РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




"Нужно, чтобы общество осознало себя и ужаснулось…" - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    “Нужно, чтобы общество осознало себя и ужаснулось…”
    ( “ Палата №6” А. П. Чехова. )
    План реферата
    Вступление ( биография писателя)
    Творчество Чехова.
    Язык и стиль писателя , мнения критиков.
    Повесть “ Палата №6”, знакомство с героями, основной сюжет.
    История написания повести
    Смысл фразы Лескова.

Творчество великого русского писателя Антона Павловича Чехова относится к концу XIX века. Он родился в 1860 году, в городе Таганроге в купеческой семье... Антон Чехов был четвертым ребенком. В 1876 году его отец разорился и был вынужден бежать от кредиторов в Москву, оставив семью.

В 1879 году Чехов заканчивает городскую гимназию и, получив от купечества стипедию, уезжает в Москву, где поступает в МГУ на медицинский факультет и оканчивает его в 1884 году. Будучи студентом, он начинает писать рассказы и посылает их в Петербург, в юмористические журналы, печатаясь под псевдонимами: “ Брат моего брата”, “Человек без селезенки”, “Антоша Чехонте”. Начинал писать Чехов с маленьких рассказов, а иногда даже карикатур, что и положило начало краткости его произведений.

Рождение Чехова почти совпало с реформой 1861 года ( отмена крепостного права), и формирование личности писателя шло уже в послереформенной России, ее состояние отразилось в рассказах писателя.

Все творчество Чехова делится на две части: раннее и позднее, они различны. Ранний Чехов плодовит, он еще не задумывается над закономерностями жизни, а просто высмеивает ее уродливые стороны, в его рассказах и повестях нет глубины образов. Он описывает многообразие российской обывательской жизни, церковную жизнь, семейно-бытовые, служебно-бытовые отношения и общественные явления. ( “ Жизнь прекрасна”, “Смерть чиновника”, “ Руководство для желающих жениться” и др. )

    В 1883году – он написал 120 рассказов
    в 1885 году – 129 рассказов
    в 1886 году – 112 рассказов
    в 1887 году – 66 рассказов
    в 1888 году – 12 рассказов

Поздний Чехов 80х–90х годов отказывается от юмористического подхода к жизни и переходит к проблемам общества. Характеры героев становятся острее и четче. Чехов разоблачает тупого, сонного российского обывателя показывает его тусклую жизнь, показывает его невежественность, дикость, жестокость ( “ Человек в футляре”, “ Дом с мезанином”, “Дама с собачкой”, “ Палата №6”).

Тематика этого Чехова часто перекликается с тематикой других писателей: Достоевского, Тургенева, Островского, и иногда, как мне кажется, с гоголевской...

Сравнивая творчество Достоевского и Чехова можно отметить, что Достоевский рассматривает темы “ униженных и оскорбленных”, темы человеческих отношений, любви, становления личности, власти идеи над человеком, положения женщины в обществе и т. д. в одном романе, а Чехов в нескольких рассказах. Если Тургенева больше заботили проблемы крестьян, чем чиновничий мир, то у Чехова его герои–обыкновенные люди разных слоев общества. В своих рассказах писатели коротко, но очень емко показывают положение России во второй половине XIX века. Да, тематика перекликается, но все же Чехов глубоко индивидуален, его стиль и точка зрения не похожи на других писателей.

Язык Чехова доступен, понятен и красив. Но простота и открытость свидетельствуют о глубине жизненного опыта автора. Вот мнение Максима Горького о стиле Чехова: “.... единственный из художников нашего времени, в высочайшей степени усвоивший искусство писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям–просторно. Он не говорит нового, но то, сто он говорит выходит у него потрясающе убедительно и просто, до ужаса просто и ясно, неопровержимо верно.... ” 1

Ремизов, писатель серебряного века, так отозвался о нем: “ С первых книг я полюбил Чехова.... но это была любовь не та, с которой я читаю Достоевского или Толстого: Достоевский действовал на меня до содрогания, а Толстому мне хотелось подражать в письме и в жизни. Чехова я полюбил какой-то домашней любовью и рассказы его читал напоследок, не пропуская ни одной печатной строки.... ”. Я согласна с этим мнением. Чехов не давит своим жизненым опытом в желании научить, он легко, намеком, подсказывает той или иной жизненной ситуацией правильный путь.

Одна из наиболее интересных, на мой взгляд, повестей –это “ Палата №6”, в которой рассказывается о провинциальной больнице и докторе, назначенном туда. Герои повести–Громов Дмитрий Иванович и Рагин Андрей Ефимович. Громов один из пациентов палаты №6 , “единственный умный человек”, вернее, сохранивший какой-то разум, человек,

    ____________________________________________________

1. М. Горький статья “ По поводу нового рассказа А. П. Чехова “В овраге””. /Хрестоматия по литературной критике для школьников и абитурьентов. – Составление, коментарии Л. А. Сугай. –М: “Рипол Классик”, 1998. Стр 692 /

ощутивший на себе “прелести” палаты. Громов дико рвется на свободу, в отличие от остальных больных и мыслил он разумно, явно осознавая, что он говорит, но был болен манией преследования. Именно с ним случайно встретился доктор, из любопытста пошедший за сумашедшим– евреем –попрошайкой Моисейкой в маленький флигилек на задворках больницы. Они заводят с Громовым философские споры. Чехов сталкивает представителей обеих сторон, обоих классов.

Рагин живет мыслями древних философов, “ стремится к разумению жизни и полному презрению к глупой суете мира”, эти убеждения были сходны с философией Марка Аврелия, римского императора II века до н. э. , проповедавшего стоицизм. Но Громов, услышав это, разражается страстной речью о том, что “.... все это философия, самая подходящая для российского лежебоки.... Нет, сударь, это не философия, не мышленье, не широта взгляда, а лень, факирство, сонная дурь. Страдание презираете, а небось прищемишь вам палец дверью, так и заорете во все горло! ” В уста Громова Чехов вложил свое мнение о буржуазии, о ее лицемерности, готовности “ посочувствовать” бедным и угнетенным и тем самым уверовать в свое благородство. Об одном из романов Г. Сенкевича Чехов с убийственной иронией пишет: “ Цель романа: убаюкать буржуазию в ее золотых стенах. Буть верен жене, молись с ней по молитвенику, наживай деньги, люби спорт–и твоё дело в шляпе.... Буржуазия очень любит так называемые “ положительные” типы и романы с благополучными концами, так как они успокаивают ее мысли, что можно и капитал наживать, и невинность соблюдать, быть зверем и в то же время счастливым. ” Поэтому в рассказах Чехова острые, больные вопросы времени тревожат читателя именно своей неразрешённостью. В конце произведения Чехов обычно показывает, что все осталось на своих местах и тем самым побуждают читателя к действию, к активному протесту. “Нужно, чтобы общество осознало себя и ужаснулось”1, –читаем мы в “Палате №6”, это, я думаю, и явилось основной целью творчества Чехова.

“ Доктор Андрей Ефимович Рагин –замечательный в своем роде человек”, приехал в городок, в котором разворачивается действия повести, молодым и полным сил. Это был неглупый, уравновешенный, вежливый человек. Он никогда не чувствовал призвания к медицине, но, по настоянию отца, закончил курс и был отправлен в уездный городишко. Рагин сразу заметил, что в этом городе больница–“учреждение безнравственное и в высшей степени вредное для здоровья”, там не лечили, там приканчивали. И что же? Он что-то изменил, ввел новые 1. В. Г. Маранцман статья из учебника литературы/“ Сквозь даль времен.... ” Учебник по литературе второй половины XIXвека Для 10 класса, часть вторая, изд. “ Специальная литература”, С. -Пб 1997. /

порядки? Нет! “ Если физическую и нравственную нечистоту прогнать с одного места, то перейдет в другое; надо ждать, когда она сама выведется”, –считал молодой доктор. И проводя вечера за кружкой пива с другом, пришел к истине: “ при всякой обстановке мы сможем найти успокоение в самих себе”. Он обленился, редко появлялся в больнице. Жизнь, каждый день ее, становилась похожей на бесконечно повторяющийся сон. Что ему до больных? И тут Чехов очень умно и тонко обрывает череду диванно-философских рассуждений сонного и достаточного горожанина, такого, как доктор Рагин, предлагая лучший способ: встать на место людей, которых подобные господа иногда замечают и относятся с снисходительным презрением. По воле роковой случайности Рагин попадает в эту забытую богом и людьми палату№6, маленький флигелёк на задворках провинциальной больницы. Он ощутил на себе кулаки сторожа, отставного солдата Никиты, “принадлежащего к числу тех простодушных, положительных людей, которые больше всего на свете любят порядок и поэтому убеждены, что ИХ надо бить”. Это “их” в повести относится, конечно, к душевнобольным пациентам, но этим “ их” Чехов имел ввиду большую часть бесправного, бедного населения России, над которыми стояли с кулаками вот такие же положительно тупые люди с выражением лица, как у степной овчарки.

Рагин, попав в палату, понимает правду Громова, и правду угнетенных, социально незащищенных, бедных людей. Попав туда, понимает, как это жить без носков, папирос, записной книжки в боковом кармане, как это не надевать брюк, жилета, сапог, а ходить в коротких панталонах и слишком длинной рубахе, в халате, пропахшем рыбой. Рагин проводит в палате лишь одну ночь, но для него она стала кошмаром. Он увидел жизнь глазами тех людей, которых раньше не замечал или в лучшем случае сочувствовал. Зарешёченные окна и багровая луна, тюрьма и больница, не отличимые друг от друга; позади вздыхает человек с блестящими звездами на груди - как призрак, тень. Им овладевает отчаяние, он пытается вырваться из этого кошмара, но приходит Никита и все расставляет по местам. “ Вот она, действительность”, –подумал Андрей Ефимович. И понял он наконец, “ точно кто-то взял серп, воткнул в него и несколько раз повернул в груди и кишках. От боли он укусил подушку и стиснул зубы, и вдруг в голове его, среди хаоса, ясно мелькнула страшная, невыносимая мысль, что такую же точно боль должны были испытывать годами, изо дня в день эти люди, казавшиеся теперь при лунном свете тенями”. Ночью герою открылась вся правда, эта ночь пролила ясность на всю его жизнь и ложь его филисофского мировоззрения. Совесть наконец проснулась, возникло– таки, наконец, чувство вины. Чехов восстал против насильственного начала в жизни, удобного для тех, кто сам не страдает. Эту повесть он написал в 1892 году после своей поездки на остров Сахалин–“ каторжный остров”, где делал перепись населения и, вольно или нет, видел тюремных заключенных, каторжников и простых людей, наблюдал их надзирателей, которые в обращении с низшими не признают ничего, кроме кулаков и розг.... ” и очень напоминают Никиту и весь медицинский персонал больницы, описанный впоследствии в повести. Чехов не мог терпеть такую несправедливость. “Душа у меня кипит”, –писал он по возвращении с острова. Результатом поездки стала книга “Остров Сахалин”, а затем и серия повестей, среди них “ Палата№6”. Вот мнения писателя по поводу этих произведений: “ Я рад, что в моем беллетристическом гардеробе будет висеть и сей жесткий халат”. На Сахалине Чехов чувствует необходимость выработать новое мировоззрение, определить свое отношение к толстовской проповеди любви к ближнему и непротивления злу насилием и к либерально-народнической теории “ малых дел”. Но приходит к выводу, что все это несостоятельно, что жизнь нелепа и запутанна, и что люди тяготятся такой жизнью. А теория Толстого неуместна и отрицается самой жизнью, как в 1 “ Палате№6”. Доктор Рагин –человек незлой, умный, сострадательный, и он со своей позиции может любить ближнего, ему не за что кого-то ненавидеть, а Громов его не может понять, потому что он знает разницу “между этой палатой и теплым кабинетом”. Большую часть населения России представляла беднота, знающая разницу между грязными, дурно пахнущими квартирками на окраинах и огромными сверкающими особняками в центре города. Иногда туда, к этим людям, как с неба, спускался кто-то всегда живший в достатке и недоумевал, жалея их, почему люди не могут любить друг друга.

Несмотря на чувства, испытываемые писателем, повесть ведется в очень сдержанном тоне, позволяя читателю самому понять главную идею автора. Лесков писал об этой повести так: “ в “ Палате№6” в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду Палата№6. Это Россия.... Чехов сам не думал того, что написал ( он мне говорил это), а между тем, это так. Палата его– это Русь! ”. “ Палата№6” казалась современникам целиком посвященной только критике “ толстовства”, “непротивления” . А здесь все то же: идеалы и действительность. Теперь Чехову вся Россия кажется тюрьмой народов,

1. Кулешов В. И. “ Жизнь и творчество А. П. Чехова”, изд “Детская литература”, 1982.

могилой лучших мечтаний людей. Изображенная палата умалишенных близка по описанию к сахалинским тюремным лазаретам и таганрогскому сумасшедшому дому, а жизнь обитателей больницы похожа на жизнь сахалинских каторжан. Но вскоре общество разглядело в повести критику философии равнодушия, которой страдало общество, осуждение пассивности. Человек не должен быть доволен своей сутьбой, если жизнь напоминает сумасшедший дом! Пассивность оказалась самой вредной философией жизни: она должна быть сметена, и поэтому в повести побеждает философия Громова, философия действия, противостояния миру. “Палата№6” оказалась самым счастливым произведением Чехова по единодушнм похвалам, которыми было встречено, и признавалось современниками лучшим из всего прежде написанного писателем. Критика подчеркивала его художественные достоинства–правдивость психологического изображения, естественность, тонкость и изящество манеры, яызка. Во многих отзывах внимание акцентировалось именно на стиле эмоционального эффекта, производимого повестью и на ее общественно символический характер. Никто, кроме Чехова, пожалуй, не смог бы столь кратко рассказать о столь многом. И, пожалуй, Лесков был прав, давая России такое жесткое название, а Чехов понастоящему мастерски выбрал образ и сумел в него уложить и свое отношение к теории Толстого, нравы и положение общества, упадок провинции. В одной короткой повести отразилась вся Россия на момент 80х-90х годов XIX века.

    Список используемой литературы

В. Г. Маранцман. Сквозь даль времен.... , Учебник по литературе второй половины XIXвека Для 10 класса, часть вторая, изд. “Специальная литература”, С. -Пб 1997.

История всемирной литературы, том восьмой, изд. “ Наука”, Москва 1994. Кулешов В. И. Жизнь и творчество А. П. Чехова издательство “Детская литература”, Москва, 1982 год.

Л. А. Сугай , Хрестоматия по литературной критике для щкольников и абитуриентов, изд. Рипол Коассик, Москва, 1998

Русские писатели, Библиографический словарь, редакция П. А. Николаева, изд. “ Просвещение”, Москва 1990.

Словарь русской литературы, М. Г. Урминцева, изд. “ Просвещение”, Москва 1993. 7. Энциклопедия для детей, том№9, Русская литература, часть первая “ От событий и летописей до классики XIX века” издательство “Аванта +”, Москва 1998 год.



      ©2010