Позиция автора в романе И.С. Тургенева Позиция автора в романе И.С. Тургенева
Позиция автора в романе И.С. Тургенева РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Позиция автора в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Позиция автора в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”.

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” создавался во время подготовки крестьянской реформы Александра II и вышел в свет в 1862 году. Это время отмечено усилением в общественной жизни страны роли демократической интеллигенции. И основной темой своего произведения Тургенев избрал конфликт между разночинной и дворянской идеологиями. Действие “Отцов и детей”происходит на фоне социально-экономических преобразований того времени, но для автора важнее показать изменения в общественном и индивидуальном сознании. Проблематика романа соответствует и его названию, которое не следует понимать в буквальном смысле. Ведь конфликт “отцов” и “детей” у Тургенева — это столкновение мировоззренческих позиций людей, занимающихся активной деятельностью и чутко реагирующих на какие-либо изменения в обществе. Такими людьми в романе изображаются Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров. Ярчайшие представители своих поколений, они являются и носителями идеологий этих поколений. Основным выразителем взглядов“отцовского” поколения стал Павел Петрович Кирсанов — типичный поместный дворянин. В молодости он сделал блестящую карьеру офицера, но впоследствии погубил свою жизнь из-за несчастной любви к княгине Р. —пустой, легкомысленной женщине. Павлу Петровичу присущи лучшие черты русского дворянства: безукоризненная честность, порядочность, высокая культура, благородство нравственных принципов. Все эти качества высоко ценил в своем герое Тургенев, так же как и его способность поэтически воспринимать действительность, сильно и глубоко чувствовать и переживать. Но недаром многие критики того времени называли роман антидворянским. Автор, не выступая против этого сословия вообще, хотел показать его неспособность “играть прогрессивную роль в общественном развитии”. Тургенев не мог не замечать такие его черты, как бездеятельность, созерцательность и несостоятельность в различных практических, жизненных ситуациях. Он симпатизирует Павлу Петровичу как человеку, но осуждает его консерватизм, неумение осмыслить происходящее.

Но не идеален, по мнению Тургенева, и Евгений Базаров, потому что он лишен таких качеств, важнейших для человека любого поколения, как поэтическое отношение к действительности, глубокое понимание искусства, высокая культура чувств. Конечно же, герой-разночинец способен к практическому действию, он приучен к труду, даже ощущает потребность в нем. Ему присущи решительность характера, внутренняя уверенность в себе и психологическая устойчивость. Базаров не созерцатель, а “делатель”, однако на страницах романа автор как бы спрашивает нас: во имя чего вся эта деятельность? Ведь философия практической пользы, считает Тургенев, обедняет личность, не оставляя места романтике, способности самоотверженно любить. Чувствовать красоту в жизни, природе, искусстве — этих качеств лишен главный герой романа. Поэтому многие читатели увидели в Базарове карикатуру на передовую молодежь. Тургенев же назвал это“бессмысленными упреками”. Он писал: “Базаров —это мое любимое детище, на которое я потратил все находящиеся в моем распоряжении краски.... ” К тому же автор, по его собственным словам, разделял почти все убеждения своего героя, исключая его взгляды на искусство. Тургенев ясно видел будущее России за такими людьми, как Базаров, поэтому в идейном конфликте романа Базаров побеждает. Но в борьбе с такими человеческими качествами, как любовь к женщине, к природе, к жизни он терпит поражение. И в этом отношении глубоко символично то, что писатель заканчивает свое произведение смертью главного героя — человека, уже сомневающегося в собственных убеждениях. А для Базарова потеря этих убеждений, сформировавшихся на основе тяжелого жизненного опыта, равносильна моральной смерти. Недаром Тургенев выступал против того, чтобы гибель его героя воспринималась как случайность. По мнению автора, она — единственное логическое завершение образа Базарова. Гораздо менее трагична потеря убеждений у таких людей, как Аркадий Кирсанов. Яростный приверженец нигилистических взглядов в начале романа, в конце он как бы переходит в лагерь“отцов”, оставляя своего друга (по словам Аркадия) в одиночестве. Аркадий —человек обыкновенный, которого гораздо больше волнуют личные проблемы, чем вопросы общественной жизни. И Тургенев вовсе не считает, что это плохая черта. Ведь таких людей большинство, на них держится общество, но двигать это общество вперед призваны не они. Недаром писатель сказал однажды: “Николай Петрович — это я, Огарев и тысячи других”, подчеркнув, что такие люди, как Базаров, редки. И Павел Петрович, и Николай Петрович, и Аркадий, по словам Тургенева, симпатичные люди, “хорошие представители дворянства”. Именно потому и выбраны они автором, чтобы объективно “доказать несостоятельность” дворянства. Однако, изображая новых людей, писатель не скрывал их недостатков. Подтверждение тому— образы Ситникова и Кукшиной, типичных “спутников” каждой новой идеи. Писатель иронизирует над тем, что самые передовые мысли звучат в их устах нелепо и смешно. Создание образов Ситникова и Кукшиной — это не стремление автора оскорбить молодое поколение. Эти персонажи реальны, правдивы, автор предупреждал, что этот тип людей, их“деятельность” ничего, кроме вреда, не принесет обществу. На все упреки и похвалы в адрес романа Тургенев отвечал: “Это жизнь так складывалась”. И тут же добавлял: “Опять говорил мне опыт, может быть, ошибочный, но, повторяю, добросовестный. Личные мои наклонности тут ничего не значат.... ” Тургенев показал, таким образом, широкую и правдивую картину борьбы “старого” и “нового”, вопреки собственным симпатиям и антипатиям, но следуя жизненной правде. В этой борьбе он отдал идейную победу“новому” герою. В этом величайшая заслуга Тургенева-реалиста.



      ©2010