Аналогия в Аналогия в
Аналогия в РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Аналогия в "Капитанской дочке" и реальных событиях пугачевщины - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Реферат по истории
    студента гр. АК4-11
    Журавлева Романа
    на тему:
    Аналогии пугачевщины в “Капитанской дочке”
    и действительных событиях
    г. Москва
    1998 год
    Вступление

Ко второй половине 17 века крепостничество вступило в стадию своего зенита. Вслед за изданием Уложения 1649 года усилилась тенденция к самораскрепощению крестьян - стихийно и принимавшее порой угрожающее размеры бегство их на окраины: в Заволжье, Сибирь, на юг, в места казачьих поселений, возникших еще в 16 веке и теперь ставших центрами концентрации наиболее активных слоев несвободного населения. Государство, стоявшее на страже интересов господствующего класса феодалов, организовывало массовые розыски беглых и возвращало их прежним владельцам. В 50 - 60-х годах 17 века неудачные опыты казны, война России с Речью Посполитой за воссоединение Украины с Россией, усугубили назревавшее недовольство. Уже проницательные современники ясно видели существенные черты нового . Бунташный век - такою оценку давали они своему времени . В самом начале этого века страну потрясла первая Крестьянская война , достигшая наивысшего подьема в 1606-1607 гг. , когда во главе восставших -крестьян, холопов, городской бедноты - встал Иван Исаевич Болотников. С большим трудом и немалым напряжением сил феодалы подавили это массовое народное движение. Однако за ним последовали: выступление, возглавленное монастырским крестьянином Балашом; волнения в войсках под Смоленском; более 20 городских восстаний, прокатившихся в середине века по всей стране, начиная от Москвы (1648 г. ); восстания в Новгороде и Пскове (1650 г. ); медный бунт (1662 г. ), местом действия которого вновь становится столица, и, наконец, Крестьянская война Степана Разина.

    Восстание Емельяна Пугачева
    (1773-1775 гг. )

В крестьянской войне под предводительством Пугачёва принимало участие разнообразные

слои тогдашнего населения России: крепостные крестьяне, казаки, различные нерусские нароности. Вот как Пушкин описывает Оренбургскую губернию, в которой и проходили события“Капитанской дочки”. Сия обширная и богатая губерния обитаема была множеством полудиких народов, признавших еще недавно владычество российских государей. Их поминутные возмущения, непривычка к законам и гражданской жизни, легкомыслие и жестокость требовали со стороны правительства непрестанного надзора для удержания их в повиновении. Крепости были выстроены в местах, признанных удобными, и заселены по большей части казаками, давнишними обладателями яицких берегов. Но яицкие казаки, долженствовавшие охранять спокойствие и безопасность сего края, с некоторого времени были сами для правительства неспокойными и опасными поданными. В 1772 году произошла возмущение в их главном городке. Причиною тому были строгие меры, предпринятые генерал-майором Траубенбергом, дабы привести войско к должному повиновению. Следствием было варварское убиения Траубенберга, своевольная перемена в управлении и, наконец, усмирении бунта картечью и жестокими наказаниями.

Вот описание Пугачёва, которое дает ему Пушкин: “.... он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок”. Надо сказать, что за несколько лет до появления Петра Федоровича¬ были волнения среди яицких казаков. В январе 1772 года здесь вспыхнуло восстание. Восстание было жестоко подавлено - это было эпилогом восстанию Пугачева. Казачество ждало случая, чтобы снова взяться за оружие. И случай представился . 22 ноября 1772 года Пугачев с попутчиком приехал в Яицкий городок и остановился в доме Дениса Степановича Пьянова. Там Пугачев по секрету раскрывается Пьянову в том, что он Петр третий.

Пугачев предлагает уйти от притеснений властей в турецкую область. Пьянов поговорил с хорошими людьми. Решили подождать до рождества, когда казаки соберутся на багренье. Тогда они и примут Пугачева. Но Пугачев был схвачен, его обвинили в том, что он хотел увести яицких казаков на Кубань. Пугачев все категорически отрицал. Пугачева отправили в Симбирск, оттуда в Казань, где в январе 1773 года посадили в тюрьму. Откуда Пугачев, опоив одного солдата и подговорив другого, сбежал. По моему мнению, начало“Капитанской дочки”как раз связано с тем периодом жизни Пугачёва, когда он возвращается из тюрьмы. В конце лета 1773 года Пугачев уже был дома у своего знакомого Оболяева. Возможно трактирщик в“Капитанской дочке”и есть Оболяев. Вот отрывок из повести, во время встречи трактирщика и Пугачева:

“Хозяин вынул из стаца штоф и стакан , подошел к нему и , взглянув ему в лицо - Эхе, - сказал он, - опять ты в нашем краю! Отколе бог принес? Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркой: “В огород летал , конопли клевал ; швырнула бабушка камешком - да мимо . Ну а что ваши? ”

- Да что наши! - отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. - Стали, было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте. - Молчи, дядя, - возразил мой бродяга, - будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит .... ”. Далее Пушкин от имени главного героя расшифровывает эту “воровскую речь”: “Я ничего не мог тогда понять из этого воровского разговора ; но после уж догадался , что речь шла о делах Яицкого войска , в то время только что усмиренного после бунта 1772 года”. Пребывание Емельяна Пугачева у Оболяева и посещение им Пьянова не остается без последствий. Пошли слухи, что государь находится у Пьянова в доме. Власти посылали для поимки опасного беглеца престойные команды, но всё было безуспешно.

Надо сказать, что вообще-то казакам было безразлично выступает ли перед ними подлинный император Петр Федорович или донской казак, принявший его имя. Важно было, что он становился знаменем в их борьбе за свои права и вольности, а кто он на самом деле - не все равно ли? Вот отрывок из разговора Пугачева и Гринева: “.... - Или ты не веришь, что я великий государь? Отвечай прямо. Я смутился: признать бродягу государем был не в состоянии: это казалось мне малодушием непростительным. Назвать его в глаза обманщиком - было подвергнуть себя погибели ; и то , на что был я готов под виселицею в глазах всего народа и в первом пылу негодования , теперь казалось мне бесполезной хвастливостью .... Я отвечал Пугачеву : “Слушай ; скажу тебе всю правду . Рассуди , могу ли я в тебе признать государя ? Ты человек смышленный : ты сам увидел бы , чо я лукавствую”. - Кто же я таков по твоему разумению ?

- Бог тебя знает ; но кто бы ты ни был , ты шутишь опасную шутку . Пугачев взглянул на меня быстро . “Так ты не веришь , - сказал он , - чтоб я был государь Петр Федорович ? Ну добро. А разве нет удачи удалому ? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал ? Думай про меня что хочешь , а от меня не отставай . Какое тебе дело до иного-прочего ? Кто ни поп , тот батька”. Смелость Пугачева, его ум стремительность, находчивость и энергия завоевали сердца всех, кто стремился сбросить с себя гнет крепостничества. Вот почему народ поддержал недавнего простого донского казака, а теперь лимператора Федора Алексеевича.

В самом начале войны при занятии Илецкого городка Пугачев впервые высказал своё мнение в отношении крестьян и дворян. Он говорил: "У бояр де села и деревни отберу , а буду жаловать их деньгами. Чьей собственностью должны были стать отобранные у бояр земли, было совершенно очевидно -собственностью тех, кто жил в лселах и деревнях , т. е. крестьян . Так уже в Илецком городке Пугачев заговорил о тех самых крестьянских выгодах, которые привлекут на его сторону всю чернь бедную, а о ней он никогда не забывал . Пока что Пугачев компенсировал дворянство жалованьем , но наступит время , и он призовет крестьянство лловить , казнить и вешать дворян .

Пугач¬в очень стремительно начал войну . В течение недели он захватил Гниловский, Рубежный , Генварцовский и другие форпосты. Захватил Илецкий городок , взял Рассыпную, Нижне-Озерную , Татищеву , Чернореченскую крепости. Волна Крестьянской войны заливала всё новые и новые области. Война охватила Яик и Западную Сибирь, Прикамье и Поволжье, Урал и Заяицкие степи. А сам Третий император сколачивал свою Главную армию, создавал Государственную военную коллегию. Во всем войске вводились казацкие порядки, каждый считался казаком. Можно сказать , что 22 марта начался второй этап Крестьянской войны - начало конца армии Пугачева . Этого числа в бою с войсками генерала Голицина под Татищевой крепостью Пугачев был разбит. В плен попали видные соратники Пугачева: Хлопуша , Подуров , Мясников , Почиталин , Толкачевы . Под Уфой потерпел поражение и попал в плен Зарубин-Чека . Через несколько дней войска Голицина вступили в Орнбург. Бой под Сакмарским городком 1 апреля закончился новым поражением Пугачева . С отрядом в 500 казаков , работных людей , башкир и татар Пугачев ушел на Урал. Но Пугачев не унывал , как он сам говорил: Народу у меня как песку , я знаю , что чернь меня с радостью примет . И он был прав . В сражении в городе Оса Пугачев получил поражение от войск Михельсона . Начался третий, последний этап крестьянской войны. “Пугачев бежал , но бегство его казалось нашествием” (А. С. Пушкин) 28 июля Пугачев обратился к народу с манифестом, в котором жаловал всех крестьян вольностью и свободой и вечно казаками, землями и угодьями, освобождал от рекрутской повинности и каких-либо налогов и податей призывал расправляться с дворянами, и обещал тишину и спокойную жизнь. В этом манифесте отразился крестьянский идеал - земля и воля. Всё Поволжье колыхало пожарищем Крестьянской войны.

12 августа на реке Пролейке войска Пугачева одержали победу над правительственными войсками - это была последняя победа восставших . Среди казаков зрел заговор . Душой заговора являлись Творогов , Чумаков , Железнов , Федульев , Бурнов . Они совсем не думали о простом народе и“чернь содержали в презрении”. Их мечты стать первым сословием в государстве развеялись как дым . Надо было думать о собственном спасении , а сделать это было возможно ценой выдачи Пугачева .

    14 сентября Пугачева сдали властям.

Зная нужды и горести всей “черни бедной”, к каждой из еe групп Пугачев обращался с особыми лозунгами и указами. Казаков он жаловал не только рекой Яиком со всеми еe угодьями и богатствами , но и тем, в чем нуждались казаки: хлебом , порохом, свинцом, деньгами, “старой верой”и казацкими вольностями . Он обещал калмыкам , башкирам и казахам все их земли и угодья , государево жалованье , вечную вольность . Обращаясь к крестьянам , Пугачев жаловал их землями и угодьями , волей , освобождал от власти помещиков , которых призывал истреблять , освобождал от каких бы то ни было обязанностей по отношению к государству , обещал им вольную казацкую жизнь . Мне кажется, что именно то, что восставшие не имели перед собой четкой цели, и погубило их. Само будущее представлялось Пугачeву и его соратникам как-то туманно в виде казацкого государства, где все были бы казаками, где не стало бы ни налогов, ни рекрутчины. Где найти деньги , необходимые государству? Пугачeв считал , что“казна сама собой довольствоваться может” , а как это произойдет - неизвестно . Место рекрутчины займут “вольно желающие”, установится вольная торговля солью - “вези кто куда хочет”. Манифесты , указы и обращения Пугачева пронизывают неясные мечты о воле, труде , равенстве, справедливости . Все должны получить равные“пожалования” , все должны быть вольными , все равны , “малые и большие”, “рядовые и чиновные”, “вся чернь бедная”, “как россияне, так и иноверцы”: “мухаметанцы и калмыки , киргизцы и башкиры , татары и мишари, черемисы и поселенные на Волге саксоны” , у всех должна быть “спокойная в свете жизнь” без какого бы то ни было “отягощения, общий покой”. Крестьянская война 1773-1775 гг. была самой мощной . В ней учавствовали сотни тысяч человек . Охваченная ею территория простиралась от Воронежско-Тамбовского края на Западе до Шадринска и Тюмени на востоке , от Каспия на юге до Нижнего Новгорода и Перми на севере . Эта крестьянская война характеризовалась более высокой степенью организованности восставших . Они копировали некоторые органы государственного упраления России. При“имераторе”существовали штаб, Военная коллегия с канцелярией . Главное войско делилось на полки , поддерживалась связь , в том числе посылкой письменных распоряжений , рапортов и других документов.

Крестьянская война 1773-1775 гг. несмотря на небывалый размах , представляла собой цепь самостоятельных , ограниченных определенной местностью восстаний . Крестьяне редко покидали пределы своей деревни , волости , уезда . Крестьянские отряды , да и главное войско Пугачeва по вооружению , выучке , дисциплине намного уступало правительственной армии .

    Заключение

Что же такое Крестьянские войны ? Справедливая крестьянская кара угнетателям и крепостникам ? Гражданская война в многострадальной России , в ходе которой россияне убивали россиян ? Русский бунт , бессмысленный и беспощадный ? Каждое время даёт на эти вопросы свои ответы . Повидимому , любое насилие способно породить насилие ещe более жестокое и кровавое . Безнравственно идеализировать бунты , крестьянские или казачьи восстания (что между прочим делали в нашем недавнем прошлом) , а также гражданские войны , поскольку , порождeнные неправдами и лихоимством , несправедливостью и неуeмной жаждой богатства , эти восстания , бунты и войны сами несут насилие и несправедливость , горе и разорение , страдания и реки крови ....

"Каптанская дочка" -взгляд великого поэта на царствование Екатерины. Но само понятие "русский бунт" немного преувеличено. Чем немецкий или английс кий лучше? Одинаково омерзительны. Другое дело - природа бунта здесь , в России, может быть , немного другая: русский бунт возможен как следствие безнравствености власти. Когда власть безнравствлена, появляются некие авантюристы, сама верхушка дает им тайные лазейки.

Убийство Петра III открыло дорогу многочисленным лжепетрам , одним из которых стал Пугачёв . Вранье, убийства, порок, которые идут сверху , порождают жажду порока в массе , то есть масса деформируется . И в её недрах находится артистичная

личность , вождь , который берется играть чужую роль. А зрелище в итоге одно насилие, кровь - любимый российский спектакль. Эти лжевожди всегда знают , что народу нужно : они выпускают пары всеми подручными способами, гальванизируют в людях самое жестокое , мрачное, дьявольское. И наш тихоня народ превращается в т-а-а-кую сволочь ! А кончется всё такой же ответной гипертрофированной жестокостью гос-ва, которое не перестает быть аморальным , потому что с него все началось, им же , как правило, и заканчивается.

Я думаю , что Пушкин хотел сказать: "Смотрите и одумайтесь, даже если власть безнравственна , грядущий бунт, в любом случае - катастрофа для нации" .

    Использованная литература :
    Лимонов Ю. А. "Емельян Пугачев и его соратники"
    Рознев И. "Яик перед бурей"

А. Н. Сахаров. , В. И. Буганов "История России с древнейших времен до конца 17 века"

    А. С. Пушкин "Капитанская дочка "



      ©2010