Путь среди революций (Блок-лирик и его современники) - (реферат) Путь среди революций (Блок-лирик и его современники) - (реферат)
Путь среди революций (Блок-лирик и его современники) - (реферат) РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Путь среди революций (Блок-лирик и его современники) - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Реферат:
    “ПУТЬ СРЕДИ РЕВОЛЮЦИЙ”
    (БЛОК-ЛИРИК И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ)
    Выполнил: Матвеев Ф
    Проверила: Понамарёва Т. И.
    План:
    1) Влияние рев. 1905 г. на творчество Блока.
    Духовное развитие Блока.
    3) Блоковедение 20-ых годов.

Цель реферата: Показать творчество Блока во время рев . 1905 г и после.

В общественном и духовном развитии Блока огромную роль сыграли революционные события 1905 г. ; соответственно они имели необычайно важное значение в становлении и утверждении зрелой лирической системы поэта. Уже в советскую пору, при подготовке нового собрания сочинений, осмысляя внутреннюю логику своей духовно-жизненной и художественной эволюции, Блок писал: “Если удастся издать — пусть будут все четыре томика — одной толщины, и в них —одно лучше, другое хуже, а третье и вовсе без значения, без окружающего. Но какое освобождение и какая полнота жизни (насколько доступна была она): вот—я—до 1917 года, путь среди революций; верный путь”(дневниковая запись от 7 января 1919 г. ). Наиболее емкой, точной и содержательной формулой единства творческой судьбы поэта в его собственном определении оказывается—“путь среди революций”; ощущение внутренней связи с революционным развитием общества дает максимальную духовную удовлетворенность —“освобождение”; в высшей степени характерно также для Блока, что это же ощущение является “полнотой жизни”. Рубеж 1905 года был для Блока всегда глубоко знаменательным поворотом. И в самую ту пору, и в особенности —когда события миновали, они всегда представлялись Блоку стихийным общественным взрывом, заново трагически определившим жизненную и творческую судьбу: “.... лиловые миры первой революции захватили нас и вовлекли в водоворот.... За миновавшей вьюгой открылась железная пустота дня, продолжавшего, однако, грозить новой вьюгой, таить в себе обещания ее. Таковы были междуреволюционные годы, утомившие и истрепавшие душу и тело” (дневниковая запись от 15 августа 1917 г. , 300). Вторым и еще более значимым, определяющим трагедийным взрывом, внутренне связанным с первым, оказываются события 1917 г. :“Теперь—опять налетевший шквал.... ”. Закономерность творческого движения устанавливается самим поэтом именно в органических соотношениях с этими двумя“шквалами”, все определяющими. Люди, хорошо знавшие Блока или постоянно с ним соприкасавшиеся, утверждали, что он несколько изменился и как человек во время самих событий 1905 г. , иным стал его подход к жизни, к людям. Так, учившийся с Блоком на славяно-русском отделении филологического факультета Петербургского университета В. Е. Евгеньев-Максимов вспоминал в личных беседах о подчеркнутой отчужденности Блока-студента (в пору до 1905 г. ) от студенческой среды. А М. А. Бекетова рассказывает о возникшем у Блока во время революции остром интересе к окружающему, к тому, что происходит в стране. Встречавшийся с Блоком в январские дни 1905 г. Андрей Белый в своих первых (относительно наиболее правдивых) воспоминаниях о поэте сообщает о столкновениях Блока с отчимом —гвардейским офицером, вынужденным участвовать в действиях властей в это время. Обобщенно об изменениях, произошедших в Блоке-человеке, М. А. Бекетова писала так: “С этой зимы равнодушие Александра Александровича к окружающей жизни сменилось живым интересом ко всему происходящему”. Следует понимать, что под “окружающей жизнью”тут подразумеваются общественные, социальные события; личный и творческий интерес к жизни и людям у Блока— большого поэта и человека — был с первых шагов в искусстве. Для верного понимания эволюции поэта важно не путать эти две стороны блоковского отношения к действительности. Само собой разумеется, реально они взаимосвязаны, но трудность развития Блока в том-то и состоит, что на разных этапах своей эволюции он несколько по-разному представляет себе их соотношение. В литературе о Блоке и посейчас можно встретить утверждения, сводящиеся к тому, что Блок до 1905 г. “не знал жизни”, а после революции вдруг “узнал”ее. На деле возникающие здесь проблемы сложнее. Представление о трагедийной взаимосвязи разных сторон действительности Блок вырабатывал на протяжении всего своего творческого пути. Поверхностно, вне соотношения с эволюцией поэта понимаемые суждения его на эти темы могут подать повод и для утверждений типа “не знал — узнал”. Сравнивая подход живописца и современного писателя к своему жизненному материалу. Блок писал в статье 1905 г. :“Искусство красок и линий позволяет всегда помнить о близости к реальной природе и никогда не дает погрузиться в схему, откуда нет сил выбраться писателю”. Игнорируя поэзию раннего Блока, можно сделать вывод из этих слов, что Блок только сейчас задумался о преимуществе“красок и линий” над схемами. На деле же у Блока всплывает в открытой форме коллизия, существовавшая и ранее. То, что Блок сталкивает “схемы” с “красками и линиями”, — говорит о кризисе мировоззрения. Открыто признается неудовлетворительность обобщающих творческих принципов, и суть именно в этом: “Душа писателя поневоле заждалась среди абстракций, загрустила в лаборатории слов”. Блок и раньше сомневался в применимости, пригодности “схем и абстракций” для художественного обобщения эмоционально-жизненного материала—еще в 1902 г. он признавался: “Я уже никому не верю, ни Соловьеву, ни Мережковскому”. Суть у Блока— если воспринимать все это в единстве его эволюции — не в механическом противопоставлении “природного” и идейно-оценочного моментов, но в открытом выражении кризиса.

Вульгарно-социологический подход возможную проппоречивость, кризисность решительно вменяет в вину самому художнику. Тем самым отстраняется вопрос и противоречиях действительности, о движении художника имеете с ними. Поэтому отпадает и проблема изменений, появления нового идейного качества в искусстве. Существенные изменения происходят и в мировоззрении, и it творчестве Блока непосредственно в месяцы и годы небывалых событий в стране. Духовному развитию Блока к тот период, несомненно, свойственна противоречивость. Наглядно ясно и неоспоримо то, что Блок выходит из своеобразного“лирического оцепенения”, замкнутости в кругу философских созерцаний и лирических переживаний, в котором он пребывал до этих событий. Примечательно, однако, то, что сами события общественно-политического плана становятся предметом поэтических раздумий и лирических переживаний —какова бы ни была мера понимания их. Подводя некоторый итог пережитому и эти бурные месяцы, в письме к отцу от 30 декабря 1905 г. Блок говорит, что его отношение к“освободительному движению” выражалось “одно время даже в сочувствии социал-демократам” , —но тут же поясняет, что от подобных крайностей он все больше отходит и в плане непосредственно политическом готов одобрить деятельность“умеренных партий”. Характерно блоковское пояснение к этому признанию: “умеренные партии”, с точки зрения Блока, годятся “разумеется, не для жизни, и для “государственной думы” и т. п. ”. Ненависть к разного рода либеральным программам была одной из наиболее органических черт духовного облика Блока. Поэтому-то либеральные идеи совершенно не устраивают его “для жизни”— Блоку-человеку они абсолютно чужды. Гораздо притягательнее для него непосредственная революционная действенность. В письме признается вместе с тем, что у него проходит и это, более ему по-человечески свойственное, непосредственное увлечение революцией. Блок поясняет, что если он и отходит от прямого увлечения революцией, то не потому, что не видит смысла в революционной деятельности, “а просто по природе, качеству и теме душевных переживаний”. Тут видны и слабые, и сильные стороны блоковской оценки для себя опыта общественных событий. Отстранение от себя и своих поэтических переживаний либеральных программ говорит о здоровых социальных влечениях художника; в попытке же расположить поэтические искания где-то рядом с общественными отношениями и их социально-ролитическими переломлениями, как-то разделить их, - сказывается мировоззренческая неясность, незрелость поэта.

Примечательно то, что в начальную пору советского блоковедения, в 20-е годы, когда вообще социальные истолкования искусства часто были несколько упрощенными, все-таки исследователи не склонны были усматривать в стихах Блока о первой революции только лишь ошибки и заблуждения. Гражданский и поэтический подвиг Блока в эпоху новой революции еще был актуальной современностью в 20-е годы; духовный опыт современников поэта не допускал возможностей видеть в его прежнем творчестве специальные маскировочные действия по сокрытию буржуазной сущности автора. И. Машбиц-Веров в свое время писал: “.... у Блока есть также исключительно ценные стихотворения, посвященные революции 1905 года. Первую революцию поэт приветствовал прекрасными и восторженными песнями. И зная эту раннюю революционную поэзию Блока, по-иному воспринимаешь “Двенадцать” и “Скифы”: они оказываются органическим продолжением революционного творчества поэта”. ' Ценно в такого рода суждениях стремление выделить положительные начала в эволюции поэта; без этого невозможна научная постановка вопроса — одностороннее собирание промахов и ошибок писателя представляет собой “проработку”. При “проработке” же исключается соотнесение блоковского “пути среди революций”с русской действительностью, русской жизнью начала века. Видеть закономерность в пути поэта среди революций, само собой разумеется, не означает игнорирования противоречий этого пути: напротив, только так вопрос о противоречивости становится на реальную почву. Упрощенность ранних трактовок поэзии Блока и состоит в некоторой прямолинейности, недостаточности проникновения в специфические трудности блоковского развития, его противоречия. Мы видели выше конкретное проявление общей идейно-творческой незрелости Блока— стремление отделить свои непосредственные интересы лирического поэта, от общественной жизни, ставя их рядом (но не противопоставляя их! ). Естественно, что такое разделение связано как с новыми идейно-духовными сложностями, вставшими перед поэтом в новую эпоху, так и с ранним, дореволюционным развитием Блока. Трудно думать, что подобная идейно-художественная слабость могла бы разрешаться помимо творчества, где-то сбоку, а не в самих стихах, в самой лирике. Революционные действия 1905 г. естественно внесли некоторые изменения в творческую деятельность Блока. Для этого периода творчества Блока характерна некая свобода и более радикальные настроения.

Список литературы: П. Громов “А. Блок его предшественники и современники”

    Бекетова М. А. “А. Блок . Биограф. Очерк. ”



      ©2010