Сравнение цивилизации, формации и культуры. - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
Р Е Ф Е Р А Т студентки факультета ЭА Долгиревой Натальи Владимировны на тему: "Сравнение цивилизации, формации и культуры" --- _План: 1. Цивилизация и культура. 2. Понятие формации 3. Понятие цивилизации 4. Цивилизация и формация как разные среды в развитии общества. 5. Заключение Попробуем сравнить три важнейших понятия в жизни человека: цивилизация, формация и культура. Понятие цивилизации тесно сопряжено с понятием культуры,
причем не только в негативном смысле, но и в позитивном плане, т. е. противопроставляется культуре, как материальное, техни ческое - духовному, как стандартное и бесчеловечное - уникаль ному и гуманному. О. Шпенглер рассматривал цивилизацию, как упадок культуры: "Цивилизация есть неизбежная судьба культу ры.... логическое следствие, завершение и исход культуры". Но такое противопоставление не является адекватным отражением противоречий современного мира. Цивилизация есть социокультур ное образование, и этим она отличается от формации, окружающей систему социальных связей безотносительно к культуре. Отсюда вытекает сама возможность использования понятия цивилизации для характеристики конкретных пространственно-ограниченных об ществ с их своеобразной культурой. Иначе говоря в мире сущест вует не одна, а множество локальных цивилизаций, способных сохранять свои типичные особенности в различных общественных формациях.
Противопоставление цивилизации и культуры коренится в глу
бинных противоречиях развития цивилизации, порождающее в ходе своего развития насилие, войны, разрушение и гибель культур, отчуждение и эксплуатацию, богатство одних и нищету других. И все-таки противопоставление культуры и цивилизации теоретичес ки неправомерно, ибо без культуры существование цивилизации немыслимо, поскольку она теряет тогда своего субъекта - чело века, способного воспроизводить условия цивилизации и разви вать ее.
Многообразие культур в рамках цивилизации не исключает на
личия у них общих моментов, общих проблем, общих принципов, например, принципов гуманизма, во-первых, и взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения культур - во-вторых. То, что эти процессы протекают не без противоречий, не отменя ет их значения для прогресса цивилизации. Ведь и различные об щественные формации - каждая по своему - вносят свой вклад в развитие цивилизации.
Формация и цивилизация разные среды в развитии общества
как целостной системы. Как нельзя познать механизм развития любого общества, исследуя только базисные факторы и опустив надстроечные, так невозможно и понять секреты управления об щественным развитием, ориентируясь либо только на формацион ный, либо только на цивилизационный аспект в его динамике. Формация - социоэкономическая категория, цивилизация - социо культурная.
Понятие формации имеет значение как системообразующего на
чала всего социально-экономического и политического строя дан ного общества. Формации различаются по доминирующим формам собственности. Переход от одной формации к другой обусловлен сменой форм собственности на основные средства производства, происходящей под влиянием прогресса производительных сил, отк рывающего новые материальные возможности для человеческой дея тельности, для формирования общественных отношений.
В понятии цивилизация объединяются социальные и культурные
аспекты жизни общества, цивилизация представляет собой этап истории, начинающийся вместе с выходом истории из естественно го, т. е. первобытного, состояния и развивающемся далее на ос нове им самим создаваемых предпосылок, что она характеризует преемственность в развитии общества. Вместе с тем настойчиво утверждалась мысль, что фактически в истории существуют раз личные цивилизации, так сказать "формационные": капиталисти ческая цивилизация, коммунистическая цивилизация и т. п. В ито ге цивилизационный подход терял свою относительную самостоя тельность и подчинялся формационному, а понятие цивилизации становилось подсобным, нужным лишь для выполнения некоторых аспектов общественно-экономической формации. Если теория фор маций ориентирована на выявление закономерностей, присущих об ществу на различных этапах истории, а так же его структуры на каждом из этих этапов, то цивилизационный подход решает совер шенно иные познавательные задачи. Две из них являются главны ми. Первая - это анализ социальных механизмов деятельности лю дей, обеспечивающих саму возможность существования общества на данном, т. е. цивилизованном уровне, уберегающих его от рас пада и одичания. Эти механизмы постоянно развиваются, совер шенствуются или устраняются. Если тот или иной механизм устра няется, то начинается деградация связанных с ним социальных структур. Каждая последующая формация является и шагом вперед в развитии цивилизации, а не посягательством на ее основы. Ги бель тех или иных цивилизаций в прошлом не останавливала исто рического движения, потому что это были локальные катастрофы. Прогресс цивилизации при всей его противоречивости все-таки связан с развитием и совершенствованием ее социальных механиз мов. Эти механизмы обеспечивают для жизни современного общест ва развитие производительных сил, техники, науки, поддерживают соответствующую динамику общественных отношений.
Вторая задача, которая решается цивилизованным подходом к
истории, - выявление ее человеческого измерения, механизмов формирования личности цивилизованного человека, анализ культу ры, как меры развития человека, его способности к деятельнос ти.
Понятие "цивилизации" шире понятия формации, однако эту ее
объемность нельзя рассматривать упрощенно: нельзя скажем ут верждать, что цивилизация - это формация плюс сфера культуры данного общества. Различия между этими категориями обусловлены еще неадекватностью структурных связей между явлениями и про цессами.
Итак, такие понятия как цивилизация, формация и культура
нельзя уравнять, но в то же время они тесно связаны между со бой.
_Используемая литература: "Цивилизации" под редакцией М. А. Барг 1 и 2 выпуски
|