Раз­бор рас­ска­за Л. Ан­д­рее­ва Раз­бор рас­ска­за Л. Ан­д­рее­ва
Раз­бор рас­ска­за Л. Ан­д­рее­ва РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Раз­бор рас­ска­за Л. Ан­д­рее­ва "В тумане" - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Разбор рассказа Л. Андреева “В тумане”
    I. Пространство рассказа:
    1. Внутренний мир героя

А) Он несколько раз выходил, пошатываясь, стараясь не шуметь и цепляясь за стулья, и пол под непривычными босыми ногами был страшно холодный и скользкий, и от этого необычайного холода становилось особенно ясно, что давно уже ночь и все тихо спят, а он один ходит и мучится болью, чуждою всему этому чистому и хорошему дому. Б) Герой умирает еще задолго до физической смерти: И все время Павлу казалось, что это писал не он, а другой какой-то человек, хороший и умный; он умер теперь, этот человек, и оттого так многозначительно все им написанное, и оттого так жаль читать его. И тихая жалость к умершему человеку наполнила его сердце; и первый раз за много дней Павел почувствовал себя дома, на своей постели, одного, а не на улице, среди тысяч враждебных и чуждых жизней. 2. Мир, к к-рому формально относится герой

Далеко во все стороны расстилался мир, и был он бесконечный и темный, и всем одиноким и скорбным сердцем чувствовал Павел его неизмеримую и чуждую громаду. 3. “Бездна” (сквозной мотив А. )

А) Вы же поскорее, Катенька! — попросил Павел, теряя азами ее контур в черном и мглистом отверстии ворот. + Павел напрягся, что-то сбросил с себя и выбросил весе-1й и громкий вопрос: — А водочки-то? Б) С надеждою обернулся он к окнам, но оттуда угрюмо и скучно смотрел грязный городской туман, и все было от него желтое: потолок, стены и измятая подушка. И вспугнутые им чистые образы прошлого заколыхались, посерели и провалились куда-то в черную яму, толкаясь и стеная. В) И в лесу, где он лежал за кустами, было так темно, что он не видел своей руки, и порой ему чудилось, что и самого его нет, а есть только молчаливая и глухая тьма. Герой переходит из одного пространства в другое под воздействием судьбы, “фатума”, ничего не делая сам. II. Импрессионизм - значимость цвета, светотени и звука. 1. Импрессионизм + цветовая ассоциация с Достоевским повтор тематики болезни, нечистоты, А) Не трогай меня! .. Отойди! .. — и, поведя плечами, ти хо добавил: — Я грязный.... Б) Так же грязны и мысли его, и кажется, что, если бы вскрыть его череп и достать оттуда мозг, он был бы гряз ный, как тряпка, как те мозги животных, что валяются н; бойнях, в грязи и навозе. смерти, образа живого города, ведущего к гибели своих жителей. В тот день с самого рассвета на улицах стоял странный, неподвижный туман. Он был легок и прозрачен, он не закрывал предметов, но все, что проходило сквозь него, окрашивалось в тревожный темно-желтый цвет, и свежий румянец женских щек, яркие пятна их нарядов проглядывали сквозь него, как сквозь черный вуаль: и темно и четко. 2. цветовая оппозиция земли и неба: небо “изжелто-черное”, земля - “исчерна-желтая”. 3. звуки и цвета голосов - окраска внутреннего состояния героя и индикатор их взаимоотношений: А) говорила Катя Реймер густым и звучным контральто Б) Из тьмы пропищал странный и смешной голос полишинеля: В) Среди смеха прозвучал другой голос, молодой и сдержанный бас: Г) Катя Реймер ответила, и голос ее был серьезный и изменившийся: Д) И точно разбегающийся шепот шмыгнул по лесу, и все выжидающе смолкло, когда мужской голос, как золото, мягкий, блестящий и звонкий, запел высоко и страстно: — Ты мне сказала: да — я люблю тебя! .. Так ослепительно ярок, так полон живой силы был этот голос, что зашевелился, казалось, лес, и что-то сверкающее, как светляки в пляске, мелькнуло в глазах Павла. Е) Отчего вы так грустны, Катерина Эдуардовна? — повторял он, как жалобную песню, как тихую молитву отчая; ния, и вся душа его билась и плакала в этих звуках. (итог для героя) 4. Цвет=мотив (желтый =жизнь=болезнь=смерть)

Павел попробовал задвижку, подошел к столу и взялся за ручку ящика; но тут ему представились все эти глубоко запрятанные инструменты, склянки с мутною жидкостью и желтыми противными ярлыками, и то, как он покупал их в аптеке, сгорая от стыда, а провизор отвертывался от него, точно и ему было стыдно

    III. Время в рассказе.

1. Тема вечного сюжета, подчеркнутость циклического времени: “В пестроте и грязной окраске его (потолка) было что-то скучное, надоедливое и безвкусное, напоминавшее о десятках людей, которые жили в этой квартире до Рыбаковых, спали, говорили, думали, делали что-то свое - и на все наложили свою чуждую печать. И эти люди напоминали Павлу о сотнях других людей... . ” 2. Текстуальное подтверждение цикличности, вечности происходящего А) И снова перед глазами развернулся в высоте потолок. Б) Потом опять в том же порядке: хата, большой мужик, церковь и огромная телега и так кругом комнаты. И все это было желтое на грязно-розовом фоне, уродливое и скучное, и напоминало не деревню и чью-то печальную и лишенную смысла жизнь. 3. Характерно и название книги, к-рую читал Павел “История цивилизации”. IV. Композиция рассказа

1. Непреодолимая граница между героем и миром - все мешает ему преодолеть ее. '_ а черт! — ругался он и отбрасывал материю, но, тяжелая, она тупо падала назад прямыми и равнодушными складками. Внезапно устав и потеряв всю энергию, Павел лениво отодвинул ее и сел на холодный подоконник.

2. Композиционно выделяются основные мотивы и образы рассказа: Но среди идущих и едущих были женщины, и их присутствие давало картине сокровенный и тревожный смысл. Они шли по какому-то своему делу и были, казалось, такие обыкновенные и незаметные; но Павел видел их странную и страшную обособленность: они были чужды всей остальной толпе и не растворялись в ней, но были как огоньки среди тьмы. 3. Город в изображении Л. Андреева.

а) Типичное влияние города на героя- разрушение личности, утрата моральных ценностей, несамостоятельность сознания; город действует и направляет своих героев: С переездом в город Павел стал особенно мрачен и нервен, и Сергей Андреич боялся за себя, что не сумеет говорить достаточно спокойно и внушительно. б) Город, герои = их идеи. Герой становится я частью окружающего его мира. “Жители города” “затягивают” героя в “свой” мир. Двигался туман и огни, и опять о грудь Павла бились плечи женщины и перед глазами болталось большое загнутое перо, какие бывают на погребальных колесницах; потом что-то черное, гнилое, скверно пахнущее охватило их, и качались какие-то ступеньки, вверх и опять вниз. В одном месте Павел чуть не упал, и женщина поддержала его. V. Основные мотивы рассказа

    1. 3 осн. темы рассказа: Женщина, смерть, “чума”.

Но она не обернулась, и опять в груди стало пусто, темно и страшно, как в вымершем доме, сквозь который прошла угрюмая чума, убила все живое и досками заколотила окна. 2. Бездушность всего мира героя, всего что соприкасается с ним: А потом когда-нибудь она отдаст ему и свое тело, и с ним будут делать то же, что делают с продажными женщинами. VI. Автор и герой

    1. автор знает о герое не более чем читатель:

Павел быстро встал и, вероятно, сделал себе очень больно.... 2. Отец Павла не узнает, не знает своего сына (возможно это - перекличка с автором) Но радость скоро прошла, и уже через полчаса Сергей Андреич смотрел на Павла и думал: кто этот чужой и незнакомый юноша, странно высокий, странно похожий на мужчину? И с тех пор Сергей Андреич искал прежнего милого, хорошо знакомого мальчика, натыкался на что-то новое и загадочное и мучительно недоумевал. 3. Двойственность героя (его мир делится на “до” и “после”) (перепев романтического образа героя “до”)

Тут рассуждения о жизни, такие серьезные и решитель ные, с таким множеством умных иностранных слов, что Павлу кажется, будто не он писал их, а кто-то пожилой 1 и страшно умный; тут первый трепет скептической мысли, и первые чистые сомнения и вопросы, обращенные к Богу: где ты, о Господи? Тут сладкая грусть неудовлетворенной и не разделенной любви и решение быть гордым, благородным и любить Катю Реймер всю долгую жизнь, до самой моги лы. Тут грозный и страшный вопрос о цели и смысле бытия и чистосердечный ответ, от которого веет весною и солнеч ным блеском: нужно жить, чтобы любить людей, которые так несчастны. И ни слова о тех женщинах. VII. Квинтэссенция в образе героя понятий пространства, времени, образов, души, смерти, болезни и города. А) я ненавижу тебя! — шептало странное, бесформенное пятно человека, охваченного туманом и вырванного им из живого мира. — Я ненавижу тебя! Б) Как в вате, задыхается в тумане голос. Бесформенное пятно человека медленно удаляется, сверкнула около фонаря металлическая пуговица, и все растаяло, как будто никогда и не было его, а был только мутный и холодный туман. VIII. Анафористичность рассказа конец сюжетный = началу след. действия... .. В ту ночь, до самого рассвета, задыхался в свинцовом тумане холодный город. Безлюдны и молчаливы были его пубокие улицы, и в саду, опустошенном осенью, тихо уми-али на сломанных стеблях одинокие, печальные цветы.

автор: Орлов Святослав Григорьевич, 1 курс, РГГУ, ист. -фил. , предмет: Анализ худ-го текста

    препод. : Есаулов
    дата: 10. 04. 2006



      ©2010