Символика романа Тургенева Символика романа Тургенева
Символика романа Тургенева РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Символика романа Тургенева "Отцы и дети" - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    СИМВОЛИКА РОМАНА “ОТЦЫ И ДЕТИ”

В романе Тургенева “Отцы и дети” имеется сложная система символов. Она необходима для более точного раскрытия смысла произведения и характеров персонажей. В романе есть символы как отдельных людей, так и всего произведения. Тургенев дает большую часть символов через слова Базарова, но есть варианты введения символов через сны и обстановку. Но Тургенев далеко не первым стал использовать символику. До него ее использовали многие писатели. В частности, Гоголь использовал этот прием во многих своих произведениях, но особенно широко это проявилось в “Мертвых душах”, где все насквозь проникнуто духом христианства и гомеровского эпоса. Лермонтов также часто использовал символику в своих произведениях. Так, например, корабль из стихотворения “Парус” по сути и есть сам автор.

Главным символом романа является лягушка. В восточных религиях лягушка — это волшебное существо, поскольку ее кваканье —это разговор с Богом, своим Отцом. Базаров говорит: “Мы с тобой те же лягушки”. Таким образом, в этой фразе заключен основной мотив произведения — спор отцов и детей. У многих персонажей есть собственные символы, которые раскрывают их характер. У Базарова это осина. Базаров рассказывает, что он любил в детстве сидеть над ямой около осины. Это дерево считалось дьявольским, так как даже в безветренную погоду его листья дрожат. Базаров сравнивает себя с червем. Это вполне к нему подходит, поскольку червь сначала ползает, вызывая отвращение к своему виду, пока не придет время превратиться в бабочку, тогда он окукливается, а затем вылезает из старой оболочки в виде бабочки и улетает. Так и Базаров ходит по земле, и многим он не нравится. Он считает, что он нужен обществу, но перед смертью говорит, что “нет, видно, не нужен”, а значит, пора умирать, поскольку человек живет только тогда, когда он кому-то нужен. И вот Базаров умирает, то есть переходит в стадию окукливания, а затем, когда его хоронят, его душа, словно бабочка, отлетает от тела. Николая Петровича Базаров сравнивает с божьей коровкой. У Николая Петровича, правда, много общего с этим насекомым: они оба спокойные и добродушные существа. Но высоко не летают.

Символом внутреннего мира Николая Петровича является его сад. В нем не прижилось ни одного полезного растения. Только сирень и акация, которые просто приятны для взора, но бесполезны для жизни. У Шекспира есть знаменитые слова из “Отелло”:

    “Душа — это сад, а садовник в нем воля”.

Во сне Базарова Павел Петрович превращается в лес —символ природы. Для Базарова Павел Петрович является преградой. Через весь роман проходит мотив их спора. Поэтому этот символ вполне обоснован. Аркадий в корне отличается от Базарова. Катя говорит Аркадию, что Базаров и Одинцова хищники, а они ручные. Поэтому его символом не может быть какое-то опасное животное. Его символ—это зяблик, так во время его разговора с Катей над ним в унисон ему поет зяблик. В имени Аркадия также сокрыт смысл его характера, поскольку в Греции существовала область, называемая “Аркадия”. В мифах считалось, что люди там находятся в беззаботном блаженстве и горе никогда их не посещает. Аркадий подобен воску, любая сильная рука может вылепить из него то, что захочет. После свадьбы он обретает свою “Аркадию”. Имя Екатерина означает “чистая”. Это имя также влияет на Катю. Она святая и возвышенная по характеру. Поэтому ее символом является ясень — дерево “светлое” и “чистое”. Под ним происходит беседа Аркадия и Кати. И Катя чиста от всяких загадок, вопросов. Таким образом, зяблик, поющий на ясене, — это беседа Кати и Аркадия. Павел Петрович сравнивает княгиню Р. со сфинксом. И это верно, ведь у нее есть загадка, которую Павел Петрович не может отгадать и поэтому умирает духовно. Потому что если человек не отгадывал загадку сфинкса, то сфинкс его съедал. Но загадка не остается неразрешенной. Ее отгадывает сама княгиня Р. Она пишет Павлу Петровичу: “Крест—вот разгадка”. А поскольку загадка была разгадана, она не может не умереть. Ведь если загадку сфинкса разгадать, то он умирает.

Одинцову также можно сравнить со сфинксом, так как вокруг нее витает ореол таинственности. И она тоже побеждает Базарова. Как будто лягушка съедает червяка (мы все лягушки, по мнению Базарова).

Из сна Базарова мы видим, что символ Фенечки — это кошечка. В произведении важным символом является крест. Мотив креста появляется во многих сценах. Это и кресты на церкви, и крест на могиле Базарова, но самым важным моментом, в котором появляется крест, является крест на кольце со сфинксом. Крест —это вообще очень сложный символ, имеющий очень много значений. Это символ человека, так как на кресте распинали людей, и человек с распростертыми руками напоминает по форме крест. В этом, возможно, была разгадка княгини Р. , так как разгадкой сфинкса и мифа о царе Эдипе был человек. Крест также означает стремление к Богу, уход от земной жизни. Это и символизирует крест на могиле Базарова. Ведь к концу жизни он “сжег все, чему поклонялся, поклонился всему, что сжигал”, как говорит герой другого романа Тургенева— Лаврецкий.



      ©2010