Сравнение цивилизации, формации и культуры. - (реферат) Сравнение цивилизации, формации и культуры. - (реферат)
Сравнение цивилизации, формации и культуры. - (реферат) РЕФЕРАТЫ РЕКОМЕНДУЕМ  
 
Тема
 • Главная
 • Авиация
 • Астрономия
 • Безопасность жизнедеятельности
 • Биографии
 • Бухгалтерия и аудит
 • География
 • Геология
 • Животные
 • Иностранный язык
 • Искусство
 • История
 • Кулинария
 • Культурология
 • Лингвистика
 • Литература
 • Логистика
 • Математика
 • Машиностроение
 • Медицина
 • Менеджмент
 • Металлургия
 • Музыка
 • Педагогика
 • Политология
 • Право
 • Программирование
 • Психология
 • Реклама
 • Социология
 • Страноведение
 • Транспорт
 • Физика
 • Философия
 • Химия
 • Ценные бумаги
 • Экономика
 • Естествознание




Сравнение цивилизации, формации и культуры. - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

     Р   Е   Ф   Е   Р   А   Т
    студентки факультета ЭА
    Долгиревой Натальи Владимировны
    на тему: "Сравнение цивилизации, формации
    и культуры"
    ---
     _План:
    1. Цивилизация и культура.
    2. Понятие формации
    3. Понятие цивилизации
    4. Цивилизация и формация как разные среды в развитии
    общества.
    5. Заключение
    Попробуем сравнить три важнейших понятия в жизни человека:
    цивилизация, формация и культура.
    Понятие цивилизации тесно сопряжено с понятием культуры,

причем не только в негативном смысле, но и в позитивном плане, т. е. противопроставляется культуре, как материальное, техни ческое - духовному, как стандартное и бесчеловечное - уникаль ному и гуманному. О. Шпенглер рассматривал цивилизацию, как

упадок культуры: "Цивилизация есть неизбежная судьба культу ры.... логическое следствие, завершение и исход культуры". Но такое противопоставление не является адекватным отражением

противоречий современного мира. Цивилизация есть социокультур ное образование, и этим она отличается от формации, окружающей систему социальных связей безотносительно к культуре. Отсюда вытекает сама возможность использования понятия цивилизации для характеристики конкретных пространственно-ограниченных об ществ с их своеобразной культурой. Иначе говоря в мире сущест вует не одна, а множество локальных цивилизаций, способных

сохранять свои типичные особенности в различных общественных формациях.

    Противопоставление цивилизации и культуры коренится в глу

бинных противоречиях развития цивилизации, порождающее в ходе своего развития насилие, войны, разрушение и гибель культур, отчуждение и эксплуатацию, богатство одних и нищету других. И все-таки противопоставление культуры и цивилизации теоретичес ки неправомерно, ибо без культуры существование цивилизации немыслимо, поскольку она теряет тогда своего субъекта - чело века, способного воспроизводить условия цивилизации и разви вать ее.

    Многообразие культур в рамках цивилизации не исключает на

личия у них общих моментов, общих проблем, общих принципов, например, принципов гуманизма, во-первых, и взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения культур - во-вторых. То, что эти процессы протекают не без противоречий, не отменя ет их значения для прогресса цивилизации. Ведь и различные об щественные формации - каждая по своему - вносят свой вклад в развитие цивилизации.

    Формация и цивилизация разные среды в развитии общества

как целостной системы. Как нельзя познать механизм развития любого общества, исследуя только базисные факторы и опустив надстроечные, так невозможно и понять секреты управления об щественным развитием, ориентируясь либо только на формацион ный, либо только на цивилизационный аспект в его динамике.

Формация - социоэкономическая категория, цивилизация - социо культурная.

    Понятие формации имеет значение как системообразующего на

чала всего социально-экономического и политического строя дан ного общества. Формации различаются по доминирующим формам

собственности. Переход от одной формации к другой обусловлен сменой форм собственности на основные средства производства, происходящей под влиянием прогресса производительных сил, отк рывающего новые материальные возможности для человеческой дея тельности, для формирования общественных отношений.

    В понятии цивилизация объединяются социальные и культурные

аспекты жизни общества, цивилизация представляет собой этап истории, начинающийся вместе с выходом истории из естественно го, т. е. первобытного, состояния и развивающемся далее на ос нове им самим создаваемых предпосылок, что она характеризует преемственность в развитии общества. Вместе с тем настойчиво утверждалась мысль, что фактически в истории существуют раз личные цивилизации, так сказать "формационные": капиталисти ческая цивилизация, коммунистическая цивилизация и т. п. В ито ге цивилизационный подход терял свою относительную самостоя тельность и подчинялся формационному, а понятие цивилизации становилось подсобным, нужным лишь для выполнения некоторых аспектов общественно-экономической формации. Если теория фор маций ориентирована на выявление закономерностей, присущих об ществу на различных этапах истории, а так же его структуры на каждом из этих этапов, то цивилизационный подход решает совер шенно иные познавательные задачи. Две из них являются главны ми. Первая - это анализ социальных механизмов деятельности лю дей, обеспечивающих саму возможность существования общества на данном, т. е. цивилизованном уровне, уберегающих его от рас пада и одичания. Эти механизмы постоянно развиваются, совер шенствуются или устраняются. Если тот или иной механизм устра няется, то начинается деградация связанных с ним социальных структур. Каждая последующая формация является и шагом вперед в развитии цивилизации, а не посягательством на ее основы. Ги бель тех или иных цивилизаций в прошлом не останавливала исто рического движения, потому что это были локальные катастрофы. Прогресс цивилизации при всей его противоречивости все-таки связан с развитием и совершенствованием ее социальных механиз мов. Эти механизмы обеспечивают для жизни современного общест ва развитие производительных сил, техники, науки, поддерживают соответствующую динамику общественных отношений.

    Вторая задача, которая решается цивилизованным подходом к

истории, - выявление ее человеческого измерения, механизмов формирования личности цивилизованного человека, анализ культу ры, как меры развития человека, его способности к деятельнос ти.

    Понятие "цивилизации" шире понятия формации, однако эту ее

объемность нельзя рассматривать упрощенно: нельзя скажем ут верждать, что цивилизация - это формация плюс сфера культуры данного общества. Различия между этими категориями обусловлены еще неадекватностью структурных связей между явлениями и про цессами.

    Итак, такие понятия как цивилизация, формация и культура

нельзя уравнять, но в то же время они тесно связаны между со бой.

     _Используемая литература:
    "Цивилизации" под редакцией М. А. Барг
    1 и 2 выпуски



      ©2010