Анализ стихотворения А. Блока Анализ стихотворения А. Блока
Анализ стихотворения А. Блока РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Анализ стихотворения А. Блока "Мы встречались с тобой на закате" - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

Анализ стихотворения А. Блока “Мы встречались с тобой на закате”

    “Мы встречались с тобой на закате”
    Мы встречались с тобой на закате,
    Ты веслом рассекала залив.
    Я любил твое белое платье,
    Утонченность мечты разлюбив.
    Были странны вечерние встречи.
    Впереди – на песчаной косе
    Загорались вечерние свечи
    Кто-то думал о бледной красе.
    Приближений, сближений, сгораний –
    Не приемлет лазурная тишь…
    Мы встречались в вечернем тумане,
    Где у берега рябь и камыш.
    Ни тоски, ни любви, ни обиды,
    Все померкло, прошло, отошло…
    Белый стан, голоса панихиды
    И твое золотое весло.

Фонетические средства: аллитерация – [ж/г] – 3я строфа {КОНТРАСТ} [ш] – 3я + четвертая [ч], [р], [л] – общий фон ассонанс + аллитерация = [лижений/ний], [ашло]

    Морфемные средства: при-ближений, с-ближений + с-гораний
    по-меркло + про-шло, ото-шло
    Лексические: специальные – нет
    Неологизмы – нет
    Устаревшие – панихида
    Сравнения: развернутое – нет
    Прямое –нет
    Отрицательное – нет
    Существительное в тв. п. –нет
    Олицетворения: лазурная тишь

Метафоры: утонченность мечты, бледная краса, лазурная тишь, голоса панихиды

    Гипербола: нет
    Литота: нет нет искажения \ a la истина
    Оксюморон: нет
    Перифраз: нет (см. выше)

ЭпитетА) метафорический: безмолвная встреча, вечерние свечи, бледная краса, лазурная тишь, белый стан.

Б) изобразительный: белое платье, песчаная коса, вечерний туман, золотое весло В) лирический: нет

    Метонимия: нет
    НЕ – ИСКАЖЕНИЕ
    Синекдоха: нет
    Поэтический синтаксис:
    А) градация:
    Б) повторы: анафора: нет
    Эпифора: нет
    В) эллипсис: Приближений, сближений, сгораний –
    Не приемлет лазурная тишь…
    Г) инверсия: Были странны вечерние встречи (и др)
    Рит. приемы:
    А)восклицание: нет
    Б) вопрос: нет
    В) умолчание:
    Приближений, сближений, сгораний –
    Не приемлет лазурная тишь…
    Ни тоски, ни любви, ни обиды,
    Все померкло, прошло, отошло…
    Размер: 3х-стопный анапест

Рифма: перекрестная авав; жен. \муж. \жен. \муж. \, в основном – полная (+J: сгораний-тумане, закате-платье)

стихотворение из цикла стихов о Прекрасной Даме, написано в 1902г. Лирический герой Блока вспоминает о своей любви, абсолютно реальной: Я любил твое белое платье,

    Утонченность мечты разлюбив.

Но уже во 2ой строфе он (герой) признает неестественность этих “странных” встреч на фоне чьих-то дум о “бледной”, призрачной “красе” мечтаний; реальность странна среди “вечерних свеч”. И герой признает свою принадлежность именно к миру мечты, несмотря на предполагаемую “телесность”, реальность любви: встречи происходят “в вечернем тумане, где у берега рябь и камыш”, где нежность вечера сглаживает, смягчает огонь страсти. Жизнь “приближений, сближений, сгораний” гасится, тонет в неясных сумеречных очертаниях, среди камышей, а звук [ж], ее олицетворяющий, резко ворвавшийся в общий звукоряд стихотворения, исчезает под тихими волнами [т], [ш], всплесками [л] и [л’], под рябью мечты. В последней строфе стихотворения аллитерация [ж] заменяется органичным для сонной действительности лирического героя повтором [ш] в словах “прошло, отошло”. Единственная строка стихотворения, характеризующая реальность–“приближений, сближений, сгораний” - в 4ой строфе отражается приглушенно, нечетко, гармонично сочетаясь с “лазурной тишью мечты”: “Все померкло, прошло, отошло”, и эта замена яркого [ж] на [ш], группы [г], [р], [н] на [к], [р], [л] является микроотражением основной темы стихотворения–возвращения героя в свою нереальную действительность из недействительного для него мира реальности. Образы, сопутсвующие героине– лишь подтверждение этой темы. Вспомните, если в первой строфе: Мы встречались с тобой на закате,

    Ты веслом рассекала залив.
    Я любил твое белое платье,
    Утонченность мечты разлюбив,

то в последней строфе все эти образы появляются снова, но уже чистые, мягкие, органично вплетающиеся в собственный мир героя. “Закат” отражается “голосами панихиды”, “платье”– воплощение земного существования – становится легким очерком тела –“станом, а рассекающее залив весло” видится теперь не как разрушающее гладкую поверхность воды, а застывшим без движения– “золотым”. {есть смысл закопаться глубже по поводу “белого платья” на основе античных мировоззрений–белый как цвет смерти, по поводу весел и лодок можно нырнуть в скандинавскую мифологию–куда и на чем плывут умершие, но собственно идея насчет кольцевой композиции должна сохраниться, только мотив Судьбы усилится (от себя не уйдешь) и появится, возможно, мотив предугадания}.

Таким образом, стихотворение имеет кольцевое построение –автор возвращается к образам1ой строфы в последней, снимая с них точные контуры реальности, окончательно растворяя их в фантазийно-призрачном мире своего лирического героя.

Статичность, недвижимость мечты чувствуется не только в звукописи , она создается и за счет певучей одинаковости размера всех строф: трехстопный дактиль с клаузулой в 1ой и 3ей строках и постоянной перекрестной рифмойавав. Стихотворение благодаря четкости построения звучитбудто независимо от того, что в нем описано, и даже не вникая в смысл слов, читатель слышит плеск рассекаемой волны, шорохи песка перешептывания камыша, чувствует легкую сырость тумана, видит размытые очертания бледных пятен огня и вместе с автором сплетает из вечерних приглушенных теней сияющее золото мечты с тем, чтобы унести его в свой собственный мир…



      ©2010