Кавказская война (1814-1864) как итог непонимания - (реферат) Кавказская война (1814-1864) как итог непонимания - (реферат)
Кавказская война (1814-1864) как итог непонимания - (реферат) РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Кавказская война (1814-1864) как итог непонимания - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Ошибка! Неизвестный аргумент ключа.
    Кавказская война как итог непонимания

ПОНИМАНИЕ 1. понять. 2. Способность осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-н. 3. То или иное толкование чего-н. (толковый словарь Ожегов С. И).

    ПОНИМАНИЕ

1. только ед. Способность, умение проникнуть в смысл чего-н. , усвоить, сознать его; состояние сознания, к-рому ясен, открыт, известен смысл чего-н. Обладать пониманием чего-н. Утратить понимание чего-н. Читать без понимания. Понимание чужой речи. Понимание законов природы. Текст, доступный пониманию. 2. чего. Та или иная точка зрения на что-н. , то или иное толкование, объяснение чего-н. (книжн. ). Марксистское понимание истории. Различные понимания неясных мест "Слова о полку Игореве". (Толковый словарь Ушакава)

Двое по очереди произносили монологи и думали, что ведут диалог.

Гуманитарии уже сравнительно давно ввели в обиход понятие "понимание". Другим, не менее важным понятием, дополняющим "понимание", представляется "непонимание". На уровне контакта национальных культур, особенно не совпадающих во времени и не имеющих близкого родства, взаимонепонимание в конце концов грозит разрешиться вооруженным конфликтом. Горький опыт Кавказской войны 1817—1864 годов является в этом смысле одним из самых показательных. И сейчас, полтора века спустя, история этой войны остается такой запутанной, что во многих местах можно расставлять вопросительные знаки, начиная прямо с "черного слова": Кавказская война и общепринятых дат: 1817? 1864? Наиболее спорна дата начала войны. Одни авторы называют 1714 г. , другие - 1763 г. или 1769 г. , третьи - 1817 г. , четвертые - 1829 г. и даже 1591 г. Некоторые историки считают началом Кавказской войны восстание шейха Мансура (80-е гг. ХVIII в. ) и т. д. Такой разброс мнений объясняется отсутствием четких критериев, которые бы позволили однозначно определить начало событий. Наиболее приемлемой датой является 1818 г. , когда жесткая и целенаправленная политика А. П. Ермолова приводит к прямым военным столкновениям дагестанских и чеченских отрядов с царскими войсками и почти ежегодным карательным экспедициям для усмирения непокорных. Дата завершения Кавказской войны у большинства историков возражений не вызывает - 1859 г. на Восточном Кавказе и 1864 г. - на Западном Кавказе. Поскольку среди ученых отсутствует единое понимание самого явления - война, движение, борьба - по-разному оценивается и его характер: антифеодальный, антиколониальный, народно-освободительный, религиозный, а также участие в событиях народов, заселяющих восточную, центральную, западную части территории региона, их вклад в общее дело. Так же стоит вопрос "Кто виноват? "   Нередко в начале Кавказской войны пытаются всецело обвинить российское правительство. Конечно, Россия – великая империя, которая хотела расширить свои территории, но нельзя и не учитывать образ жизни некоторых горских народов, терроризировавших все прилегающие области. Так, низкий уровень развития производительных сил, малое количество пригодных для земледелия земель приводили к тому, что произведенных продуктов не хватало для удовлетворения жизненных потребностей. Недостающее изымалось у соседей: набеги совершались на Грузию, на дорогу, ведущую в Закавказье, на казацкие поселения и даже на родственные горские народы. У многих горских племен это считалось естественным образом жизни. “Воровство и грабеж, — говорили их депутаты генералу Румянцеву, — наши занятия, так же, как ваши — соха и торговля. Грабежом жили наши отцы и деды, и если мы оставим их ремесло, как требуют русские, то будем вынуждены погибнуть от голода”.     Весьма распространенным промыслом здесь считалось похищение людей. “Похищать людей украдкой в мирное время, — писал С. Броневский, — у своих соседей и даже у знакомых почитается за молодчество для горского наездника”. Работорговля, которая была неведома на Руси, являлась самым доходным занятием на Кавказе. Тот же С. Броневский отмечал, что “ежели пленник — значущий или зажиточный человек — офицер, купец, словом, такой, за которого они могут получить большой выкуп, то приковывают его за шею, за ногу к стене, худо кормят, не дают спать и потом через несколько дней приносят бумагу, перо и чернила и приказывают ему писать, куда знает, письма с объявлением назначенной выкупной цены”. Одной из самых жестоких акций заложничества в отношении мирных жителей является набег Гази-Мухаммеда — сына имама Шамиля — в Алазанскую долину Грузии летом 1854 года, в ходе которого было сожжено 18 селений, более тысячи жителей убито и около 900 захвачено в плен. По оценкам современников, грузины заплатили за своих детей столь крупные суммы, что денег в Грузии не осталось.     По вполне понятным причинам российская администрация не могла позволить существования подобной вольницы на своей территории. Борьба с подобными проявлениями “самобытности” горцев вызвала ожесточенное сопротивление с их стороны, которое вылилось в полувековую Кавказскую войну .     Война с обеих сторон носила ожесточенный характер. В ходе этой войны обе стороны несли большие потери. Наиболее чувствительными они были для сравнительно малочисленных горских народов. Кроме того, принося прибыль горской знати, война несла разорение и нищету населению региона. Примечательны слова Шамиля: “Я сдался только тогда, когда в горах народ питался травой”. Народ, видя как ближайшие помощники Шамиля копят деньги, напрасно убивают мусульман, понимал бессмысленность и бесперспективность этой борьбы, необходимость жить в дружбе с Россией. В конечном итоге это лишило лидеров горцев социальной поддержки и предопределило их военные поражения. Последствия войны были весьма противоречивы. С одной стороны, прекратились междоусобицы, работорговля, набеги персидских и турецких войск, ускорилось экономическое и культурное развитие народов региона, росло их взаимодействие, расширились многообразные связи Северо-Кавказских народов с Россией. В горское общество, главным образом, в элитные слои, проникает русская культура и светское образование. На его основе у горских народов складывается общественная мысль и просветительство . С другой стороны, это великая трагедия, которая принесла беды и разрушения, огромные материальные и людские потери как местным народам, так и Российской империи. Среди трагических событий, связанных с окончанием войны, особое место занимает мухаджирство. По завершении войны усилилась колонизация края выходцами из России. ей сопутствовали значительное изменение этнической картины Северного Кавказа, формирование новых земельных отношений, перемены в экологии, дальнейшее разрушение традиционной хозяйственной культуры региона. Кавказская война была самой длительной и изнурительной в истории России, ослабила могущество империи, стала одним из факторов, вызвавших к жизни реформы 60-70-х гг. ХIХ в.  

    Ошибка! Неизвестный аргумент ключа. Мухаджирство

Мухаджирство – процесс переселения после окончания войны в Османскую империю и страны Ближнего Востока части коренных народов Северного Кавказа, не смирившихся с утратой свободы. После поражения горцев оно приобрело характер исхода, в основном вынужденного, насильственного, как результата политики царской администрации в крае, сказочных обещаний Турции, агитации собственных владетелей и мусульманского духовенства. Оказавшись в тяжелом положении по условиям Парижского мира, испытывая серьезные внутренние проблемы, Россия стремилась “разгрузить” край от “неспокойных” жителей и “водворить” на освободившиеся земли казачьи станицы и поселения жителей внутренних губерний страны с целью создания здесь прочной опоры российской власти. Турецкие власти развернули агитацию в пользу переселения, так как были заинтересованы, по словам самого султана, “получить .... народ здоровый, воинственный, воспитанный на традициях мужества, благородства и беззаветной преданности” и заселить пустынные земли, увеличив удельный вес мусульман , расселить их среди христианских народов “полосами” для укрепления распадающейся империи, пополнения армии. Широко распространялись прокламации с призывами к “мусульманскому братству”, обещаниями земель, денег, домов, всяческих благ и привилегий. Огромное влияние на соплеменников оказала позиции знати и духовенства, которые опасались утратить в условиях российского подданства свою влияние и положение. Используя патриархальные обычаи, пугая солдатчиной и утратой религии, они всячески подталкивали горцев к переселению в “единоверную” Турцию. Переселение проходило в несколько этапов разной интенсивности в основном морским путем на турецких, российских, английских судах. Определить численность мухаджиров не представляется возможным , мнения исследователей значительно расходятся (от 500 тыс. до 900 тыс. и более). Стихийно начавшийся процесс выселения кавказская администрация пыталась упорядочить путем создания Комиссии по делу о переселении, выделения средств и предоставления судов, но все эти меры не дали ощутимых результатов. Мухаджиры оказались в чрезвычайно тяжелом положении, испытывали невероятные лишения, погибали массами (свыше 50%)на берегу и в пути от холода, голода, болезней. Особенно пострадали дети и женщины. На новом месте положение мухаджиров оказалось ещё трагичнее. Черкесские могилы тянулись рядами вдоль дороги, где прошли переселенцы. В лагерях, по свидетельствам очевидцев, была страшная смертность, “не прекращались погребальные песни”. Окончательно разоряясь, многие попадали в рабство, продавали свои семьи, вынуждены были идти на службу в армию (хотя правительство обещало освобождение от службы на 20 лет). Отчаяние толкало на воровство и разбои. Вместо обещанных плодородных земель турецкое правительство выделило переселенцам гибельные по природным и климатическим условиям районы , помощь практически не оказывалась. Обманутые, оказавшись в безвыходной ситуации, горцы попали в “единоверной” Турции в еще более тяжелые условия социального и национального гнета. В стремлении вернуться на родину они писали, что” в христианской России им было лучше во всех отношениях”, готовы были “идти куда угодно, хоть в Сибирь”, принять христианство, однако многочисленные прошения отклонялись российскими властями. Жестко пресекались попытки нелегальной репатриации путем вторичного выселения в Турцию, ссылкой навсегда внутрь страны и пр. Несмотря на строгости, поток беженцев из Турции на Кавказ не прекращался и это “вело к неурядице и путанице” в хозяйственной и административной жизни края. Турция со своей стороны тоже применяла строгие меры (вплоть до оружия), препятствуя возвращению переселенцев в Россию, укрепляла границы, пресекая бегство. С течением времени значительная часть кавказских мухаджиров была ассимилирована.

    Литература:

- Статья “кавказв составе России” Генерал-полковник В. АЗАРОВ, кандидат историческихнаук. Полковник В. МАРУЩЕНКО, кандидат философских наук. - Статья Т. Поляковой “Кавказская война XIX в. в памяти потомков” Материалы сайтов:

- www. eawarn. ras. ru/centr/eawarn/news/1999/09_99/05/new_page_2. htm). - www. zvezda. ru

    - www. amber. rnd. runnet. ru
    Доклад на тему
    “Кавказская война как итог непонимания”
    Уч-ка школы № 1523 8 класса В



      ©2010