Психологизм в русской литературе. Лекция из курса проф. В.Гудонене - (реферат) Психологизм в русской литературе. Лекция из курса проф. В.Гудонене - (реферат)
Психологизм в русской литературе. Лекция из курса проф. В.Гудонене - (реферат) РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Психологизм в русской литературе. Лекция из курса проф. В.Гудонене - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

Психологизм в русской литературе. Лекция из курса проф. В. Гудонене

# 1. ТИП. ХАРАКТЕР. ЛТЧНОСТЬ. СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПЕРСОНАЖА.

Писатель, уделяющий особое внимание среде, социальным мотивам поведения, создает характкры-типы (Гоголь: вещи, окружающие персонажа, несут отпечаток его души). Мир героев Гоголя механичен, поэтому активен рассказчик. Это примета натуральной школы (Некрасов, Даль, Тургенев).

Однако уже у Тургенева - осложненные характеры, социально-психологические типы ("Хорь и Калиныч").

В дальнейшем (Достоевский, Толстой) социальное играет подчиненную роль, главное внимание - на показ тайников души; микромир человека берется в единстве и взаимосвязи с объективным бытием. "Психологическая реальность". Писателей теперь интересует не столько характер, сколько личность, общечеловеческая природа индивидуальности.

Характер - внешняя сторона личности, а личность надалена не только сознанием, но и самосознанием, способностью развиваться , даже выходить из под контроля автора (Базаров, Раскольников, Анна Каренина и т. д. ).

Самосознание - свойство зрелой личности. Это часть мироощущения и миропонимания, обращенная на себя. Чем интенсивнее мыслительные процессы, тем сильнее рефлексия (мышление, развернутое на себя), осмысленнее и самооценка своего внутреннего мира.

    Структура сомосознания:

1) САМОПОЗНАНИЕ. В детстве мир человека нерасчлененный, он слит с его собственной жизнью. По мере развития рефлексии - понимание, что мое "Я" лишь часть этого мира, и наконец - "различение" себя и мира.

2) САМООТНОШЕНИЕ - эмоционально-ценностное отношение к себе и к тому, что человек узнает о себе (самокритичность, обидчивость, совестливость, самолюбие). В этих самооценкох отражается значимость личности для себя самой.

    3) САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ - самоконтроль личности.

В философии независимость личности, "самозаконность" - связана с кантовской философией "долженствования": самодисциплина, самообладание, способность быть себе господином.

Такая личность, творящая себя, всегда в движении, в развитии.

# 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПИСЬМА И ИХ ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ.

    Психологизм осуществляется в форме прямых
    авторских размышлений или в форме самоанализа
    героев, или косвенным образом - в изображении
    их жестов, поступков, которые должен аналити
    чески истолковать подготовленный автором
    читатель (Гинзбург)
    Основные формы Псл анализа возможно разделить
    на изображение характеров изнутри (внутренняя
    речь, образы памяти и воображения) и извне
    интерпритация писателем выразительных
    особенностей речи, речевого поведения, мимичес
    кого и других средств внешнего проявления
    психики (Страхов)
    "Суммарно-обозначающая" форма: писатель сам
    кратко называет те процессы, которые происходят
    во внутреннем мире, но не прослеживает сам
    процесс протекания чувства (Есин)
    Три основных формы психологизма:

1) Всеведущий автор не только сам называет чувства, но и комментирует их, повествуеит о них в форме косвенной речи, использует психологические детали, портрет, пейзаж, музыку.

2) Внешняя форма изображения характеров извне, или косвенный психологизм это описание особенностей речи, мимики, жестов, движений и других признаков внешнего проявления психологии.

3) Изображение характеров изнутри или прямая форма психологического изображения. Путем самораскрытия воссоздается поток мыслей и чувств в сознании и подсознании персонажа (внутренний монолог, поток сознания, сон, исповедь, дневник).

В литературе XIX и XX вв. все три формы взаимопроникаемы, часто исполь одновременно. Это требует дополнительных усилий читателя: он, вступив в соавторство, сам воссоздает недостающие звенья в психологическом рисунке душевной жизни персонажа.

Пример, где все формы изображения даны в чистом виде и последовательности эпизод из "Войны и мира", где Николай растов на поле Аустерлицкого сражения неожиданно встречается с обожаемым им государем (том 1, ч. 3, гл. 18).



      ©2010