Традиционные народные промыслы и ремесла чеченского народа - (реферат) Традиционные народные промыслы и ремесла чеченского народа - (реферат)
Традиционные народные промыслы и ремесла чеченского народа - (реферат) РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Традиционные народные промыслы и ремесла чеченского народа - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Традиционные народные промыслы и ремесла
    Дом и предметы домашнего обихода

Посуда у чеченцев почти до конца 19 века была деревянная, гончарная и медная. В ее изготовлении народные мастера достигли большого совершенства.

Гончарные изделия чаще всего покрывались глазурью с геометрическим или растительным орнаментом. Чеченская посуда  делалась обычно очень вместительной. А форму диктовало содержимое. Так, в кувшине с узким горлышком хранили топленое масло. Кувшин с широким горлышком предназначался для хранения и заквашивания молока. Кувшин для воды имел очень узкое горло, куда едва мог бы пройти детский кулачок, большую ручку и широкое круглое дно – чтобы  удобно было носить его на плече издалека - от реки или со дна ущелья.   Делали особой формы глиняные сосуды и для запасов зерна. Изделия искусных чеченских гончаров пользовались большим спросом. Деревянную посуду вытачивали на токарных станках, которые приводились в движение бурным течением горных рек. Самые прочные породы дерева – дуб, клен - шли на изготовление  посуды. Из дерева кроме кухонной посуды  делали различную утварь и предметы домашнего обихода: бочки, спицы для колес, детали повозок. Детские люльки тоже изготовлялись из дерева. Причем конструкция была такой, что  люлькой пользовались и в доме, и вне его. Мать могла, например, привязав такую люльку к спине, взять ребенка с собой на полевые работы. Удобная форма и приверженность национальной традиции – причины того, что кое-где чеченские женщины пользуются такими люльками до сих пор. Впрочем, в домашнем обиходе сохраняются и другие деревянные изделия -  подносы, чашки, ложки, маслобойки.

Традиционная медная посуда:   тазы, кружки, чаны, казаны – тоже перешла из 19 века в нынешний быт. Исторически сложилась простота и некая аскетичность чеченского жилища. Там был минимум мебели:   переносные деревянные кровати  и столики. Но бесспорным украшением помещений были изготовленные народными умельцами бытовые предметы. Кроме деревянных, медных и гончарных изделий это были произведения мастеров, работавших с шерстью и войлоком. Войлочные изделия были необходимой частью жизни: их подстилали, ими накрывались, украшали стены, утепляли комнаты. Чеченские ковры обычно имеют многоцветный орнамент и бахрому синего и красного цвета.  Бурка – это и надежная в любую непогоду одежда, и, в случае необходимости, своеобразное одеяло. Изготовлением бурок в основном занимались женщины, хоть  это был и весьма трудоемкий процесс. На работу уходило от 8 дней до месяца. Чеченские бурки, легкие, тонкие и теплые, славились. Чечня была основным производителем бурок на всем Северном Кавказе. “Чеченское сукно” тоже было весьма знаменито в 19 веке. Из него шили даже вицмундиры.    Сукно изготовляли кусками на специальном ткацком станке, после этого долго мяли, поливая теплой водой, затем раскатывали на “каталке”  и на ней же сушили. В равнинных районах Чечни были развиты промыслы плетения из тростника и лозы. Изготовлялись рогожи, циновки,   корзины. Издревле чеченцы славились и как мастера по выделке кож.       В конце 19 века в Грозном  было даже 6 кустарных предприятий этого профиля, которые изготавливали обувь, чехлы для матрасов и теплую одежду из овчины – прообраз нын ешних дубленок.

Чеченские ювелирные украшения –  браслеты,  бусы, спиральные кольца, перстни, подвески – в  древности изготовлялись из бронзы. Позднее к бронзовым украшениям добавились серебряные. Это, в частности, сугубо чеченские пуговицы, которые украшали одежду горянок. Они представляли собой клинообразные пластинки, застегивавшие одежду от груди до пояса. Мужской и женский национальный костюм

В национальной одежде чеченцев отразился и склад жизни нации, и   эстетические принципы. Традиционный  костюм изготовлялся из местных материалов. На шапки и шубы использовались овчины, на обувь – кожа  скота, шерсть перерабатывалась на войлок и сукно для  изготовления одежды.

Основными деталями мужского костюма были бешмет и штаны. Бешмет – тип полукафтана - туго обтягивал фигуру, застегиваясь до пояса на сделанные из шнурка  пуговицы-узелки и петли. Он имел высокий стоячий воротник и длинные суживавшиеся к кисти рукава, застегивавшиеся на такие же пуговицы. Ниже талии бешмет расширялся, подчеркивая стройность фигуры. По длине бешмет -  на 8-10 см. выше колен. Старики носили более длинные бешметы, чем молодежь. Бешметы для пожилых утеплялись тонким слоем шерсти или ваты. Праздничные бешметы шили из плотной хлопчатобумажной ткани, а  для зажиточных людей – из атласа, шелка, шерстяной фабричной материи, иногда довольно ярких цветов. В старину бешметы одевали прямо на тело, нижние рубашки появились позднее. Штаны  слегка сужались книзу и заправлялись в теплые суконные чулки, закрывавшие ногу от ступни до колена. Под коленями их подвязывали ремешками.  Эта одежда в сочетании с легкой мягкой обувью из сафьяна или сыромятной кожи вполне отвечала условиям жизни воина, пастуха, охотника. Она не стесняла движений, позволяя бесшумно ходить по горным тропам, лазить по скалам. В то же время традиционный костюм  соответствовал эталону  мужской красоты,   который подразумевал стройность, подтянутость,   широкие плечи,   тонкую талию. Праздничный мужской костюм включал в себя черкеску, которая одевалась поверх бешмета и шилась из лучших

сортов сукна.   Покрой черкески совпадал с бешметом, но она застегивалась только у талии и не имела воротника. Прямые и широкие рукава в парадных черкесках спускались ниже кисти. Такие черкески носили с отогнутыми рукавами. Характерной деталью черкески были нашитые по обеим сторонам груди газырницы –  карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали газыри – деревянные трубочки с  зарядами для огнестрельного оружия. К концу 19 века,   с появлением пятизарядной винтовки, газырницы утратили свое значение и сохранились в качестве украшения. Черкеску носили  застегнутой и подпоясанной узким поясом, на котором висел кинжал, иногда шашка  или пистолет. Характерная чеченская одежда – бурка. Это - накидка с узкими плечами, колоколом расширяющаяся книзу. Бурка - идеальная одежда для всадника, защищающая и его, и  лошадь  от дождя, снега, ветра и жары. При ночлеге в поле бурка служила также  подстилкой и одеялом. Головным убором чеченцев была шапка из овчины, скроенная папахой. В  дорогу поверх папахи обычно надевался башлык. Для мужской одежды чеченцев характерна  темная цветовая гамма. Башлыки и бешметы были обычно контрастного цвета, оживляя костюм ярким пятном. Богатые люди  носили белые бурки, черкески, папахи.

Женская одежда обычно подчеркивала возрастные и социальные различия. Все чеченские женщины в 19 веке носили рубаху типа туники с разрезом на груди и маленьким стоячим воротничком, застегивавшимся на пуговицу. Рубаха из хлопка или шелка доходила до щиколоток. Длинные прямые рукава прикрывали кисть руки, а в праздничных рубахах иногда спускались до пола. Под рубаху надевались широкие штаны,   внизу собранные в оборку.   У праздничного костюма низ штанин обшивали шелком. Чеченка в рубахе и в штанах, дополненных соответствующим возрасту и положению головным убором, могла выходить за пределы дома. Поверх рубахи одевалось платье – распашное до пола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса.   Рукав платья был разрезан почти до плеча, спускался  ниже кисти руки и закруглялся внизу. Парадные платья шили из бархата или тяжелого шелка.  Под платье поверх рубашки носили короткий  туго облегающий кафтанчик с узкими рукавами. Он застегивался спереди до пояса, иногда имелся стоячий воротничок.   На кафтанчик обычно нашивали в качестве украшений серебряные

застежки - вызолоченные, с бирюзой или цветными стеклами, с  гравировкой чернью или филигранью. Форма этих застежек сохранялась без изменений столетиями. Полы и рукава украшали золотым шитьем. Еще одно важное украшение  женской одежды – пояс. Его надевали поверх платья. Пояс мог быть кожаным или из ткани, но  обязательно с большими серебряными пряжками и бляхами. Самыми красивыми и ценными были пояса из серебра. Их вместе с нагрудными застежками передавали по наследству из поколения в поколение. Головной убор чеченки – платок. Девушки  складывали его углом, концы  проводили под подбородком и закалывали сзади. Замужняя чеченка носила на голове “чухт” – мешочек, куда вкладывались косы. При выходе из дому и при посторонних “чухт”, закрывавший косу, прикрывали  платком. Традиционный костюм чеченцев претерпел немало изменений в 20 веке. Но, надо сказать, что сельские жители, особенно пожилые,   и сейчас сохраняют  верность национальной одежде. Оружие

    ИЗ ИСТОРИИ ЧЕЧЕНСКОГО ОРУЖИЯ

Жизнь в горах многому учила чеченцев. Они стали отличными охотниками, строителями оборонительных сооружений,   воинами-защитниками. Горы помогали: засеет крестьянин поле,   идет в горы - руду искать. Найдет медную – делает посуду, свинцовую – отливает пули. Первые средства обороны были из камня и дерева. Заостренные и круглые камни метали пращой с высоких боевых башен. Чисто чеченским  изобретением тех времен была “копьеметалка”. Ее изготавливали  из саблеобразных   рогов  горных козлов. Рога укрепляли на деревянной подставке и натягивали между ними тетиву из ремней или турьих жил. Копье из такого орудия летело с огромной силой на большое расстояние. В ближнем бою использовали палицы. Из прутьев крепкого дерева плели щиты и кольчуги.   Щиты обтягивали кожей. Самое крепкое  в кавказских лесах дерево  - граб - считалось священным, строить из него запрещалось. Из граба  делали  оружие, а из молодых побегов – стрелы, которые   имели плоскую форму и оперение,   придававшее им скорость и вращение. Орудием для стрел был так называемый “сложный” лук - большого размера, часто – с двумя тетивами; внутреннюю сторону укрепляли роговые пластины, а  внешнюю – кожа. Стрелять из такого лука мог только очень сильный человек, обладающий зоркостью и хорошей  координацией, чтобы попадать в цель на полном скаку. Стрелы использовали  вплоть до начала 18 века.          

С появлением металла чеченское оружие  прославилось саблями, шашками, кинжалами.   Изготовлявшие их мастера были известны далеко за пределами Чечни. “Яростнее медведя оружие”, “Как волк оружие”, - говорили в народе не случайно: в закалке клинка  использовали волчий и медвежий жир. Технология закалки передавалась от отца к сыну и держалась мастерами в тайне. Один из секретов дошел до наших дней:   раскаленную пластину, привязанную к длинному шнуру из ремней,   бросали  в пропасть  и   быстро поднимали. Считалось, что  скорость соприкосновения раскаленного металла с воздухом влияла на качество стали.   На изготовление сабли мастер вместе с подмастерьем  затрачивал более месяца,   на кинжал – около двух недель. “Нет более надежного помощника, чем клинок”, - гласит народная мудрость. Кинжал использовался не только в бою, но и в труде, охоте, танцах. До Кавказской войны  оружейники   не сильно заостряли конец кинжала.   Заколовший врага кинжалом  считался плохим бойцом, не умеющим владеть оружием. Сколь виртуозны были мастера при производстве орудия удара, столь изобретательны были и в средствах защиты. Например, “кхалкхан” - металлическая рогуля  - специфически чеченское  орудие защиты. Рогуля имела длину около полуметра и утолщенную ручку с деревянной рукояткой. Горцы прятали ее под верхней одеждой, в бою же молниеносно подставляли под  сабельный удар. Попавшая в рогулю сабля чаще всего ломалась. Второе предназначение рогули – подставка для кремневого ружья.  Оружие горца было его гордостью, оно всегда блестело, бережно хранилось. Им украшали стены жилища, развешивая на коврах. Даже бедняки старались иметь качественное оружие.     КНИГА ОБ ИСТОРИИ И  ЭСТЕТИКЕ  ЧЕЧЕНСКОГО ОРУЖИЯ

Для тех, кто  серьезно интересуется историей чеченского оружия, мы предлагаем отрывки из книги  Исы Асхабова “Чеченское оружие”. Это – уникальная книга: исследование, альбом и справочник одновременно. Автор  изучал  чеченское оружие и  собирал сведения о нем практически всю жизнь. Книга охватывает историю горского оружия с глубокой древности до наших дней. Фотографии, рисунки-схемы, свидетельства историков, литературные ассоциации, репродукции живописи способствуют более глубокому раскрытию темы. Текст в книге дается на русском и на английском языке.

 ШАШКИ. Слово “шашка” происходит от черкесского сашхо – длинный нож. Клинок шашки должен был быть легким как перышко, упругим как лоза и острым как бритва. Наибольшей популярностью у чеченцев пользовались шашки “гурда”, “калдам” и “терс-маймал”  (иначе – “волчок”). Имея высокое качество, они стоили очень дорого, составляли предмет гордости не только горцев и казаков, но и офицеров царской армии, служивших на Кавказе. Имена владельцев таких клинков были известны и вызывали зависть, и нередко такие шашки добывались в жестоких боях “когда над телом убитого завязывались отчаянные схватки, и смерть одного влекла за собой гибель десятка других прежде, чем удавалось завладеть оружием”, свидетельствует историк В. Потт. Шашка “терс-маймал” - “волчок” помимо всех прочих достоинств обладала еще и особой гибкостью: ее можно было свернуть и уложить в сито для просеивания муки диаметром 40-50 см. Существовала поговорка: “Чеченский волк уснул в своем логове. Осмелишься ли его разбудить? ” Вынуть из сита такую шашку решался не всякий.

КИНЖАЛЫ. “Свободы тайный страж, карающий кинжал, Последний судия позора и обиды…” -  эпиграфом из Пушкина открывается эта глава книги. Кинжал – древнее оружие чеченцев. Подтверждением тому служат многочисленные археологически находки на территории республики. Кинжалы подразделялись на два вида: вороненые и зеркальные. До 19 века чеченские кинжалы  отличались большими размерами: шириной  до 9 см. , длиной до 60 см. Впоследствии они видоизменились: стали более легкими и изящными. Возможно, это произошло с прекращением активных военных действий или под влиянием моды. Но высокое качество клинка сохранялось всегда.   Чеченские оружейники делали кинжалы, которые могли перерубить кузнечные клещи. “…Лезвие его, с одной стороны обыкновенное, с другой зазубрено в виде пилы, которая легко распиливает самую крепкую сталь”, - описывал один из кинжалов исследователь в 19 веке. Необычно выглядели клинки мастера Талхига, жившего во второй половине 19 века. Он использовал английские иглы для швейных машинок, которые в готовом изделии четко просматривались, словно их не ковали, а покрыли лаком.

Кинжалы лучших мастеров ценились очень высоко. Их стоимость приравнивалась к стоимости дома, скакуна. Крупными центрами по производству клинков были аулы Большие и Малые Атаги.

ОФОРМЛЕНИЕ КИНЖАЛОВ И ШАШЕК. Изначально оружие горца не отличалось изяществом оформления. Красоту клинку придавали, натирая его до блеска хлопьями от каленого железа, собранными с наковальни. Рукоятки делали из дерева, рога тура или буйвола. Им придавали черный цвет, долговременным втиранием разведенного на масле порошка древесного угля. Со  второй половины 19 века на рукоятки стали чаще использовать и дорогие материалы, такие как слоновая и моржовая кость.   Серебром и золотом украшали также ножны. Существовало правило: за кинжал с серебряными ножнами и рукоятью нужно было платить налог в пользу бедных; за кинжал со скромными серебряными украшениями  налог не взимался. Некоторые шашки украшали орнаментом на клинке – обычно длиной 10-15 см. от рукояти, реже на всю длину клинка. По желанию заказчика мастера-оформители могли нанести методом травления имя оружейника, узор, дарственную надпись или изречение из Корана. БУЛАТ.     “…Отделкой золотой блистает мой кинжал, Клинок надежный, без порока. Булат его хранит таинственный закал – Наследье бранного Востока…”, писал в стихотворении “Поэт” М. Ю. Лермонтов.

По чеченской легенде, однажды  оружейник выковал такую шашку, которая при пробе отрубила выступ наковальни, а  на клинке не осталось и зазубрины. Тогда мастер, осознав, каким страшным оружием может стать такая шашка в руках врага, уничтожил ее и поклялся больше не делать таких клинков. Кузнец-оружейник – весьма уважаемая у чеченцев профессия. Традиционно это семейное ремесло, секреты которого – в первую очередь методы обработки и закалки металла - передавались от отца к сыну. Качественную сталь для клинков чеченцы называли булатом. Существовали многочисленные названия булатов. Характерно, что многие из них стали мужскими именами: “барсу подобный булат” - Цокбулат; “красивый булат” - Хазбулат; “недремлющий булат” - Самбулат; “булат для боевого топора” - Джамбулат; “черный булат” - Арбулат; “видный булат” - Товбулат; “ особый булат” - Бейбулат. ВОИНСКОЕ СНАРЯЖЕНИЕ.   Черкеска из черного,  коричневого или белого сукна с серебряными газырями; талия опоясана дорогим наборным поясом, на поясе кинжал в золотой или серебряной оправе;

    за спиной кремневый пистолет и ружье,

инкрустированные драгоценным металлом; слева на поясе шашка или сабля в прекрасных ножнах; на ногах мягкие горские сапоги; башлык, шитый золотом, охватывает плечи; бурка, приторочена к седлу; конь, в нетерпении перебирающий на месте ногами – таков поэтический образ горца-воина, сложившийся в 18-19 веках. К традиционному военному искусству и к военному костюму чеченских мальчиков приучают с детства. Газыри имели практическое значение и придавали красоту черкеске. По семь и более штук располагалось на черкеске по обе стороны груди. В них содержалась точная мера заряда пороха или хранились пули. Газыри вставлялись в кармашки. Ими

одинаково удобно было  пользоваться и стоя, и лежа на земле. Навершия, выступающие из карманчиков, были из металла, кости, серебра. Украшения газырей обычно гармонировали с отделкой оружия. Снаряжением для огнестрельного оружия являлись пороховницы и натруски. Натруска имела сверху устройство для отсыпки пороха. В пороховнице было верхнее отверстие, которое закрывалось крышкой. Эти приспособления,   дошедшие до наших дней, выполнены из различных материалов и необычайно разнообразны по форме и декору. Практическое назначение и красивую форму сочетали  и детали мужского пояса. Так, свисающие  по бокам кожаные ленты (мот)  служили прежде для

привязывания коробочек с кремнями, пыжами, смазочным жиром.   Впоследствии они стали украшением пояса. В 19 веке русские военные оценили красоту и удобство горского военного снаряжения и переняли его.  В черкесках щеголяла знать и на балах и приемах  при дворе. Личным конвоем царя Николая Второго были горцы в традиционной одежде и воинском снаряжении.   О КНИГЕ “ЧЕЧЕНСКОЕ ОРУЖИЕ”

Представляя книгу читателям, депутат Государственной думы  России, заместитель председателя Комитета по культуре и туризму Г. Омаров подчеркивает: "".... издание книги "Чеченской оружие" мы рассматриваем как символ единства истории и культуры братских народов Кавказа, как призыв к миру, согласию и добрососедству"". ".... До появления этой работы наука располагала довольно скудными сведениями о развитии оружейного ремесла у чеченцев. Архивные материалы почти не содержат сведений о мастерах-оружейниках, и до последнего времени по этому региону были лишь литературные источники, - пишет в предисловии к книге кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Государственного исторического музея Э. Аствацатурян. До сих пор целая область ремесла и искусства оставалась неисследованной, более того, почти утраченной, не оставив о себе памяти. И вот нашелся человек, который в такие трудные для чеченского народа 1990-е годы взялся за ликвидацию этого пробела. В тяжелое время между войнами он обходил одно селение за другим, собирая сведения о работавших там когда-то мастерах. До появления исследования И. Асхабова были известны лишь 14 имен мастеров-оружейников. Он выявил еще 148 имен.... Трудно переоценить значение этой работы. Имена мастеров в сопоставлении с подписями и клеймами позволят выявить изделия этих мастеров, хранящиеся пока как анонимные экспонаты в наших музеях, - завершает свое предисловие к книге “Чеченское оружие” ведущий научный сотрудник Государственного исторического музея Э. Аствацатурян. - Уже на первых этапах знакомства с работой автора удалось выявить в фондах нашего музея чеченский кинжал работы мастера Махмада из аула Джугурта. Книга И. Асхабова станет вкладом как в изучение истории чеченского народа, так и в оружиеведение". “Научное исследование И. Асхабова является уникальным явлением в исторической науке республики. Перед читателями открывается не только мастерство народа по изготовлению оружия, но и новые, неисследованные страницы исторического прошлого чеченского народа…”, так отозвался об этом уникальном издании писатель А. Айдамиров. “Главное достоинство книги в том, что автор пишет не столько о самом оружии, сколько об оружии как элементе народной культуры, открывая народу замечательных и талантливых мастеров”, считает депутат Госдумы России  А. Аслаханов. А вот как отозвался о книге И. Асхабова поэт, член Союза писателей России М. Гешаев: “Я был просто обрадован и потрясен, узнав, что нашелся человек, по-настоящему влюбленный в свое дело, вернувший нашему народу имена прекрасных мастеров, прославивших чеченский народ своими отличными оружейными изделиями… Хочется верить, что Асхабов продолжит начатое дело и порадует нас своими новыми открытиями…” “Название книги “Чеченское оружие” с первого взгляда режет слух чрезвычайной сухостью и физической суровостью. Но после прочтения первых же строк это впечатление исчезает бесследно, - пишет кандидат исторических наук С. Умаров. - Более того, убеждаешься в том, что оружие для автора не главный объект исследования, а средство для раскрытия тайн историчских судеб создателей и носителей этого оружия…”. И, в заключение, мнение ученого-этнолога С. Хасиева: “Труд И. Асхабова, став достоянием общественности, станет существенной подмогой для ученого мира и будет способствовать дальнейшим изысканиям в этом направлении…” 



      ©2010