Внутренняя и внешняя культура - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
ПЛАН РЕФЕРАТА: 1. Введение: из истории культуры……………...…………………. 2 2. Общество и культура: внешние и внутренние факторы………4 3. Человек и культура - внутренняя и внешняя…………………...9 4. Заключение…………………………………………………….... 12 5. Список использованной литературы…………………………...13 ВВЕДЕНИЕ: из истории культуры
На протяжении всей истории развития философской мысли культу ра в том или ином аспекте являлась предметом изучения различными мыслителями, литераторами, историками. Первоначальное понятие культуры, существовавшее в древних цивилизациях Китая (понятие "жень") и Индии (понятие "дхарма"), означало прежде всего целенап равленное воздействие человека на окружающую его природу. Включало оно также и воспитание и обучение самого человека. Философы древ ней Греции видели в "пайдейе", т. е. "воспитанности", которую они считали синонимом культуры, главное свое отличие от "некультурных" варваров. Эпоха Рима, особенно в поздний ее период, органично впи тав философские взгляды древнегреческих мыслителей, породила свое представление о культуре, которое более близко к понятию цивилиза ции. Культура стала ассоциироваться с признаками личного совер шенства. В эпоху средневековья засилье теологии и схоластики в Ев ропе не позволяло ставить проблему изучения культуры, как важнейше го качественного и органичного признака человеческого бытия. Сам процесс создания культурных ценностей и всей деятельности человека целиком отдавался в удел бога. Процесс творческого подъема иногда отождествлялся то с проявлением божьей милости, то с кознями дь явола. Подлинное возрождение интереса к изучению и познанию куль туры возобновилось лишь в эпоху Просвещения. Именно в этот период под совершенством культуры стали понимать соответствие гуманисти ческому идеалу человека, а в дальнейшем - идеалу просветителей. Для зарождавшейся буржуазной философии характерно понимание под культурой различных форм духовного и политического саморазви тия общества и человека, проявляющихся в движении науки, искусс тва, морали, религии и государственном правлении. Французские просветители XVIII века (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) понимали содер жание культурно-исторического процесса как развитие человеческого разума. Цель этого процесса, по их мнению, сделать всех людей счастливыми, живущими в согласии с запросами и потребностями своей "естественной" природы. Однако уже в то время зародилось философс кое направление "критики культуры". Последователи этого направле ния (Руссо) осуждали не только культурную эволюцию, но и саму че ловеческую цивилизацию. В своих работах они противопоставляли чис тоту и простоту нравов народов, находившихся на патриархальной ступени развития, испорченности и развращенности "культурных" на ций. Восприняв эту критику культуры, как проблему общетеоретическо го осмысления противоречий буржуазной цивилизации, представители немецкой классической философии стали искать выход в осознании культуры как сферы "духа". Кант рассматривал культуру прежде все го с позиций морального сознания (его знаменитый категорический императив). Шиллер как совокупность эстетических форм сознания, а Гегель усматривал в развитии культуры эволюцию философского созна ния человека. С этой точки зрения, культура предстает как область духовной свободы человека. Таким образом представители немецкой классической философии рассматривали сущность культуры как единую цепь множества ее типов и форм, располагающихся в определенной ис торической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человечества. Многочисленные философские школы ХХ века очень интенсивно за нимались и занимаются изучением феномена культуры. Собственно го воря, именно в это время возникла философия культуры как самостоя тельная философская дисциплина. Последователи неокантианства (Рик керт и М. Вебер) рассматривали культуру прежде всего как специфи ческую систему ценностей и идей, различающихся по их роли в жизни и организации общества того или иного типа. Интересна концепция немецкого философа-идеалиста О. Шпенглера. Сущность ее заключается в рассмотрении культуры как организма, который обладает единством и обособлен от других ему подобных организмов. Каждому культурному организму, по Шпенглеру, заранее отмерен предел, после которого культура, умирая, перерождается в цивилизацию. Таким образом, ци вилизация рассматривается как противоположность культуре. Это оз начает, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может. С этой точки зрения на культуру очень тесно соприкасается теория "локальных" цивилизаций английского историка А. Тойнби. Диалектико-материалистическая философия рассматривает культу ру как специфическую характеристику общества, которая выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, включаю щий в себя определенное отношение человека к природе и обществу, развитие творческих сил и способностей личности. Важнейшей детер минирующей характеристикой культуры является ее качественная сто рона. Любое выражение культуры есть проявление качественных свойств и признаков, степени развития человека. Реальная, живая культура неотъемлема от человека как от субъекта культуры. Собст венно сам процесс формирования человека протекает как культурно-ис торический процесс. Его человеческие качества есть результат усво ения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности. можно сказать, что культура - это мир человека, и, в известном смысле, способ его бытия, созданный и постоянно воссоз даваемый им самим. Культура - это очеловеченный слой жизни, "вто рая" искусственно созданная человеком природа. Там, где есть чело век, его деятельность, ее продукты, взаимоотношения между людьми там и есть культура. Иными словами, культура представляет собой меру человеческого в человеке.
ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА: ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ
Развитие культуры - органическая составная часть истории об щества. Поэтому детерминацию движения культуры следует искать и вне ее самой, прежде всего в развитии основы общества, материаль ного производства, а также и всех иных подсистем и сфер обществен ной жизни - социальной и социально-политической. Характерно, что при крайне низких темпах развития материального производства в эпо ху феодализма столь же низкой была и динамика развития в области культуры. Специфическое место религии и церкви также в то время обусловливало религиозную окраску практически всех сторон и всех составляющих культуры этой эпохи. Однако, нельзя не отметить, что в отдельные периоды могут наблюдаться активные всплески в культу ротворческом процессе при отсутствии аналогичных сдвигов в эконо мической сфере. Это, в частности, характерно для литературы и ис кусства эпохи возрождения в Европе, России в XIX веке. Развитие культуры связано и с другими внешними детерминанта ми. Развитие стран и народов практически с первых шагов цивилиза ции утрачивает изолированный, замкнутый на себя характер. История с течением времени все больше выступает в качестве всемирной исто рии, а вместе с тем становится реальностью мировая культура, акку мулирующая лучшие достижения всех стран и народов. В этих условиях все большее значение для развития культуры каждой страны, каждого народа приобретает расширение культурных связей и духовных контак тов с другими странами и народами. Естественная изоляция или нарочитое самообособление народов ничего хорошего развитию культуры принести не могут. Фактор изоля ции, например, одна из причин сохранения первобытных форм жизни у аборигенов Австралии. Китай на рубеже I-II тысячелетия стоял в первых рядах стран по развитию культуры, а затем наступили столе тия искусственной изоляции страны за китайской стеной, что привело к утрате былых позиций. Только покончив в 60-е годы XIX века с преградами на пути развития связей с остальным миром Япония уско ренно пошла вперед. Следует отметить, что на развитие культуры, как впрочем и на ее возникновение, сильнейшее воздействие оказали не только внешние, но внутренние факторы. Необходимость углубленного анализа внутрен них причин развития культуры обнаруживается при рассмотрении влия ния разделения труда на развитие культуры. Разделение труда разру шило присущее первобытности единство материального и духовного, а наряду с этим положило предел не только слитности материальной и духовной культуры, но и ее единству, поскольку един был ее субъект и носитель - первобытный коллектив. В дальнейшем с развитием общества, когда умственный труд стал все больше отделяться от физического, город - от деревни, когда об щество разделилось на классы, профессиональные группировки различ ных уровней, на этнические образования, территориально-региональные общности, а также демографические страты - картина культуры в це лом, как и картина ее исторического движения усложняется. Прежде всего с возникновением сложной социальной структуры общества, возникшей в результате разделения труда, управление, умственная деятельность, духовное производство стали преимущест венно сферой занятий определенного класса или социальной группы. Автономизация умственного труда, его отделение от физического дали мощный толчок развитию наук, прогрессу искусства и т. д. Она позво лила сделать интеллектуальную деятельность - профессией, которая органически соединяет в себе признаки материальной и духовно-прак тической деятельности человека. С каждым этапом развития общества и его фундаментальной основы- общественного производства, роль умственного труда, его практическая значимость в жизни общества все более возрастает. Культура каждой эпохи неразрывно связана с потребностями и интересами различных классов, социальных слоев и групп. В этом суть механизма влияния различных классов и социальных слоев, групп на содержание культуры. Безусловно, это влияние в значительной ме ре определяет разницу в содержании и формах культурных пластов и уровней в общей структуре культуры общества. Однако, абсолютизация господствовавшего до недавнего времени в отечественных общество ведческих науках классового подхода к анализу и классификации яв лений культуры неизбежно заводит исследователя в логический тупик. Во-первых, в культуре есть явления, к которым критерий классо вости просто неприменим - это наука, техника, язык. Во-вторых, культура включает группу явлений, которые несут в себе общечеловеческое содержание, хотя на них и распространяется влияние социально-классовых и групповых интересов - это искусс тво, мораль, философия и т. д. В-третьих, отдельную группу составляют явления, связанные, в силу их природы, непосредственно с возникновением классов, напри мер, область политической культуры, хотя даже здесь абсолютизация классового подхода была бы неправомерна. Наиболее отчетливо соци ально-классовое начало проявляется в культуре в форме идеологии, при посредстве которой каждый класс или социальная группа, ведущая борьбу за власть направляет развитие культуры в своих интересах, в соответствии со своими социальными идеалами. При этом выход за пределы меры в воздействии идеологии на культуру может порой при вести к деформации последней, к лишению предметов культуры их собственного содержания и их превращению в своего рода рупор для распространения идеологических установок. Это отчетливо просматри вается в различного рода "культурных клише", назначение которых состоит в навязывании через культуру определенных идеологических стереотипов. На развитие культуры в современных условиях оказывает свое воздействие развертывающаяся и углубляющаяся НТР. Это воздействие многогранно и противоречиво. С одной стороны, НТР неизмеримо рас ширила возможности приобщения самых широких масс к духовным цен ностям, в частности, через средства массовой информации, предъяви ла возросшие требования к образованности, к повышению интеллекту ального потенциала общества. Одновременно благодаря развитию транспорта, средств связи НТР усилила подвижность населения, привела к интенсификации процессов культурного обмена, к усилению интерна ционализации общественной жизни и культуры.
Национальные культуры являются специфическими культур
ными системами, обладающими относительной автономностью и автох тонностью (коренным происхождением). Различные культуры многочис ленных народов и национальностей, имеют в своей основе единое об щечеловеческое творческое начало. Они отличаются друг от друга по форме, которая определяется особенностями истории конкретных наро дов, различными условиями, в которых происходило формирование этих культур. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что подавляющее большинство народов не существует в изоляции, а активно взаимо действует с другими народами. Поэтому многие национальные культу ры, представляют собой результат взаимодействия нескольких прожи вающих (или проживавших ранее) рядом друг с другом народов. Разви тие национальных культур - важное условие и предпосылка их взаимо обогащения, но это не должно вести к их отделению друг от друга, а тем более к провозглашению их исключительности. Нельзя выстраивать национальные культуры по ранжиру, рассматривать культуру одной на ции в качестве своеобразного эталона культуры. Националистическое высокомерие тормозит развитие любой национальной культуры. Это особенно важно, если учесть усиление процесса интернационализации общественной жизни, а, значит, и необходимости участия в этом про цессе национальных культур, каждая из которых включает в себя как свое национальное, так и интернациональное содержание. Не умаляя ценности и уникальности существования и развития национальных культур, следует отметить, что каждая нация вносит свой историчес кий вклад в мировую культуру и в то же время черпает из кладовой мировой культуры. Магистральный путь развития мировой культуры пролегает отнюдь не через сведение всего ее богатства к некоторому единому образцу, а через аккумулирование всего лучшего в богатс твах культуры всех народов, сохранение богатства многообразия культур не только в памяти, но и в культурной практике человечест ва. Региональные особенности культуры проявляются не только в специфических чертах культуры отдельных народов. Имеются опреде ленные существенные различия между городской культурой и культурой села, культуры крупного города и культуры мелких и средних горо дов. Есть основания говорить об особенностях культуры в больших регионах мира. Так Европа сделала упор на разум, рациональное ос воение действительности и использование его успехов. Восток же до недавнего времени больший упор делал на чувственное восприятие ок ружающего мира, интуицию, самовнушение. Понятно, что все это боль ше относится к традиции. Сегодня граница между культурами Запада и Востока уже основательно размыты, обмен принципами, идеями и ду ховными ценностями идет со все большей интенсивностью. Подводя итог можно сказать, что мировая культура - явление достаточно сложное и многогранное, куда входят формационные, региональные, национальные типы культур и огромное число субкультур, существую щих в качестве подсистем в этих культурных типах. Во внутренней организации культуры существуют также структур ные уровни, которые подразделяют ее на массовую и элитарную куль туры. Массовая культура сформировалась одновременно с обществом массового потребления. В работах западных философов и социологов данное понятие характеризуется как вид коммерческой культуры, по тому что продукты данной культуры выступают в ней в качестве пред метов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового потребителя. Реклама, ставшая обязательным атрибутом современного общества, является не отъемлемой частью массовой культуры. Развитие культуры имеет свою внутреннюю логику и характеризу ется относительной самостоятельностью и своеобразной внутренней детерминацией, которая реализуется не только в активном использова нии новыми поколениями накопленного запаса ценностей культуры, но и в воздействии этого запаса на дальнейшее развитие культуры, его основные направления, его содержание и темп. Постоянно развиваясь, культура всегда проявляет себя в конк ретно-исторических формах. Особенно выпукло обнаруживают себя сдви ги в культуре в переломные периоды человеческой истории, например, при переходе от античности к средневековью, а затем от средних ве ков к эпохе Возрождения. Коренные перемены в культуре наблюдаются с переходом общества от формации к формации. При этом в истории формирования культуры имеется ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идет как бы по двум направлениям - по вертикали и по горизонтали. Важнейшей закономерностью развития культуры является преемственность, в ко торой реализуется единство противоположностей - традиции и твор чества. История предметных результатов человеческой деятельности, воплощающих культурные ценности, идет рядом и в синхронном взаимо действии со сменяющими друг друга поколениями людей, в которых сохраняет себя преемственность истории человечества. При этом каж дое ныне живущее поколение как бы стягивает к себе прошлое и буду щее, как к центру, который с течением времени сдвигается к новым поколениям. Наиболее устойчивой стороной культуры являются культурные традиции. Под ними понимаются элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жиз ни многих поколений. Традиции подразумевают, что наследовать и как наследовать. Каждое поколение осуществляет отбор тех или иных тра диций и в этом смысле выбирает не только будущее, но и прошлое. Современное поколение не может не опираться на созданные ранее ценности культуры, на традиции, так или иначе ему бы пришлось каж дый раз все начинать на пустом месте, создавать все заново. Однако, культура - это не только традиции, процесс накопления и сохранения духовных ценностей предыдущих поколений. Формирование культуры предполагает и ее развитие, т. е. не только сохранение лучших образцов прошлого, но и создание нового культурного богатс тва в процессе творчества. Данное направление в культуре называет ся новаторством. Конечно, не всякое новаторство можно безоговороч но причислить к творчеству. Создание нового становится творчеством тогда, когда оно приобретает общественную значимость, получает признание других людей. Хотя данный критерий новаторских культур ных ценностей не является абсолютным. Бывает и так, что произведе ния искусства или научные открытия не находят признания у совре менников. Тем не менее, если творец создает произведение или дела ет открытие, несущее подлинную духовную ценность, то их время рано или поздно приходит, и, последующие поколения воздают им должное. Творчество Ван Гога и Гюгена, гениальных художников, непризнанных при жизни современниками, работы предтечи космических полетов чело вечества К. Циолковского - блестящее свидетельство этому. В творчестве культуры общечеловеческое, всеобщее тесно связа но с неповторимостью, уникальностью созданной духовной ценнос ти. Тиражирование или репродуцирование не является творчеством, хотя и играет важную роль в распространении культуры. Но, это именно распространение, а не создание культуры. Новое поколение не только пассивно потребляет уже созданное культурное богатство, вместе с тем оно вносит и свой вклад в ко пилку мировой культуры в зависимости от того, что было унаследова но им от культуры прошлого. Таким образом, традиции и творчество в развитии культуры органично взаимосвязаны. В целом подход к культурному наследию должен быть диалекти ческим: не нигилистическое отбрасывание, а сохранение всех ценнос тей, которые способны работать на прогресс, и отрицание всего от жившего, консервативного в культурной традиции.
ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА - ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ
Само становление личности есть не что иное, как результата культурной эволюции индивида. Только усваивая и соединяя в себе определенную долю общественной культуры, человек становится лич ностью и персонифицирует обретенный культурный потенциал как свой собственный мир, как богатство своего "Я". Таким образом, лишь осваивая через познание и деятельность внешнее, материализованное выражение культуры, индивид обретает человеческое качество, становится способным сам участвовать в культуротворческой деятельности. Культура - это процесс развития человеческих сил и способностей, показатель меры человеческого в человеке, характеристика развития человека как человеческого су щества, процесс, получающий свое внешнее выражение во всем богатс тве и многообразии создаваемой людьми действительности, во всей совокупности результатов человеческого труда и мысли. Центральной фигурой культуры является человек, ибо культура мир человека. Культура - это развитие духовно-практических способ ностей и потенций человека и их воплощение в индивидуальном раз витии людей. Через включение человека в мир культуры, содержанием которой является сам человек во всем богатстве его способностей, потребностей и форм существования, реализуется как самоопределение личности, так и ее развитие. Каковы же основные пункты этого куль тивирования? Вопрос сложный, так как эти опорные пункты по своему конкретному содержанию своеобразны в зависимости от исторических условий. Важнейший момент в этом процессе - формирование развитого са мосознания, т. е. способности к адекватной оценке не только своего места в обществе, но и своих интересов и целей, способности к пла нированию своего жизненного пути, к реалистической оценке различ ных жизненных ситуаций, готовности к реализации рационального вы бора линии поведения и ответственности за этот выбор, наконец, способности к трезвой оценке своего поведения и своих действий. Задача формирования развитого самосознания чрезвычайно слож на, особенно если учесть, что надежным ядром самосознания может и должно быть мировоззрение как своеобразное общее ориентирующее на чало, помогающее не только разбираться в различных конкретных си туациях, но и планировать, моделировать свое будущее. Конструирование содержательной и гибкой перспективы, предс тавляющей собой набор важнейших ценностных ориентаций, занимает особое место в самосознании личности, в ее самоопределении, а на ряду с этим характеризует и уровень культуры личности. Неумение конструировать, вырабатывать такую перспективу чаще всего обуслов лено размытостью самосознания личности, отсутствием в нем надежно го мировоззренческого стержня. Подобное неумение зачастую влечет за собой кризисные явления в развитии человека, находящие свое выражение в преступном поведе нии, в настроениях крайней безысходности, в различных формах деза даптации. Разрешение собственно человеческих проблем бытия на путях культурного развития и самосовершенствования требует выработки четких мировоззренческих установок. Это тем более важно, если учесть, что человек не только действующее, но и самоизменяющееся существо, одновременно и субъект, и результат своей деятельности. В становлении личности важное место занимает образование, од нако понятия образованности и культурности полностью не совпадают. Образованность чаще всего означает владение значительным запасом знаний, эрудицию человека. В то же время она не включает целый ряд таких важнейших характеристик личности, как нравственная, эстети ческая, экологическая культура, культура общения и т. д. А без нравственных основ сама по себе образованность может оказаться просто опасной, а развитый образованием ум, не подкрепленный куль турой чувств и волевой сферой, либо бесплодным, либо односторонним и даже ущербным в своих ориентациях. Вот почему так важны слитность образования и воспитания, со четание в образовании развития интеллекта и нравственных начал, усиление гуманитарной подготовки в системе всех учебных заведений от школы до академии. Следующие ориентиры в становлении культуры личности - духов ность и интеллигентность. Понятие духовности в нашей философии до недавнего времени рассматривалось как нечто неуместное лишь в пре делах идеализма и религии. Сейчас становится ясной однобокость и ущербность подобной трактовки понятия духовности и его роли в жиз ни каждого человека. Что же такое духовность? Основной смысл ду ховности - быть человеком, т. е. быть человечным по отношению к остальным людям. Правда и совесть, справедливость и свобода, нравственность и гуманизм - вот ядро духовности. Антиподом духов ности человека являются цинизм, характеризующийся презрительным отношением к культуре общества, к его духовным, нравственным цен ностям. Поскольку человек явление довольно сложное, в рамках инте ресующей нас проблемы можно выделить внутреннюю и внешнюю культу ру. Опираясь на последнюю, человек обычно подает себя окружающим. Однако именно это впечатление может оказаться обманчивым. Иногда за внешне утонченными манерами может скрываться циничный, презира ющий нормы человеческой морали индивид. В то же время не кичащийся своим культурным поведением человек может обладать богатым духов ным миром и глубокой внутренней культурой. Экономические трудности, переживаемые нашим обществом не мог ли не наложить отпечаток и на духовный мир человека. Конформизм, презрение к законам и нравственным ценностям, равнодушие и жесто кость - все это плоды безразличия к нравственному фундаменту об щества, приведшего к широкому распространению бездуховности. Условия преодоления этих нравственных, духовных деформаций в здоровой экономике, в демократической политической системе. Не меньшее значение в данном процессе имеет и широкое приобщение к мировой культуре, осмысление новых пластов отечественной художест венной культуры, в том числе и русского зарубежья, понимание куль туры как единого многоаспектного процесса духовной жизни общества. Обратимся теперь к понятию "интеллигентность", которое тесно связано с понятием духовности, хотя и не совпадает с ним. Сразу же оговоримся, что интеллигентность и интеллигенция - это разноплано вые понятия. Первое включает в себе определенные социокультурные качества человека. Второе говорит о его социальном положении, по лученном специальном образовании. На наш взгляд, интеллигентность предполагает высокий уровень общекультурного развития, нравствен ную надежность и культурность, честность и правдивость, бескорыс тие, развитое чувство долга и ответственности, верность своему сло ву, высокоразвитое чувство такта и, наконец, тот сложный сплав свойств личности, который называют порядочностью. Этот набор харак теристик, конечно же неполон, но главные из них перечислены. В становлении культуры личности большое место отводится куль туре общения. Общение - одна из важнейших сфер жизнедеятельности человека. Это важнейший канал трансляции культуры новому поколе нию. Дефицит общения ребенка со взрослыми сказывается на его раз витии. Быстрый темп современной жизни, развитие средств свя зи, структура поселения жителей больших мегаполисов зачастую приво дит к вынужденной изоляции человека. Телефоны доверия, клубы по интересам, спортивные секции - все эти организации и институты иг рают очень важную положительную роль в деле консолидации людей, создания сферы неформального общения, которая так важна для твор ческой и репродуктивной деятельности человека, сохранения устойчи вой психической структуры личности. Ценность и эффективность общения во всех его видах - служеб ного, неформального, досугового, общения в семье и т. д. - в решаю щей степени зависит от соблюдения элементарных требований культуры общения. Прежде всего это уважительное отношение к тому, с кем об щаешься, отсутствие стремления возвысится над ним, а тем более да вить на него своим авторитетом, демонстрировать свое превосходс тво. Это умение слушать, не прерывая рассуждения своего оппонента. Искусству ведения диалога надо учиться, особенно это важно сегодня в условиях многопартийности и плюрализма мнений. В такой обстанов ке особую ценность приобретает умение доказывать и обосновывать свою позицию в строгом соответствии с жесткими требованиями логики и столь же логически обоснованно, без грубых выпадов опровергать своих оппонентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Движение к гуманному демократическому общественному строю просто немыслимо без решительных сдвигов во всем здании культуры, ибо прогресс культуры - одна из сущностных характеристик общест венного прогресса вообще. Это тем более важно, если учесть, что углубление НТР означает и возрастание требований к уровню культуры каждого человека, и в то же время создание для этого необходимых условий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Баллер Э. А. "Преемственность в развитии культуры"
Орнатская Л. А. "Происхождение и формирование понятия "культура" Межуев В. М. "О понятии "Культура"
Артановский С. Н. "Историческое единство человечества и взаимное влияние культур"
|