Машиностроительный комплекс России - (курсовая)
Дата добавления: март 2006г.
Российская Экономическая Академия им. Г. В. Плеханова Курсовая работа по экономической географии. на тему: "Машиностроительный комплекс России. " Выполнил студент факультета БиДА группы 3103 Гончаренко М. И. Руководитель: проф. Степанов М. В. МОСКВА. 1995 г. План.
1. Значение машиностроительного комплекса в народном хозяйстве. 2. Факторы, влияющие на размещение машиностроительного комплекса. 3. Тяжелое машиностроение.
а)Отрасль б)Основные пункты размещения 4. Общее машиностроение. а)Отрасль б)Основные пункты размещения 5. Среднее машиностроение. а)Отрасль б)Основные пункты размещения 6. Интенсификация машиностроительного комплекса.
Машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности, ее "сердцевиной". Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства. На долю машиностроительного комплекса приходится почти 30 % от общего объема промышленной продукции. В нашей стране эта отрасль развита недостаточно. В Японии, Германии, США удельный вес машиностроения в промышленной структуре составляет от 40 до 50%. По экспорту машиностроение занимает 2-ое место после ТЭК. Эта отрасль дает 12 % экспорта России. Если брать Японию и Германию, то их экспорт составляет : Япония - 60%, Германия - 45%. Машинострои тельный комплекс занимает первое место по выпуску валовой продукции, второе место по основным фондам (25 %) и первое место по промышленн ному персоналу (42 %). Он обеспечивает научно-технический прогресс и перестройку эконо мику всей страны, поэтому его отрасли развиваются ускоренными темпа ми, а их число непрерывно растет. По роли и значению в народном хо зяйстве их можно объединить в 3 взаимосвязанные группы: 1. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции во всем народном хозяйстве - это приборостроение, химическое маши ностроение, электротехническое и энергетическое машиностроение. 2. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в машиностроении- это станкостроение и инструментальная промышлен ность. 3. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в отдельных отраслях хозяйства- это строительно-дорожное, тракторное и селькохозяйственное машиностроение, автомобилестроение и д. р. За последние десятилетия возник ряд новых отраслей, связанных с выпуском средств автоматизации, электроники и телемеханики, оборудо вания для атомной энергетики, реактивной авиации, бытовых машин. Ко ренным образом изменился характер продукции в старых отраслях маши ностроения. Современное машиностроение представлено собственно машиностроением и металлообработкой, которые включают несколько де сятков отраслей и подотраслей. Наиболее сложной является структура машиностроения. Она включает такие важнейшие отрасли, как энергити ческое машиностроение. электротехническая, станкостроительная и инс трументальная промышленность, приборостроение, ряд отдельных отрас лей, выпускающих оборудование для добывающей и обрабатывающей промышленности, строительства, транспортное машиностроение, автомо бильную промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиност роение и д. р. Ассортимент выпускаемой продукции машиностроения чрезвычайно ве лик, что не только обусловливает глубокую дифференциацию его отраслей, но и оказывает сильное воздействие на размещение произ водства отдельных видов продукции. При этом даже при одном целевом назначении выпускаемой продукции размеры, состав, технологические процессы, форма общественной организации производства на предприяти ях таких отраслей сильно отличаются. В целом машиностроение относится к отраслям так называемого "свободного размещения", так как оно в меньшей степени, чем любая другая отрасль промышленности, испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие ресурсов полезных ископаемых, воды и т. д. В то же время на размещение предприятий машиностроения сильное воздействие оказывает ряд экономических факторов, особенно концент рация производства, его специализация, кооперация, трудоемкость от дельных видов продукции, удобство транспортно-экономических связей, возникающих в процессе кооперации машиностроительных предприятий. Специализация машиностроения достигла очень высокого развития. В отрасли широко распространена предметная специализация, технологи ческая специализация и подетальная специализация. Специализация в машиностроении определяется профилем машиностроительных предприятий и характером выпускаемой продукции - массовым, крупносерийным, мел косерийным, индивидуальным. Выпуск массовой продукции уменьшает воз можности создании на предприятиях всего технологического процесса и способствует развитию технологической специализации. Однако и выпуск особо сложной мелкосерийной и индивидуальной продукции нередко воз можен только на основе подетальной и технологической специализации. Развитие всех видов специализации в машиностроении обусловило исключительно широкое кооперирование как между его предприятиями, так и с заводами других отраслей, поставляющих конструкционные мате риалы, изделия из пластмасс, стекла и т. д. При этом они специализи руются на выпуске не только массовой продукции (например, автомашины, радиоприемники и другая бытовая техника), но и мелкосерийной и даже индивидуальной (выпуск крупнейшей турбины в 1200 тыс. кВт в Санкт-Петербурге). Размещение машиностроения определяется в значительной степени трудоемкостью изделий, уровнем квалификации используемого труда, а также особенностями специализации и кооперированных связей предприя тий. Уровень металлоемкости сам по себе не является определяющим фактором размещения машиностроения. Многие виды продукции машиност роения, отличающиеся высокой металлоемкостью, являются одновременно и трудоемкими (например, при одинаковом удельном расходе материалов на 1 т. готовой продукции трудоемкость изготовления легковых автома шин "Волга" и Москвич" в 15-20 раз выше, чем четырехосной цистерны для перевозки нефтепродуктов). Массовый и крупносерийный выпуск готовой продукции настолько сильно снижает затраты на ее изготовле ние, что это оправдывает возникающие в ходе кооперированных связей или поставок продукции потребителям дальние перевозки. Глубокая спе циализация заводов заставляет прибегать, казалось бы, и к явно невы годным перевозкам. Существования такого рода перевозок неизбежно в условиях современной организации машиностроительного производства. Выпуск же малосерийной или индивидуальной продукции эпизодичен и не может определять размещение предприятий по ее изготовлению в зави симости от металлургических баз и потребителей. Создание комплексов взаимосвязанных производств в машиностроении по отдельным районам страны затруднено в силу весьма дробной специа лизации отрасли и ее предприятий. Волжский автозавод имеет, напри мер, более 300 смежников, которые поставляют ему свыше 1000 комплек тующих изделий и 500 наименований материалов. На их долю приходится более 55 % себестоимости производства автомашин. Создание всех предприятий-смежников в районе расположения головного предприя тия-потребителя при небольшом разнообразии поставляемых изделий и материалов оказывается невозможным. Выпуск же конечных видов продукции машиностроения, идущих в дру гие отрасли самого машиностроения или народного хозяйства, предназ начен для удолетворения всего народного хозяйства, быта и экспорта. Потребители этих видов продукции размещаются во всех районах страны и за ее пределами. Поэтому в подавляющем большинстве случаев разме щение предприятий машиностроения не может ориентироваться на фактор потребления его продукции. Только отдельные виды продукции, предназначенные для использова ния в специфических природных условиях или для определенных гор но-геологических условий, выпускаются в районах их потребления (чаще всего сельскохозяйственные машины, машины и механизмы для лесной промышленности, горное оборудование). Отмеченные особенности размещения машиностроения обусловливает большую роль и значение транспортного фактора в осуществлении коопе рированных поставок и обеспечении потребителей готовой продукцией. Ритмичность работы конвейеров и поточных линий машиностроительных заводов зависит от четкой работы как предприятий-смежников, так и транспорта. Развитая транспортная сеть, возможность использовать разные виды транспорта между кооперируемыми предприятиями повышает надежность внутри- и межрайоных связей. В результате резкого удешев ления транспортировки продукции на всех видах транспорта близость поставщиков продукции в настоящее время играет гораздо меньшую роль, чем в прошлом. В условиях развитой специализации машиностроительных заводов на выпуске определенных видов продукции все большее значение приобрета ет унификация производства отдельных видов машин, оборудования, де талей и инструментов, выпускаемых на разных, но родственных предпри ятиях отрасли. Этот процесс также оказывает сильное воздействие на размещение машиностроения. Унифицированные изделия позволяют обеспе чивать более широкий круг потребителей каждому предприятию, тем са мым укрепляя и развивая внутрирайонные связи, способствуя зонирова нию сбыта продукции родственных предприятий. Машиностроительный комплекс ежегодно призводит 30 тыс. видов различных машин и 130 тыс. деталей. Его продукция нужна практически повсюду, т. е. для машиностроения характерно повсеместность потребле ния. Поэтому машиностроение развито во всех экономических районах России, хотя его роль в хозяйстве районов не одинакова.
Экономический район Доля производимой продукции (%) Северный 1. 5 Северо-Западный 5 Центральный 23 Волго-Вятский 10 Центрально-Черноземный 4 Поволжский 18 Уральский 20 Северо-кавказский 6 Западно-Сибирский 7 Восточно-Сибирский 3 Дальне-Восточный 2. 5
Следовательно 87. 5% машиностроительной продукции выпускает За падная экономическая зона и всего 12. 5% выпускает Восточная экономи ческая зона. В Восточной зоне машиностроение работает не на местные потребности, а на Европейскую зону (79% продукции вывозится в евро пейские районы, а из европейских районов поступает 67% продукции). В зависимости от особенностей размещения в машиностроении условно можно выделить несколько групп отраслей, в том числе: 1. Тяжелое машиностроение (67 % продукции ).
2. Общее машиностроение (18% продукции). 3. Среднее машиностроение (15 % продукции). Тяжелое машиностроение.
Эта группа отраслей машиностроения отличается большим потреб лением металла, относительно малой трудоемкостью и использованием энергии. Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энерге тического оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Особенности производства продукции тяжелого машиносстроения заключаются в отливке, механической обработке и сборке крупногабаритных деталей, узлов, агрегатов и целых секций. Для этой цели отрасли характерны как пред приятия законченного производственного цикла, самостоятельно осу ществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и узлов, так и за воды, сочетающие эти операции с монтажом привозных, поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов и секций. В составе отрасли имеются и узкоспециализированные заводы. Затраты на сырье и материалы сдесь составляют от 40 до 85 %, затраты на зарплату 8-15 %, затраты на транспорт от 15 до 25 %, зат раты на электроэнергию 8-15 %. Заводы тяжелого машиностроения могут быть ориентированны как на металлургические базы, так и на районы потребления. К основным районам и центрам тяжелого машиностроения относятся: - Уральский экономический район (завод "Уралмаш" в Екатеринбур ге. ) - Сибирь (производство металлургического и горного оборудования в городах Иркутск, Красноярск, производство турбин в г. Новосибирске) - Санкт-Петербург - исторически сложившийся центр тяжелого маши ностроения (завод "Электросила", выпускающий турбогенераторы) - новые центры, связанные с производством атомных реакторов завод "Атоммаш" в г. Волгодонске. Производство металлургического оборудования сложилось как в крупных районах производства металла, так и вне этих районов. Предп риятия этого профиля специализируются на изготовлении отдельных ви дов оборудования для добычи руды, ее подготовки, доменного, сталеп лавильного, литейного, прокатного оборудования или отдельных узлов. На заводах Урала сосредоточен выпуск в стране экскаваторов для добы чи руды, агломерационных машин, оборудования доменных и электротер мических печей (Свердловск, Орск). Оборудование для мартенов, проката и сварки труб производится в Центральном районе (Электросталь). Рудоразмольное оборудование пос тавляет Поволжье (Сызрань), литейные машины - Дальний Восток (Комсо мольск-на-Амуре) и т. д. Производство крупного энергетического оборудования возникло и развивалось преимущественно вне металлургических баз в крупных цент рах развитого машиностроения, которые специализируются на производс тве отдельных видов этой сложной, требующей квалифицированного труда продукции. Мощные турбины и генераторы для электростанций дают Севе ро-Западный, Уральский и Западно-Сибирский районы. Крупнейший центр по выпуску этой металлоемкой, но мелкосерийной или индивидуальной продукции - Санкт-Петербург. В этих районах и центрах сложилась спе циализация на выпуске определенных видов оборудования. Почти все они производят паровые или гидравлические турбины и генераторы для них, но разных мощностей и конструкций, особенно для разного типа ГЭС. Быстое развитие атомной энергетики заставило перейти к производству сложного оборудования на существующих заводах. Высокопроизводительные котлы, дающие сотни и тысячи тонн пара в час, производят в Центральном районе (Подольск), Центрально-Черно земном (Белгород), Северо-Кавказском (Таганрог), Западно-Сибирском (Барнаул). Энергетическое оборудование - мощные дизели для судов выпускают в Санкт-Петербурге, Брянске, Нижнем Новгороде, Хабаравске, для тепловозов и электростанций - в Балаково, Пензе, Коломне. Преимущественно вне металлургических баз размещается производс тво тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования. Их выпускают небольшими сериями и нередко по индивидуальным заказам для отечест венных и зарубежных заводов. Предприятия этой отрасли разместились в Западно-Сибирском (Новосибирск), Центральном (Коломна, Иваново), Центрально-Черноземном (Воронеж), Повожском (Екатеринбург) и т. д. Производство горно-шахтного оборудования сложилось в главных угольных районах страны ( Западно-Сибирский - Прокопьевск; Уральский - Свердловск, Копейск; Восточно-Сибирский - Черемхово). Нередко та кое размещение предприятий по изготовлению горно-шахтного оборудова ния связано с учетом местных особенностей добычи угля, руды и других полезных ископаемых. Вне металлургических баз размещается и большинство предприятий судостроительной промышленности, несмотря на потребление ими большо го количества неудобных для транспортировки профилей металла. Су достроительные заводы специализируются на выпуске судов определенно го назначения, с разными типами судовых двигателей. Сложность современных судов обусловливает установку на них разнообразного ти пового и специального оборудования. Поэтому в судостроении исключи тельно сильно развиты кооперированные связи с многочисленными предп риятиями-смежниками, поставляющими не только оборудование, но и нередко целые агрегаты и секции судов. Строительство судов начинает ся на суше, а достраиваются они на плаву. Поэтому многие морские верфи размещены в укрытых устьях крупных рек (Нева, Амур), или защи щенных от моря гаванях. Крупнейший район морского содостроения сложился на Балтийском море, где находится важнейший его центр - Санкт-Петербург с рядом заводов со специализацией на сооружении линейных пассажирских, гру зо-пассажирских, наливных судов, ледоколов-атомоходов, речных су дов. Имеются судостроительные заводы в Выборге, в Калининграде. Речное содостроение представлено многочисленными верфями на важ нейших речных магистралях: на Волге, Оби, Енисее, Амуре. Создание глубоководных фарватеров на реках, сооружение каналов, соединивших важнейшие речные артерии между собой, позволило перейти к строитель ству судов типа "река-море" не только в нижних течениях рек, но и в средних и верхних. На этих речных верфях строятся также суда озерно го типа и небольшие суда морского типа. Выгодное географическое по ложение таких речных верфей относительно предприятий-смежников в центральных районах делает сооружение судов на них весьма эффектив ным. Железнодорожное машиностроение - одна из старейших отраслей ма шиностроения, сравнительно сильно развитая дореволюционной России и реконструированная в 60 -х годах. Технический процесс на транспорте в послевоенные годы привел к изменению видов тяги: замене малоэконо мичных паровозов более эффективными и мощными электровозами и тепло возами, повышению грузоподъемности вагонов, созданию новых типов ва гонов для перевозки специализированных, наливных, насыпных грузов. Техническое перевооружение железнодорожного транспорта сказалось и на размещении предприятий по производству локомотивов и вагонов. Современные тепловозы, электровозы, пассажирские и специальные грузовые вагоны не только являются материалоемкой продукцией, ис пользующей разнообразные конструкционные материалы - черные и цвет ные металлы, пластмассы, древесину, стекло, но и оснащены сложным оборудованием - мощными дизелями, электромоторами, холодильными ус тановками, установками для обогрева специальных цистерн, пневмати ческими установками для разгрузки сыпучих материалов. Поэтому произ водство локомотивов и вагонов, возникнув у металлургических баз и в важных центрах первых железнодорожных магистралей, все еще сохраняет главные черты своего первоначального размещения. Резко возросла концентрация производства локомотивов в Централь ном районе (в г. Коломна, Брянск, Калуга); в городе Санкт-Петербург. Маневровые и промышленные тепловозы для широкой и узкой колеи пос тавляют преимущественно предприятия Центального района (Муром, Люди ново, Брянск).
Общее машиностроение 2.
Эта группа машиностроительных отраслей характеризуется средними нормами потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудо вание для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строи тельной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины. Преобладают специализированные предприятия, связанные с изго товлением заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, пос тавляемых в порядке кооперации. Ряд предприятий, выпускающих обору дование для отраслей промышленности с химической технологией, нужда ется в специальных видах сталей, цветных металлов и пластмасс. Предприятия общего машиностроения - одни из самых многочисленных в отрасли и размещаются во вмногих районах страны. Затраты на зарплату стоимости продукции здесь составляют от 12 до 33 %, затраты на сырье и материалы в этой группе не очень большие - от 4 до 8 %, затраты на электроэнергию 3 - 5 %. Сельскохозяйственное машиностроение распологает многочисленными и крупными предприятиями по производству различного сельскохозяйс твенного инвентаря для обработки почв, посева культур, сбора урожая. Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к районам потребле ния, учитывая профиль сельскохозяйственного производства: - производство зерновых комбайнов - на Северном Кавказе (Ростов на-Дону, Таганрог), в Сибире (Красноярск); - производство картофелеуборочных машин - в Центральном районе (Рязань, Тула).
Среднее машиностроение.
Оно объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной энергоемкости и трудоемкости. Основными технологическими процессами в среднем машиностроении являются механическая обработка деталей, сборка их на конвейерах в узлы, агрегаты и готовые машины. Эта отрасль потребляет большое количество разнообразных черных и цветных металлов, пластмасс, резины, стекла. Предприятия среднего машиностроения наибо лее многочисленны, узкоспециализированны, имеют широкие кооперирован ные связи. Их продукция массовая и крупносерийная, она включает производство автомобилей и самолетов, тракторов, комбайнов, двига телей для них, средних и небольших металлорежущих станков и кузнечно прессовых машин, насосов и компрессоров, машин и различного техноло гического оборудования для легкой, пищевой, полиграфической промыш ленности. Автомобильная промышленность - сильно развитая, типичная для среднего машиностроения отрасль. Автомобильная промышленность вклю чает в свой состав помимо выпуска машин также производство моторов, электрооборудования, подшипников, прицепов и т. д. , которые выпуска ются на самостоятельных предприятиях. Автомобильные моторы делают не только сами заводы, но и ряд спе циализированных заводов. Большинство этих заводов разместилось вне центров автомобилестроения. Они поставляют свою продукцию в порядке кооперации сразу нескольким автозаводам. Автомобильная промышлен ность выпускает подшипники для всех отраслей народного хозяйства. В ее составе более десятка заводов, расположенных в большинстве эконо мических районах страны. Каждый из заводов специализируется на вы пуске определенных типоразмеров подшипников и поставляет их разным предприятиям страны. Тракторная промышленность России - одна из самых больших в мире. По особенностям размещения она напоминает автомобильную. Выпускаются различные виды тракторов не только для сельского хозяйства, но и для промышленности. Резко возрос диапазон выпускаемых тракторов по мощности: от не больших садовых в несколько лошадиных сил до мощных машин в несколько сотен лошадиных сил. С увеличением количества тракторов для обработ ки посевов резко сократилось доля гусеничных тракторов, используемых преимущественно для вспашки, уборки в сельском хозяйстве и для про мышленных нужд. Это определяет специализацию предприятий и районов на выпуске отдельных марок тракторов ( по назначению, мощности, конструкции). Происшедшие изменения в типах выпускаемых тракторов, совершенствование их конструкции усилили зависимость тракторных за водов от предприятий-смежников (литейных, резинотехнических, элект рооборудования и т. д. ). Наиболее сложной продукцией предприятий сельскохозяйственного машиностроения является производство комбайнов. В комбайностроении большое значение приобрели кооперированные связи с предприятиями-смежниками. В производстве комбайна "Нива" учавству ет 225 заводов. Станкостроительная промышленность - техническая база всего маши ностроения. Расходы металла в ней, как правило, невелики, большая часть заготовок и деталей производится на самих предприятиях, коопе рация с другими заводами чаще всего сводится к поставкам двигателей, литьевых изделий, электрооборудования. На их размещение большое вли яние оказывает трудоемкость продукции, наличие квалифицированных кадров рабочих, инженерно-технического персонала и конструкторов. Предприятия отрасли оснащены сложным оборудованием. Увеличение вы пуска более современных станков - полуавтоматов и автоматов, фрезер ных, шлифовальных, агрегатных, прецизионных, станков с программным управлением, станочных линий и, наконец, автоматизированных цехов и заводов - усилило в размещении станкостроения роль крупных научных и конструкторских центров. Возросла роль кооперированных связей (уни фикация стандартных узлов в разных типах станков, специальное элект ротехническое оборудование и т. д. ). Узкая специализация станкострои тельных предприятий предопределило широкое развитие межрайоных связей: каждое из них обеспечивает своей продукцией большинство ра йонов страны. Наиболее типичные для среднего машиностроения особенности разме щения весьма четко прослеживаются в размещении авиационной промыш ленности. В этой самой сложной отрасли современного машиностроения кооперируются предприятия практически всех отраслей тяжелой промыш ленности, и особенно самого машиностроения, поставляющие разнообраз ные конструкционные материалы из черных и цветных металлов, химичес ких материалов, электротехническое, электронное и радиотехническое оборудование. Предприятия авиационной промышленности отличаются иск лючительно высоким уровнем класификации инженерно-технических кад ров, рабочих. Это обусловило возникновение и развитие авиационной промышленности в крупных промышленных центрах, где помимо опытных кадров на производстве имеются научно-исследовательские институты и конструкторские бюро. В таких крупных промышленных центрах, как пра вило, имеются и предприятия-смежники. Авиационные заводы в отдельных городах специализируются на выпуске определенных типов самолетов. Производство слаботочной аппаратуры, точных машин, инструментов связано со штамповкой и точной отливкой заготовок, точной механичес кой обработкой деталей, сборкой деталей, узлов и агрегатов. Преобла дает массово-поточная организация производства, в котором заняты вы сококвалифицированные кадры, используется в большом количестве рабочая сила. Предприятия отрасли потребляют относительно небольшое количество материалов, но широкого ассортимента (черные, цветные, благородные, редкие металлы, разнообразные виды стекла, пластмасс и т. д. ). Сложность и точность выпускаемой продукции предъявляет очень высокие требования к культуре производства, оснащению техникой. Мно гие предприятия отрасли (особенно слаботочные - электротехнические, электронной и другой аппаратуры ) заняты преимущественно монтажом и сборкой поступающих в порядке кооперации деталей и узлов. Среднее машиностроение размещается в разных районах, в том числе: а) автомобилестроение: - производство грузовых автомобилей большой грузоподъемности в городах Москва, Набережные Челны; - производство грузовых автомобилей всредней и малой грузоподъ емности в городах Нижний Новгород, Брянск, Миасс, Ульяновск; - производство легковых автомобилей в городах Нижний Новгород, Москва, Тольятти, Ижевск, Серпухов; б) станкостроение размещается в районах с развитым машинострое нием, где есть научно-исследовательские и опытно-конструкторские центры (Москва, Санкт-Петербург); в) тракторостроение ориентируется на районы потребления и отчас ти - на сырьевые базы (Волгоград, Челябинск, Владимир, Санкт-Петер бург и д. р. ).
Интенсификация машиностроительного комплекса.
Что же означает интенсивный путь развития в машиностроении и ме таллообработке ? Прежде всего он подразумевает качественно новое на турально-вещественное наполнение стоимостных показателей. Ведь рост выпуска машиностроительной продукции может быть обеспечен как за счет изменения стоимости техники и "вымывания" из номенклотуры вы пускаемого оборудования дешевых его видов, так и за счет расширения производства, увеличения массы выпускаемой техники, улучшения ее потребительских свойств. Последний вариант развития и представляется единственно верным в условиях интенсификации экономики. Кроме того, само машиностроительное производство должно быть переоринтированно на использование материало-, трудо- и фондосберегающих технологий производства машин и оборудования. Интенсификация машиностроительного комплекса должна рассматри ваться в двух аспектах. Во-первых, интенсификация машиностроительно го производства внутри комплекса, то есть выпуск передовой техники с минимальными затратами живого труда, и, во-вротых, интенсификация в отраслях народного хозяйства, происходящая на базе внедрения новей ших машин, оборудования, приборов и устройств, выпускаемых машиност роителями. Эти направления интенсификации тесно взаимосвязанны и не могут осуществлятся в отрыве один от другого. Первичным, естествен но, является производство машин и оборудования в машиностроительном комплексе, и от того, как машиностроение справляется с поставленными задачами, зависит эффективность работы других отраслей народнохо зяйственного комплекса в целом. Темпы внедрения достижений научно-технического прогресса в зна чительной мере зависят от положения дел внутри машиностроительного комплекса, от того, сколь быстро машиностроители смогут перейти на выпуск техники новых поколений и оснастить ими различные отрасли на родного хозяйства. Каковы же главные направления интенсификации внутри машинострои тельного комплекса ? Это прежде всего обновление производственного аппарата машиностроительных предприятий. В процессах его обновления чрезвычайно важно определить задачи текущего дня и перспективы, при вести в действие все рычаги и стимулы и заставить их работать на ко нечный результат. Задачей текущего дня является активизация челове ческого фактора и на этой основе максимально возможное использование созданного потенциала. Действительно, используемые в машинострои тельном комплексе людские и основные промышленно-производственные ресурсы при их рациональном использовании по нашим оценкам, позволя ют получать в 1, 5-1, 7 раза больше продукции. Другими словами, наведя порядок в собственном доме, называемом машиностроительным комплек сом, уже сейчас практически без дополнительных затрат, за счет орга низационных факторов можно получить значительные объемы дополнитель ной продукции, необходимой народному хозяйству. Не менее важным является перевод машиностроения на следующую, более высокую ступень автомотизации производства на базе использова ния роботизированных производств. Расширение потребностей различных отраслей народного хозяйства и комплексов взаимосвязанных произ водств по номенклатуре, качеству, производительности и надежности техники и постоянная замена существующих технологических процессов более совершенными заставляют машиностроителей отказываться от ради ционных методов конструирования и организации производства машин и оборудования. Мировая практика показывает, что наиболее эффективными здесь являются переход к автоматизированному проектированию и изго товлению машин и устройств с применением современных средств вычист лительной техники и сращивание процессов проектирования и изготовле ния современных машин в единую цепочку. Такой подход в несколько раз ускоряет проектирование и производство машин и делает достижения на учной и конструкторской мысли реальными уже сегодня, а не в отдален ном будущем. Приоритетными на первом этапе реконструкции машиностроительного комплекса будут отрасли: станкостроения, приборостроения, электрони ки и электротехники, в которых чрезвычайно важно добиться изменения положения дел. В первую очередь именно потому, что они служат базой для создания реальных предпосылок перевооружения производственного аппарата самого машиностроения новыми техникой и технологиями. Очень важно перераспределить силы и ресурсы второго эшалона ма шиностроителей, который занят поддержанием техники в рабочем состоя ния. Здесь также скрыты огромные материальные и трудовые резервы. Ускоренное обновление производственного аппарата в машинострое нии, а затем и омоложение парка оборудования в других отраслях народного хозяйства позволят сократить численность ремонтников и оборудования, на котором производятся запасные части и восстанавли ваются детали, в 2-3 раза по сравнению с ныне имеющейся, а это также сулит многомиллиардную экономию. Естественно, эти проблемы не могут быть решены при нынешнем уровне технической оснащенности машиностроения. Поэтому ключевой проблемой переориентации последнего на интенсивный путь развития является ускорение научно-технического прогресса в машиностроитель ном комплексе, подразумевающего широкомасштабное внедрение новых ма шин и оборудования, эффективных технологических процессов, использо вание прогрессивных конструкционных материалов. Важный резерв ускоренного внедрения достижений научно-технического прогресса в ма шиностроительный комплекс - совершенствование организационной структуры последнего, которое должно осуществлятся одновременно с дальнейшим углублением специализации и развитием кооперации в произ водстве машин и оборудования.
Список литературы:
1. "Экономическая география СССР", Москва, Высшая школа, 1983 г. 2. "Экономика машиностроительного производства", Москва, Высшая школа, 1988 г. 3. "Машиностроительный комплекс РСФСР. Пути интенсификации", Москва, "Советская Россия", 1989 г. 4. "Справочное пособие по географии для поступающих в вузы", Москва, 1994 г.
5. Конспекты лекций по географии.
|