Поиск романтического идеала в русской литературе XX века - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
Поиск романтического идеала в русской литературе XX века Содержание Введение. Литературное течение об идеальном герое. Романтизм конца XVIII-XIX веков Что такое романтизм. Романтизм на “родине”. Зарождение русского романтизма. Возрождение романтизма в России.
Романтизм периода строительства социалистического государства 20-е годы.
30-е годы. Военные годы. Первое десятилетие после войны. Конец 50-х - 60-е годы. 70-е - 80-е годы. Романтизм в новой России. Заключение Введение.
XX век - век науки и техники. А для их развития нужны деньги. Много денег, поэтому сейчас именно они и правят миром. Очень часто деньги идут на разработку новых, более мощных военных технологий. А зачем? Разве людям нужны войны? Разве мы хотим крови? Мне кажется, что пора остановиться. Хватит уже того, что постоянно по телевидению и радио передают известия о смерти руководителей банков, коммерческих организаций. Причем, умирают чаще всего люди не своей смертью, их убивают. Убивают мощным оружием, предназначенным для военных целей. Конечно, лишают жизни ни первого встречного человека, все это делается специально, хорошо подготовлено. Люди мстят. Уходят в мир иной те, кто не угодил какой-то мафии. Значит, всем правят мафия, деньги и оружие. Что это? Это кошмар, ужас. Хаос пробрался в нашу жизнь, и теперь он завоевывает наши души. Но мы сопротивляемся этому, и чаще вспоминаем романтические идеалы прошлого: добрых, порядочных, честных людей. Когда показывали фильм проОдиссея, мы с удовольствием смотрели его и восхищались главным героем, его подвигами, которые он совершал для своего народа. Как взрослые любятОдиссея, так же дети любят Робин Гуда. Все в восторге от его храбрости и смекалки, он восстанавливает справедливость, отнимая “лишние” у богатых и отдавая бедным. Да и многие взрослые мечтают о том, чтобы и к ним пришел “Робин Гуд” и помог в осуществлении их мечты. Но они думают об идеальном герое нашего времени. Так какой же он этот романтический идеал современности? И есть ли он у молодежи конца XX века, ведь все обвиняют ее в бесчувствии, грубости, лицемерии, хамстве. Среди юношей и девушек новой России можно ли найти романтиков? ?! И о чем они мечтают? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить есть ли в жизни счастье, как сохранить надежду. Пусть мне поможет литература. Хочется погрузиться в пучину романтических страстей и отыскать, наконец, свой романтический идеал. Но сначала немного науки.
Литературное течение об идеальном герое. Романтизм конца XVIII-XIX веков.
Романтизм (франц. romantisme) - идейное и художественное направление, сложившиеся в конце XVIII - начале XIX века, выступающее против канонов классицизма и характеризовавшееся стремлением к изображению идеальных героев и чувств. Оно получило широкое распространение в искусстве и литературе большинства стран Европы, в том числе и в России, а также в литературе США. Европейский романтизм возник после французской буржуазной революции и опирался на философиюГегеля, Фихты и Шеренга, в основе которых лежали идеалистические взгляды, и их разлад с социальной действительностью. Романтики восприняли идею свободы личности, выдвинутую революцией, но в то же время в странах Запада они осознали беззащитность человека в обществе, где побеждали денежные интересы. Поэтому для мироощущения многих романтиков характерны смятения и растерянность перед окружающим миром, трагизм судьбы личности. Они отрицали реальность, и поэтому во всех произведениях присутствовала идея двоемирия. Художник-романтик никогда не пытался точно воспроизвести действительность. Для него важнее высказать свое отношение к ней, более того, создать свой, вымышленный образ мира, часто по принципу контраста с окружающей жизнью, чтобы через этот вымысел, через контраст донести до читателя и свой идеал, и свое неприятие отрицаемого им мира. Сторонники романтизма выступали против пошлости и зла. Они стремились освободить личность от суеверий и власти, потому что для них каждый человек неповторим и уникален. Писатели-романтики утверждали ценности духовно-творческой жизни личности, изображали сильные страсти, одухотворенную и целительную природу, которая была тоже нереалистической. Пейзаж в их произведениях или очень яркий, или наоборот, сгущающий краски, он лишен полутонов. Все это делалось для того, чтобы точнее передать чувства героев. Вот имена лучших писателей-романтиков мира: Новалис, Жан Поль, Гофман, У. Вордсворт, В. Скотт, Дж. Байрон, В. Гюго, А. Ламартин, А. Мишкевич, Э. По, Г. Мелвилл и наши русские поэты - М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев. В нашу страну романтизм проник в начале Х! Х века. Развивался он неотделимо от общего движения европейской романтической литературы, но все-таки творчество наших романтиков имеет свою специфику, объясняемую особенностью национальной истории. В России важными событиями, оказавшими огромное влияние на весь ход художественного развития нашей страны, явились Отечественная война 1812 года и восстание декабристов в декабре 1825 года. В то время беспокойный, мятежный характер романтического искусства как нельзя лучше отвечал атмосфере общенационального подъема, жажде обновления и преобразования жизни, пробудившихся в русском обществе. Эти настроения нашли свое выражение в поэзии В. А. Жуковского, и К. Н. Батюшкова. В их произведениях оформилась основная тема литературы романтизма: противостояние личности и общества, неудовлетворенность сущим и стремление уйти от него в какой-то иной, лучший мир, в мир собственной души. Последователями этого метода в России стали многие известные поэты и писатели. У нас в стране романтизм распался на два течения: философско-созерцательное (В. А. Жуковский, Д. В. Давыдов, К. А. Вяземский, А. А. Дельвиг, Е. А. Баратынский, а также юношеское творчество А. С. Пушкина) и революционное (К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев-Марлинский и поздний М. Ю. Лермонтов). Произведения последних звали на подвиг, славили радость борьбы за победу. Они видели высшее счастье в служение общему благу, в гибели за Отчизну. В первой половине прошлого столетия широко о себе заявила романтическая проза. Особой популярностью пользовались повестиА. А. Бестужева-Марлинского, исторические романы М. Н. Загоскина, ранние произведения Н. В. Гоголя “Вечера на хуторе близ Диканьки”, “Тарас Бульба”, “Вий”. Наиболее яркой романтической была лирика А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. У Михаила Юрьевичапротиворечие между идеалом и действительностью достигло предельного напряжения и невиданной остроты. Его герои - это люди с особенно сильными чувствами, с неповторимо острой реакцией на мир, отвергающие законы, которым подчиняются другие. Поэтому он поставлен выше окружающих (“јЯ не создан для людей: я для них слишком горд, они для меня - слишком подлы”, - говорит Арбенин в драме М. Ю. Лермонтова “Странный человек”). Герой этот одинок, и тема одиночества варьируется в произведениях самых разных жанров, особенно часто в его лирике. (“Дубовый листок оторвался от ветки родимойј”). Герои романтизма беспокойны, страстны, неукротимы. В “Маскараде” Лермонтова Арбенин воскликнул: Я рожден
С душой кипучей, как лава!
Это исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Романтический герой, кем бы он ни был - бунтарем, одиночкой, мечтателем или благородным романтиком - это всегда человек исключительный, с неукротимыми страстями, он обязательно внутренне силен. У этой личности пафосная, призывная речь. У художников-романтиков был большой интерес к национальному прошлому (нередко его идеализировали), традициям фольклора и культуры своей нации, поэтому многие писатели использовали народный язык, темы и образы народного эпоса. Их произведения пользовались популярностью, однако в середине прошлого века романтизм уступил новому художественному течению -реализму, но уже в конце 80-х годовВ. Г. Короленкописал о возможности возрождения этого направления на почве пробуждения народных масс, ищущих самоопределения в новых условиях жизни. Было очевидно, что романтизму целиком не воскреснуть, но его черты еще блеснут. Это новое искусство впоследствии героизировало представителей народных масс. И первым писателем нашего века, в чьем творчестве вновь появились романтические нотки, можно назватьМаксима Горького. Уже в отроческие и юношеские годы он увлекался произведениями Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Гейне и Дж. Байрона. Одной из причин, побудившей стать Горькогоромантиком, было “давление “томительно бедной жизни”, желание приукрасить жизнь вымыслом, фантазией”. В раннем творчествеАлександра Максимовичаромантическое начало выражалось в слоге, стилистике, в вольнолюбивой, героической настроенности, в его мировосприятии, в его отношении к социальным проблемам. Рассказы молодого М. Горькогосвоей устремленностью в народное будущее пробуждали обыкновенного человека. Ведь, одной из важных задач для него было поднять человека над внешними условиями бытия, вырвать его из цепей унизительной действительности, показать его самому себе не рабом, а владыкой, свободным творцом жизни. В статье “О цинизме”, вышедшей в 1908 году он написал: “Рабы перерождаются в людей - вот новый смысл жизни! ”. Алексей Максимовичвидел людей полноправными хозяевами жизни, свободными от общества, и именно такими были герои его романтических произведений: чистыми и благородными. Все они овеяны красотой, вольных, гордых детей природы, живущих естественной жизнью, далеко от современной капиталистической цивилизации. Они свободны от собственнических вожделений, от власти денег -Радда и Изергиль не продают своей любви за груды золота. Рассказ Горького “Макар Чудра” можно назвать поэтическим гимном свободы. Его герои - молодые гордые красавцы? цыгане. Лойко и Раддагорячо любили друг друга, но еще сильнее каждый из них любил свою свободу и боялся ее потерять. Не сумев решить это противоречие, Лойко убивает Радду, которая, умирая, благодарит его за то, что он не покорился своей возлюбленной и остался достойным ее прекрасной любви. Макар Чудра, устами которого ведется рассказ, восхищается этими мужчиной и женщиной, ценившими свою волю и свободу выше жизни и любви, но он не знает, как сделать людей счастливыми. Напрашивается вывод, что свобода и счастье не совместимы, если один человек должен покорятся другому, потому что любовь, даже свободная от всяких условностей и расчетов налагает на человека определенные обязанности. К этой проблеме Горький возвращается в рассказе “О маленькой фее и молодом Чабане”. Интересен сюжет произведения: маленькая фея полюбила молодого Чабана. Он пел ей красивые удалые песни. Ради него она позабыла мать, сестер, но счастье их было недолгим: когда влюбленные привыкли друг к другу, им стало скучно. Они уже не знали, хорошо или плохо они сделали, полюбив друг друга. Ответ на этот вопрос писатель дает в повести “Старуха Изергиль”. Великое слово “свобода” теряет всякий смысл, если человек отделяет себя от других людей. Подлинная свобода и счастье заключается в том, что человек добровольно отдает свою жизнь, все свои силы служению людям. Настоящая истина заключается в постоянной борьбе за изменение жизни. Романтические герои А. М. Горького - спасители людей от их же слабостей, никчемности, сонного прозябания. Так, Ларравывел людей из темного леса к свободным, необъятным просторам степи, но ему пришлось пожертвовать своим сердцем ради этого. Его влечение к полнокровной, счастливой жизни осталось неосуществленной потребностью. Так же и для Фомы Гордеева: “Жизнь - это движение к совершенствованию духа”. Пожалуй, это девиз многих героев раннего Горького. Хотя они не обрисованы как типичные представители определенных социальных групп современного общества, но у них общая ценность - возвышенный моральный облик. Это характеры цельные и сильные, натуры действенные и смелые, способные к благородным и самоотверженным поступкам, к могучим страстям, к борьбе и героизму. Они оказываются в необычайных ситуациях: сильные страсти, захватывающие человека, приводят к напряженным драматическим конфликтам. Однако герои находят выход из любого положения, потому что это необычайные люди светлые и благородные, совершенно не похожие на реальных людей, окружавших писателя. Им “нужны подвиги”! Горькийпризывал к активному действенному “несогласию” с существующей действительностью. Он считал литературу “бичом” или “благородным колоколом”, призывающим к действию. Такими были настроения “умов страны” в самом начале XX столетья, когда еще была великая Российская империя. Романтизм периода строительства социалистического государства. В 20? х годах, во время становления советской власти, основным пафосом были героика и величие народной борьбы за новую, социалистическую родину. Путь “темных” масс к осознанному участию в революции был нередко трудным, и коммунисты, оставаясь с ними, разъясняли возможные ошибки, вносили сознательность в революционное движение. Под их влиянием проявились активные действия масс, их энергия, воля, классовая солидарность, народный размах. Именно поэтому в советской литературе крупным планом изображается народ. Массы. В революции пробуждалось их сознание, и в самоотверженной борьбе они начинали осознавать свое человеческое достоинство. Было невозможно создать крупный характер в отрыве от народных масс. Такие романтические образы читатель обнаруживает в произведенияхА. Малышкина, Ю. Либединского, А. Сейфуллиной, Б. Лавренева, А. Веселого, Ф. Гладкого, Вс. Иванова. Революционный энтузиазм черпался из самой жизни. Всеволод Ивановособенно тщательно изображал радость побед, он считал, что в революции пробуждается сознание народа, люди начинали осознавать свое человеческое достоинство. Идейным пафосом многих произведений был героизм народных масс в защите завоеваний Октября. Так, главный герой повести “Бронепоезд 14? 69” - Вершинин типичным характер, в котором концентрируются искания и настроения крестьянских масс в период революции, патриотизм народа, поднявшегося на борьбу против отечественных и иноземных поработителей, за землю, за волю, за свое счастье. Сила его - в его связи с массами, в ненависти к интервентам, в осознании необходимости более прочного союза с революционными рабочими города, возглавляемыми подпольными революционными коллективами. Ведь они знали, что впереди еще немало трудностей, но вера в их преодоление не оставляла их. Примером этому может послужить повестьЛибединского “Неделя”, герои которой - убежденные борцы за торжество революционной справедливости, за освобождение. В основе их действий лежало сознательное служение революции. Тогда же пробуждалась и деревня. Об этом писали А. Неверов и Л. Сейфуллина, которые изображали крестьян, шедших через темноту, ощупью к свету, больно ушибаясь, они вставали и шли дальше на защиту Советской власти. Были и художники-романтики, изображавшие женщин-революцио-нерок. Так, Д. Фурманов в “Виринеи” обращает внимание читателя на внутреннюю жизнь героини, определяющей чертой характера которой была “крепкая и верная классовая ненависть”. Именно протест вел ее к сознательному участию в революционной борьбе. Хотя психологический портрет героя был еще примитивен, но он начал уже появляться и советской литературе того периода. Изображали людей, творящих революцию, в моменты крайнего напряжения сил. Их волевая устремленность, духовная собранность, сознательное самоограничение совпадают с напряжением сил народа, устремлением масс к победе. Однако были и такие, кто не влипся в эти “массы” - интеллигенты-одиночки (“Города и годы”, К. Федина). Они пассивно ждали, что жизнь примет их, безвольных, отравленных индивидуализмом. Но поскольку советский роман становился на путь художественного синтеза истории и современности, основными центральными героями были люди, борющиеся за революцию, их судьбы - неотделимы от больших социальных процессов, происходящих в обществе, от судеб рабочего класса, частицей которого они являлись. В 20-е годы постепенно возросло внимание к судьбе, психологии отдельной личности, несмотря на то, что романтические приключения нередко заслоняли внутреннюю характеристику героя. А на дальнейшую литературу большое влияние оказало постановление ЦК ВКП(б), принятое 23 апреля 1932 года. В нем отмечалось, что “советской литературой достигнуты значительные успехи, но в изменившейся обстановке создалась реальная угроза отрыва литераторов от задач современности, нужно объединить всех писателей, поддерживающих советскую платформу, в единый союз советских писателей”. Таким образом, основная масса беспартийных повернула в сторону пролетариата. И так изменилось содержание литературного процесса. Постановление ЦК партии, казалось, создало благотворные условия для нового подъема литературы и было принято с большим удовлетворением. Вскоре состоялся I Всесоюзный съезд писателей, на котором был принят Устав Союза, говорящий о необходимости участия литераторов в практике социалистического строительства. Особое место уделялось связи искусства с трудом: она сообщала народному творчеству силу и мощь художественного обобщения, красоту и гармонию формы. В те годы в Москве прошли декады казахского, грузинского, узбекского, и других искусств советских народов, продемонстрировавшие богатство национальных культур. Все эти мероприятия должны были способствовать созданию нового этапа в развитии литературы, воспроизводившей народную жизнь. Писатели старались изображать физические усилия людей труда, пытались выразительно рисовать индустриально-колхозные пейзажи, изобретательно передавать взаимодействие людей и машин. Они стали разрабатывать тему труда, как тему судеб революции и человека, подчиняя этой цели архитектонику своих произведений. В центре сюжета - проблемы производственных процессов. Так, в романе “Гидроцентраль” (1931) М. Шагинян - “идея плановости социалистического хозяйствования”, а в романе “Время вперед! ” (1932) В. Катаева - проблема ускорения темпов строительства “светлого завтра”. Герои этого произведения изображены в стремительном разбеге мыслей и чувств, в живой конкретности их ощущений подчинены размаху невиданных в истории темпов. Главной задачей романтиков было подчеркнуть творческий труд - внутреннюю потребность советского человека. Особенно ярко динамику времени высвечивает проходящий через весь роман образ неистово мчащегося ветра. Данный прием использовался для того, чтобы лучше выявить главную идею: строители социализма - люди щедрой и самоотверженной отдачи. Катаеву не удалось выйти за рамки “производственности”, однако, были и такие романы о труде, в которых эта тема приобрела глубокий социально-философский и социально-нравственный смысл, и одновременно произошло художественное обогащение прозаического жанра: (“Соть” (1930) Л. Леонова, “Люди из захолустья” (1938) А. Малышкина, “Энергия” (1932? 1938) Ф. Гладкова, “Танкер “Дербент” (1938) Ю. Крымова). Герои этих произведений исполнены решимости дать полный отчет в своих действиях массам, а в случае производственной неудачи готовы принять на себя вину за все последствия: они осознали ответственность за будущее, за сохранение социалистических ценностей. НоА. Малышкинпоказал весь процесс перестройки, переделки людей. Он проследил все стадии борьбы мелкобуржуазных, собственнических предрассудков и вожделений со стремлениями труженика, мечтающего честным путем завоевать свое место в жизни. Его герои рабочие выходят из тупиков социального и духовного “захолустья”. Этот роман - история человека, “как бы родившегося заново”. В литературе того времени также поднималась проблема формирования коллектива и личности. По-новому она раскрыта в произведенииЮ. Крылова “Танкер “Дербент”. Главного героя, механика Басова, посылают на самый отстающий танкер в пароходстве. Заметив у людей танкера отсутствие “внутренней связи с делом”, он понимает, что изменить положение может только сам коллектив, и решает пробудить в людях утраченную веру в себя, в свои силы и способности. Вскоре люди начинают энергичнее работать, мыслить и творить. Теперь им не страшны никакие трудности, их воля и разум сметают бюрократические преграды. Внутренний конфликт в повести оказывается более значительным, чем борьба за “производственные темпы”. Были и другие произведения, в которых основным был конфликт между личностью, духовно не порвавшей с прошлым, и передовыми представлениями трудящихся масс как носителями социалистического идеала. Такие произведения отражали судьбы старой интеллигенции. Зайцев Б. К. в произведение “Дальний край” посвятил именно им молодым богато одаренным внутренне, но отвлеченным от мира реальности романтической устремленностью к вечному, в “дальний край”. Они лишены общественного темперамента, “слабы, нежны и трогательны, как дети”. В первой половине 30-х годов были популярны такие романы, как “Дорога на Океан” Л. Леонова, где сила воли и социалистический оптимизм одерживали верх над превратностями судьбы и тяжкими недугами. Большое место в прозе того времени заняла тема деревни. Причем особое внимание писатели уделяли бытовым эпизодам, этнографическим и географическим описаниям, человеческим характерам и судьбам героев, в частности крестьянина-середняка, потому, что изменения, проходившие тогда на селе, затрагивали не только экономическую сторону жизни, но и ломали столетиями складывающуюся психику людей. Одной из наиболее сложных проблем, с которой столкнулись художники, была проблема взаимоотношения города и деревни. В некоторых произведениях поэтизировалась идея “власти земли”, деревенской “естественности” как источника нравственного здоровья человека и противопоставлялась “развращенному городу”. Таковы романыА. Тверяка “На отшибе”, “Передел”, “Две судьбы”. Полемическими по отношению к ним были романы Н. Брыкина “Земля в плену” и “Стальной Мамай”. Особое место в прозе занимало население сёл: бедняк, середняк, от решения которого зависела судьба коллективизации, и кулак. Первый и последний все время “воевали” между собой. Величайшим произведением, посвященным теме изменения деревни, стал роман М. Шолохова “Поднятая целина”. Писатель изобразил не какие-либо отельные стороны периода коллективизации, а саму эпоху с ее сложными и противоречивыми коллизиями, раскрыл неотвратимость торжества нового в колхозном строительстве, показал всемирно-историческое значение этого нового. В “Поднятой целине” отражены три типа жизненных конфликтов эпохи: во-первых, это споры между силами старого мира и социалистической новью; во-вторых, противоречия в сознании крестьянина-середняка; в-третьих, некоторые несогласия в среде тех, кто проводил коллективизацию. Но уже во второй половине 30-х годов тема перестройки деревни постепенно отошла на второй план. Писатели тогда описывали не только городскую и сельскую жизнь, часто они обращались к истории нашего государства, так особого расцвета достиг исторический роман. В центре сюжетной композиции - подлинные конфликт и личность. Особое внимание романисты обращали на героизм обездоленного люда в самоотверженной борьбе с виновниками народных бедствий. Так же почетное место в таких произведениях занимали носители идей патриотизма и национального прогресса, в том числе выдающиеся государственные деятели, полководцы, возглавлявшие освободительные войны русского народа. Наиболее яркие исторические романы: “Петр I” А. Толстого, “Цусима” А. Новикова-Прибоя, “Севасто-польская страда” С. Сергеева-Ценского, “Емельян Пугачев” В. Шишкова, трилогия “Радищев” и другие. В тот период появились социально-философский, социально-публицистический роман и роман воспитания. Новые черты приобрел психологический роман. Писатели более пристально стали вглядываться и подробнее прослеживать тончайшие переживания героев, у которых есть “невыдуманная” биография. Они ничем не примечательны внешне, их поступки обычны, такая же и обстановка действий. Страницы романов завоевали люди скромные и простые. Разрешения противоречий между личностью и обществом в пользу последнего возвышало человека, обогащало и развивало его творческие силы, сливая личность с трудовым коллективом, вдохновляя ее на служение общенародному делу. Произведения 30-х годов объединяет изображение народной жизни. Ф. Гладков, А. Малышкин, Ю. Крылов, А. Тверяк, Н. Брыкин и Л. Леоновпоказывают героические усилия народа в борьбе за национальную независимость своей родины. Подчеркивается созидательная, преобразующая творческая сила народа. Освещаются важнейшие этапы формирования русской государственности, появляется тема русской воинской славы русского национального характера. 22 июня 1941 года на СССР напала фашистская Германия. Эта война стоила русскому народу неимоверных лишений. Было уничтожено огромное число городов и деревень. Погибли миллионы людей. Однако ничто не могло сломить дух нашего народа, проявившего в войне невиданное единение, самоотверженность и массовый героизм. Литература в годы Великой Отечественной войны сыграла немалую роль. Более 1000 писателей ушло на фронт. 500 из них были награждены орденами и медалями. 18 стали Героями Советского Союза. Около 300 мастеров слова не вернулись с поля боя. Художники жили едиными интересами с борющимся народом, со всей Родиной и чувствовали себя “окопными поэтами”. Да, и вся литература в целом была “голосом героической души народа”. Творческие силы писателей были подчинены общим задачам. Все стремились к объединению своих усилий для выполнения прямого долга перед Родиной. В неимоверно трудных условиях отстаивали независимость страны. Лозунг “Все силы - на разгром врага! ” можно отнести и к работе литераторов. Будучи на войне писатели с воззваниями обращались к солдатам и офицерам Красной Армии. “Ни шагу дальше! ” А. Толстогозвучало как приказ, в то же время и писатели поддерживали в народе светлую мечту о победе, превратив ее в святое чувство; задушевно беседовали о Родине, о жизни и смерти, призывали к стойкости, мужеству и упорству. В эти годы значительно возросло число романтических произведений, в которых поэтизировались боевые подвиги. (“Морская душа” Л. Соболева, “Мать” А. Довженко, “Чайная роза” Б. Лавреневаи другие). Литература воспевала героизм тех, которые испытали голод и лишения и познали первые радости значительных побед, стали защитниками Бреста, Москвы, Ленинграда и были в атакующих колонах на самом переломном острие войны - в Сталинграде, под Новороссийском и Курском. Особенно ярко, по-романтически, описываются подвиги моряков (Л. Соболев, Л. Соловьев), разведчиков, партизан (Н. Ляшко), матерей воинов (А. Довженко), стойких и мужественных командиров (В. Кожевников), летчиков, артиллеристов, стариков и детей. Поэтизируются высокие нравственные качества людей, воспевается чистая, возвышенная и самоотверженная любовь. Многие романы основаны на фактическом материале, чаще всего они построены на ситуациях исключительного характера. В новеллеЛ. Соболева “Батальон четверых” рассказывает о том, как четверо русских солдат, имея на руках раненого товарища, отбились от сотен врагов, прорвали кольцо окружения и вышли к своим. Мерой стойкости для них стала сверхмера. Романтические герои - натуры цельные. Борьба для них - жизненная необходимость, а героизм - естественное проявление этой борьбы. Они люди действия. Только борьба, только победа! Не избегая опасности, они идут навстречу ей и совершают героические подвиги по приказу своей совести. Такова отважная женщина из рассказа “Мать” А. Довженко, Мария Стоян, спрятавшая у себя наших летчиков. Поэтика романтических произведений была подчинена одному - показать в возможно яркой и полной форме героические подвиги советских людей. Первым крупным завершенным памятником об Отечественной войне была “Молодая гвардия” А. Фадеева. Автор обратил внимание читателя на небывалую силу духа русских людей, истоки мужества, стихийное и сознательное в борьбе, силу партии и инициативу самих масс, проблему отцов и детей. Этот роман был переведен на многие языки мира. В годы войны создавались и произведения о судьбе человека на войне. Человеческое счастье и война - так можно было бы сформулировать тему романов “Просто любить” В. Василевской, “Третья палата” Б. Леонидова и других. Более ярко эта тема раскрылась в послевоенные годы. Именно во второй половине 40-х годов остро встал вопрос о связях нашего народа со своим героическим прошлым. Исторический роман завоевал еще большую популярность. Вышли в свет “Порт? Артур” А. Степанова, “Дмитрий Донской” С. Бородина, “Багратион” С. Голубова, десятки книг, посвященных монголо-татарскому нашествию, в которых особое место уделено образу военачальника. Проза военных лет - это эхо героизма нашего народа. Все люди разные, но у них было одно желание. И литература воссоздала образ народа-победителя, который как нельзя лучше соответствовал настроениям общества в дни великой битвы. Вторая мировая война закончилась победой великого народа, и перед литературой встали новые задачи. Так в постановлении ЦК ВКП(б) “О журналах “Звезда” и “Ленинград” от 14 августа 1946 года партия призывала советских художников к активному служению социалистическим идеалам, преодолению индивидуализма. Тогда же определились три основных пласта в литературе: воина, современность и история России. Большое место заняла тема военных действий. Теперь писатели более углубленно и обстоятельно анализировали духовный мир народа в те годы. В. Некрасов, Б. Полевой, В. Панова, Э. Казакевичи другие прослеживали его путь в связи с бурным течением событий. Перед читателем прошли судьбы разных героев, но всех их объединяла одна идея осознания своего места в жизни. Они знали, что ход и итог битвы зависит от того, как каждый из них выполнит свой гражданский долг. Лучшие черты характеров художники раскрывали точно. Подвиги романтически приукрашивались самоотдача героев Родине послужила маяком для новых поколений, для тех, кто жил в мирное время. Им пришлось возрождать великую страну на опустошенной фашистским нашествием земле. Поэтому, изображая современность, писатели особое внимание уделяли трудовым усилиям народа. Постепенно в центре литературы становится образ героя-строителя, колхозника, сталевара, адресующих свою продукцию уже не войне, а миру. Они отдают все свои силы на восстановление хозяйства. Теперь основной конфликт романа, личные судьбы героев развертывались вокруг “производственного дела”. Писатели пытались осмыслить трудовую деятельность человека, поэтому главные герои, особенно уГранина, изображались односторонне, они не обладали крупными характерами, способными вместить черты хотя бы своего поколения. Но все-таки романтики углублялись в духовный мир человека. Отчетливо это проявилось в лучших произведениях, посвященных людям деревни. А Кочетову В. удалось изобразить рабочего как духовно богатую личность, борющуюся против бесхозяйственности. Главным героем оставался народ. Это же было присуще и историческому роману послевоенных лет. Если раньше романтиков привлекали отдельные личности, то теперь судьбы больших человеческих масс. Авторы сосредотачивают внимание на таких качествах русского характера, как воинская доблесть, самоотверженность и товарищество, творческие созидательные силы как исконные черты русского народа на разных исторических этапах. Большой популярностью пользовались романы о борьбе народа за освобождение (“Остров Буян” (1948), “Степан Разин” (1951), С. Злобина), о восстание декабристов (“Первенцы свободы” (1950), О. Форш), о пролетарских революциях (“Первые радости” (1945) и “Необыкновенное лето” (1947-1948), К. Федина, “Вольница” (1950) ф. Гладкогои другие). Эти романы отличаются тем, что в них наблюдается более свободное сочетание исторического и вымышленного. Герои этих книг заняты не узколичными переживаниями и частными делами, они втягиваются в стремительно движущуюся историю и становятся ее активными творцами. В прозе первого послевоенного десятилетия художественные поиски были весьма интенсивными, напряженными и интересными. Начатое в то время осмысление современности и недавнего прошлого получило дальнейшее углубление и развитие в последующие годы. Искусство 50х-60x годов во много отличалось от искусства предыдущих десятилетий. На XXIII и XXIV съездах КПСС были определены дальнейшие задачи литературы. Она должна была воспитывать людей “в духе высокой политической сознательности”. Тогда же образовали Союз писателей РСФСР, его главной целью было “идейно направлять художников”. В 1954 году состоялся II-ой съезд писателей. На котором говорилось о необходимости борьбы за партийность, народность литературы и высокое художественное мастерство. Центральный комитет партии призывал художников, как можно ярче, идеализированнее показывать своих современников, чтобы молодежь стремилась быть похожими на таких героев. Художники-романтики были обязаны подчиняться партии, поэтому они стали глубже рассматривать жизнь трудовых коллективов, рабочих и крестьянских, творческие поиски интелегенции, духовную жизнь общества. Главная проблематика оставалась такой же, как и в первое послевоенное десятилетие: честность и доверие, личность и коллектив, партия и народ, воспитание характера в условиях того времени. Если раньше писатели говорили только об ответственности человека перед обществом, то в 50х годах они стали задумываться над вопросом “несет ли общество ответственность за человека. Рядом с проблемой формирования новой (нужной государству) личности постоянно вставала проблема ее разрушения. Часто герои метались и страдали, ощущали разлад между своей совестью и поступками (а раньше они и не думали о своем духовном мире). Наиболее ярко это показано в романеЛ. Леонова “Испытательный срок” (1956). В XX веке вопрос об искоренения индивидуалистических пережитков в человеке писатели ставили всегда, но тогда он зазвучал особенно остро, по-новому. Внешний сюжет романаЮ. Трифонова “Утоление жажды” - борьба с пустыней, в нем скрывается главный мотив произведения: ответственность коллектива, за каждую личность, борьба с “пустыней” в душах людей. Писатели все чаще поднимали эту проблему в своих произведениях. “Фундаментом” их стали социально-нравственные конфликты. Романтики стремились к усложнению характеров. Лучше всего это получилось уВладимира Тендрякова. Он пытался показать путь формирования подлинного художника-гражданина, жизненную основу его творческих поисков и стимулов, (роман “Свидание Нефертити”, 1964г). Автор поставил широкий круг вопросов художественного творчества: время и искусство, этическое и эстетическое, жизненный опыт народа и индивидуальность художника, красота и история. Этот писатель, как и многие другие того периода, стремился сократить, уничтожить расстояние между самыми передовыми и самыми отсталыми людьми. В произведениях художников, пристрастных к нравственной проблематике, особую роль преобритали авторские замечания, подтекст, детали, даже интонация повествования. В 50-е годы стали появляться произведения и о духовной жизни деревни. Такие писатели, какВ. Тендряков, В. Шукшин, Е. Носов, П. Проскурин, В. Солоукин, В. Астафьев, В. Белови другие рассказывали о сложных процессах колхозной жизни, о трудностях, конечно передавая все это с романтической приподнятостью. Поэтому книги их глубоко оптимистичны, основаны на вере в силы тружеников. Так, Крутилин С. призывает доверять народной инициативе, ведь “люди живут на земле смекалистые, упорные и выносливые”. А проблему руководства в колхозе, которую тогда поднимали многие писатели, он (один из первых) решает в широком гуманистическом плане. Сила руководителя, по его мнению, заключается в способности услышать затаенную душу человека, найти ему дело по душе, опереться на людей, предоставить простор их мыслям. Освещая события колхозной жизни, художники вторгались и в политическую сферу, поэтому сложился жанр социально-политического романа, действие которого связано с процессами, происходящими в деревни. Например, одной из важных проблем была проблема народа и государства, часто писатели изображали переселение масс в степные районы. Не менее важное место в литературе занимали и такие острые вопросы развития деревни - неумелая организация труда, нередко рассчитанная на “показуху”, которая не только приводила к низкой производительности, подрывала экономику колхоза, но и сопровождалась тяжкими моральными последствиями: отчуждала тружеников от настоящего дела, обессмысливала его работу, лишала радости творчества. И все же продолжали люди верить в “светлое завтра”, поэтому романтики видели в глубине их души прекрасные чувства: любовь, доброта, отзывчивость. В тот период так называемая “деревенская проза” достигла выдающихся успехов. Творческих людей интересовала не только современность, они пробовали анализировать прошлое. Писатели старшего поколения обратились к годам своей юности. Теперь они по-другому рассматривали события тех лет. В преддверии пятидесятилетия Октября художники стремились нарисовать романтическими красками полный героизма, отваги и трудности исторический путь общества. События первой русской революции и борьба за идеалы народа в годы гражданской войны нашли отражение в популярных произведениях В. Кожевникова “Заре навстречу” (1957), Ю. Либединского “Утро Советов” (1957), Г. Федорова “Когда наступит рассвет” (1962), Б. Четвирикова “Котовский” (1964), В. Катаева “Хуторок в степи” (1956) и других. Через все романы проходит мысль о неистребимом и неиссякаемом могуществе русского народа. Особо ярко духовная сила людей была воссоздана в произведениях, посвященных Великой Отечественной войне. Таковы, например, “Пядь земли” (1959) Г. Бакланова, “Очень хочется жить” (1961) А. Андрееваи другие. Пафос их - в напоминании о том, какой дорогой ценой досталась победа, в стремлении показать, как в суровой обстановке фронта происходила проверка людей на выживание, сложный процесс идейного и нравственного определения человека. И в 70-х годах писатели стремились показать вторую мировую войну какк важное историческое событие, на котором проверяются качества народа и отдельной личности. Главные герои таких произведений должны были стать идеалами для молодежи. Согласно очередному призыву Пленума ЦК КПСС, в котором говорилось о нужном воздействие литературы на массы. В романах все чаще стали изображать действительность с романтической приподнятостью. На страницах книг чаще появляется реальный человек. Он должен был служить идеалам для современников, потому что его переполняли чувства любви к родине, товарищеской солидарности, чести, совести. Он готов пожертвовать свое жизнью ради государственного имущества или жизнью друга. Такому герою чуждо равнодушие, холодность, черствость. Создавая такие образы, писатели воспитывали людей в духе того времени. Но 26 апреля 1979 года вышло постановление ЦК КПСС, в котором требовалось “совершенствовать идейно-политическое воспитание и образование художественной интеллигенции. Постоянно заботиться о воспитании высокой идейности, гражданственности, развитии творческой активности писателей, художников, композиторов, журналистов, деятелей театра и кино. Обратить внимание на создание новых значительных произведений литературы и искусства, талантлив отображающих героические свершения советского народа…” После чего стало еще больше появляться книг о подвигах, которые молодежь воспринимала как естественное чувство, возвышающее человека, раскрывающее его нравственное богатство и красоту. Писатели , синтезируя мысли и поступки своих героев, создавали произведения, несущие в себе идеального человека (коммуниста, истинного труженика и патриота) и вообще правительственный идеал того времени. Это был официальный идеал. А неофициального романтического героя того времени мы видим в произведениях Булата Окуджавы. Он, зная, что такие ценности, как культура, искусство будут цениться всегда, искал свой идеал в творческих людях: циркачах, музыкантах, живописцах, самозабвенно преданных искусству. Так, в “Песенке о Моцарте” он восхваляет творческую личность: Моцарт на старенькой скрипке играет.
Моцарт играет, а скрипка поет. Моцарт отечества не выбирает — Просто играет всю жизнь напролет.
А в “Грузинской песне” он восхвалят земледельца, живущего в гармонии с природой: Виноградную косточку в теплую землю зарою,
лозу поцелую, и спелые гроздья сорву, друзей созову, на любовь свое сердце настрою… А иначе зачем на земле этой вечной живу?
Есть в творчестве Б. Окуджавыстихотворение, написанное в 1957 году, как бы совмещающее в себе и мир и войну. Это “Бумажный солдатик”, в котором мы находим все черты романтического героя . Один солдат на свете жил,
красивый и отважный, но он игрушкой детской был: ведь был солдат бумажный. Он переделать мир хотел, чтоб был счастливым каждый, а сам на ниточке висел: ведь был солдат бумажный. Он был бы рад — в огонь и в дым, за вас погибнуть дважды, но потешались вы над ним: ведь был солдат бумажный. Не доверяли вы ему своих секретов важных, а почему? А потому, что был солдат бумажный. В огонь? Ну что ж, иди! Идешь? И он шагнул однажды, и там сгорел он ни за грош: ведь был солдат бумажный.
В этом стихотворении поэт изобразил классический образ романтического героя, который беззащитен, но в то же время готов пожертвовать всем ради людей. Поскольку Б. Окуджава был на Отечественной войне, все ужасы ее отразились в его творчестве. Булат Шалвовичточно представлял последствия затянувшейся войны, но верил в жизнь, в молодое поколение. Поэтому именно солдаты? мальчишки были для него символом нового мира. В стихотворении “Ленька Королев” он говорит: Ребята уважали очень Леньку Королева
и присвоили ему звание короля.
Этот мальчишка не мог оставаться в стороне, когда у кого-то беда, и поэтому как только началась война
Наш король… кепчонку, как корону набекрень и пошел на войну.
Творчество Булата Окуджавымногогранно, и мы без труда находим стихотворения, изображающие эпоху XVIII начала XIX веков с ее галантными кавалерами, прекрасными дамами, роковыми страстями и благородными ритуалами. Мир в его стихах-песнях становится чуть более красив, чуть более романтичен, чем на самом деле. Таково “Батальное полотно”, такое же яркое и условное, как и подлинное батальное полотно первой четверти XIX века. В этом стихотворении он рисует позднее катанье.
На передней лошади едет Император. Вслед за императором едут генералы Следом - дуэлянты, флигель-адъютанты, все они красавцы, все они таланты, Все они поэты…
Но они не от мира сего. Чувствуют себя неуютно среди огромных земли и неба. Набор трогательных ритуалов, изысканный “кодекс чести”, которому они всегда верны, не спасает их от жестокого мира. Такого же романтического героя изображали и романтики XVIII - начала XIX веков, то есть неофициальным идеалом людей того времени можно назвать классического романтического героя. А в 80-х годах наша страна встала на путь перестройки. Изменились ценности, а значит и романтические идеалы времени. Людям пришлось отказаться от своего идеала, хоть это было и тяжело. Многие до сих пор не приняли новой жизни. Но общество “отказалось” от веры в “светлое будущее”, в доброе положительное начало в человеке. Трагедия поколения заключалась в разрушении “старого” идеала (труженика, патриота и коммуниста), мечты, которые рисовали писатели в своих произведениях. Я считаю, что литература, которая поддерживала веру в людей, достойна уважения. Может быть, не будь этого сказочного будущего, не будь принца нового времени, не выжила бы страна, не поднялась бы она ни после революции и гражданской войны ни после ужасов 1941-1945 годов, ни после лет репрессии. Россия оправилась после всех этих событий, потому что все книги (издаваемые в период строительства социализма должны были помочь сформировать идеального героя своего времени, научить людей, как быть достойным “светлого завтра”. В настоящее время в критикуют литературу той эпохи, говоря о том, что она была нечестной, уводила людей от правды. Многие готовы выбросить целые тонны книг из своих библиотек за ненадобностью, Но я считаю, что их ненужно выкидывать, потому что именно те произведения помогали нам в течение семидесяти лет накопить силы, потраченные в вихре революций. Теперь настало время искупать грехи и исправлять ошибки.
Романтизм в новой России.
Современные писатели ищут романтического героя нашего времени. А вполне возможно, что эти поиски кому-нибудь лет через сорок покажутся не нужными. Но в произведениях написанных сейчас, в 90-ые года XX столетия, отражены Наша с Вами жизнь, Наши Мечты. Естественно, что идеалы сегодняшнего дня отличаются от идеалов периода построения социализма в нашей стране. Сейчас художники видят романтический идеал в сильном человеке, борющемся с несправедливостью в общественной жизни. Чаще всего это молодой парень, пришедший из Афганистана (Чечни), пытающийся восстановить человеческие отношения в стране, которая погрязла в разврате, бескультурье, хамстве, зависти, лицемерии. Особенно ярко об этом повествуетОлег Ермаков. В рассказе “Благополучное возвращение” он рисует сильного молодого мужчину, Оршева, которой отстаивает справедливость. Этот герой вызывает восхищение у читателя, прежде всего потому, что он один противостоит толпе.
Заключение.
К сожалению, нельзя утверждать, что рассмотренный романтический герой является идеалом нашего времени, так как современная нам эпоха характеризуется отсутствием такового. Но благодаря смелым, отзывчивым людям мы можем надеяться на возрождение романтического идеала в России. Все-таки этот вопрос спорный, так как бытует мнение, что идеал есть в любое время. Многие люди сейчас образцом для подражания считают героев Булата Окуджавы, ведь некоторые критики называют его творчество возрождающимся, потому что проблемы, затронутые им актуальны и в наши дни. Булат Окуджава хотел донести до читателя своим творчеством, что без идеала личность жить не может. Именно это я и пыталась доказать своей работой: люди в любое время ищут свой идеал. Безусловно, моя работа далеко не совершенна, потому что тема очень обширна и глубоко разобраться в романтических героях всего ХХ века за столь короткий срок, пока я работала над этой темой, нельзя. Но тем не менее эту работу можно использовать для проведения уроков в гуманитарных классах. и я надеюсь, что она поможет тем, кто в дальнейшем попытается ответить на вопрос, поставленный мною.
Библиография
Агеносов В. , Акундинов К. Современные русские поэты: справочник - Москва: Мегатрон, 1997. Горький М. Избранное - Алма-Ата: Мектеп, 1978. История русской советской критики: Учебное пособие - Москва: Высшая школа, 1978. История русской советской литературы: Учебное пособие / П. С. Выходцев - Москва: Высшая школа, 1979. Окуджава Б. Ш. Милости судьбы - Москва: Московский рабочий, 1993. Окуджава Б. Ш. Стихотворения - Москва: Советский писатель, 1984. История русской советской литературы (1917-1940): Учебник / А. И. Метченко - Москва: Просвещение, 1983. Русская литература: XX век: Справочные материалы / Л. А. Смирнова, А. А. Кунарев - Москва: Просвещение: АО “Учебная литература”, 1995. Современная русская советская литература 60-х - 70-х годов: Хрестоматия Москва: Просвещение, 1980. Русские писатели: в двух частях: Справочные материалы / А. Г. Алексин - Москва: Просвещение, 1985. Соколов А. Г. История русской литературы конца XIX - начала XX веков: Учебник - Москва: Высшая школа, 1988. Хрестоматия по литературе для средней школы: учебное пособие для 10-11кл. / Составитель: Аламдарова Э. Н. - Астрахань: Издательство Астраханского пед. Института, 1994. Энциклопедический словарь юного литературоведа / В. И. Новиков - Москва: Педагогика, 1987.
|