Художественные особенности романа Художественные особенности романа
Художественные особенности романа РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Художественные особенности романа "Отцы и дети" - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Художественные особенности романа “Отцы и дети”.

Романы И. С. Тургенева — своеобразная художественная летопись 60—70-х годов XIX века. Их идеи, темы и образы неразрывно связаны с тем временем, в котором жил и творил писатель.

Можно выделить ряд художественных особенностей романа “Отцы и дети”. Этот роман невелик по объему. Его действие развертывается без побочных сюжетов. Стремясь запечатлеть в художественной форме быстро сменявшие друг друга этапы развития русской общественной жизни, Тургенев относит действие романа к точно обозначенному времени. Так, сюжетные события в нем начинаются определенной датой: 20 мая 1859 г. Биография героев “Отцов и детей” описывается то подробно и развернуто (Павел Петрович, Николай Петрович), то кратко, бегло (читатель мало знает о прошлом Базарова, Фенички, Одинцовой). Герой романа— типичный и лучший представитель своей социальной группы. У Тургенева Евгению Базарову отведено особое место. В романе 28 глав. Только в двух из них не появляется Базаров. Он стремится понять, в чем смысл жизни, ради чего стоит жить, работать, наконец, любить. Но его поиски терпят крах. Условия русской жизни обрекают его на неудачу. Умирает Базаров— кончается роман. И Тургенев последние, глубоко прочувствованные строки посвящает Базарову: “Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии“равнодушной” природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной.... ” Идейная позиция тургеневского героя особенно наглядно проявляется в спорах. В них. речь идет об остром, непримиримом конфликте не столько между представителями разных поколений, сколько между аристократами и демократами, между либералами и революционерами-разночинцами.

Очень символичен, значим в романе “Отцы и дети” пейзаж. Так, в начале романа пейзаж отражает бедность, нищету, запустение: “Речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избами.... ” Он как бы подводит к мысли о необходимости уничтожения тех порядков, которыми порождены эти бедность и запустение. Лиризмом, печалью проникнут пейзаж в последних строках романа. В описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров, писатель вложил неподдельное чувство утраты, искренней боли. И в то же время он утверждает, что “страстное, грешное, бунтующее сердце” его героя билось во имя временных целей. Композиционная роль пейзажа очень разнообразна. Иногда он как бы обрамляет действие, давая читателю представление лишь о том, где и когда это действие происходит.

Нелепость, вздорность затеянной Павлом Петровичем дуэли с Базаровым оттеняется описанием “славного, свежего” утра, росы, которая “блистала серебром на паутинках”, неба, с которого “сыпались песни жаворонков”, фигурой крестьянина, гнавшего “двух спутанных лошадей”. Вот как начинает Тургенев описание этого события: “Утро было славное, свежее; маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках.... ” Иногда пейзаж рисуется Тургеневым в контрасте с настроением и переживаниями героя. Так, картина вечереющего дня настраивает Николая Петровича на мечтательный лад, будит в нем грустные воспоминания, заставляет сопереживать, сочувствовать природе. Сочувствуя, Николай Петрович покоряется ее очарованию, любимые стихи приходят ему на память, умиротворенный, успокоенный, он думает: “Как хорошо, боже мой! ” Язык персонажей романа “Отцы и дети”резко индивидуален, отражает их духовный мир. В речи Кирсанова-старшего мы видим строгую логичность, отвлеченность в суждениях, обилие иностранных слов, произносимых по-русски и по-французски, острую полемичность. В речи Аркадия чувствуется, с одной стороны, юношеский задор, подражание “нигилисту”, стремление несколько приподнять себя; с другой — болтливость, неуравновешенность, страсть к красивой фразе. “Для ради важности держат”, — говорил он о тетушке Одинцовой. В языке Базарова проявляется остроумие, смелость, резкость суждений, некоторая грубоватость, “почти дерзость”. В жестком споре, когда Павел Петрович, ссылаясь на прошлое, пытался убедить Базарова в ошибочности его взглядов, последний спокойно, но смело сказал, обобщая:

“Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы.... сколько иностранных.... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны”.

Итак, в языке персонажей Тургенева отражается их яркая индивидуальность, широта или, наоборот, немощность духовного развития, их интересы, наклонности. Проза Тургенева музыкальна, ритмична. “Отцы и дети” — высокохудожественное произведение XIX века.



      ©2010