработки, уровнем механизации транспортных работ. Транспортные хозяйства предприятий располагают железнодорожным, безрельсовым (автомобильным, тележечным), водным, механическим видами транспорта. Железнодорожный транспорт (мото- и тепловозы, вагоны, платформы, цистерны, специальные вагоны) обладает высокой провозной способностью и пригодностью для перевозки различных грузов. Использование его наиболее целесообразно для внешних перевозок. Безрельсовый транспорт (автомобили, трактора, прицепы, мотороллеры) применяется для внешних и внутренних (межцеховых, внутрицеховых) перевозок. В качестве транспортных средств безрельсового транспорта применяются автомобили (в том числе тягачи с прицепами), авто- и электрокары, автопогрузчики. Автомобильный транспорт самый распространенный, однако его целесообразнее использовать для внешних перевозок в целях большей загрузки и использования скорости. Остальной транспорт данного вида под названием напольно-тележечного широко используется для межцеховых и внутрицеховых перевозок. Малые габариты и маневренность тележек позволяет осуществлять подачу грузов на рабочие места, механизировать погрузочно-разгрузочные работы внутри вагонов, барж и т. д. Водный транспорт (буксиры, катера, баржи) используется для перевозки главным образом топлива, формовочных, строительных материалов. Механический транспорт используется для внутрицеховых, межоперационных перевозок, иногда межцеховых. В качестве средств механического транспорта применяются мостовые краны, монорельсовые пути, подвесные пути, лифты, подъемники, конвейеры и т. д. Наиболее перспективным и экономичным видом транспорта являются подвесные толкающие конвейеры с автоматическим адресованием грузов. В сочетании с пакетированием и контейнеризацией грузов такие конвейеры сводят до минимума количество перегрузок. Кроме транспортных средств заводы располагают большой номенклатурой погрузочно-разгрузочных и подъемно-транспортных механизмов (механические лопаты, полиспасты, тали, домкраты, лебедки и т. п. ). Эти простейшие устройства механизируют самые трудоемкие транспортные работы, обычно выполняемые грузчиками.
2. Определение грузооборота и грузопотоков
Объем транспортных работ по заводу (грузооборот) определяется на основании данных о количестве поступающих и отправляемых грузов с учетом их номенклатуры и внутризаводских перемещений в процессе использования. Перевозки основных материалов – топлива, сырья, полуфабрикатов, готовой продукции – составляют 70-95% общего грузооборота. Грузооборотом называется общая масса грузов, транспортируемых на заводе за определенный период (сутки, месяц, год). Объем грузов, перемещаемых в определенном направлении между пунктом погрузки и выгрузки или через данный пункт за отдельный период времени, называется грузопотоком. Грузооборот равен сумме всех грузопотоков по заводу. Размеры (мощность) грузопотоков определяются на основе объемов производства и норм расхода материалов с учетом условий производства. Различают внешние (отправления и прибытия) и внутренние (межцеховые, внутрицеховые) грузопотоки и грузообороты. Расчеты по грузообороту и грузопотокам предприятия и его цехов оформляются в виде шахматной ведомости (таблицы). В ней показаны все перемещения грузов, осуществляемые на заводе, что позволяет определить внешний грузооборот и соответствующие внешние грузопотоки прибытия и отправления, все внутренние (межцеховые) грузопотоки и общий грузооборот завода.
Таблица 1. Шахматная таблица грузооборота завода, тыс. т. Цехи-отправители Цехи-получатели Склады-получатели Всего заготовит. механообработ. термический сборочный материалов готов продукц. отходов Заготовительный 800 200 1000 Механообработки 1400 1400 400 3200 Термический 1400 1400 Сборочный 2000 2000 Склад материалов 1000 1000 600 2600 Итого: 1000 3200 1400 2000 2000 600 10200
По данным шахматной ведомости, планировок цехов и генеральным планам предприятий составляют диаграмму грузопотоков (Рис. 1), т. е. графическое изображение в соответствующем масштабе всех грузопотоков на схеме генерального плана завода. Анализ диаграммы грузопотоков способствует выявлению нерациональных перевозок и установлению оптимальной транспортной схемы, являющейся основой всех расчетов работы транспорта. По грузообороту и грузопотокам устанавливают тип и структуру парка транспортных и подъемно-транспортных машин, количество погрузочно-разгрузочных постов, вид маршрутов средств прерывного (циклического) действия – маятниковый или кольцевой, обеспечивающий большую загрузку транспортных средств.
Рис. 1 Диаграмма грузопотоков завода:
1 – заводская станция; 2 – склад отходов; 3 – склад топлива; 4 – теплоцентраль; 5 – склад сырья; 6 – цех №1; 7 – цех №2; 8 – цех №3; 9 – главный магазин; 10 – склад готовых изделий. Расчеты работы транспорта ведутся преимущественно по наибольшему суточному грузообороту Qсут с учетом коэффициента неравномерности Кнер поступления и отправления грузов: Qсут = , где Qг – годовой грузооборот; D – число рабочих дней в году. Коэффициент неравномерности перевозок показывает отношение максимально возможного грузооборота к среднерасчетному за определенный период времени (Кнер = 1, 1ё3, 0).
3. Выбор и расчет транспортных средств.
Выбор вида транспортных средств зависит от объема грузооборота, габаритов и физико-химических свойств грузов, расстояний и состояния дорог, направлений перемещения грузов и способа их погрузки и выгрузки, назначения транспорта, конструкции и планировки зданий, рельефа территории завода. При выборе транспортных средств необходимо также решать вопросы, связанные с применением грузоподъемного оборудования и оборотной тары. Выбранные средства должны предполагать сквозной метод транспортировки на основе единой транспортно-технологической схемы, обеспечивающей стыковку и преемственность отдельных звеньев транспортной сети предприятия. В данном случае межцеховой транспорт передает грузы в стандартной таре на внутрицеховой транспорт с минимальными перегрузками. Техническая характеристика выбранных транспортных средств дополняется расчетом их экономической целесообразности с использованием следующих показателей: часовой производительности транспорта, себестоимости перевозки 1 т груза, затрат на один рейс, коэффициента использования пробега, среднетехнической скорости и др. Выбранный вид транспортных средств должен соответствовать конкретным условиям производства, обеспечивать согласованную работу всех подразделений предприятия в установленном ритме при минимальных затратах на приобретение и эксплуатацию транспорта. Расчет количества транспортных средств с в общем виде производится исходя из суточного грузооборота Qсут, грузоподъемности транспортной единицы q, коэффициента использования грузоподъемности Кq и числа рейсов в сутки Np: c = . Расчет количества транспортных средств можно производить исходя из часовой Рч или суточной Рс производительности: с = или с = , где Fн – плановое время работы транспортного средства в сутки. Число транспортных средств прерывного (циклического) действия: wтр = Qc / qтр. е, где Qс – суточный грузооборот, т; qтр. е – суточная производительность единицы транспортного оборудования, т. Суточная производительность единицы транспортного оборудования прямо пропорциональна числу рабочих циклов mц и производительности за один цикл qц, т. е. Qc = qцmц; mц = Fд. с. / Tц. т. , где Fд. с – суточный фонд времени работы транспортного оборудования, мин; Тц. т – транспортный цикл, мин (в общем случае Тц. т = Тпр + Тп +Тр, где Тпр – время пробега, Тп – время погрузки и Тр – время разгрузки). Тогда wтр = QсТц. т / (Fд. сqц). Число средств непрерывного транспорта, необходимых для данного грузопотока, например, транспортеров: wтр. н = Qч / qч, где Qч – часовой грузооборот, т; qч – часовая производительность транспортера, т.
4. Технология транспортных работ
Характер транспортных средств должен соответствовать техническим и организационным особенностям обслуживаемого производства. Это достигается разработкой и внедрением технологии транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ как составного элемента комплексной технологии производственного процесса в целом. Комплексная технология производственного процесса предусматривает организацию и механизацию всех без исключения работ, осуществляемых на заводе, начиная от поступления сырья и кончая отгрузкой готовой продукции. Комплексная технология соединяет воедино все звенья основного и вспомогательного производства и делает их равнозначными элементами, которые берутся под технологический контроль. Разработка комплексной технологии производственного процесса начинается с составления транспортно-технологической схемы производственного процесса. На ней графически изображаются все процессы (операции) и указывается последовательность их выполнения. Затем устанавливается состав отдельных операций по грузопотокам и разрабатывается транспортно-технологический процесс. Основными технологическими документами являются типовые и групповые операционные технологические карты, составляемые на грузы, имеющие одинаковые условия переработки. Составляются также маршрутные карты технологических процессов транспортировки с указанием маршрутов, перевозимых грузов, транспортных средств, операционного времени, исполнителей и т. д. Таким образом, комплексная технология производственного процесса значительно расширяет круг регламентируемых и контролируемых операций, предопределяет необходимость механизации грузопереработки, обеспечивает более точный и полный учет трудовых затрат и создает необходимые предпосылки для внедрения автоматизированных систем управления в транспортном хозяйстве.
5. Планирование и организация транспортных работ
Планирование работы транспортного хозяйства заключается в составлении годового (квартального) плана производственно-хозяйственной деятельности с разбивкой основных показателей по месяцам. Этот план предусматривает расчет производственной программы (план перевозок), объемов погрузочно-разгрузочных работ, количества транспортных средств и механизмов, численности рабочих, фонда заработной платы, сметы затрат и других показателей работы транспортного хозяйства. План перевозок составляется на основе структуры грузооборота и грузопотоков в тоннах по цехам-отправителям, роду грузов и виду транспортных средств. При планировании внешнего грузооборота в основу расчетов берутся планы материально-технического снабжения и сбыта и отчетные данные о вывозе отходов. Внешние перевозки планируются предприятиями совместно с железными дорогами и автотранспортными хозяйствами. Внутренний грузооборот определяется по объему межцеховых перевозок. В основу расчетов кладутся планы производства цехов и планы завоза в цехи материалов, полуфабрикатов, топлива и т. д. , а также вывоза готовой продукции и отходов. Составление обоснованного плана перевозок обеспечивает наиболее рациональное распределение и использование транспортных средств в строгом соответствии с потребностями производства. Для осуществления оперативно-календарного планирования и регулирования перевозок составляются рабочие планы на более короткие периоды (месяц, сутки, смену). Организация транспортных работ включает организацию внешних и внутризаводских перевозок грузов. Внешние перевозки (завоз материальных ресурсов и вывоз готовой продукции) осуществляются железнодорожным, автомобильным и водным транспортом и регулируются положениями соответствующих ведомств. Работа транспорта на внутризаводских перевозках определяется типом производства. В условиях массового производства межцеховой транспорт работает по графику, т. е. за каждой транспортной единицей закрепляется определенный маршрут и устанавливается для нее расписание движения. Это так называемые маршрутные системы перевозки, они бывают маятниковыми и кольцевыми. Маятниковыми называются маршруты, при которых движение транспортных средств между двумя постоянными пунктами или из одного в несколько пунктов (лучевая система) многократно повторяются. Они могут быть односторонними, когда транспорт в одну сторону идет загруженным, а обратно – порожняком, двухсторонними – транспорт загружен в обоих направлениях, смешанными – при движении с грузом или без груза в обоих направлениях. Односторонняя маятниковая система неэкономична, так как включает обратный холостой пробег. Кольцевая система предусматривает последовательно осуществляемую регулярную связь между рядом пунктов. Она бывает развозочной (с одного пункта груз развозится по ряду цехов), сборочной – из разных цехов груз собирается и перевозится в одно место, смешанной. В серийном производстве работа транспорта организуется по сменно-суточным планам, составляемым на основе заранее поданных заявок клиентуры в пределах укрупненного месячного плана перевозок. Сменно-суточные планы составляются по видам транспорта с закреплением за определенными грузопотоками и указанием вида, количества, места и срока доставки груза. В единичном и мелкосерийном производстве отсутствуют постоянные грузопотоки и работа транспорта организуется по разовым заявкам. Внутрицеховые перевозки также определяются типом производства. В единичном и мелкосерийном производстве транспортировка между технологическими участками осуществляется общецеховым транспортом через межоперационную кладовую. На предметных участках транспорт закрепляется для межоперационной транспортировки. В массовом и крупносерийном производстве внутрицеховые перевозки осуществляются транспортом, закрепленным за участками-поставщиками, а межоперационная транспортировка выполняется конвейерами различных видов. Оперативное руководство работой транспорта осуществляет диспетчерская служба. Диспетчирование транспортных работ заключается в составлении, оперативном регулировании и контроле выполнения графиков и сменно-суточных планов перевозок путем устранения возникающих отклонений в работе транспорта. 6. Организация работы внутризаводского транспорта на металлургическом предприятии. Обеспечение нормального хода производственного процесса в условиях современного металлургического предприятия требует непрерывного и планомерного перемещения между и внутри звеньев металлургического цикла больших масс сырья, топлива, различных материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов. В силу специфических особенностей металлургических производственных процессов внутризаводской транспорт, выполняя свои непосредственные задачи, осуществляет в то же время и функции, косвенно связанные с качественными изменениями перемещаемых предметов труда. Современное металлургическое предприятие характеризуется наличием мощных грузопотоков массовых и к тому же тяжелых грузов (железная и марганцевая руда, агломерат, железный лом, известняк, каменный уголь, огнеупоры, слитки, прокат), а также больших и постоянных потоков специфических грузов (огненно-жидкие металл и шлак, горячие слитки, агломерат); сравнительно большими расстояниями перевозок; значительной долей сыпучих материалов в общем грузообороте, что создает возможности для полной механизации погрузочно-разгрузочных работ. Учитывая изложенное, в целях надежного обеспечения нормального хода производственного процесса необходимо применять в качестве основного железнодорожный транспорт нормальной колеи. В настоящее время из общего объема межцеховых перевозок свыше 90% осуществляется средствами железнодорожного транспорта. Кроме того, внутризаводской железнодорожный транспорт, работая по единому технологическому процессу со станциями примыкания МПС, обеспечивает металлургическому предприятию постоянную и надежную связь с сетью государственных магистральных железных дорог страны. Основной задачей транспорта на внешнем грузообороте является наиболее быстрое освобождение вагонов МПС для сдачи их на дорогу примыкания путем обеспечения передвижения, разгрузки и погрузки составов на соответствующих фронтах в максимально короткие сроки. Успешное решение этой задачи требует организации единого технологического процесса (ЕТП) работы внутризаводского транспорта и станций примыкания МПС. Сущность ЕТП заключается в систематическом осуществлении комплекса организационных и технических мероприятий, обеспечивающих минимальные затраты времени и средств на операции полного оборота вагонов МПС. ЕТП разрабатывается совместно предприятием и станцией примыкания МПС, а поэтому является общим для них. Единый технологический процесс предусматривает: порядок и продолжительность выполнения важнейших операций оборота вагонов МПС в границах всего железнодорожного узла, т. е. на станции примыкания и на железнодорожных путях предприятия; полное согласование во времени всех работ по перемещению составов, прибывающих на предприятие и отправляемых с него; взаимную информацию между работниками заводского транспорта и работниками станции МПС о прибывающих грузах, порожних составах, состоянии погрузочно-разгрузочных работ, что позволяет заблаговременно подготовить прием поездов, фронты погрузки-разгрузки, рабочую силу, маневровые средства. Он учитывает фактические схемы связи железнодорожных путей предприятия с сетью дорог МПС, техническую вооруженность станции, состав локомотивного парка, а также взаимные требования предприятия и станции МПС, регламентированные Уставом железных дорог РФ, специальными правилами эксплуатации подъездных путей и договором между предприятием и дорогой примыкания. Связь внутризаводского железнодорожного транспорта с сетью МПС осуществляется через подъездные пути, непосредственно соединяющие сортировочные станции предприятия со станциями примыкания МПС. Важнейшим показателем эффективности системы организации обслуживания внешнего грузооборота является оборот вагона МПС. Длительность оборота вагона МПС определяется временем его пребывания на путях предприятия. Оборот вагона выражается в часах и охватывает период времени с момента подписания приемо-сдаточной ведомости о передаче вагона из парка МПС предприятию до момента подписания ведомости о сдаче вагона предприятием дороге МПС. В связи с тем, что на металлургические предприятия ежесуточно прибывает большое количество вагонов, чрезвычайно важным с народнохозяйственной точки зрения является всемерное сокращение всех видов простоев вагонов и максимально возможное ускорение их оборачиваемости. Одним из основных мероприятий по сокращению длительности оборота вагонов МПС является маршрутизация перевозок, т. е. система организации отправления грузов целым составом поезда (маршрутом) назначением в один пункт (реже в несколько пунктов одного района). Также весьма эффективным мероприятием по сокращению времени оборота вагонов МПС является осуществление так называемого глубокого ввода, т. е. подачи составов локомотивами МПС непосредственно к местам разгрузки – погрузки на предприятии. Нормативы оборота вагонов МПС определяются в договоре предприятия с дорогой примыкания. Величины нормативов устанавливаются путем исследования процесса по операциям. Уровень технической оснащенности транспорта предприятия и погрузочно-разгрузочных фронтов в значительной мере определяет норматив оборота. Для различных предприятий оборот составляет от 12 до 16-20 ч. Фактическая длительность оборота определяется по данным учета. На предприятиях с суточным оборотом до 200 вагонов применяется т. н. номерной учет, когда учитывается время сдачи предприятию и время передачи МПС каждого вагона по его номеру. На предприятиях с большим вагонооборотом применяется безномерной, т. е. количественный учет прибытия и отправления вагонов. Организация передвижения грузов на внутренних железнодорожных путях металлургических предприятий осуществляется двумя способами: поездным и маневровым. Поездное движение является наиболее рациональным способом осуществления межцеховых перевозок, он обеспечивает возможность организации работы всего внутризаводского транспорта по единому совмещенному с производством графику. Этот способ применяется при перевозках специальных, вертушками и сборными поездами. Специальные – это перевозки специфических грузов между доменным, сталеплавильным, прокатным цехами, аглофабрикой, копровым цехом, грануляционным бассейном, отвалами, разливочными машинами. Для перевозки обычных и массовых грузов (чушкового чугуна, скрапа, огнеупоров, железной руды и т. д. ) организуются межцеховые вертушки – поезда из 5-10 вагонов, совершающие регулярные рейсы между пунктами предприятия. Передвижение всех прочих грузов, а также порожних вагонов осуществляется сборными поездами либо одиночными подачами. В отличие от поездного движения все виды перемещения грузов, связанные с формированием или расформированием поездов, прицепкой или отцепкой вагонов, подачей их к местам погрузки или выгрузки, являются движением маневровым. Рациональная организация всех видов перевозок требует четкого согласования работы внутризаводского транспорта с работой всех цехов и хозяйств металлургического предприятия. Координирование производственных и транспортных операций во времени и пространстве достигается построением контактных графиков работы. Для проектирования графиков необходимы следующие материалы: план, характеристика и пропускная способность путевого развития предприятия и всех путевых устройств; техническая характеристика всех складов, фронтов погрузки и выгрузки, механизмов и устройств, их обслуживающих; технологический процесс, размер производства, объем перевозок, потребное количество вагонов всех типов по каждому цеху; техническая характеристика подвижного состава предприятия; нормативы затрат времени на передвижение, экипировку, маневровые и погрузочно-разгрузочные операции; грузооборот и грузопотоки по участкам и в целом по предприятию. Управление работой внутризаводского железнодорожного транспорта осуществляется руководством железнодорожного цеха металлургического предприятия во главе с начальником цеха. Цех располагает аппаратом управления из нескольких отделов и бюро (планово-производственного, технического, организации труда и др. ) и производственным аппаратом, состоящим из ряда служб (эксплуатации, локомотивная, вагонная, пути, связи, погрузки-выгрузки и грузовая) 7. Организация транспортного хозяйства на химических предприятиях По характеру выполняемых работ на химических предприятиях транспорт подразделяется на внешний, межцеховой и внутрицеховой. Межцеховой транспорт обеспечивает перевозки различных грузов, а также полуфабрикатов и отходов производства внутри предприятия: цех – цех, склад – цех, цех – склад. Внутрицеховой транспорт обеспечивает перемещение грузов внутри цехов, в нем можно выделить еще и межоперационный. Межоперационный транспорт перемещает грузы (компоненты, полуфабрикаты, комплектующие изделия и др. ) в последовательности и ритме технологического процесса между рабочими местами. Для этих целей используются в основном такие разновидности транспортных средств, как транспортеры различных видов, шнеки, пневмотранспорт, трубопроводы. Необходимо отметить, что перечисленные виды межоперационного транспорта во многих случаях являются частью технологического оборудования, причем насосы, компрессоры, вакуум-установки, включенные в систему трубопроводов, агрегируются с технологической аппаратурой. Специфика химических производств, многотоннажность, высокая материалоемкость, наличие агрессивных сред, характер сырья и материалов, готовой продукции оказывают влияние на особенности применяемых транспортных средств. Так, сырье для азотных и нефтехимических предприятий – природный газ и нефть – подаются трубопроводами. Химические продукты за пределы предприятия транспортируются, как правило, в специализированных вагонах или цистернах, что обеспечивает их полную сохранность в количественном и качественном отношении, а также предохраняет окружающую среду от загрязнения. На химических предприятиях широко используются (в виде внутрицехового транспорта) ленточные конвейеры (транспортировка угля, серы, колчедана, сульфата натрия, извести и т. д. ). По мере перевода химических производств на режим непрерывного действия на предприятиях все шире и шире используется транспорт непрерывного действия (трубопроводный и пневматический, элеваторы и различные виды транспортеров). При этом ликвидируются непроизводительные простои, сокращается потребность в рабочей силе. При выборе вида транспортных средств предварительно рассчитывают грузопотоки и грузооборот, устанавливают технические свойства и габариты грузов. Для этого разрабатывают подробную номенклатуру грузов, подлежащих перевозке, с разделением их на основные категории: жидкие, газообразные, сыпучие, перевозимые в таре и без нее. Затем каждое номенклатурное название груза относят к определенной категории в соответствии с применяемыми для перевозки каждого из таких грузов транспортными средствами. После определения объема грузопотоков составляют план потребности в транспортных средствах. При расчете числа транспортных средств учитывают неравномерность в подаче грузов по дням планового периода. Но основании плана перевозок рассчитывают потребность в транспортных средствах. Потребность в железнодорожных вагонах:
Nв = Qв / qв,
где Nв – необходимое число вагонов в сутки; Qв – количество грузов, поступающих в среднем за сутки; qв – грузоподъемность одного вагона, т. Потребность в автомашинах, автокарах, электрокарах:
Nа = Qаt / (qаT),
где Nа – необходимое число автомашин в сутки; Qа – количество грузов, перевозимых на автомашинах за сутки, т; t – продолжительность одного рейса, включая погрузку и разгрузку, ч; qа – грузоподъемность одной автомашины, т; T – время работы автомашины в сутки, ч. С целью эффективного использования внутризаводского транспорта составляются суточные графики, где указывается в какое время, куда и для каких перевозок должны быть направлены транспортные средства. Работа транспортного цеха планируется по следующим показателям: грузооборот, объем погрузочно-разгрузочных работ, степень использования парка транспортных средств, трудоемкость и себестоимость транспортных работ. По железнодорожному транспорту рассчитывается смета затрат цеха, куда входит зарплата производственных рабочих, отчисления в фонд социального страхования, топливо, горючие и смазочные материалы, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и цеховые расходы. По автотранспорту определяется себестоимость одного тонно-километра. С этой целью составляется смета расходов, куда включаются затраты по оплате труда рабочих, ИТР и служащих, отчисления в фонд социального страхования, затраты на амортизацию, текущий ремонт и содержание автотранспортных средств. Затраты внутризаводского транспорта включаются в себестоимость продукции и распределяются между потребителями и заказчиками. Вся сумма затрат внутризаводского транспорта распределяется по следующим статьям себестоимости продукции: транспортно-заготовительные расходы, общезаводские расходы, цеховые расходы по отдельным цехам и производствам, сбытовые расходы, услуги сторонним организациям. 8. Организация внутрифабричного транспорта в текстильной промышленности На предприятиях текстильной промышленности в условиях прерывного производства необходимо перемещать большое количество грузов со складов в производственные помещения, из одного цеха в другой, с предшествующего технологического перехода на последующий, из производства в склад готовой продукции. Эти перемещения осуществляются с помощью внутрифабричного транспорта. Организация внутрифабричного транспорта и четкая его работа оказывают большое влияние на экономику предприятия. Время, затрачиваемое на внутрипроизводственные перевозки, непосредственно влияет на производственный цикл, размер незавершенного производства, величину оборотных средств, их оборачиваемость. На большинстве текстильных комбинатов затраты труда на транспортировку грузов очень значительны. В льнопрядении, например, трудоемкость транспортных операций составляет около 5% общей трудоемкости продукции, а в ткацком и отделочном производствах – около 15%. Если в хлопчатобумажной промышленности рабочие, занятые транспортировкой грузов и обслуживанием транспортных средств, составляют 5-7% численности производственных рабочих, то в льняной 8-15%. К тому же следует учесть, что транспортные операции нередко выполняют и основные рабочие. В улучшении организации внутрифабричного транспорта заложены большие резервы для повышения производительности труда, снижения трудоемкости продукции и ее себестоимости. Основными объектами транспортировки на текстильных предприятиях являются сырье, полуфабрикаты и готовая продукция. Помимо основных видов транспорта на предприятиях широко используется также пневматический транспорт. Он обеспечивает перемещение материалов по трубам потоком воздуха. На текстильных фабриках он используется для транспортировки разрыхленного волокна и отходов производства (например, транспортировка волокна в механизированные лабазы, смеси из питателей к трепальным машинам, отходов из-под трепальных и чесальных машин к сборнику отходов). Пневмотранспорт значительно сокращает потери и улучшает качество сырья благодаря дополнительному рыхлению и очистке его в процессе транспортировки, облегчает и оздоровляет условия труда в производстве, повышает его производительность. Количество транспортных средств прерывного действия (Мтр. п) определяется по формуле: Мтр. п = Гtр / (ВтрТсмКпер), где Г – грузооборот брутто (вместе с массой тары), т или кг за смену; tр – длительность одного рейса (в оба конца с учетом погрузочно-разгрузочных операций), мин; Втр – единовременная вместимость единицы данного вида транспортных средств, т или кг; Тсм – продолжительность рабочей смены, мин; Кпер – коэффициент, учитывающий перерывы по техническим причинам (ремонт, смазка и т. п. ). Для определения количества транспортных средств непрерывного действия (Мтр. н) применяют формулу: М тр. н = Г / (ПтрТсм), где Птр – производительность транспортного средства в час, т или кг. На текстильных предприятиях в последние годы проведена большая работа по комплексной механизации и автоматизации трудоемких транспортных операций. При этом каждая из фабрик решает эти вопросы применительно к условиям своего производства: расположения технологического оборудования, конструкции зданий (высота производственных цехов, сетка колонн, конструкция и надежность перекрытий), количества грузов и характера грузопотоков, безопасности обслуживания транспортных средств.
Часть II. Организация складского хозяйства. 1. Структура складского хозяйства
Различие в условиях поставки (получения продукции) и их расходования (отгрузки потребителям) требует создания соответствующей системы складов и организации складского хозяйства. Оно призвано обеспечить бесперебойное снабжение производства всеми видами материалов (сырьем, топливом, инструментом, запчастями и т. д. ), необходимую их подготовку. Структура складского хозяйства завода определяется в зависимости от номенклатуры потребляемых материалов, типа и объемов производства, уровня его специализации и кооперирования. Наиболее часто склады классифицируются по их месту в производственном процессе, по роду хранимых материалов, по техническому устройству и степени пожарной опасности. По месту в производственном процессе (назначению и подчиненности) склады предприятия делятся на материальные (снабженческие), производственные и сбытовые. Материальные склады подчинены отделу материально-технического снабжения. Это склады производственных запасов сырья, материалов и других материальных ресурсов до их включения в процесс производства. К производственным складам относятся склады полуфабрикатов, оборудования и запасных частей к нему, центральный инструментальный склад. Эти склады подчинены соответственно отделам производства, главного механика и инструментальному отделу завода. На сбытовых складах хранится готовая продукция завода, и подчинены они отделу сбыта. По сфере и масштабу деятельности склады делятся на общезаводские (базисные, центральные), снабжающие всех потребителей, районные (участковые), снабжающие группу близко расположенных цехов, и цеховые. Общезаводские и районные склады находятся в ведении отдела снабжения. Цеховые склады и склады готовой продукции, обслуживаемые крановым оборудованием, находятся в ведении цехов. В зависимости от сортамента перерабатываемых материалов склады подразделяются на специализированные, предназначенные для хранения определенных видов материалов и изделий, и универсальные, на которых хранятся различные предметы производственно-технического назначения. Среди специализированных выделяются специальные склады с соответствующими оборудованием и режимом хранения. К ним относятся хранилища нефтепродуктов, химикатов, газов, топлива, а также рудные и шихтовые дворы и т. д. По характеру технического устройства склады классифицируются на открытые (площадки), полузакрытые (навесы) и закрытые (здания). Открытые склады предназначены для хранения материалов и изделий, не подверженных влиянию атмосферных осадков; полузакрытые – для хранения материалов, не подверженных влиянию температурных изменений, но подверженных атмосферным воздействиям (огнеупоры, сменное оборудование). Закрытые склады – это здания и другие хранилища, полностью защищающие содержимое от атмосферных воздействий.
2. Расчет складских помещений, их размещение и оснащение.
Общая площадь складских помещений Роб рассчитывается с учетом максимальной нормы запаса материалов Zmax, она включает полезную площадь Рп, занятую под материалами или устройствами для их хранения; оперативную площадь Ро, занятую приемно-отпускными и сортировочными площадками, проходами и проездами; конструктивную площадь Рк под перегородками, колоннами, лестницами, подъемниками и т. д. ; площадь служебно-бытовых помещений Рс: Роб = Рп + Ро + Рк + Рс. Отношение полезной площади к общей называется коэффициентом использования площади склада: Ки = Рп / Роб. При хранении материалов в штабелях Ки = 0, 4ё0, 7, в закромах Ки = 0, 5ё0, 7. Расчет полезной площади производится по удельным нагрузкам (при хранении материалов в штабелях) или по объемным измерителям (при хранении в стеллажах). Полезная площадь по удельным нагрузкам определяется делением максимальной нормы складского запаса (Zmax) на допустимую нагрузку на 1м2 площади пола склада (qу), т. е. Рп = Zmax / qу. Общая площадь в данном случае Роб = Рп / Ки. При расчете полезной площади по объемным измерителям сначала определяется число ячеек Nяч путем деления максимального запаса Zmax на объем одной ячейки vяч с учетом объемной массы материала у (в кг/см3) и коэффициента заполнения ячейки Кз: Nяч = Zmax / (vячуКз). Необходимое количество стеллажей Nст определяется делением общего числа ячеек Nяч на число ячеек в одном стеллаже n, т. е. Nст = Nяч / n. Зная площадь стеллажа (по каталогу) Р, определяют полезную площадь: Рп = NстР. Остальные виды площади складов определяются по нормам строительного и технологического проектирования. Оперативная площадь составляет 40-70% полезной площади склада. Для определения площади склада методом теоретических укладок устанавливаются вид, размеры и емкость укладки (штабель, контейнер, бункер и т. д. ). После расчета количества укладок каждого вида производится размещение этих укладок и вспомогательных объектов на имеющейся или проектируемой территории склада при принятой ширине пролетов и других строительно-архитектурных параметрах. Пропускная способность склада, т. е. количество материалов, которое может быть принято и выдано со склада в течение суток, определяется величиной фронта погрузки и разгрузки, условиями выполнения, оснащением этих операций. Рекомендуется следующая схема расчета: определяется суточное количество поступающих (отправляемых) грузов в вагонах (автомашинах и др. ) N: N = ГсКнqв, где Г – суточный (средний) грузооборот склада, т; Кн – коэффициент неравномерности; qв – среднее количество грузов в одном вагоне, т. далее определяется число подач в сутки r и количество вагонов в подаче n: n і N / r. Число подач определяется отношением времени работы склада в течение суток Тфакт к длительности обработки состава tc: r = Тфакт / tc; в свою очередь tc = tп + tвn, где tп – время постановки и уборки состава; tв – время обработки одного вагона в составе, ч. Таким образом, n і (N / Тфакт)(tп + tвn). После преобразований: n і = . протяженность фронта грузовых операций L = lвn + lp(n – 1) или L = lвЧ1, 1n, где lв, lp – соответственно длина вагона и расстояние между вагонами. Размещение складов на территории завода должно обеспечивать наиболее короткие перевозки грузов и их скорейшую доставку в цехи. При этом должно учитываться следующее: прямолинейность грузопотоков, удобство транспортировки грузов и хорошая связь с подъездными путями, приближение хранимых материалов к главнейшим цехам – потребителям этих материалов, пожарная безопасность. Складские помещения оснащаются стеллажами, подъемно-транспортным, весовым и другим оборудованием. Средства оснащения должны обеспечивать условия хранения материалов, удобство выполнения складских работ и увеличение вместимости складов. В настоящее время на ряде предприятий используются механизированные и автоматизированные склады, на которых детали в унифицированной таре помещаются автоматическими штабелерами в свободные ячейки высотных стеллажей или выдаются со склада по команде компьютера. Информация об уровнях запаса деталей также получается с помощью компьютеров.
3. Организация складских работ
Организация работ на складах предусматривает приемку, размещение, хранение, подготовку к выдаче и выдачу материалов, а также учет движения материалов. За порядок на складе, сохранность и учет движения материалов несет ответственность заведующий складом (кладовщик). Завоз материалов на склад производится по оперативным месячным или декадным планам ОМТС. Поступившие материалы подвергаются количественной и качественной приемке в соответствии с сопроводительными документами (накладными, сертификатами и др. ) и техническими условиями. В случае недостачи или некачественности материалов составляются акты для предъявления претензии поставщику или транспортной организации. При размещении и хранении материалов должны обеспечиваться сохранность материалов, максимальное использование площадей, а также удобство выполнения приемно-отпускных и учетных операций. Различают следующие принципы размещения материалов: сортовой, партионный и комплектный. При хранении материалы обычно располагаются в порядке последовательности их номенклатурных номеров. Организация отпуска материалов предусматривает подготовку их к производственному потреблению, т. е. комплектование, нарезку, раскрой металла на заготовки и т. д. Это обеспечивает экономию материалов и контроль за их использованием. Основанием для отпуска материалов со складов являются лимиты, устанавливаемые для цехов и участков на основе их производственной программы и норм расхода. По массовым видам сырья и топлива требование оформляется раз в месяц на основе данных о расходе, фиксируемых в шихтовых журналах и суточных отчетах. Доставка материалов в цехи производится либо самими цехами (пассивная форма), либо складами по графику (активная форма). Учет материальных ресурсов производится как на складе (количественно-сортовой), так и в бухгалтерии (количественно-стоимостной) на основе картотеки. В каждой карточке указывается номер и наименование склада, порядковый номер карточки, номенклатурный номер материала, наименование, марка, сорт и размер материала, единица измерения и цена, а также норма запаса. Все поступления и выдачи материалов фиксируются в карточке и по ней определяется остаток, который сравнивается с нормой установленного запаса хранения и лимита. Инвентаризация материальных ценностей на складах производится ежегодно, а по материалам, которые не взвешиваются, – ежемесячно. Совершенствование организации работы складов осуществляется в направлении централизации обслуживания цехов, внедрения контейнеров, а также средств механизации и автоматизации. Централизованная система обеспечения цехов материальными ресурсами предусматривает составление службой МТС графиков снабжения цехов, которые передаются складам и диспетчерской службе предприятия. Транспортная экспедиция в составе бригад грузчиков, использую транспортные средства и погрузочно-разгрузочные механизмы, обеспечивает заготовку и передачу материалов для каждого цеха по графику. Соответствующие склады своевременно подготавливают материалы к отгрузке, а диспетчерская служба следит за соблюдением графика поставки. Работа службы МТС и складов характеризуется следующими показателями, по которым следует судить об их эффективности: выполнение плана завоза материальных ресурсов по количеству, качеству, номенклатуре; размер расходов по доставке материалов на склад; расходы по хранению и выдаче в производство материальных ресурсов всего и на 1000 руб. готовой продукции; расходы по содержанию службы МТС, включая склады; отсутствие перебоев в снабжении производства; своевременность заключения хозяйственных договоров на поставку продукции; соблюдение лимитов материальных затрат и общая экономия материальных ресурсов. 4. Организация и планирование складского хозяйства в химической промышленности На предприятиях химической промышленности складское хозяйство является важным звеном в общем комплексе вспомогательных служб, которое должно обеспечивать сохранность сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов. Особенности организации складского хозяйства на химических предприятиях обусловлены специфическими свойствами и агрегатным состоянием химических материалов и сырья, хранящихся на складах: агрессивностью, токсичностью, а также огне- и взрывоопасностью. Многие химические вещества вредно действуют друг на друга. В химических производствах образуется большое количество используемых и неиспользуемых отходов, которые нередко обладают вредными свойствами и для хранения которых также требуются складские площади. Специфику организации складирования химических продуктов в значительной мере определяют их физико-химические свойства: плотность, температура кристаллизации (замерзания), температура воспламенения, гигроскопичность и др. Так, плотность некоторых химических жидкостей влияет на выбор высоты резервуаров в связи с выбором системы для сливных устройств. Способы хранения некоторых химических жидкостей зависят и от температуры замерзания. Например, в закрытых и отапливаемых складских помещениях должны храниться те химические жидкости, температура замерзания которых близка к нулю (органические кислоты, олеум, ледяная уксусная кислота и др. ). С другой стороны, большинство минеральных кислот средней концентрации – серная (башенная), соляная и азотная, – а также растворы некоторых солей практически не замерзают в неземных цистернах и баках. Складирование некоторых химических веществ, характеризующихся повышенной гигроскопичностью (например, аминопластов), также сопряжено с определенными особенностями. Особых мер предосторожности требует организация складирования ядовитых и радиоактивных веществ. Порядок устройства хранилищ и условия хранения этих веществ предусмотрены “Санитарными правилами работы с ядовитыми веществами” и “Санитарными правилами работы с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений”. Специфические особенности химических продуктов делают задачу по обеспечению ее сохранности на складах весьма сложной. Необходимо соблюдение особых условий: прочность и надежность применяемой тары; механизация транспортировки на заводской территории различных химических продуктов; механизация разлива агрессивных жидкостей в цехах и на складах; использование трубопроводов для транспортировки газов и жидкостей; строгое соблюдение правил совместного хранения огнеопасных и взрывоопасных веществ; строгое соблюдение рабочими складов правил безопасности работы и противопожарной безопасности; сооружение складов и резервуаров в полном соответствии с действующими нормами. Помимо осуществления непосредственной функции хранения материальных ценностей работники складов должны обеспечивать своевременную выгрузку материалов, чтобы не вызывать излишнего простоя железнодорожного и автомобильного транспорта, не допускать потерь химических продуктов при разгрузочных работах. С помощью технического контроля и лабораторного анализа работники складов проводят проверку качества материальных ценностей, их количества, номенклатуры, ассортимента; своевременно оформляют соответствующие складские документы. Хранение материалов должно быть организовано таким образом, чтобы не происходило их порчи и снижения качества. Химическая промышленность, как известно, является капитало- и материалоемкой отраслью. Это существенно влияет на организацию складского хозяйства на химических предприятиях. Снабжение производственных цехов химических предприятий сырьем и материалами осуществляется без перегрузки его на центральные склады. Отправление готовой продукции потребителям осуществляется через цеховые склады. Это повышает роль работников цеховых складов, так как своевременная отгрузка продукции заказчикам обеспечивает выполнение предприятием плана поставок. В отдельных случаях цеховые склады, выполняя функцию хранения готовой продукции, служат также как бы для продолжения технологического процесса. Например, простой суперфосфат, поступая на хранение, проходит стадию дозревания на складах в течение 16-18 часов. Только после этого удобрения отправляют потребителям. Как правило, такие склады размещаются около или внутри выпускающих цехов (к ним должны быть подведены пути внешнего транспорта). Размещение складов на производственной площадке должно обеспечивать наименьший пробег грузов. Местонахождение каждого склада должно быть увязано с размещением цехов и служб на производственной площадке, а также с расположением транспортных путей. Склады должны находиться на путях главных грузопотоков и при этом расположены ближе всего к основным цехам-потребителям или к поставщику. При размещении складов на производственной площадке необходимо учитывать свойства отдельных химических материалов. Руководство центральным складом осуществляет заведующий складом. В его ведении находятся заведующие секциями, старшие кладовщики (если склад большой) или кладовщики, работающие посменно или сутками, а также бригады складских рабочих, занимающихся перемещением и отработкой грузов. Заведующий складом осуществляет руководство приемкой, размещением, хранением, подготовкой к отпуску материальных ценностей, закрепленных за данным складом. В его обязанности входят организация труда работников склада, создание условий для высокопроизводительного труда, обеспечение наименьших затрат, связанных с производством складских операций. В основу разработки плана деятельности складов на химических предприятиях принимается их годовой план. По цеховым складам работа планируется в системе общих показателей хозяйственной деятельности отдельных цехов. При плановых расчетах работы центральных (общезаводских) складов обычно пользуются заранее установленными и проверенными на опыте нормативами хранения, которые разрабатываются отраслевыми и заводскими научно-исследовательскими лабораториями. Годовые и месячные эксплуатационные затраты для складов планируются по следующим основным статьям затрат: на заработную плату, на электроэнергию и топливо, на амортизацию и ремонт. При этом обязательно указывается объем работ, который складом должен быть выполнен. Планирование технико-экономических показателей работы складов, в свою очередь, требует тщательного анализа их выполнения. Анализу подлежат: размеры годового грузооборота складов; скорость складского оборота материалов; использование складских площадей; использование подъемно-транспортного оборудования складов и степень механизации складских работ; себестоимость складской переработки единицы хранящихся материалов; производительность труда работников склада; обеспечение сохранности материалов на складе; обеспечение бесперебойности питания потребителей материалами; сокращение простоя автомобильного и железнодорожного транспорта. Годовой оборот материалов (грузооборот склада), проходящих через склад, определяется по поступлению и отпуску материальных ценностей, исходя из утвержденных фондов предприятия. Размер грузооборота склада характеризует объем работы и общую трудоемкость этой работы. Наряду с объемными показателями работы склада устанавливаются и качественные, одним из которых является оборачиваемость материалов в складах. Скорость оборота материалов на складе определяется средним сроком хранения их в днях. Коэффициент оборачиваемости Коб представляет собой отношение грузооборота склада за данный период к среднему складскому остатку материалов за тот же период: Коб = Gт / (З1 + З2 + З3 + …+ Зn), где Gт – грузооборот за календарный период Т, исчисленный в месяцах, декадах, неделях, днях; З1, З2, З3, …, Зn – фактическое наличие, остаток материалов на складе на начальные даты календарного периода (например, на начало квартала). На некоторых химических предприятиях (например, производство минеральных удобрений) грузооборот планируется не складом, а транспортными цехами (автомобильным, железнодорожным), которые обслуживают эти предприятия. Одним из основных показателей при определении экономичности работы склада является себестоимость складской переработки единицы грузооборота С (в руб. ). Она определяется как отношение суммы всех эксплуатационных расходов склада Сэ за определенный календарный период времени к грузообороту склада Q за тот же период: С = Сэ / Q. Сумма эксплуатационных расходов определяется сметой складских затрат, в состав которой входят: заработная плата рабочих и служащих склада; амортизация складских зданий, сооружений и оборудования; затраты на текущий ремонт зданий и оборудования; затраты на отопление, освещение и др. Показатель производительности труда одного складского работника за смену ПТсм (в т/см) определяется по формуле: ПТсм = Qсм /Лn, где Qсм – грузооборот склада за смену, т; Лn – число работников на складе. По отдельным химическим материалам, для которых это предусмотрено, следует определять нормальный размер естественной убыли при хранении Х: Х = (Q + З)tхрd / Тхр, где Q – грузооборот склад а по данному материалу за отчетный период; З – остаток данного материала на данное число (на дату учета); tхр – средний период хранения, мес; d – измеритель убыли, % (принимается из специальной таблицы норм естественной убыли для различных химических материалов при складском хранении); Тхр – срок хранения, для которого установлена норма естественной убыли. Естественная убыль относится на цеховые или общезаводские расходы в себестоимости продукции в зависимости от принадлежности склада. Таким образом, при оценке хозяйственной деятельности складов анализу следует подвергать большинство перечисленных технико-экономических показателей их работ. Эти показатели могут служить одновременно и показателями для премирования работников склада.
5. Организация складского хозяйства в машиностроении
На складах в машиностроении выполняется большой объем погрузочно-разгрузочных работ, работ по перемещению материалов. Поэтому основным направлением в развитии складского хозяйства является комплексная механизация и автоматизация работ, улучшение использования складских помещений, а также организация материально-технического снабжения на основе оптовой торговли, внедрение систем материально-технического снабжения типа “точно вовремя” (“джит” – США, “канбан” – Япония), которые значительно сокращают объем складских запасов. Для механизации погрузочно-разгрузочных работ и внутри складских операций применяют различные устройства и машины: краны-штабелеры, электропогрузчики, кран-балки и мостовые краны, электрокары и различного рода средства непрерывного транспорта. Для комплексности механизации используют быстродействующие автоматические стропы и захваты. В последние годы получили развитие автоматизированные склады тарно-штучных грузов, оборудованные системами машин, обеспечивающими транспортировку, установку и поиск материалов по специальным программам с использованием роботов. Автоматизированные склады являются неотъемлемой частью автоматизированно-транспортных систем ГАП. По конструкционным особенностям различают следующие типы автоматизированных складов: с клеточными стеллажами и автоматическим стеллажным краном-штабелером, автоматическим мостовым краном-штабелером, с гравитационными стеллажами и автоматическими стеллажными каретками-операторами, с автоматическими элеваторными стеллажами, автоматические подвесные склады. Для комплексной механизации и автоматизации транспортных операций большое значение имеет укрупнение грузовых единиц путем применения контейнеров и средств пакетирования (поддоны всех типов, стропы, кассеты, обвязки, прокладки и т. п. ). Парк контейнеров и средств пакетирования: wk = Gk [1 + (wк. н + wк. р) / 100] qk, где Gk – объем перевозок грузов (грузооборот) на расчетный период, т; wк. н, wк. р – потребность в контейнерах (средствах пакетирования) в связи с неравномерностью перевозок, нахождением в ремонте, % от общего парка; qк – выработка на один контейнер (средство пакетирования) за расчетный период, т; qk = qk. c (Fk + Fп) То [здесь qk. c – статическая нагрузка контейнера, средства пакетирования, т; Fk – число календарных дней в расчетном периоде; Fп – время нахождения контейнеров (средств пакетирования) в простое, дн. ; То – среднее время оборота контейнера, средства пакетирования, сут. ]. Для оценки уровня оснащенности складов погрузочно-разгрузочными средствами и механизмами применяют показатель насыщенности средствами механизации: Kмех. = Qп=т / Qскл, где Qп=т – суммарная грузоподъемность всех средств механизации, т; Qскл – грузооборот склада за расчетный период, т. Основные направления совершенствования работы складского хозяйства – это улучшение структуры парка подъемно-транспортных и транспортных машин, внедрение транспортных и складских систем с автоматическим адресованием грузов, автоматизированных складов, автоматизированных контейнерных площадок, совершенствование организации перевозок и складских процессов. Заключение Итак, мы рассмотрели организацию транспортного и складского хозяйства на предприятиях различных отраслей промышленности. Практически в любой отрасли функции и средства организации одинаковы, однако есть небольшие различия, определяемые особенностями производственных и технологических процессов и организацией производства. Транспортное хозяйство, без сомнения, является очень важным для предприятия любой отрасли. Без него невозможно перемещать материалы и продукцию по территории завода, доставлять сырье и полуфабрикаты и отправлять готовую продукцию потребителю. Поэтому рациональная организация работы транспорта необходима для рентабельной работы предприятия. На больших заводах и фабриках еще сохранился парк транспортных средств, закупленных в советское время, также у них есть ресурсы для покупки новых. Для маленьких предприятий или недавно образованных есть смысл арендовать транспорт или объединяться нескольким предприятиям для его покупки. В настоящее время расходы на топливо и обслуживание транспорта постоянно увеличиваются, что естественно, отражается на себестоимости и цене продукции. Поэтому необходимо изыскивать резервы для снижения доли этих расходов. Организация складского хозяйства также является важным звеном в организации работы предприятия. Необходимо где-то хранить сырье, материалы и готовую продукцию. Для этого предприятие строит склады или арендует их у других фирм. Содержание складов, оплата труда складских работников также ложится на себестоимость, поэтому необходимо экономно рассчитывать средства, нужные для этого. Приоритетным направлением в развитии транспортного и складского хозяйства является их механизация и автоматизация, внедрение новой техники и методов работы. Все это поможет снизить расходы на содержание этих хозяйств и повысить производительность труда, а, соответственно, и прибыль предприятия. Список использованной литературы: Ацибор Г. А. , Брагина З. В. , Бородина Н. С. Организация и планирование производства (текстильная промышленность). – М. : Легпромбытиздат, 1989 Бухало С. М. Организация, планирование и управление деятельностью промышленного предприятия. – К. : Выща школа, 1989 Злотникова Л. Г. , Колосков В. А. , Лобанская Л. П. Организация и планирование производства. Управление нефтеперерабатывающим и нефтехимическим предприятием. – М. : Химия, 1988 Ипатов М. И. , Пытников В. И. , Захарова М. К. Организация и планирование машиностроительного производства. – М. : Высшая школа, 1988 Клименко В. Л. , Табурчак П. П. , Иванова С. Н. Организация и планирование химического производства. – Л. : Химия, 1989 Метс А. Ф. , Штец К. А. , Бельгольский Б. П. Организация и планирование предприятий черной металлургии. – М. : Металлургия, 1986 Родионов Б. Н. Организация, планирование и управление машиностроительным предприятием. – М. : Машиностроение, 1989 Фатхутдинов Р. А Производственный менеджмент: Учебник для вузов. – М. : Банки и биржи: Юнити, 1997
|