Физиологические и психологические характеристики у студентов, различающихся по цвету глаз - (диплом) Физиологические и психологические характеристики у студентов, различающихся по цвету глаз - (диплом)
Физиологические и психологические характеристики у студентов, различающихся по цвету глаз - (диплом) РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Физиологические и психологические характеристики у студентов, различающихся по цвету глаз - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Курганский государственный университет
    Кафедра ботаники и генетики
    Кафедра основ медицинских знаний и охраны здоровья детей

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ У СТУДЕНТОВ, РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ ПО ЦВЕТУ ГЛАЗ

    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
    Студентка Скворчевская Н. В.
    Группа 542
    Специальность “Химия- биология”
    (01080)
    Руководители
    к. б. н. , доцент Григорович О. А.
    к. б. н. , доцент Шаламова Е. Ю.
    Заведующий кафедрой ботаники и
    генетики Григорович О. А.
    Заведующий кафедрой кафедрой основ
    медицинских знаний и охраны здоровья
    детей профессор Кветков В. П.
    КУРГАН 1997
    Содержание

Введение........................................................................................................................ 4

    I. Обзор

литературы........................................................................................... 6 1. 1. Строение радужной оболочки глаз........................................ 6 1. 2. Действие генов окраски радужки............................................. 7 1. 3. Реакция сердечно- сосудистой системы на

физическую нагрузку........................................................................... 10 II. Материалы и методы исследования.............................................. 14 2. 1. Характеристика испытуемых...................................................... 14 2. 2. Методика проведения антропометрических

исследований........................................................................................... 16 2. 3. Исследование сердечно- сосудистой системы............... 18 2. 4. Тесты, используемые для выявления уровня

мышления, памяти и внимания................................................. 20 III. Результаты собственных исследований и их

обсуждение....................................................................................................... 24

3. 1. Цвет глаз и острота зрения у студентов............................ 24 3. 2. Морфологические признаки у студентов,

    имеющих разный цвет радужной оболочки глаз....... 29
    3. 3. Физиологические особенности студентов,

имеющих различный цвет глаз................................................. 34 3. 4. Состояние сердечно- сосудистой системы у

студентов, имеющих разный цвет глаз.............................. 37 3. 5. Психологические особенности студентов,

различающихся по цвету глаз................................................... 49 Выводы........................................................................................................................ 54

Литература............................................................................................................... 55

    ВВЕДЕНИЕ

Известно, что один и тот же ген может действовать на различные признаки организма. Плейотропное или множественное действие генов описано для многих заболеваний человека.

Одна мутация может вызвать целый ряд последствий. Например, у человека известен доминантный ген, определяющий признак “паучьи пальцы” ( синдром Марфана ). Одновременно он определяет аномалии хрусталика глаза и порок сердца ( С. Г. Инге- Вечтомов, 1989; Ф. Фогель, А. Мотульски, 1990 ).

В тоже время у здорового человека такие взаимосвязи обнаружить сложнее, так как в популяциях человека широко распространен полиморфизм большинства генов, что вызывает фенотипическое разнообразие признаков. Однако было бы интересно проследить имеется ли взаимосвязь между отдельными, легко, регистрируемыми признаками, в частности цветом глаз, с физиологическими и психологическими особенностями человека. Если такая взаимосвязь существует, что вполне возможно с точки зрения плейотропного действия генов, то это позволило бы оценить функциональные возможности человека, не прибегая к проведению сложной, трудоемкой диагностики.

Пигмент радужной оболочки глаза играет определенную роль в защите органа зрения от инфекций. Люди с серой радужкой больше всего подвергаются травмам и осложнением глаз. Меньше подвергаются этим травмам и осложнениям лица с голубыми и карими глазами ( А. Е. Каплан, Л. М. Малова, 1979 ). Целью наших исследований являлось изучение морфологических, физиологических и психических особенностей у студентов, различающихся по цвету радужной оболочки глаз.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: Собрать данные по специально разработанной анкете для определения цвета радужной оболочки глаз у студентов.

    Провести антропометрические измерения у студентов.

Изучить особенности сердечно- сосудистой системы у студентов, имеющий разный цвет глаз.

Определить уровень мышления, внимания и памяти у студентов, различающихся по цвету радужки.

    I. Обзор литературы
    1. 1. Строение радужной оболочки глаза

Изучению строения радужной оболочки глаза посвящено большое количество исследований.

Многими отечественными учеными ( В. Н. Архангельский, 1937; Я. А. Винников, 1938; Ю. Ф. Майчук, 1955, 1957; Е. И. Колос, 1953, 1958, 1962 и др. ) детально изучены различные ее структуры и гистогенез, превращение мышечных элементов радужки в культурах тканей, возрастные изменения ее. Некоторые данные старых отечественных авторов ( А. В. Иванов; 1869, Ф. Ерофеев, 1880 ) о строении дилятатора зрачка почти соответствуют современным представлениям. В шестидесятые годы появились данные, полученные при электронно микроскопическом изучении тканевых структур радужки ( А. И. Тусимис, Б. С. Файн, A. J. Tousimisa, B. S. Tine, 1952; Т. Мицуно, 1965, Т. Ивамото, 1961 и др. ).

Имеется также большое количество физиологических исследований, касающихся зрачкового отверстия, выясняющие в той или иной мере источники и структуры, иннервирующие мышцы радужки ( сфинктер и дилятатор ), взаимодействие их обуславливает различное состояние зрачка ( Bernard, 1852, 1867; Н. В. Зимкин и А. В. Лебединский, 1939; 1940, 1941; Boros и J. Takats, 1952; О. Левенштейн, 1956 и др. ).

М. Зальцман, Ю. Ф. Майчук, М. К. Абакаров и др. (1960) выделили в радужной оболочке 5 слоев: эндотелий, передний пограничный, сосудистый, задний пограничный слой и слой пигментного эпителия.

Физиологическая роль пигмента радужной оболочки изучена мало. Она состоит в защитной функции к различным экзо- и эндогенным воздействиям. ( Е. Герценберг, Г. Мещеренский, 1932; А. А. Нестерова, 1958, 1962; Э. Ф. Левкоева, 1973; Ф. М. Ромашов и Е. С. Вельховер, 1973; Д. Г. Затула и А. Г. Слабоспицкая, 1976; А. Е. Каплан и др. )

Морфологические и перфузионные исследования А. П. Нестерова и Ю. А. Батманова ( 1973 ) указывают на определенную роль радужки, особенно ее корня, в оттоке водянистой влаги из глаза. При повышении секреции водянистой влаги передняя камера углубляется, радужка отодвигается кзади, и отток жидкости ускоряется.

    1. 2. Действие генов окраски радужки

Красящее вещество глаза в основном однородно и представляет собой тот же пигмент, что в волосах и коже - меланин. Меланиновые зерна в наибольшем количестве откладываются в заднем слое радужины. К нему непосредственно прилегает задний пограничный слой, образованный продолжением волокон мускула, расширяющего зрачок, также содержащий значительное скопление пигмента. Однородны по характеру пигментные клетки, лежащие в волокнах мускула, сжимающего зрачок. Окружающее отверстие зрачка часть заднего пигментного слоя выходит на переднюю поверхность радужки в виде небольшой полоски. Пигментация заднего пограничного слоя, несомненно, варьирует по интенсивности, но сравнительно в узких пределах. Гораздо значительнее вариации пигмента, залегающего в соединительно- тканных клетках стромы сосудистого слоя.

Стромальный пигмент может быть представлен лишь единичными зернами на всем протяжении радужки или, напротив, может образовать сплошную пигментную оболочку. В первом случае радужка имеет оттенки от синего или голубого до зеленого, во-втором - от темно- карего до желтого. В промежуточных случаях возникают оттенки от светло- карего до зеленого. Светло карий цвет этой промежуточной категории не вполне идентичен с карими оттенками, возникающими при обильном содержании пигмента в строме. Зеленый цвет также неодинаков в двух случаях.

Изменение светлоты тона при одинаковом количестве пигмента в строме от темно- карего до желтого связывается отчасти с колебаниями пигментного содержания заднего пограничного слоя и обусловленного или различия в поглощении и отражении световых лучей. Отчасти же это изменение связывается со строением переднего пограничного слоя. Степень цельности последнего сильно варьирует; значительные участки радужины оказываются иногда совершенно лишенными ретикулярных клеток переднего пограничного слоя или несут их в самом небольшом количестве. Редукция переднего пограничного слоя сопровождается обычно уменьшением толщины соединительно- тканных волокон стромы. Эти вариации усиливают колебания светлоты оттенков и, вместе с тем, определяют рисунок радужки. При очень сильной редукции переднего пограничного слоя возникает однородная “налитая” окраска на всем протяжении, или “пятнистая”, в зависимости от пигментного содержания в других слоях. При частичном сохранении переднего пограничного слоя наблюдается “радиальная” структура, чередование полосок различной светлости, соответствующих прохождению сосудов и промежутков между ними; в светлых глазах белесоватые радиальные жилки чередуются с голубоватыми промежутками, в темных глазах чередование полосок карего цвета разной светлоты. Если передний пограничный слой сохраняется лишь в середине радужки, возникает “звездчатая” структура или концентрическая - круговые линии сужения зрачка. Большое значение переднего пограничного слоя для окраски радужки было неоднократно отмечено в последнее время в специальной работе Вейнингером.

Предпологается наличие трех генов, отвечающих за формирование пигмента и окраски радужки. Ген С по своему расщеплению обнаруживает явную связь со стромальным пигментом. Ген В, как таковой до настоящего времени не выделенный, определяет вариации пигмента заднего пограничного слоя. Ген А связывается с вариациями структуры переднего пограничного слоя. При наличии гена А, даже когда стромального пигмента мало, радужка не может приобрести специфической прозрачности, свойственной чисто голубым или синим оттенкам, она всегда представляется несколько серой в светлых глазах, карей в темных, смешанной желто- зеленой - в переходных. Руководствуясь этими соображениями В. В. Бунак дал иное обозначение этим генам. Он воспользовался названиями элементов, определяемых каждым геном: пигмент заднего пограничного слоя ( P ), стромальный пигмент ( S ), эпителиальный передний пограничный слой, его цельность ( E ).

Эти гены локализованы в аутосомах. Два из них, вероятно, в одной аутосоме, действуют аддитивно, а наследственность, как правило, промежуточная.

1. 3. Реакция сердечно- сосудистой системы на физическую нагрузку Изменение сердечно- сосудистой системы под влиянием физической нагрузки изучено достаточно подробно. Многие ученые в своих работах указывают на резкое увеличение числа сердечных сокращений при мышечной нагрузке. Они могут достигать 160- 200 уд/мин. ( Н. В. Зимкин с соавт. , 1965; В. Л. Карпман, 1969 и др. ).

Частота сердцебиений увеличивается в самом начале физической работы. После нее сердечный ритм быстро возвращается к исходному уровню так, что спустя 10-15 минут после прекращения работы умеренной тяжести учащения обычно уже не заметны. Учащение пульса происходит за счет укорочения диастолы и сердечной паузы, что имеет для организма определенные последствия: во- первых, период времени между 2 систолами является временем отдыха сердечной мышцы и укорочение периода может, таким образом, нарушить равновесие в физико- химических процессах, происходящих в мышечных волокнах сердца, что в свою очередь может привести к утомлению сердца; во- вторых, во время диастолы желудочки наполняются кровью. При слишком большом укорочении этого периода времени при данной скорости венозного притока будет недостаточно для совершенного наполнения, и желудочки могут начать выбрасывать меньшее количество крови. По данным Siestrand ( 1965 ) “стандартная работоспособ-ность” приурачивается к частоте сердцебиений, равных 170 уд/мин.

Рациональность убыстрения сердечного темпа при выполнении физических упражнений рассматривается в связи с так называемой “критической” частотой пульса. Она определяется по той минимальной длительности сердечного цикла, дальнейшее укорочение которой ведет к уменьшению эффективности сердечных сокращений.

При устойчивом состоянии обнаруживается феномен Бар-крофта, который применительно к частоте пульса состоит в том, что выраженность физиологической аритмии во время мышечной работы значительно уменьшается.

Выполнение одной и той же нагрузки хорошо подготовленными спортсменами совершается при более низком сердечном темпе, по сравнению с недостаточно тренированными. На характер и выраженность изменений сердечного ритма во время мышечной работы определенным образом влияют пол и возраст испытуемых.

Мышечная работа сопровождается и изменением кровяного давления. При динамической работе систолическое давление повышается, а диастолическое менее изменяется. При этом установлена зависимость реакции артериального давления от мощности выполняемой работы и степени тренированности. При статической работе отмечено повышение уровня систолического и диастолического давления и уменьшение пульсовой амплитуды.

Анализ артериального давления при физической нагрузке, проведенный в последнии годы с применением катетеризации артерий, подтвердил данные об увеличении систолического давления до 150-200 мм. рт. ст.

Изменение артериального давления, особенно в начальном периоде работы, происходит волнообразно, что объясняется запаздыванием местного и рефлекторного расширения перифирического русла по отношению к увеличивающемуся объему циркуляции. При относительно легкой работе давление нарастает пропорциально мощности работы; при более выраженной работе оно достигает определенного уровня и стабилизируется несмотря на дальнейшее увеличение мощности выполняемой работы. При очень напряженной и длительной работе, вызывающей резкое утомление, систолическое давление может снижаться. Оно понижается в тот момент, когда частота сердечных сокращений достигает 180 уд/мин. В. В. Васильева и др. ( 1966 ) обнаружили регионарные особенности изменения артериального давления при работе различных мышечных групп. Так, при работе ногами давление в артериях рук повышалось более интенсивно, и наоборот, при работе верхних конечностей артериальное давление в отдыхающих нижних конечностях относительно высокое. Механизм регионарных сдвигов артериального давления не вполне ясен. Относительное повышение артериального давления объясняется тем, что в неработающих конечностях повышено периферическое сопротивление, вместе с тем включаются адаптивные механизмы за счет сложения центробежных и отраженных от периферии центростремительных волн. Малым изменениям подвергается диастолическое давление при мышечной работе ( М. В. Раскин, 1969; Bruoni, 1960; и др. ).

У людей, с так называемой стабилной регуляцией функции кровообращения, легкая работа вызывает повышение систолического давления и понижение диастолического. При тяжелой работе повышается и систолическое, и диастолическое давление. Среднее артериальное давление при относительно легкой работе удерживается на постоянном уровне.

    II. Материалы и методы исследованиЯ
    2. 1. Характеристика испытуемых

Исследования проводились среди студенток 18-22-летнего возраста Курганского государственного университета в 1995-1996 годах. Всего обследовано 83 студента: 42 студента с естественно-географического факультета и 41 студент с физико-математического факультета. У всех обследованных определен цвет радужной оболочки по специально разработанной анкете ( табл. 1 ). На основании анализа этой анкеты все обследованные студенты разделены на группы. Среди исследуемых не оказалось ни одного человека с черным цветом радужки, которая не отделима по цвету от зрачка ( очень редкий вариант ). Также не было студентов с желтым цветом радужки. Часть студентов ( 41 человек ) прошли антропометрические исследования и исследования сердечно-сосудистой системы, другие ( 42 человека ) прошли психологическое тестирование, на основании которых проанализированы такие психологические характеристики как память, внимание и мышление. Все исследования мы проводили по программе, вклю-чающей измерения морфологических, физиологических и психологических признаков. В частности, нами проведено измерение длины и массы тела, окружности грудной клетки на вдохе, выдохе, во время паузы и экскурсии, а также измерение частоты сердечных сокращений, артериального давления, жизненной емкости легких, силы рук и спины, остроты зрения. Для обработки всех показателей испытуемых использовали программу для вычисления средней величины и стандартной ошибки. Программа выполнялась на микрокалькуляторе БЗ-21.

    2. 2. Методика проведения антропометрических исследований

Для получения качественного материала необходима хорошая организация исследования. Обязательно должна быть составлена программа исследования. В соответствии с программой разрабатывается регистрационный бланк, в который включаются сведения об испытуемом: фамилия, имя, отчество, пол, год рождения. Место проведения антропометрических исследований должно быть хорошо освещено. Важно, чтобы испытуемый был спокоен. Общие размеры тела - это тотальные размеры.

Длина, или высота - это линейные размеры вертикального направления. Длина тела

Измерение проводится с помощью ростометра. В положении стоя обследуемый становится на площадку деревянного ростометра таким образом, чтобы касаться деревянной палки ростометра пятками, ягодицами и лопатками. Измерение проводится с точностью до 0, 5 см.

    Измерение окружности грудной клетки (ОГК)

Эти размеры измеряются металлическими и обыкновенными сантиметровыми лентами. При измерении следует следить за тем, чтобы лента лежала горизонтально и ее нулевое деление находилось спереди испытуемого. Лента должна плотно прилегать к телу. Она накладывается сзади под нижними углами лопаток по 4 ребру ( у женщин ). Точность измерения 5 мм. Масса тела

Масса тела определяется при помощи обыкновенных медицинских весов с точностью 200 г. Значительные вариации массы тела зависят от изменчивости различных компонентов, в первую очередь от костной, жировой и мышечной ткани.

    Измерение силы мышц ( динамометрия )

Для измерения силы мышц кисти используют ручной динамометр. Для взрослых применяется динамометр со шкалой деления от 0 до 90 кг. При измерении обследуемый вытягивает руку с динамометром в сторону и сжимает его со всей силой. При этом нельзя сходить с места и сгибать руку в локтевом суставе.

Для измерения силы мышц- разгибателей спины пользуются становым динамометром. Испытуемый должен встать на подставку динамометра, согнуться и взяться двумя руками за рукоятку. При этом руки и ноги должны быть выпрямлены. С максимальной силой обследуемый тянет рукоятку вверх, выпрямляя при этом туловище. Фиксируем показатель по шкале прибора. Измерение жизненной емкости легких ( ЖЕЛ )

Жизненная емкость легких определяется с помощью спирометра. Устанавливается шкала спирометра на нуле. Испытуемый после глубокого вдоха делает максимальный выдох в спирометр. По шкале прибора фиксируем ЖЕЛ. Измерение остроты зрения

Определение остроты зрения проводили по таблице Д. А. Сивцева.

    2. 3. Исследование сердечно- сосудистой системы ( ССС )

Для оценки состояния сердечно- сосудистой системы у испытуемых определяли частоту сердечных сокращений (пульс) и артериальное давление.

    Определение частоты сердечных сокращений ЧСС

Накладывали три пальца над проекцией лучевой артерии в области запястья испытуемого. Находили наиболее отчетливое место пульсации артерии. С помощью секундомера в течении 1 минуты определяли частоту пульсовых ударов. Затем испытуемый подвергался физической нагрузке ( 20 приседаний, 1 мин. ) и тотчас определяли ЧСС.

Повторяли исследование ЧСС в восстановительный период ( в положении сидя ). Определение артериального давления ( АД )

АД мы измеряли по методу Короткова. При определении АД обнажали правую руку испытуемого и оборачивали манжетку плотно вокруг середины плеча так, чтобы ее нижний край находился на 2, 5-3 см выше локтевого сгиба.

Манометр не должен находиться в поле зрения испытуемого. Уровень стрелки в нем должен соответствовать нулю. В области локтевого сгиба на лучевой артерии устанавливали фонендоскоп. Нагнетали воздух в манжету до тех пор, пока манометр покажет 160-180 мм. рт. ст. ( до полного исчезновения пульса ). Медленно выпускали воздух из манжеты, снижая давление в манжете, внимательно прослушивали фонендоскопом пульс и при появлении первого звука фиксировали показания манометра. Это будет величина систолического (максимального ) давления, то есть в этот момент только во время систолы кровь проталкивается через сдавленный участок сосуда.

Продолжали прослушивать пульсовые толчки. Они постепенно затухали, и в момент полного исчезновения звука снова фиксировали показания манометра. Эта величина соответствует диастолическому ( минимальному ) давлению. В это время давление в манжете равно диастолическому и кровь бесшумно начинает протекать под манжетой не только во время систолы, но и во время диастолы.

Исследование проводилось в начале в состоянии покоя. Затем испытуемый делал 20 приседаний ( глубоких и быстрых), после чего определяли величину АД.

Измерение повторили в восстановительный период ( через 1 минуту после физической нагрузки ).

2. 4. Тесты, используемые для выявления уровня мышления, памяти и внимания 1. Тест для оценки кратковременной зрительной памяти

    15
    39
    87
    23
    94
    65
    79
    46
    83
    19
    11
    52

На планшете изображена комбинация чисел в четыре столбца и в три ряда. Испытуемые должны постараться запомнить как можно большее количество чисел за 20 секунд. А затем воспроизвести максимальное количество чисел из предъявляемой комбинации.

Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных чисел. Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной, иначе - оперативной памяти - 10 единиц материала. Средний уровень - 6- 7 единиц. 2. Тест для оценки логической памяти

    пара- два
    физика- наука
    гвоздь- доска
    час- время
    грядка- огород
    десять- число
    глава- роман
    дуб- желудь
    страна- город
    стол- обед

Пары слов на планшете запоминаются в течении 30 секунд, воспроизводятся в заданной последовательности в течении 3 минут.

    3. Тест для оценки концентрации внимания
    2
    4
    7
    9
    10
    11
    12
    13
    16
    17
    18
    20
    21
    24
    25
    26
    28
    29
    30
    33
    35
    36
    37
    39
    40

На планшете по возрастающей расположены числа от 1 до 40, пятнадцать из которых пропущены. В течении полутора минут аудитория знакомится с ним, затем вписывает недостающие числа в порядке их увеличения.

    Время выполнения 3 минуты.
    4. Тест для оценки переключения внимания

Предлагается 3 разные дроби, с которыми нужно произвести следующие операции: числитель и знаменатель сложить, полученная сумма будет числителем следующей дроби, а знаменателем будет числитель первой. За одну минуту необходимо написать как можно больше таких дробей. В каждом варианте новая дробь.

5. Тест для оценки логического аспекта математического мышления 1)

    24
    21
    19
    18
    15
    13
    7
    2)
    1
    4
    9
    16
    49
    64
    81
    100
    3)
    16
    17
    15
    18
    14
    19
    4)
    1
    3
    6
    8
    16
    18
    76
    78
    5)
    7
    16
    9
    5
    21
    16
    9
    4
    6)
    2
    4
    8
    10
    20
    22
    92
    94
    7)
    24
    22
    19
    15
    Ответы:
    1) 12; 9
    5) 13
    2) 25; 36
    6) 44; 46
    3) 13; 20
    7) 10; 4
    4) 36; 38

Аудитории предлагается 7 “числовых рядов”. Нужно найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время работы 5 минут. Обработку тестов проводили с помощью нормативной таблицы 2.

    III. Результаты собственных исследований и их обсуждение
    3. 1. Цвет глаз и острота зрения у студентов

Исследование цвета радужной оболочки глаз у студентов физико- математического и естественно- географического факультетов показали, что у них не обнаружено глаз с черной и желтой радужкой.

Распределение студентов по цвету глаз приведено в таблице 3. Анализируя таблицу, видим, что в некоторых классах оказалось небольшое количество человек, поэтому мы объединили людей, имеющих близкие оттенки радужки в одну группу. В первую группу ( карие глаза ) вошли 2, 3 и 5 классы. Во вторую группу (серо-зеленые глаза) - 6, 7 и 8 классы. Третью группу (серо-голубые глаза) составили 9, 10, 11 и 12 классы.

Таким образом, наибольшее количество студентов было с серо- зелеными глазами 34, 93%, наименьшее количество с карими - 32, 53% и с серо-голубыми глазами 32, 54% .

Выявлено, что среди обследованных студентов примерно одинаковое количество человек имеют карие глаза, серо- зеленые и серо- голубые глаза. Подобные исследования по изучению распределения цвета радужки глаз у людей проводились А. Е. Капман и Л. М. Маловой (1979 г. ) в городе Донецке. Они также условно разделили людей по цвету радужки на группы с карими, серыми и голубыми глазами. При этом принималось во внимание, что карие глаза содержат наибольшее, а голубые - наименьшее количество пигмента радужной оболочки. Они выявили, что больше людей имеют карие глаза - 41%, серые - 37% и голубые - 22%. Этими же учеными был проведен анализ цвета глаз у пострадавших лиц с травмами и осложнениями глаз. Так, больше всего подвергаются травмам люди с серыми глазами (18%), меньше с голубыми (16%) и с карими (2, 3%).

Таким образом, пигмент радужной оболочки играет определенную роль в защите органа зрения от инфекции. Помимо цвета глаз мы проанализировали у студентов физико- математического факультета остроту зрения и полу-чили следующие результаты. В I группе 46, 15% студентов имеют нормальное зрение, и такое же количество близоруких. Среднее значение остроты зрения левого глаза близоруких составляет 0, 6, а правого глаза- 0, 5. У 7, 69% студентов с карими глазами имеется дальнозоркость левого и правого глаза. Если посмотреть результаты II группы, то видим, что студентов с дальнозоркостью не обнаружено. А вот 25% студентов имеют близорукость левого глаза и 33, 33% - правого глаза. Причем, острота зрения составляет, соответственно, 0, 7 и 0, 5. Нормальное зрение левого глаза имеют 75% студентов, а правого - 66, 67%.

В III группе 9, 09% студентов имеют дальнозоркость левого и правого глаза. 36, 36% студентов близоруки по левому глазу и 27, 27% - по правому глазу. Острота зрения составляет, соответственно, 0, 6 и 0, 5. Остальные испытуемые имеют остроту зрения, равную единице.

    Результаты остроты зрения даны в таблицах 4 и 5.

Таким образом, студенты II группы ( серо- зеленые глаза ) имеют лучше зрение, чем испытуемые I и III групп.

3. 2. Морфологические признаки у студентов, имеющих разный цвет радужной оболочки глаз Сравним морфологические признаки у трех групп, различающихся по цвету радужки ( таблица 6 ). В результате обследования выяснилось, что длина тела практически у всех студенток 18-22 летнего возраста, различающихся по цвету глаз одинакова ( рис. 1а ). Характеризуя длину тела у испытуемых, необходимо отметить, что у значительного числа лиц этих возрастов процесс роста практически закончен.

Большой массой тела обладают лица II группы (серо- зеленые глаза) ( рис. 1б ). Масса равна 60, 13±2, 04 кг. На 5 килограммов меньше масса у испытуемых с серо- голубой радужкой (III группа), чем у II группы. Еще меньше вес у студентов с карими глазами, он составляет 54, 02±3, 41 килограмма.

Если учесть, что длина тела у испытуемых этих трех групп практически одинакова, то оценивая идеальную массу тела по формуле:

    m=L-110;
    где m - масса;
    L - длина тела

можно сделать заключение о том, что у студенток первой группы идеальная масса тела, у III группы имелся небольшой недостаток в массе, и у II группы избыточная масса тела.

Существует множество данных, подтверждающих, что наименьшей изменчивостью и наибольшей наследуемостью характеризуются признаки морфологического уровня. Первые научные исследования принадлежат Гальтону (1889), Пирсону (1898), Фишеру (1918). Так Фишер, изучив длину тела у родственников разной степени родства, пришел к выводу, что наследуемость ее в парах родители - дети выражены на 1/2, дети - бабушка и дети - дедушка - на 1/4, двоюродные братья и сестры - на 1/8. Такой признак, как длина тела почти полностью ( около 90% ) объясняется генотипическими воздействиями. Весьма значительно и влияние генотипа на массу тела.

Высокую наследуемость морфологических признаков подтверждают близнецовые исследования. Robert Etal (1987) на основе принципов популяционных пар (67 пар монозиготных близнецов и 49 пар дизиготных близнецов), родившихся в 1976-1988 гг. в Майями. Массу и длину тела близнецов измеряли на четырнадцатый день после рождения и через 1, 3, 6, 9, 12 месяцев. При каждом измерении обнаружена статистически значимая генетическая изменчивость для обоих показателей. Наследуемость массы тела увеличивалась с 0, 28 на четырнадцатый день до 0, 64 в возрасте одного года; для длины тела, соответственно, с 0, 16 до 0, 48. При анализе показателей окружности грудной клетки при вдохе видим, что испытуемые II группы имеют большую окружность грудной клетки, немного меньше ОГК при вдохе у студентов с серо- голубыми и карими глазами. Если сравнить показатели ОГК при выдохе, также II группа обладает большей величиной 84, 88±1, 67 см. Эти показатели у I и III групп одинаковы. Из таблицы 6 видим, во время паузы ОГК выше у испытуемых с серо- зелеными глазами и соответствует: 88, 00±1, 81 см. У студентов с карими и серо- голубыми глазами эта величина составляет, соответственно, 85, 79±1, 83 см и 85, 00±2, 77 см. В показателях экскурсии достоверных различий не обнаружили. В I, II, III группах они равны, соответственно, 8, 50±1, 02 см, 9, 15±0, 91 см и 9, 30±1, 13 см. Таким образом, при анализе таблицы видим, что II группа, включающая 6, 7 и 8 классы оттенки радужки, имеет наибольшие значения окружности грудной клетки при вдохе, выдохе и во время паузы. Это, вероятно связано с тем, что у них больше масса тела, которая вызывает увеличение окружности грудной клетки.

3. 3. Физиологические особенности студентов, имеющих различный цвет глаз Помимо морфологических исследований мы провели измерения физиологических показателей: силу правой и левой кисти, становую силу, ЖЕЛ.

Из анализа таблицы 7 видим, что у лиц I группы сила правой руки несколько меньше, чем у II и III групп. Причем у последних этот показатель примерно одинаков. Если сравнить силу левой руки, то наибольшей она будет во II группе - 26, 29±1, 68 кг. А в I и III группах этот показатель примерно одинаков ( рис. 2 ). Таким образом, наибольшей силой рук обладают студенты с серо- зелеными глазами ( II группа ).

Анализируя данные по становой силе, обнаружили наибольшие значения в III группе. Становая сила равна 76, 82±14, 97 кг. , несколько ниже этот показатель у лиц I группы. Минимальной величиной становой силы обладают студенты II группы - 70, 89±6, 80 кг. Таким образом, у студентов II группы наибольшая кистевая сила сочетается с наименьшей становой силой, то есть хорошо развиты мышцы кисти и плохо мышцы, разгибающие спину.

Одной из важнейших физиологических характеристик, которая определяет функциональное состояние организма является жизненная емкость легких. В проведенных нами обследованиях этот показатель у всех трех групп, отличающихся по цвету радужной оболочки, достоверных различий не имел. ЖЕЛ в группах равна, соответственно, 3164±0, 22 мл. ; 3400±0, 75 мл. и 3970±0, 39 мл. Все же несколько больше ЖЕЛ у людей, имеющих серо- голубой цвет глаз.

3. 4. Состояние сердечно- сосудистой системы у студентов, имеющих разный цвет глаз

Помимо морфологических и динамометрических показателей мы обследовали также сердечно- сосудистую систему у студентов, отличающихся по цвету радужной оболочки глаз.

Из анализа таблицы 8 видим, что частота сердечных сокращений в покое у студентов III группы равна 73, 00±3, 28 уд/мин. У лиц с серо- зелеными глазами пульс 77, 68±4, 04 уд/мин. Самый высокий показатель ЧСС в покое у испытуемых I группы - 78, 46±3, 34 уд/мин. После физической нагрузки обнаружили резкое увеличение пульса. Максимальное значение его 138, 6±4, 91 уд/мин. у лиц I группы; 137, 5±3, 82 - у лиц II группы. Несколько ниже этот показатель в III группе - 132, 0±4, 69 уд/мин. Таким образом, пульс после физической нагрузки у всех испытуемых увеличился. Однако в первой группе он увеличился до 176, 65% ( по отношению к ЧСС в покое ), во II группе - до 177, 01%, в третьей группе пульс увеличился до 180, 82%; то есть несмотря на то, что в III группе показатели ЧСС были ниже, у них выявили максимальное повышение пульса после нагрузки. Через 1 минуту после физической нагрузки вновь измерили ЧСС. В I группе ЧСС составила 116, 31% ( по отношению к состоянию покоя ), во II группе - 111, 87%, в III группе 116, 41% ( рис. 3 ). Таким образом, полного восстановления пульса в группах не произошло. Изменение сердечно- сосудистой системы под влиянием физической нагрузки изучено достаточно подробно. Большинство исследований указывает на резкое увеличение числа сердечных сокращений, которые при мышечной нагрузке могут достигать 160- 200 уд/мин. ( Н. А. Степочкина, 1964; Н. В. Зимкин с соавт. , 1965; В. Л. Карпман, 1962 ) ( цит. по Б. Н. Турусбекову, А. М. Абакарову, 1982 ).

Во время мышечной работы пропорционально ее интенсивности возрастает сердечный выброс. Систолическое артериальное давление также увеличивается в прямой зависимости от мощности нагрузки. Повышение сердечного выброса больше влияет на систолическое, чем диастолическое давление. Так, например, при работе на велоэргометре с каждым увеличением нагрузки на 300 кг/мин. систолическое давление ( давление в плечевой артерии ) повышается в среднем на 8 мм. рт. ст. , а в среднем артериальное давление - 3 мм. рт. ст. Это можно объяснить так. Во время работы происходит резкое расширение сосудов в работающих мышцах, а в начале любой работы или на всем протяжении кратковременной работы - расширение кожных сосудов. Это означает, что в единицу времени из артерии в расширенные мышечные ( и кожные ) артериоли и капилляры сбрасывается больше крови, чем в покое. В результате ускоренного оттока русла диастолическое давление если и растет при мышечной работе ( из-за увеличения сердечного выброса ), то очень мало. Характер работы также влияет на артериальное давление. При одинаковом уровне потребления кислорода при работе руками артериальное давление значительно больше, чем при работе ногами. Во время мышечной работы при вертикальном положении тела артериальное давление выше, чем при такой работе при горизонтальном положении тела ( Я. М. Коц, 1982).

    Систолическое давление

В проведенных исследованиях в состоянии физиологического покоя обнаружили, что самое низкая величина систолического давления 107±4, 95 мм. рт. ст. у лиц III группы, у I группы - 110±3, 80 мм. рт. ст. Во II группе систолическое давление равно 115±4, 73 мм. рт. ст. Средняя величина систолического давления у всех испытуемых составила 110, 60±4, 49, что соответствует нормальным величинам ( рис. 4а ). После выполнения дозированной нагрузки у всех испытуемых обнаружили повышение систолического давления. Средняя величина систолического давления после физической нагрузки у всех испытуемых составила 126, 3±3, 70 мм. рт. ст. Максимальное систолическое давление после физической нагрузки наблюдалось в III группе ( 130±3, 33 мм. рт. ст. ). Повышение артериального давления до 121, 50% от состояния покоя ( рис. 4б ). Систолическое давление в I группе составило 121±3, 77 мм. рт. ст. Повышение было до 110%. Во II группе систолическое давление после физической нагрузки повысилось до 111, 30% по сравнению с состоянием покоя. Через некоторое время после физической нагрузки вновь измерили систолическое давление ( табл. 9 ). У всех испытуемых произошло снижение артериального давления до уровня покоя. Достоверных различий в группах мы не выявили.

    Диастолическое давление

Разноречивы сведения об изменении диастолического давления при физической нагрузке. Одни авторы указывают на незначительные изменения его ( М. В. Раскин, 1969, Bruoni, 1960; и др. ) или повышение ( С. В. Шестакова, 1930, Е. В. Кукулевская, 1955), другие понижения ( М. Н. Горкин с соавт. , 1962; В. В. Васильева, 1968 и др. ) ( цит. по М. С. Абрамову, 1986 ).

В проведенных исследованиях у всех испытуемых в состоянии физиологического покоя диастолическое давление в среднем составило 67, 3±2, 38 мм. рт. ст. ( таблица 10 ). Минимальное значение систолического давления в состоянии покоя мы обнаружили у студентов I группы. Оно равно 63±2, 04 мм. рт. ст. Диастолическое давление выше у II и III групп и, соответственно, равно 69±2, 40 мм. рт. ст. и 70±2, 71 мм. рт. ст. После выполнения дозированной нагрузки незначительное увеличение артериального диастолического давления выявили только у испытуемых I группы ( 64±4, 72 мм. рт. ст. ). В III группе эта величина не изменилась. Во II группе диастолическое давление увеличилось примерно на 11 мм. рт. ст. В восстановительный период показатели АД отражены в таблице 10. Достоверных различий в этих показателях не наблюдается. Тем не менее во II группе АД выше, чем в I и III группах. Изменение систолического и диастолического давления после физической нагрузки показаны на рис. 4а, 4б и 5а, 5б. Таким образом у всех испытуемых после физической нагрузки наблюдался нормотонический тип реакции.

3. 5. Психологические особенности студентов, различающихся по цвету глаз Наличие общих путей синтеза нейромедиаторов и пигмента меланина представляет теоретическую основу для исследования связей между психометрическими характеристиками и цветом глаз, кожи и волос.

Bernhard (1965) зафиксировал повышение экстравертированности, ригидности и снижение общего индекса интеллекта по мере перехода от светлой пигментации глаз к темной.

Мы провели тестирование на выявление уровня мышления, памяти и внимания у студентов, отличающихся по цвету радужной оболочки глаз. Исследуемые были выбраны случайно из числа студентов естественно- географического факультета.

Также как в антропофизиометрических исследованиях мы всех студентов разделили на 3 группы. В каждую группу вошли студенты с близкими оттенками радужной оболочки глаз.

    В I группе: 2, 3, 5 классы.
    В II группе: 6, 7, 8 классы.
    В III группе: 9, 10, 11 и 12 классы.

Все результаты демонстрирует таблица 11. Не выявлены значительные отличия уровня памяти и мышления у испытуемых, различающихся по цвету глаз. Из таблицы мы видим, что зрительная кратковременная память у всех студентов, отличающихся по цвету глаз, практически одинакова. Некоторые отличия наблюдаются в логической памяти. Студенты, входящие во II группу, имеют среднее значение, отражающее логическую память 12, 53±1, 51. Испытуемые I и III группы имеют значение примерно одинаковое - 13, 60±1, 68 и 13, 06±0, 73, соответственно. Если сравнить эти значения логической памяти с нормативной таблицей психологических тестов, то уровень развития логической памяти у всех студентов выражен слабо. Сравнивая показатели концентрации внимания, видим, что наименьшим он является у II группы ( 5, 90±0, 81 ). Чуть выше показатели I и III группы. Сопоставляя эти цифры с баллами нормативной таблицы, видим, что концентрация внимания у всех студентов ниже среднего уровня.

Наиболее существенное отличие у испытуемых, отличающихся по цвету глаз, обнаружено в показателях, характеризующих переключение внимания. Анализируя таблицу 11, видим, что самый низкий показатель переключения внимания у лиц I группы. Он равен 9, 87±0, 58. Немного выше у студентов II группы 10, 04±0, 43. Самый высокий результат в III группе 11, 65±0, 36. Таким образом, у студентов II и III групп отличный уровень развития по переключению внимания.

При анализе уровня логического аспекта математического мышления оказалось, что во всех группах этот показатель очень низкий. Это говорит о том, что у студентов естественно- географического факультета плохо развита логика математического мышления.

Такие исследования по выявлению взаимозависимости особенностей цвета глаз человека и свойствамиего ЦНС необходимы. Так как, исходя из этого, можно предположить, что существует различная способность представителей различных цветов глаз по отношению к обучению и воспитанию, что дает новые возможности применения различных форм, методов и методических приемов в обучении, а также использования индивидуального подхода. Данная проблема требует дальнейшего научного исследования.

    выводы

Среди обследованных студентов было выявлено примерно одинаковое количество людей с карими, серо- зелеными и серо- голубыми глазами. Не было обнаружено студентов с черной и желтой радужкой.

    Острота зрения выше у студентов с серо- зелеными глазами.

Масса тела у студентов с карими глазами соответствует их росту, а у студентов с серо- зелеными глазами обнаружили избыточную массу тела.

У испытуемых с карим, серо- зеленым и серо- голубым цветом радужки обнаружили нормотонический тип реакции на стандартную физическую нагрузку. У лиц с карими глазами происходит более медленное восстановление ЧСС после стандартной физической нагрузки.

    Литература:

Абакаров М. Х. К вопросу о строении и реактивных свойствах радужной оболочки глаза. ( Сравнительно- морфологические и экспериментальные исследования ). Автореф. дисс.... канд. мед. наук. - Киев, 1966. - 27 с. Аветисов Э. С. , Степанский Г. А. Физиология человека и животных. Психофизиология зрительного восприятия. - М. : ВИНИТИ, 1976. - т. 18. Акинщикова Г. И. Соматическая и психологическая организация человека. - Л. : Изд- во ЛГУ, 1977. - 160 с. Алиханян С. И. , Акифьев А. П. , Чернин А. С. Общая генетика. - М. : Высш. школа, 1985. Бунак В. В. Генетический анализ окраски радужины человека // Вопросы антропологии. - 1954. - N5, с. 21-26. Венгер Г. Е. Новый метод частичной трансплантации радужной оболочки. Офтальмологический журнал. - 1981. - N 5, с. 305-308.

Водовозов А. М. Иридохромоскопия и иридохромото-графия как методы исследования радужной оболочки в свете различного спектрального состава. // Вестник офтальмологии. - 1990. - т. 106, N 2. - с. 34-40.

Гуминский А. А. , Леонтьева Н. Н. , Маринова К. В. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. М. : Просвещение, 1990.

Заградский В. П. , Сулимо- Самуйло З. К. Методы исследования физиологии труда. - Л. : 1976. - 136 с. Зимкин Н. В. Физиология человека. - М. : Физкультура и спорт, 1975. - с. 400-410.

Инге- Вечмотов С. Г. Генетика с основами селекции. М. : Высшая школа, 1989. Каарма Х. Т. Ведущие факторы в системе размеров тела у женщин. // Архив анатомии, гистологии и эмбриологии. - 1983- 1985. - N 9, с. 67-70. Каплан А. Е. , Малова Л. Н. Пигмент радужной оболочки глаза как фактор противомикробного иммунитета. // Вестник офтальмологии. 1979. - N 5, с. 31-34.

Карпман В. Л. , Любина Б. Г. Динамика кровообращения у спортсменов. - М. : Физкультура и спорт, 1982. Козлов А. И. К антропометрическому обеспечению “паспорта здоровья”: простота и достаточность. // Современная антропология медицине и народному хозяйству: тезисы конференции. - Таллин, 1988, с. 22-24.

Нестеров А. П. , Батманов Ю. Е. Роль радужной оболочки в оттоке водянистой влаги из глаза. // Казанский медицинский. - 1973. - N 5, с. 55-56. Парин В. В. Кровообращение в норме и патологии. - М. : Наука, 1974. - т. 1. Петров И. , Бъчварова М. Соматометрична характеристика на 600 студенти от гр. Пловдив. // Науч. тр. Пловдив. ун-т. Биол. - 1982. - 20, N 4, с. 283-284. Подгорная Н. Н. Возрастные изменения ультраструктуры радужной оболочки. // Вестник офтальмологии. - 1976. - N 2, с. 58-62. Римский Р. Р. и Римский С. А. Альманах психологи-ческих тестов. - М. : КСП, 1995. - 400 с.

Роль сердечно- сосудистой системы в адаптации физической нагрузки: Лекция. // Клиническая медицина. - 1984, т. 62, N11, с. 7-11. Свирская В. В. , Сосновых Г. И. Состояние адаптации сердечно- сосудистой системы у студентов. // Здравоохранение Белоруссии. - 1990. - N1.

Сипарова Л. С. , Подпалов В. П. , Пиманов С. И. Влияние физической и эмоциональной нагрузок на функциональное состояние вегетативной нервной и сердечно- сосудистой систем у студентов. // Здравоохранение Белоруссии. - 1982. - N. 8, с. 30-33.

Стародубцева Е. И. , Щербина А. Ф. Роль наследственных факторов в происхождении врожденной аниридии. Офтальмологический журнал. - 1974. - N. 2, с. 136-144. Сутягина О. В. К ультраструктуре капилляров радужной оболочки человека. // Вестник офтальмологии. - 1976. - N. 7, с. 538-540. Сутягина О. В. , Бубнов В. И. Об инволюционных изменениях радужной оболочки и содержания некоторых гликопротеидов в сыворотке крови человека. // Вестник офтальмологии. - 1975. - N. 3, с. 62-63. Тамбиан Н. Б. Сердце и спорт. - М. : Знание, 1962.

Турусбеков Б. Т. , Абакаров А. Н. Сердечно- сосудистая система и работоспособность спортсменов. - Фрунзе: Кыргизстан, 1982. / Цветовский С. Б. Решение пространственных задач и характеристики памяти в аспекте представлений о функциональной специализации полушарий мозга. - Новосибирск: Инс-т физиол. СОАМН, 1989. - 11 с.

Фогель Ф. , Мотульски А. Генетика человека. - М. : Изд-во “Мир”, 1990. Bernhard W. Psychische korrelate der Anger - und Haarfarbe and ihre Bedeutung fuer die soziald thropologie // Homo, 1965. B16, s 1-3.

Kadev A. J. , Handzhiev S. T. Characteristics of the adipose body mass in medical students. - 1982. - 35- N6 - 831 - 834.

Latharine J. , Knuolson Ronald J. , Burroivvs Benjamin. Longitudinal stuby of pulmonary function development in chidhood, adolescence, and earlyadulthood. Development of pulmonary Function. // Amer. rev Pespir. Di sease. - 1987, 136, N 1, s. 69-75.

Osineri W. Badania nad morfologicznymi uvarunkavaniami podstaivych ivlaseivosei motoryeznyeh czfaviekia iw sivetle prai ivfashyen. // Monogr. pord - AWF Poznaniu. Ser. monogr. - 1984, - N 213 - 63 - 70.

Plavec Styepan, Sagi- Gordon. Utjacajtjelese visime i tezine na vujednosfe krvod tlaka u djele i omladin. // Loj. ecn. vjesn. - 1982. - 105. -N6. Таблица 1

    Анкета для определения цвета глаз
    Класс
    Характеристика радужки
    1

Черный; радужка не отделима по цвету от зрачка. Очень редкий вариант

    2
    Темно-карий; радужка светлее зрачка, но окрашена равномерно
    3

Светло-карий; характерна неодинаковая окраска радужной оболочки в разных участках

    4
    Желтый; окраска равномерная без рисунка
    5

Буро-зеленый или буро-серый оттенок. Обычно зелено-серый цвет занимает периферию и выступает как бы фоном, иногда наблюдается радиальная или концентрическая полосчатость

    6
    Зеленый; смесь разных оттенков в равных количествах
    7
    Серо-зеленый; значительные участки серого
    8

Серый с желтым венчиком; элементы желтой и бурой окраски расположены вокруг зрачка

    9

Серый; обычно с рисунком в виде радиальных полос темной окраски

    10
    Серо-голубой
    11
    Голубой
    Чистые оттенки
    12
    Синий
    без рисунка
    Таблица 2

Нормативная таблица для перевода психологических тестов в баллы

    Память
    Внимание
    Мышление
    Уровень
    развития
    Зритель
    ная
    Логичес-кая
    Концент-рация
    Перек-лючение
    Матема-тическое (логический
    аспект)
    Ниже среднего (совсем не выражен)
    6
    10
    9
    7
    0
    Средний (слабо выражен)
    7
    11-13
    10-11
    7
    1
    Хорошо (выражен)
    8-10
    14-16
    12-13
    8
    2
    Отлично (сильно выражен)
    11-12
    17-20
    14-15
    10
    в каждом варианте
    3
    Таблица 3

Распределение по цвету глаз студентов физико- математического и естественно географического факультета

    Класс
    Количество испытуемых
    %
    1
    0
    0
    2
    8
    9, 64
    3
    11
    13, 25
    4
    0
    0
    5
    8
    9, 64
    6
    9
    10, 84
    7
    13
    15, 66
    8
    7
    8, 43
    9
    2
    2, 41
    10
    14
    16, 87
    11
    10
    12, 05
    12
    1
    1, 21
    Таблица 4
    Острота зрения у студентов, различающихся по цвету глаз
    Нормальное зрение
    46, 15%
    46, 15%
    I группа
    Дальнозоркость
    7, 69%
    7, 69%
    n=16
    Близорукость
    46, 15%
    46, 15%
    Нормальное зрение
    75, 00%
    66, 67%
    II группа
    Дальнозоркость
    n=14
    Близорукость
    25, 00%
    33, 33%
    Нормальное зрение
    54, 55%
    63, 63%
    III группа
    Дальнозоркость
    9, 09%
    9, 09%
    n=11
    Близорукость
    36, 36%
    27, 27%
    Таблица 5
    Ослабленное зрение у студентов, различающихся по цвету глаз
    I группа
    II группа
    III группа
    левый
    глаз
    правый
    глаз
    левый
    глаз
    правый
    глаз
    левый
    глаз
    правый
    глаз
    Близорукость
    0, 6
    0, 5
    0, 7
    0, 5
    0, 6
    0, 5
    Дальнозоркость
    -8
    -10
    -5, 5
    -5, 5
    Таблица 6

Морфологические данные студентов, отличающиеся по цвету радужной оболочки глаз

    Морфологические показатели
    I группа
    (n= 16)
    II группа
    (n= 15)
    III группа
    (n= 11)
    Рост, см
    164, 38±2, 00
    165, 83±3, 46
    164, 10±5, 43
    Масса, кг
    54, 02±3, 41
    60, 13±2, 04
    55, 82±4, 99
    ОГК: вдох, см
    91, 75±8, 61
    93, 44±2, 68
    91, 15±3, 16
    ОГК: выдох, см
    81, 93±1, 57
    84, 88±1, 67
    81, 77±3, 29
    ОГК: пауза, см
    85, 79±1, 83
    88, 00±1, 81
    85, 00±2, 77
    Экскурсия, см
    8, 50±1, 02
    9, 15±0, 91
    9, 30±1, 13
    Таблица 7

Физиологические данные студентов, различающихся по цвету радужной оболочки глаз

    Физиологические
    показатели
    I группа
    (n= 16)
    II группа
    (n= 14)
    III группа
    (n= 11)
    Сила правой руки, кг
    28, 85±2, 39
    29, 83±2, 22
    22, 04±5, 08
    Сила левой руки, кг
    25, 17±2, 62
    26, 29±1, 68
    25, 30±3, 34
    Становая сила, кг
    74, 34±16, 09
    70, 89±6, 80
    76, 82±14, 97
    ЖЕЛ, л
    3, 16±0, 22
    3, 40±0, 75
    3, 97±0, 39
    Таблица 8

Данные ЧСС у студентов, различающихся по цвету радужной оболочки глаз

    Показатели ЧСС,
    уд/мин
    I группа
    (n= 16)
    II группа
    (n= 14)
    III группа
    (n= 11)
    В покое
    74, 46±3, 37
    77, 68±4, 04
    73, 0±3, 28
    После физической нагрузки
    138, 60±4, 91
    137, 50±3, 82
    132, 0±4, 69
    В восстановитель-ный период
    91, 26±5, 75
    86, 90±7, 48
    84, 98±5, 01
    Таблица 9

Данные систолического давления у студентов, различающихся по цвету глаз

    Показатели систолического
    давления,
    мм рт. ст.
    I группа
    (n= 16)
    II группа
    (n= 14)
    III группа
    (n= 11)
    В покое
    110±3, 80
    115±4, 73
    107±4, 95
    После физической нагрузки
    121±3, 77
    128±4, 01
    130±3, 33
    В восстановитель-ный период
    115±3, 2
    111±8, 39
    111±5, 85
    Таблица 10

Данные диастолического давления у студентов, различающихся по цвету глаз

    Показатели диастолического
    давления,
    мм рт. ст.
    I группа
    (n= 16)
    II группа
    (n= 14)
    III группа
    (n= 11)
    В покое
    63±2, 04
    69±2, 40
    70±2, 71
    После физической нагрузке
    64±4, 72
    68±5, 62
    70±5, 38
    В восстановитель-ный период
    65±3, 90
    67±4, 43
    65±2, 63
    Рисунок 1а

Длина тела у студентов, различающихся по цвету радужной оболочки глаз

    Рисунок 1б

Масса тела у студентов, различающихся по цвету радужной оболочки глаз

    Рисунок 2
    Кистевая сила у студентов, различающихся по цвету глаз
    Рисунок 3
    ЧСС у студентов, различающихся по цвету глаз
    ( в % от состояния покоя )
    Рисунок 4а

Систолическое давление у студентов, различающихся по цвету глаз

    Рисунок 4б

Систолическое давление у студентов, различающихся по цвету глаз

    Рисунок 5а

Диастолическое давление у студентов, различающихся по цвету глаз

    Рисунок 5б

Диастолическое давление у студентов, различающихся по цвету глаз

    Рисунок 6

Психологические особенности студентов, различающихся по цвету радужной оболочки глаз

    Зрительная память
    Логическая память
    Концентрация внимания
    Переключение внимания
    Логический аспект математического мышления



      ©2010