Нам в настоящем надо знать прошлое, чтобы жить в будущем - (реферат) Нам в настоящем надо знать прошлое, чтобы жить в будущем - (реферат)
Нам в настоящем надо знать прошлое, чтобы жить в будущем - (реферат) РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Нам в настоящем надо знать прошлое, чтобы жить в будущем - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Нам в настоящем надо знать прошлое, чтобы жить в будущем
    Я дал себе слово всегда говорить правду…
    М. Зощенко
    Я пишу только за то, что глаза мои
    Мои собственноручно видели
    И. Бабель.

Цели урока: - Дать понятие “возвращенной литературы”; обсудить полученные по теме знания;

    проверить уровень осмысления материала;
    развивать монологическую речь;
    развивать коммутативные способности;
    формировать гражданскую позицию.
    Тип урока: урок-семинар
    Форма работы: групповая
    Оборудование: 1. портреты писателей и поэтов
    2. тексты произведений
    3. листы для групповой работы.
    4. фломастеры.
    Ход урока.
    Вступительное слово учителя.

Тема сегодняшнего урока вытекает из уроков, на которых мы с вами видели как взаимодействует время и личность в романе А. Толстого “Петр I”; заглянули в будущее с героями Замятина, стояли в очереди к тюремному окну с А. Ахматовой, задумались над судьбой лирического героя А. Твордовского, ужаснулись правде Шаламова, прожили один день в лагере с Иваном Денисовичем Шуховым, побывали у Черных камней с поэтом Жигулиным.

“ Нам в настоящем надо знать прошлое, чтобы жить в будущем” Нам предстоит обобщить полученные знания, познакомиться с новым понятием “возвращенная литература”, попробовать извлечь уроки из художественных произведений для того, что страшное прошлое не вернулось.

    I. Этап урока.

Посмотрите на портреты писателей и поэтов. Вы их узнали. Что общего в их судьбах? Какие произведения из вы знаете? Какие проблемы поднимали они в своих произведениях?

Оформите ответ в виде схемы. Ответьте на вопрос. Почему эти авторы и их произведения вошли в разряд“возвращенной литературы”.

    Учитель: А. Солженицын.
    Поэты русские! Я с болью одинокой,
    В тоске затравленной перебираю вас.
    Пришел и мой, мой ранний, мой жестокий
    Час истребления, уничтожения нас.
    Не знали мы тех лет, отстойных и зрелых,
    Когда со слов спадет горячность туман.
    Два наших первенца застрелены в дуэлях,
    Растерзан третий в реве мусульман.
    Нас всех, нас всех пред пушкинской гранью
    Многоголовно гибель стерегла:
    Безумием, гниением, зеленым умираньем,
    Мгновенным ли пыланием чела.
    Повешен тот, а этот сослан в рудник.
    Иных подбил догадливый черкес…
    Санкт-петербургские нахмуренные будни
    Да желть бензинная … небес.
    Чума на вас, российские поэты!
    Текучим воском вылиты каким? –
    Один в петлю, другой – из пистолета,
    К расстрелу третьего, четвертого в Наросм.

Возвращается к нам литература ранее внесенная в, “черные списки”, произведения долгие годы пролежавшие в редакционных портфелях, произведения так называемых диссидентов. Произведения пестрые по социально-политическим, эстетическим ориентациям объединены одним– ярко выраженной антитоталитарной направленностью. А что значит тоталитаризм? Тоталитарное государство, тоталитарный режим? – 6 мин. II этап. Выступление историков.

III этап. На ХХ съезде КПСС прозвучало “культ личности” Так назвали время правления Сталина. Но ведь был Гитлер, Франко, Пол-Пот. Какова была их цель? На листе №2 напишите как вы понимаете слово. ВЛАСТЬ.

    10 мин
    IV. Учитель.

Объективно жизнь в тоталитарном государстве тяжела и опасна. Осознать мир тоталитарной системы таким, какое он есть на самом деле– это навсегда потерять спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. Несмотря на глобальную ложь пропаганды наиболее интеллигентные и внутренне не зависимые люди сохраняют свою точку зрения.

    Как сказал О. Мендельштам:
    “ Я не смолчу, не заглушу боли,
    Но начерчу то, что чертить волен. ”

Какой путь в жизни, в творчестве выбрали писатели и поэты, с творчеством которых мы познакомились?

    Ученики – художники защищают все свое видение пути
    Ученики – филологи – свои -20 I ур.

V. Поэта, писателя можно убить, изгнать из родного дома. Но нельзя этого делать, просто не получится это по отношению к героя произведений.

    Какой способ жизни выбирают герои этих авторов?
    Путь героя Твардовского III гр.
    Путь Ив. Денисовича III гр.
    Путь Жигулина II гр.
    Путь Замятина I гр.
    Путь мир героини Ахматовой. I гр. 10 мин.
    VI. Заполнить карту процесса (3)

Задания: Проследить взаимосвязь и последовательность развитию проблемы личности в тоталитарном государстве в изученных произведениях.

    Изобразить это развитие графически.

Ключевые слова: Замятин, Жигулин, Шамамов, Твардовский, Ахматова, Солженицын. Предупреждения, осуждения, осмысления, покаяние, память, испытание на прочность.

    5 мин.

VIIКакие уроки жизни вы извлекли из уроков литературы. Опираясь на известные вам худ. Произведения, дайте свои пути преодоления тоталитаризма.

    VIII Письмо. Признание в любви.
    Письмо – благодарность.
    IX Оценки.
    X Дом. задание. Подготовка к контрольной работе.



      ©2010