Размышления о судьбе вишневого сада - (реферат) Размышления о судьбе вишневого сада - (реферат)
Размышления о судьбе вишневого сада - (реферат) РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Размышления о судьбе вишневого сада - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Размышления о судьбе вишневого сада

Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест. А. П. Чехов "Вишневый сад".

    План.
    "Вишневый сад" – последняя законченная пьеса А. П. Чехова.
    Бывшие хозяева вишневого сада.
    Раневская и Гаев – взрослые дети.
    Симеонов-Пищик – приспособившийся помещик.
    Лопахин – хозяин вишневого сада.
    Будущие хозяева вишневого сада.
    Петя Трофимов – вечный студент.
    Аня Раневская – человек нового поколения.

"Вишневый сад" –последняя законченная пьеса А. П. Чехова. Замысел автора заключается в том, чтобы высмеять "недотепистость" основных действующих лиц. Чехов обрушивает целую лавину едких насмешек почти на каждого из них. Однако нам все равно становится по-человечески жаль многих персонажей. После первого прочтения "Вишневого сада" ни у кого, по-моему, не возникает антипатии к Фирсу, "лакею, старику восьмидесяти семи лет", который, несмотря на свой преклонный возраст, заботится о помещике Гаеве, как о малом ребенке. Но, трезво осмыслив прочитанное, мы понимаем, что он холоп "до мозга костей", что такой тип людей–пережиток прошлого. На мой взгляд, это мнение немного надуманное, неестественное, и я не берусь судить, какое из них вернее. Даже современниками писателя "Вишневый сад" воспринимался по-разному. Знаменитый драматург Станиславский, вместо создания "комедии, местами даже фарса", представил пьесу как "тяжелую драму" русской жизни, что сильно противоречило замыслам автора. Чехов говорил: "Я же комедию написал! Что же вы сделали слезливую драму". Чехов беспощадно высмеивает ограниченность и глупость главных действующих лиц –Гаева и Раневской. Гаев "прожил все свое состояние на леденцах". Его любимое выражение– "Желтого в угол! Дуплет в середину! " –проскальзывает через слово. Раневская сорит деньгами направо и налево, в то время как сама увязла в долгах. Они представители "вымирающего дворянства", часть прошлого, люди, которые не смогли или не захотели приспособиться к действительности нового мира. Взрослые дети, они смогли сохранить в себе некоторые черты людей уходящего мира: доброту, отзывчивость, честность, прямоту. Они способны на высокие чувства, на страдания. Но этот мир прошлого стал для них футляром, в который они пытаются погружаться, сталкиваясь с проблемами реальной жизни. Ни Гаев, ни Раневская совершенно не умеют вести хозяйство, и их имение собираются продать за долги. Они тяжело переживают возможную потерю имения: "… я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж нужно продавать, то продавайте и меня вместе с ним". Им предлагают "вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи". Однако и Гаев, и Раневская совершенно единодушны в этом вопросе, они считают предложение совершенно неприемлемым и отказываются от него, хотя это, несомненно, принесло бы огромную прибыль и помогло бы расплатиться с долгами. Мало того, они обеспечили бы себе "двадцать пять тысяч годового дохода". Может быть, они поступают правильно. Во-первых, морально-этические принципы, которые они сумели в себе сохранить, не позволяют им вырубать вишневый сад, символ красоты Русской земли. А во-вторых, для чего им будет нужен этот новый сад, если они любили его только как напоминание о прошлом? Смена формации становится трагедией для обоих. Они не могут приспособиться к новой жизни, но Чехов отказывает им в сочувствии, он считает Гаева и Раневскую не достойными владеть вишневым садом, символическим образом всей России.

В отличие от Гаева и Раневской, Симеонов-Пищик, тоже помещик, смог приспособиться к реалиям новой жизни. Он получил прибыль с железной дороги, которая прошла по его территории, затем сдал часть своего имения в аренду на двадцать четыре года. Фактически, для Пищика предложение англичан об аренде земли означает то же, что предложение вырубить вишневый сад и построить на его месте дачи для Гаева и Раневской. Но Симеонов-Пищик поступается своими принципами и отдает участок в аренду. Финансовые трудности, опасения за судьбу дочери, огромные долги сломили его волю и характер. "Голодная собака ворует только в мясо", так и он теперь "может только про деньги".

Если Симеонов-Пищик сумел приспособиться к новой жизни, то Лопахин научился управлять ею. У него есть врожденное чутье предпринимателя, которое становится незаменимым качеством в новом мире. Лопахин–человек с сильным характером. Характер помог ему из крестьянства выбиться в буржуазию. Он умеет трезво оценивать сложную ситуацию и находить из нее наилучший выход. Именно он является инициатором предложения Гаеву и Раневской: отдать вишневый сад под дачи. На мой взгляд, Лопахин–самый противоречивый персонаж в пьесе. "Битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал", воспитанный в имении, где "дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню", впитал часть той, уходящей культуры дворянской усадьбы, которая и сформировала его "тонкую, нежную душу". Однако духовная жизнь не может не противоречить практичной натуре купца. В этом противоборстве побеждает обычно купец, "хищный зверь". Именно ему Чехов отдает роль хозяина вишневого сада в настоящем.

Однако будущее вишневого сада он связывает с представителями нового поколения –Аней Раневской и Петей Трофимовым. В монологах Пети Трофимова зачастую выражается мнение самого Чехова. Но, как и многие другие персонажи комедии, Петя– человек фразы. Он не совершает и, по-видимому, не совершит ни одного поступка. Он как бы застыл в развитии, и даже его прозвище, "вечный студент", подтверждает это. Петя оказывается еще одним Тургеневским Рудиным. Как и Рудин, он способен влиять на других людей, в особенности на Аню, которая, как губка, впитывает все его мысли, дающие впоследствии богатый урожай стремлений и надежд в ее душе. Среди основных действующих лиц Аню выделяет малое количество реплик: она человек действия. В самом начале пьесы Аня привозит из Парижа свою мать, прожившую там пять лет, в то время как ее имение уже собирались пустить с молотка. Ни в одной сцене Аня не показана в сатирическом свете. Она смотрит в будущее с оптимизмом: "Мы насадим новый сад, роскошнее этого…". Она представитель нового поколения людей, идущих на смену и Гаевым, и Раненевским, и Лопахиным, людей которые смогут создать новую Россию!



      ©2010