Тема Родины в творчестве А. Ахматовой - (реферат) Тема Родины в творчестве А. Ахматовой - (реферат)
Тема Родины в творчестве А. Ахматовой - (реферат) РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Тема Родины в творчестве А. Ахматовой - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. АХМАТОВОЙ

К теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получила развитие в таком масштабе, как в творчестве А. Ахматовой. Тема Родины стала одной из основных в ее поэзии прежде всего потому, что Ахматова жила в очень сложную, трагическую для России и для самой Ахматовой эпоху. Это также связано с личностью поэта, с тем, что, восприняв судьбу России, как свою, она не уехала из страны, а, выдержав все испытания, осталась до конца верна своей Родине, не изменив при этом и самой себе. Тема Родины меняется в разные периоды творчества поэта. Проследим эволюцию этой темы в поэзии Ахматовой.

Стихотворения первых сборников Ахматовой — “Вечера” и “Чёток” —написаны в основном на любовную тему. В этих сборниках нет стихов о Родине. Тема Родины впервые появляется у Ахматовой в сборнике “Белая стая”. Сборник “Белая стая” был опубликован в 1917 году, в него вошли стихотворения, написанные в 1912—1916 годах, в период больших потрясений и испытаний для России, в период первой мировой войны. В это время многое меняется и в жизни самой Ахматовой: Гумилев уходит на фронт, Ахматова болеет туберкулезом, Ахматова встречает Б. Анрепа. Перелом в жизни Ахматовой и в жизни страны приводит к существенным изменениям в творчестве поэта. Ахматова уже не может писать стихи только на узко любовную тему. В“Йелой стае” появляется тема Родины. Ахматова воспринимает первую мировую войну как страшную национальную трагедию. “И ранней смерти так ужасен вид, что не могу на Божий мир глядеть я”, — пишет она в стихотворении “Майский снег”. Стихи “Белой стаи” строгие и философские, в них ощущается близость неотвратимой катастрофы, предчувствие страшных и трагических событий в жизни России. Ахматова всегда оставалась в стороне от политики, но она выражала отношение к России в своих стихах (“Думали: нищие мы.... ”). В “Белой стае” возникает тепло жертвенной любви к Родине. Острую боль переживания за судьбу России мы видим в стихотворении “Молитва”. Ахматова готова на все ради России, она готова принести в жертву себя, свой “песенный дар”, близких, друзей, даже ребенка, только бы “туча над темной Россией стала облаком в славе лучей”. С изменением в тематике стихов меняется и общая стилистика ахматовского слога: стиль Ахматовой становится очень строгим, аскетичным.

В “Белой стае”начинает проявляться национальное самосознание Ахматовой. Теперь Ахматова ощущает свою оторванность от жизни народа. В этом сборнике проявляется стремление поэта слиться с народом:

    Лучше б мне частушки задорно выкликать,
    А тебе на хриплой гармонике играть.
    И ходить на кладбище в поминальный день
    И смотреть на белую Божию сирень.

Ахматова знает, что “где-то есть простая жизнь и свет, прозрачный, теплый и веселый.... ”, но она пока не может отказаться от своей жизни, она еще не готова жить одной жизнью с народом:

    Но ни на что не променяем пышный
    Гранитный город славы и беды,
    Широких рек синеющие льды,
    Бессолнечные мрачные сады
    И голос Музы еле слышный.

Следующий сборник “Подорожник”выходит в 1921 году. Он создается в трагические для России годы. Особенность стихотворений этого сборника заключается в том, что все исторические события: война и революция —осмысляются не в историческо-философском, а в личностно-поэтическом плане. Поэты и писатели XX века либо принимали революцию и воспевали ее, либо уезжали в эмиграцию. Ахматова, одна из немногих, выбрала третий путь. Стихотворения “Петроград”, “Не с теми я, кто.... ”, “Мне голос был.... ”далеки от принятия революции, но они также далеки от политической ненависти. Гражданские стихи Ахматовой относятся не к политике, они связаны с проблемой нравственного и жизненного выбора.

Стихотворение “Ты отступник.... ”адресовано конкретному человеку, в основе стихотворения конкретная ситуация из личной жизни Ахматовой. Оно связано с эмиграцией Б. Анрепа. В стихотворении звучит горький упрек человеку, предавшему не только свою любимую, но и свою страну. Судьба героини стихотворения сливается с судьбой России. Примечательно, что для Ахматовой теперь Россия связана с народом, народными традициями, православием:

    Ты — отступник: за остров зеленый
    Отдал, отдал родную страну,
    Наши песни, и наши иконы,
    И над озером тихим сосну.

Стихотворение “Мне голос был.... ”уже менее конкретное. Непонятно, чей голос зовет героиню оставить Россию: или внутренний, или“глас свыше”(или считать, что лирическая ситуация стихотворения напоминает о библейской теме“исхода”праведников из грешной земли), или это голос Анрепа и друзей-эмигрантов Ахматовой.

Героиня этого стихотворения поставлена перед нравственным выбором. И она выбирает Россию, принимая ее судьбу как свою:

    Но равнодушно и спокойно
    Руками я замкнула слух,
    Чтоб этой речью недостойной

Не оскорбился (у Ахматовой -"не осквернился”) скорбный дух.... Стихотворение 1922 года “Не с теми я, кто.... ”, вошедшее в третий сборник “Anno Domini”, опубликованный в 1922 году, содержит еще большие обобщения: Ахматова отделяет себя от всех эмигрантов, от всех, кто“бросил землю”. В первых двух строфах стихотворения речь идет о тех, кто уехал, в двух последних —о тех, кто остался. Бросившие землю у Ахматовой вызывают жалость, а не презрение и пренебрежение. Оставшиеся в России воспринимают свою трагическую судьбу “бесслезно”, “надменно” и “просто”, поэтому они намного выше уехавших. Стихотворение “Петроград” продолжает эту же тему:

    Никто нам не хотел помочь
    За то, что, город свой любя,
    А не крылатую свободу,
    Мы сохранили для себя,
    Его дворцы, огонь и воду.

В стихотворении появляется местоимение “мы”. Ахматова чувствует связь со всеми патриотами, оставшимися на Родине, она уже не одинока. В “Anno Domini”появляется неожиданная радость, среди несчастий, горя, смертей Ахматова все-таки видит свет и успокаивается, со смирением принимает она все, что происходит с Россией:

    Все расхищено, предано, продано,
    Черной смерти мелькает крыло,
    Все голодной тоской изглодано,
    Отчего же нам стало светло?

В “Anno Domini” усиливается народное начало. Образ героини становится более цельным и гармоничным. Появляется все больше стихотворении, близких фольклору, например“ Третий Зачатьевский”.

    Переулочек, переул....
    Горло петелькой затянул.
    Тянет свежесть с Москва-реки
    В окнах теплятся огоньки....

Ахматова полностью сливается с русским народом в поэме “Реквием”, посвященной страданиям всего репрессированного народа. В поэме можно выделить несколько смысловых планов. Первый план представляет личное горе героини — арест сына. Но голос автора сливается с голосом тысяч российских женщин — сестер, жен, вдов репрессированных — это второй план рассмотрения личной ситуации. Ахматова говорит от лица своих “невольных подруг”. Ахматова обращается к кровавым страницам истории России со времен стрелецкого бунта. План повествования соотносится с историей России. Евангельский сюжет“Распятие” расширяет рамки “Реквиема” до общечеловеческого масштаба. “Реквием” — это не только самое личное, но и наиболее всеобщее из произведений Ахматовой. “Реквием” — это истинно народное произведение и по форме (Ахматова использует фольклорные элементы), и по содержанию: в нем говорится о трагедии и скорби всего русского народа.

В годы Великой Отечественной войны Ахматова, ощутив свою жизнь как часть народно-национального бытия, пишет стихотворения, которые отражают душевный настрой сражающейся России.

Интимная лирика полностью исчезает. Все стихотворения наполнены патриотической взволнованностью за судьбу России. В цикл “Ветер войны” входят стихотворения, пронизанные как утверждением силы, воли, мужества народа, так и щемящим чувством матерей, жен, сестер русских солдат. Характерно, что в лирике второй мировой войны господствует местоимение “мы”. Стихотворения, посвященные войне, свидетельствуют о торжестве народного начала. Ахматова чувствует, что вся страна —это и Родина. В своих стихотворениях она выражает любовь к России и веру в победу.

Стихотворение “Родная земля” звучит заключительным аккордом в теме Родины. В нем представлены разные значения слова “земля”. Это и грунт (“грязь на калошах”), и пыль (“хруст на зубах”), и нравственная почва, и первоматерия (“ложимся в нее и становимся ею”). В позднем творчестве Ахматовой Родиной становится просто русская земля и все, что на ней находится. Таким образом, тема Родины в творчестве Ахматовой претерпевает сложную эволюцию. Само понятие Родины менялось в поэзии Ахматовой. Сначала Родиной для Ахматовой было Царское Село, конкретное место, где прошли ее детские и юношеские годы. Потом Родиной становится Петербург. В годы великих испытаний и народных бедствий, в период репрессий Сталина и в период Великой Отечественной войны Ахматова сливается с русским народом, ощущает себя его частью, считая своей Родиной всю страну. К концу жизни Ахматова приходит к осознанию Родины как просто русской земли. В течение всей своей жизни Ахматова не перестает переживать, страдать за Россию. Она с христианским смирением принимает все, что происходит- с Россией, не жалея о том, что не уехала из страны. Ахматова считает, что быть поэтом и творить можно только на Родине.

“Я не переставала писать стихи. Для меня в них —связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных”.



      ©2010